Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ. ПОГАШЕНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ

Рубрика: Государство и РЦБ, Основы рынка ценных бумаг

Важнейшей частью фондового рынка выступает сектор государственных ценных бумаг, т.е. долговых обязательств федерального правительства. Возникновение этого вида ценных бумаг связано с развитием экономи­ческих функций государства, для реализации которых была создана система государственных финансов, состоящая из двух дополняющих друг друга подсистем: бюджетной и кредитной.

Бюджет современного государства, как правило, характеризуется превышением расходов над доходами, т. е. он дефицитен. Дефицит госу­дарственного бюджета следует рассматривать в связи с особенностями развития страны на конкретном историческом этапе. Дефицит негати­вен, если он — следствие войн, милитаризации экономики, снижения уров­ня национального производства, ошибок и просчетов правительства и т.п. Дефицит может быть позитивным, если он отражает активное участие государства в экономическом росте страны. В этом случае его преодоле­ние встречает меньше трудностей. Вместе с тем бюджет, сбалансирован­ный по доходам и расходам, всегда свидетельствует о пропорционально развивающейся стабильной национальной экономике.
Дефицит государственного бюджета может быть покрыт (уменьшен) за счет кредитов, полученных от Центрального банка РФ. Подобные банки во всех странах принадлежат государству. Если получить кредит невозможно или он недостаточен, прибегают к денежным эмиссиям (они нежелательны, ибо ведут к инфляции) или к выпуску долговых обяза­тельств государства. Выпуск последних во всех странах имеет тенден­цию к возрастанию и ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг — общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним. С уче­том сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают государствен­ный долг капитальный (задолженность, по которой срок платежа не на­ступил) и текущий (срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюд­жетном году).
В условиях централизованно-плановой экономики, основанной на без­раздельном господстве общественной собственности и жестком диктате государства в экономике и политике, государственный долг перестает быть императивным, превращаясь в совокупность обязательств, подверженных манипуляциям со стороны государства. Об этом свидетельствует существо­вавшая в СССР до 1958 г. система ежегодных принудительных займов, не приносивших реальных доходов. Неоднократный отказ государства вы­полнять обязательства перед своими гражданами — свидетельство неэф­фективности и банкротства этой системы.
Рыночная экономика, основанная на законах, обязательных к ис­полнению, в частности на соблюдении имущественных обязательств, предполагает наличие оформленных в виде государственного долга долговых обязательств государства как перед юридическими, так и пе­ред физическими лицами1.
Переход России к рыночной экономике потребовал вновь вернуться к определению понятия, состава государственного внутреннего долга, принципов управления им и контроля за его состоянием, порядка его обслуживания. Все это было изложено в Законе Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.).
В Законе отмечено, что «государственным внутренним долгом Рос­сийской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации… перед юридическими лицами, если иное не установлено законодатель­ными актами Российской Федерации»2. Государственный внутренний долг обеспечивается всеми активами Российской Федерации.
Государственный внутренний долг России имеет следующие фор­мы: 1) кредиты, полученные Правительством РФ; 2) государственные займы, т.е. эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) дру­гие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности про­шлых лет и задолженности, вновь возникающей. В него включаются долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). РФ не несет ответственности по долговым обязательствам националь­но-государственных и административно-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.
Управление государственным внутренним долгом РФ производится Правительством РФ на основе законодательных актов, принятых Госу­дарственной Думой и утвержденных Президентом РФ. Государственная Дума при утверждении республиканского бюджета РФ устанавливает вер­хний предел государственного внутреннего долга и определяет политику по отношению к нему. Правительство РФ определяет порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения государственных долговых обязательств.
Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями (если иное не установлено Правитель­ством РФ). Оно заключается в операциях по размещению долговых обя­зательств, их погашении и выплате доходов в виде процентов по ним в той или в иной форме. Все связанные с этим затраты производятся за счет средств бюджета РФ.
Состояние государственного внутреннего долга РФ контролирует­ся Государственной Думой. Правительство обязано ежегодно не позднее мая текущего года публиковать данные о состоянии государственного долга РФ за предыдущий финансовый год.
Погашение государственного внутреннего долга происходит за счет государственного бюджета. Оно предполагает погашение займов по истечении срока погашения, а также выплату процентов (в том числе в купонной форме) и дисконтной разницы. В расходах бюджета необхо­димые для этого средства даются отдельной строкой.
Мировая практика погашения государством своего долга предпо­лагает выпуск новых ценных бумаг: государство строит «финансовую пирамиду», отличающуюся от подобных же «пирамид» частных фирм тем, что она имеет более надежное обеспечение (собственность госу­дарства, налоги и другие доходы).
От обычного погашения государственного долга следует отличать его реструктуризацию, т.е. пересмотр ранее принятых финансовых обя­зательств государства. Этот пересмотр, как правило, является результа­том соглашения государства-должника с его кредиторами и означает ре­альное сокращение долгового бремени. Реструктуризация долга означает не только уменьшение размеров долга, но и отсрочку всех платежей по нему. В настоящее время Россия ведет переговоры о реструктуризации как своего внутреннего, так и внешнего государственного долга.





Метка: ,