ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ. ПОГАШЕНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ
Рубрика: Государство и РЦБ, Основы рынка ценных бумагВажнейшей частью фондового рынка выступает сектор государственных ценных бумаг, т.е. долговых обязательств федерального правительства. Возникновение этого вида ценных бумаг связано с развитием экономических функций государства, для реализации которых была создана система государственных финансов, состоящая из двух дополняющих друг друга подсистем: бюджетной и кредитной.
Бюджет современного государства, как правило, характеризуется превышением расходов над доходами, т. е. он дефицитен. Дефицит государственного бюджета следует рассматривать в связи с особенностями развития страны на конкретном историческом этапе. Дефицит негативен, если он — следствие войн, милитаризации экономики, снижения уровня национального производства, ошибок и просчетов правительства и т.п. Дефицит может быть позитивным, если он отражает активное участие государства в экономическом росте страны. В этом случае его преодоление встречает меньше трудностей. Вместе с тем бюджет, сбалансированный по доходам и расходам, всегда свидетельствует о пропорционально развивающейся стабильной национальной экономике.
Дефицит государственного бюджета может быть покрыт (уменьшен) за счет кредитов, полученных от Центрального банка РФ. Подобные банки во всех странах принадлежат государству. Если получить кредит невозможно или он недостаточен, прибегают к денежным эмиссиям (они нежелательны, ибо ведут к инфляции) или к выпуску долговых обязательств государства. Выпуск последних во всех странах имеет тенденцию к возрастанию и ведет к образованию государственного долга.
Государственный долг — общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним. С учетом сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. По срокам погашения различают государственный долг капитальный (задолженность, по которой срок платежа не наступил) и текущий (срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году).
В условиях централизованно-плановой экономики, основанной на безраздельном господстве общественной собственности и жестком диктате государства в экономике и политике, государственный долг перестает быть императивным, превращаясь в совокупность обязательств, подверженных манипуляциям со стороны государства. Об этом свидетельствует существовавшая в СССР до 1958 г. система ежегодных принудительных займов, не приносивших реальных доходов. Неоднократный отказ государства выполнять обязательства перед своими гражданами — свидетельство неэффективности и банкротства этой системы.
Рыночная экономика, основанная на законах, обязательных к исполнению, в частности на соблюдении имущественных обязательств, предполагает наличие оформленных в виде государственного долга долговых обязательств государства как перед юридическими, так и перед физическими лицами1.
Переход России к рыночной экономике потребовал вновь вернуться к определению понятия, состава государственного внутреннего долга, принципов управления им и контроля за его состоянием, порядка его обслуживания. Все это было изложено в Законе Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.).
В Законе отмечено, что «государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации… перед юридическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации»2. Государственный внутренний долг обеспечивается всеми активами Российской Федерации.
Государственный внутренний долг России имеет следующие формы: 1) кредиты, полученные Правительством РФ; 2) государственные займы, т.е. эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ; 3) другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и задолженности, вновь возникающей. В него включаются долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет). РФ не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, если они не были гарантированы Правительством РФ.
Управление государственным внутренним долгом РФ производится Правительством РФ на основе законодательных актов, принятых Государственной Думой и утвержденных Президентом РФ. Государственная Дума при утверждении республиканского бюджета РФ устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга и определяет политику по отношению к нему. Правительство РФ определяет порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения государственных долговых обязательств.
Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями (если иное не установлено Правительством РФ). Оно заключается в операциях по размещению долговых обязательств, их погашении и выплате доходов в виде процентов по ним в той или в иной форме. Все связанные с этим затраты производятся за счет средств бюджета РФ.
Состояние государственного внутреннего долга РФ контролируется Государственной Думой. Правительство обязано ежегодно не позднее мая текущего года публиковать данные о состоянии государственного долга РФ за предыдущий финансовый год.
Погашение государственного внутреннего долга происходит за счет государственного бюджета. Оно предполагает погашение займов по истечении срока погашения, а также выплату процентов (в том числе в купонной форме) и дисконтной разницы. В расходах бюджета необходимые для этого средства даются отдельной строкой.
Мировая практика погашения государством своего долга предполагает выпуск новых ценных бумаг: государство строит «финансовую пирамиду», отличающуюся от подобных же «пирамид» частных фирм тем, что она имеет более надежное обеспечение (собственность государства, налоги и другие доходы).
От обычного погашения государственного долга следует отличать его реструктуризацию, т.е. пересмотр ранее принятых финансовых обязательств государства. Этот пересмотр, как правило, является результатом соглашения государства-должника с его кредиторами и означает реальное сокращение долгового бремени. Реструктуризация долга означает не только уменьшение размеров долга, но и отсрочку всех платежей по нему. В настоящее время Россия ведет переговоры о реструктуризации как своего внутреннего, так и внешнего государственного долга.