Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ЭМИССИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, ИХ ВИДЫ

Рубрика: Государство и РЦБ, Основы рынка ценных бумаг

В СССР при планово-административной экономике все хозяйствующие субъекты получали необходимый им капитал либо по централизованным разнарядкам из бюджета, либо по утвержденным правительством кре­дитным планам государственных банков. Система заимствования пред­приятиями свободных капиталов через механизм рынка ценных бумаг отсутствовала. Государственные займы первоначально имели принуди­тельный характер, приносили небольшой доход, не обладали рыночной ликвидностью, служили объектом частых произвольных действий госу­дарства и т.п.

Переход России к рыночной экономике, сокращение государствен­ной собственности в результате приватизации, высокий уровень инф­ляции и многое другое сделали неизбежным выпуск государством дол­говых ценных бумаг. Все они в руках государства стали инструментом для получения капитала через фондовый рынок.
Выпуску государственных ценных бумаг в России предшествовало создание требуемой нормативной базы, представленной указами Пре­зидента, постановлениями Правительства, приказами Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Эту нормативную базу укре­пил Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», принятый в 1996 г.
Ниже дана характеристика основных видов государственных цен­ных бумаг, находящихся на российском фондовом рынке.

Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Важнейшей за­дачей этих ценных бумаг являлось финансирование дефицита государ­ственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО (выпускаемых в бескупонной форме) выступало Министерство финан­сов РФ. Банк России проводил размещение, обслуживание и погаше­ние облигаций. Эмиссия производилась отдельными выпусками на срок три, шесть и двенадцать месяцев в безбумажной форме. Облигации раз­мещались с дисконтом на первичных аукционах, на которых в качестве дилеров участвовали коммерческие банки, получавшие соответствую­щие полномочия от Банка России. Все операции по покупке и продаже облигаций производились в торгово-депозитарной системе ММВБ, пра­ва на облигации учитывались путем внесения изменений на счетах «депо» в депозитарии этой биржи.
Первоначально ГКО были для государства эффективны. Так, в 1995 г. чистый доход бюджета от них достигал почти 13 млрд руб. Од­нако по мере роста объема эмиссии ГКО, росли и расходы бюджета на обслуживание этого долга. К лету 1998 г. они достигли примерно 1/3 всех его доходов. Стало очевидно, что государство не может нести по­добные расходы и ситуация вышла из-под контроля. Весной 1998 г. на­чалось бегство нерезидентов с рынка ГКО (им принадлежало 30% всей эмиссии ГКО). Объявленный 17 августа 1998 г. дефолт по ГКО нанес сильнейший удар по коммерческим банкам (общая сумма инвестиций которых в ГКО превышала 30 млрд руб.). Многие инвесторы, в том числе и физические лица, были разорены. Рынок ГКО практически пе­рестал существовать.

Казначейские обязательства (КО). Возникновение их связано с рос­том задолженности государства предприятиям различных отраслей хо­зяйства и форм собственности. К марту 1994 г. задолженность состави­ла около 11 трлн руб., при этом каждый рубль государственного долга стимулировал 2-3 руб. долгов самих предприятий. Чтобы решить эту проблему, не прибегая к инфляционным методам. Правительство РФ поставило целью переоформить 10% этой задолженности в особые дол­говые ценные бумаги. Такими бумагами стали КО.
КО выпускаются сроком на один год в безбумажной форме — в виде записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях. Время с мо­мента выпуска до начала погашения варьируется от 50 до 360 дней в зависимости от серии. По всем сериям КО установлен единый доход -40% годовых.
Владельцы КО вправе производить с ними следующие операции: погашать кредиторскую задолженность, оплачивать без ограничений товары и услуги, продавать их юридическим и физическим лицам-рези­дентам, совершать залоговые операции, обменивать на казначейские налоговые освобождения и, наконец, погашать с получением процен­тов. Чтобы выполнять большую часть этих операций, КО должны прой ти определенное для каждой серии количество индоссаментов (3-5). Выпуск КО начался в сентябре 1994 г., к 1 июня 1995 г. в обращении находилось КО на сумму 46 трлн руб.
Рынок КО просуществовал недолго. Заменяя в обращении налич­ные деньги, КО усиливали инфляцию. Поэтому их выпуск, в том числе по требованию МВФ, был прекращен и они исчезли из обращения.

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате бан­кротства Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах оказались «за­мороженными» средства юридических и физических лиц. Согласно Ука­зу Президента РФ, задолженность ВЭБ перед юридическими лицами покрывалась облигациями внутреннего валютного займа со сроком погашения от 1 года до 15 лет. Выпущен займ был в мае 1993 г. общим объемом 7,9 млрд долл. Номинал облигаций: 1000,10 000 и 100 000 долл. Облигации были выпущены пятью сериями. Облигации ВЭБ выпуска­ют документарными бумагами на предъявителя. Эмитент облигации -Министерство финансов РФ. Частью каждой облигации является ком­плект купонов, по которым производятся годовые выплаты процентов. Купонная ставка — 3% годовых — выплачивается 14 мая каждого года.
На 1 июня 1995 г. было размещено облигаций на сумму 7,4 млрд долл. При обмене вкладов ВЭБ на облигации преимущество было от­дано коммерческим банкам, совместным предприятиям и благотвори­тельным фондам: им были выданы облигации ближних серий. Торгов­ля облигациями ВЭБ производится как в России, так и за рубежом.
В 1997 г. ежемесячный объем этой торговли на межбанковском рынке составлял 8,5-9,5 млрд долл. (общий объем эмиссии облигаций достиг к этому времени 13,6 млрд долл.). Главные участники торговли — инос­транные инвесторы.
Азиатский, а затем и российский, финансовые кризисы 1998 г. силь­но отразились на рынке ОВВЗ: инвестированный в эти облигации ино­странный капитал стал уходить в более благополучные регионы. Сей­час само существование этого рынка поставлено под сомнение. Если ситуация не изменится, не будет дополнительных эмиссий, то рынок ОВВЗ исчезнет сам собой.

Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ). Они выпускались в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995 г. ОФЗ с пере­менным купонным доходом являлись именными среднесрочными госу­дарственными ценными бумагами и предоставляли их владельцам пра­во на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной сто­имости облигации.
Эмитентом выступало Министерство финансов РФ, устанавливаю­щее для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, определявшегося на основе доходности по ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного до­хода, а также ограничения для потенциальных владельцев.
Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения, по следующим купонам, вклю­чая последний, — не позднее чем за семь дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону1. Все операции с ОФЗ, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения Банка Рос­сии. Размещение ОФЗ, как и ГКО, производятся на аукционе через упол­номоченных дилеров, а вторичные торги — на ММВБ. Первый выпуск ОФЗ со сроком обращения 378 дней состоялся в июне 1995 г.
Разразившийся в августе 1998 г. финансовый кризис, последовав­ший за ним дефолт, приостановили функционирование рынка ОФЗ.

Государственный сберегательный займ (ГСЗ) был выпущен в обра­щение в августе 1995 г. Объем займа — 10 трлн руб., которые государ­ство намерено было получить до 1998 г., выпустив его облигации деся­тью сериями по 1 трлн руб. каждая (владельцы облигаций Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. имеют право обменять их на облигации нового займа). ГСЗ выпускался в документарной форме, в виде облигаций на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска был равен 102,7% годовых. Облигации займа сво­бодны в обращении, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номиналы облигаций -100 и 500 тыс. руб.2
«Расчетная» цена облигаций ГСЗ зависит от дня покупки и опреде­ляется как сумма номинальной цены и накопленного на день соверше­ния операции купонного дохода. Естественно, что рыночная цена бу­дет отличаться от расчетной (на нее влияют различные факторы).
Рынок ГСЗ переживает в настоящее время немалые трудности. Хотя выплаты по ГСЗ продолжаются, кризисные моменты на этом рынке, связанные с общим экономическим положением страны и инфляцией, нарастают. Перспективы его остаются неясными.
Рассмотренные государственные ценные бумаги являются главны­ми, но не единственными бумагами подобного рода на российском фондовом рынке. Постепенно уходят из обращения ценные бумаги СССР и Российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. Рынок государственных ценных бумаг в России всегда будет подвижным, от­ражающим существующие в стране экономические и политические реалии.
Об этом свидетельствует финансовый кризис, разразившийся в авгус­те 1998 г. Он был связан прежде всего с ростом дефицита бюджета и уве­личением государственного долга. Летом 1998 г. долг достиг 80% к уров­ню ВВП, а его процентное обслуживание — 35% всех доходов бюджета. Подобное бремя страна не могла нести. Неизбежными стали девальвация рубля и дефолт по внутренним и внешним долгам государства. Для рын­ка ценных бумаг это означало катастрофу. Все виды государственных цен­ных бумаг оказались обесцененными, а доверие инвесторов к ним было подорвано. Кризис рынка государственных ценных бумаг принял затя­нувшийся характер, подорвал банковскую систему страны, ухудшил по­ложение населения.





Метка: , ,