Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Рубрика: Банковское законодательство

Современные представления о сущности банка, характере его дея­тельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства. Общеизвестно, что идеи пра­вят миром и это отражается на развитии банков.

Не надо полагать, что идеи, в том числе представления о сущности и роли банков, возникают сами по себе. Напротив, они являются отра­жением хода исторического процесса, пути развития народного хозяй­ства. Не случайно вместе с ростом банковского сектора происходили обособление банковского права, его формирование как самостоятель­ного блока правового регулирования.

Банковское законодательство в рамках определенной формации фор­мировалось эволюционным путем. Огромное воздействие здесь всегда оказывали хозяйственные потребности. Деятельность центральных бан­ков требовала создания законов, определяющих их задачи и правовой статус. Особая роль денежного обращения потребовала законодатель­ного закрепления центрального банка как эмиссионного института, глав­ной (и даже по законодательству отдельных стран единственной) зада­чей которых является обеспечение стабильности денежной единицы. Там, где требовались особые усилия в хозяйственном строительстве и отсут­ствовали соответствующие финансовые институты, законодатели созда­вали их в виде кредитных учреждений, обеспечивающих финансирова­ние соответствующей сферы деловой активности. Развитие рынка недвижимости, к примеру, привело к образованию ипотечных банков, становление той или иной отрасли экономики определяло идею образо­вания различных промышленных, строительных, сельскохозяйственных, внешнеторговых банков. В некоторых Европейских странах успешно ра­ботают почтовые банки, в банковской системе Франции по закону 1913 г. функционирует кредитное учреждение «Морской взаимный кредит», в Германии довольно успешно развиваются различные кооперативные банки, а в России в начале XX в. — учреждения мелкого кредита, поддер­живающие экономику мелких производителей. Заметное место в струк­туре банковской системы ряда стран занимают муниципальные (город­ские) банки, поддерживающие экономику городского, коммунального хозяйства.

Банковское законодательство условно можно разделить на три яруса. Первый ярус содержит два блока — законы о центральном (эмиссионном) банке и законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков. В Германии, к примеру, наряду с Законом о Бундесбанке как центральном банке ФРГ действуют законы, регулирующие деятельность сберегатель­ных и ипотечных банков. Этот блок законов можно назвать институцио­нальным, поскольку он регулирует деятельность отдельных кредитных институтов.

Второй блок банковских законов охватывает положения, регулиру­ющие деятельность деловых (коммерческих) банков. Таких законов, как правило, несколько. Это могут быть отдельно законы, регулирующие кредитные, валютные операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве банков, платежах и пр. История отдельных стран знает примеры создания специальных законов, определяющих также харак­тер банковской профессии.

Первый и второй блоки законов данного яруса образуют законы, непосредственно регулирующие как деятельность банков в целом, так и проведение их отдельных операций.

Вторым ярусом в системе банковского законодательства выступают законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих инсти­тутов и затрагивающие банковскую деятельность. Такими законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам.

К данной группе законов можно отнести и законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др.

К третьему ярусу относятся законы всеобщего действия. К их чис­лу, к примеру, относятся Конституция как главный закон страны, Граж­данский кодекс, хозяйственное право и др. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве. Законы, регулирующие банковскую деятельность, важны прежде всего для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы, «ко­ридоры» их функционирования, круг дозволенных и недозволенных опе­раций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Посколь­ку банковские законы не работают сами по себе, а являются реакцией на экономические и политические события, опираются на законы более об­щего свойства, деятельность банков приобретает упорядоченный харак­тер, учитывающий действующую систему в целом. Здесь, в частности, важно, насколько закон, регулирующий деятельность центрального (эмиссионного) банка, корреспондируется с законами, регулирующими деятельность других банков, прежде всего коммерческих кредитных ин­ститутов. Коммерческие банки заинтересованы при этом в том, чтобы закон о центральном банке был наиболее полон и не оставлял место для его субъективных решений.

Не менее важными они являются для клиентов банка. Банковские за­коны определяют правила игры в денежной сфере. От того, насколько совершенны и полны эти законы, зависят и экономические результаты деятельности юридических и физических лиц. Здесь надо учесть ряд обстоятельств, прежде всего то, что отношения банка с клиентами носят прямой характер, происходят без посредников; они касаются весьма ост­рой материи — денег, кредита, расчетов в наличной и безналичной фор­мах; весьма специфичны в силу особенностей банковского учета, бан­ковской технологии в целом.

Нельзя также забывать, что, помимо собственно банковских зако­нов, в структуре банковского законодательства присутствуют различ­ного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения цент­рального банка, которые клиент также должен знать и ими руководствоваться. Клиенту необходимо быть уверенным в том, что то или иное требование коммерческого банка является не его выдумкой, а имеет определенное юридическое основание.

Весьма значительна роль банковского законодательства и для обще­го развития народного хозяйства.

Банковские законы важны не только для них самих. Банки принима­ют активное участие в перераспределении ресурсов в народном хозяй­стве, концентрируют огромные денежные капиталы, предоставляют зна­чительные денежные средства для текущих операций и долгосрочных инвестиций, могут ускорять или замедлять темпы экономического раз­вития; банки при всей их осторожности, однако, способны содейство­вать перепроизводству товаров, формированию кризисной ситуации. Банки тоже терпят крах, возможность их банкротства доказывается как прошлым историческим опытом, так и современной практикой. Банкро­тами становятся как малые, так и крупные банки. Если учесть, что кре­дитные учреждения работают преимущественно не на своих, а на чужих деньгах, в том числе сбережениях частных лиц, то станет ясно, что это может вызвать нежелательные социальные последствия. Из новейшей российской истории всем известны требования граждан о возврате тех денежных средств, которые они поместили на счета в банках.

Государство никогда не хотело банкротства банков, так как банк­ротство вызывает сокращение финансовой помощи, замедление эконо­мического оборота, негативно сказывается на экономическом ритме. В интересах обеспечения хозяйственной стабильности государство всегда стремилось к регламентации деятельности банков, старалось подчинить их деятельность интересам развития экономики в целом, инициирова­ло создание объединений банков, новых кредитных учреждений, спо­собных финансировать государственные программы развития отраслей и регионов. Государство всегда было заинтересовано в концентрации капиталов, в оживлении промышленности, торговли, предприниматель­ства, где банкам отводилась первостепенная роль. Законы, относивши­еся к банковскому сектору, содержали юридические нормы, которые, с одной стороны, содействовали банковской активности, с другой сто­роны, сдерживали банки там, где это мешало государству в общем эко­номическом регулировании.

Государство при этом всегда было вынуждено балансировать между тем, как сделать банки послушными и самостоятельными, активными и ликвидными, как сделать так, чтобы, обеспечивая регламентацию бан­ковской деятельности, не затруднить нормальную конкуренцию между кредитными институтами. Можно сказать, что государство по многим причинам всегда стремилось «дружить» с банками, но не прочь было и одернуть тех из них, которые стремились быть чрезмерно с его точки зре­ния независимыми и самостоятельными. К сожалению, в банковских за­конах всегда было достаточно того, чтобы допустить как то, так и другое.

Банкиры не оставались в долгу. С одной стороны, банки старались быть законопослушными. Не в их интересах нарушать закон, ибо это может обернуться не только значительными финансовыми штрафами, дополнительным налогообложением, но и аннулированием лицензии на банковскую деятельность. Недаром банки зачастую нанимают аудито­ров, которые могли бы им показать допущенные ошибки с тем, чтобы избежать этих нарушений в последующем. С другой стороны, банки, если закон в чем-то становится для них помехой, искали способы, как его обой­ти также законным путем. Эта игра продолжается до сих пор.

Разумеется, мы не касаемся здесь прямых, сознательных нарушений банковского законодательства, приводящих к огромным хищениям де­нежных и материальных ресурсов.

Банковское законодательство содержит определенный консенсус интересов различных субъектов — как банков, так и их клиентов и госу­дарства. Банковское законодательство, с позиции мирового опыта, хотя и отличается определенной стабильностью, однако под влиянием оп­ределенных причин может и должно меняться.





Метка: