Государственное регулирование международного рынка ценных бумаг
Рубрика: Основы рынка ценных бумагВсе государства регулируют поступление иностранных ценных бумаг на национальный рынок посредством:
- административных методов, регулируя эмиссии иностранных бумаг на национальный рынок (устанавливая соответствующие квоты) и определяя категории эмитентов, которым предоставляются права выхода на этот рынок;
- налоговых методов, вводя специальные налоги на эмитентов и инвесторов, приобретающих иностранные акции и облигации. Как правило, такими налогами облагаются только доходы, получаемые от владения иностранными ценными бумагами;
- валютного контроля, осуществляемого центральными банками соответствующих стран и заключающегося в особом порядке (он может иметь протекционистский или запретительный характер) приобретения иностранной валюты, необходимой для покупки иностранных бумаг. Как правило, такие методы широко используются развивающимися и среднеразвитыми странами.
После нефтяного кризиса 70-х гг. и последовавшего за ним огромного накопления «нефтедолларов» в странах ОПЕК, прежде всего в арабских странах Ближнего Востока, государственные органы всех членов международного сообщества наций встретились с новой острейшей проблемой. Владея гигантскими суммами «нефтедолларов», арабские страны ввиду неразвитости их кредитно-денежных систем и слабого производственного потенциала оказались не в состоянии прибыльно разместить эти капиталы на своей территории. В результате началась «рецикляция нефтедолларов» в валюту других государств, в том числе путем помещения выручки от продажи нефти в банки США и стран Западной Европы, с тем чтобы потом приобрести ценные бумаги, недвижимость, драгоценные металлы и прочую собственность в этих странах. Уже в 90-х гг. угроза захвата нефтедобывающими странами ведущих позиций в экономике развитых стран стала вполне явной.
Поэтому большинство развитых стран стало принимать меры для предотвращения массового вторжения «нефтедолларов» на национальные рынки ценных бумаг. Так, в европейских странах государство стало жестко контролировать «нефтедолларовые» счета в банках, с тем чтобы направить находящиеся на них средства на покупку государственных облигаций или на создание необходимой инфраструктуры (капиталоемкого производства). Покупка акций (в определенных границах) стала допускаться, если речь шла о важных для национальной экономики предприятиях. Была исключена практика «набегов», т.е. внезапного приобретения на «нефтедоллары» акций промышленных предприятий. Условием этого приобретения стало согласие соответствующего правительства.
Многие страны ОПЕК, особенно арабские государства, не в состоянии управлять приобретенными ими пакетами акций иностранных предприятий. В связи с этим они передают их на управление западным биржам и банкам. Инвестирование «нефтедолларов» в различные отрасли экономики обычно производят кредитно-финансовые институты США и стран Западной Европы. При этом владелец «нефтедолларов» контролирует лишь общую структуру инвестиций; он не занимается выбором конкретных проектов и не влияет на последующие изменения набора ценных бумаг, входящих в инвестиционные портфели. Поэтому покупка Кувейтом, например, крупного пакета акций германского концерна «Даймлер-Бенц» мало что изменила в положении этой фирмы: принадлежащими Кувейту акциями «Даймлер-Бенца» голосует его германский посредник «Дрезднер банк».
Государственное регулирование международного рынка ценных бумаг не в состоянии предотвратить наступление его кризисов. Особенно это справедливо для такого сектора международного рынка как развивающиеся рынки ценных бумаг. В 1997-1998 гг. фондовые рынки стран Юго-Восточной Азии, а затем и России, пережили острый кризис, который, выйдя за региональные пределы, поразил почти весь международный рынок ценных бумаг. Он явился следствием не только мирового финансового кризиса (и его частью), но и несовершенства организации развивающихся рынков ценных бумаг: недостаточно эффективной защитой прав инвесторов, информационной непрозрачностью, неразвитостью правовой базы и т.п. Развивающиеся рынки — это спекулятивные, находящиеся в руках посредников (брокеров, дилеров) рынки. Источником их доходов выступает возникающая часто в результате спекулятив ных манипуляций курсовая прибыль. Во всех странах, даже в США, где рынок ценных бумаг находится под жестким контролем государства, регулирование отстает от требований рынка. В настоящее время регулирование рынка ценных бумаг должно решать две задачи на национальном уровне: координацию действий всех регулирующих органов (Комиссии по ценным бумагам, Центрального банка, антимонопольного ведомства); на международном уровне — согласование региональных программ развития рынка, правовых норм, стандартов и их внедрение в практику национальных рынков. Решающими факторами успешного развития как национальных рынков ценных бумаг, так и международного рынка являются состояние макроэкономики, экономический рост и эффективная политика государства и валютно-финансовых институтов.