Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Государственное регулирование международного рынка ценных бумаг

Рубрика: Основы рынка ценных бумаг

Все государства регулируют поступление иностранных ценных бумаг на национальный рынок посредством:

  • административных методов, регулируя эмиссии иностранных бу­маг на национальный рынок (устанавливая соответствующие квоты) и определяя категории эмитентов, которым предоставляются права вы­хода на этот рынок;
  • налоговых методов, вводя специальные налоги на эмитентов и инвесторов, приобретающих иностранные акции и облигации. Как пра­вило, такими налогами облагаются только доходы, получаемые от вла­дения иностранными ценными бумагами;
  • валютного контроля, осуществляемого центральными банками соответствующих стран и заключающегося в особом порядке (он мо­жет иметь протекционистский или запретительный характер) приобре­тения иностранной валюты, необходимой для покупки иностранных бумаг. Как правило, такие методы широко используются развивающи­мися и среднеразвитыми странами.

После нефтяного кризиса 70-х гг. и последовавшего за ним огром­ного накопления «нефтедолларов» в странах ОПЕК, прежде всего в араб­ских странах Ближнего Востока, государственные органы всех членов международного сообщества наций встретились с новой острейшей проблемой. Владея гигантскими суммами «нефтедолларов», арабские страны ввиду неразвитости их кредитно-денежных систем и слабого производственного потенциала оказались не в состоянии прибыльно разместить эти капиталы на своей территории. В результате началась «рецикляция нефтедолларов» в валюту других государств, в том числе путем помещения выручки от продажи нефти в банки США и стран Западной Европы, с тем чтобы потом приобрести ценные бумаги, не­движимость, драгоценные металлы и прочую собственность в этих стра­нах. Уже в 90-х гг. угроза захвата нефтедобывающими странами веду­щих позиций в экономике развитых стран стала вполне явной.

Поэтому большинство развитых стран стало принимать меры для предотвращения массового вторжения «нефтедолларов» на национальные рынки ценных бумаг. Так, в европейских странах государство стало жес­тко контролировать «нефтедолларовые» счета в банках, с тем чтобы на­править находящиеся на них средства на покупку государственных об­лигаций или на создание необходимой инфраструктуры (капиталоемкого производства). Покупка акций (в определенных границах) стала допус­каться, если речь шла о важных для национальной экономики предприя­тиях. Была исключена практика «набегов», т.е. внезапного приобретения на «нефтедоллары» акций промышленных предприятий. Условием этого приобретения стало согласие соответствующего правительства.

Многие страны ОПЕК, особенно арабские государства, не в состоя­нии управлять приобретенными ими пакетами акций иностранных пред­приятий. В связи с этим они передают их на управление западным бир­жам и банкам. Инвестирование «нефтедолларов» в различные отрасли экономики обычно производят кредитно-финансовые институты США и стран Западной Европы. При этом владелец «нефтедолларов» конт­ролирует лишь общую структуру инвестиций; он не занимается выбо­ром конкретных проектов и не влияет на последующие изменения на­бора ценных бумаг, входящих в инвестиционные портфели. Поэтому покупка Кувейтом, например, крупного пакета акций германского кон­церна «Даймлер-Бенц» мало что изменила в положении этой фирмы: принадлежащими Кувейту акциями «Даймлер-Бенца» голосует его гер­манский посредник «Дрезднер банк».

Государственное регулирование международного рынка ценных бу­маг не в состоянии предотвратить наступление его кризисов. Особенно это справедливо для такого сектора международного рынка как разви­вающиеся рынки ценных бумаг. В 1997-1998 гг. фондовые рынки стран Юго-Восточной Азии, а затем и России, пережили острый кризис, кото­рый, выйдя за региональные пределы, поразил почти весь международ­ный рынок ценных бумаг. Он явился следствием не только мирового финансового кризиса (и его частью), но и несовершенства организации развивающихся рынков ценных бумаг: недостаточно эффективной защи­той прав инвесторов, информационной непрозрачностью, неразвитос­тью правовой базы и т.п. Развивающиеся рынки — это спекулятивные, находящиеся в руках посредников (брокеров, дилеров) рынки. Источни­ком их доходов выступает возникающая часто в результате спекулятив ных манипуляций курсовая прибыль. Во всех странах, даже в США, где рынок ценных бумаг находится под жестким контролем государства, ре­гулирование отстает от требований рынка. В настоящее время регулиро­вание рынка ценных бумаг должно решать две задачи на национальном уровне: координацию действий всех регулирующих органов (Комиссии по ценным бумагам, Центрального банка, антимонопольного ведомства); на международном уровне — согласование региональных программ раз­вития рынка, правовых норм, стандартов и их внедрение в практику на­циональных рынков. Решающими факторами успешного развития как национальных рынков ценных бумаг, так и международного рынка яв­ляются состояние макроэкономики, экономический рост и эффективная политика государства и валютно-финансовых институтов.





Метка: