Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рубрика: Основы рынка ценных бумаг

Значение рынка ценных бумаг как одного из важных секторов российской макроэкономики возрастает.

В ходе проведения экономической реформы в стране происходит перераспределение капитала, а также доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, прежде всего в пользу предприятий финан­сового сектора экономики. Перераспределение это сопровождается ро­стом таких финансовых фондов, которые не имеют прямого отноше­ния к производству. В результате огромные средства не только оседают в государственных ценных бумагах, но и перетекают в иностранную валюту, мигрируют за рубеж. Неравномерно и территориальное рас­пределение финансовых ресурсов: около 70% их сосредоточено в Моск­ве, 5% — в Петербурге.

В 1991-1995 гг. развитие рынка ценных бумаг происходило без мно­гих необходимых нормативных актов. Однако процесс формирования правовой базы постепенно набирал силу.

В 1995 г. появился Гражданс­кий кодекс РФ (части I и II), был принят Закон «Об акционерных обще­ствах», в 1996 г. — Закон «О рынке ценных бумаг», приняты законы об инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах и др. Важным законодательным решением была отмена отдельных налогов на операции с ценными бумагами.

К главным факторам, определившим развитие рынка ценных бумаг в 1991-1996 гг., относятся: масштабная приватизация — эмиссия прива­тизационных чеков, а также акций приватизированных предприятий и коммерческих банков; кризис неплатежей, породивший выпуск вексе­лей государством, муниципалитетами и предприятиями; постепенный допуск российских ценных бумаг на международный рынок; противо­речивое влияние на развитие российского рынка ценных бумаг оказал их выпуск различными финансовыми компаниями, в том числе аван­тюрного толка (не имевшими лицензий). Особо следует отметить боль­шое воздействие на развитие в Российской Федерации рынка ценных бумаг государственных долговых обязательств, выпускавшихся для покрытия дефицита федерального бюджета (ГКО-ОФЗ). Акции прива­тизированных предприятий и государственные ценные бумаги посте­пенно вытеснили с рынка суррогаты ценных бумаг (вроде билетов ком­пании «МММ»).

В 1992-1996 гг. происходит быстрое формирование всех видов по­среднических структур российского рынка ценных бумаг, который сей­час в этом отношении вполне сопоставим с рынком ценных бумаг раз­витых стран.

Вместе с тем на рынке ценных бумаг остается еще немало нерешен­ных проблем. К ним можно отнести низкий уровень капитализации рынка, недостаточную ликвидность ценных бумаг мелких и средних эмитентов, высокую стоимость заимствования средств, отставание в развитии информационной и телекоммуникационной систем и др.

Очевидно, что создание конкурентоспособного рынка ценных бу­маг необходимо для продолжения реформ. В своем стремлении к эко­номическому росту Российская Федерация не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор. Поэтому необходимо фор­сированное развитие рынка ценных бумаг и решение вопроса о том, как этого следует достигнуть.

В развитии рынка капиталов уже имеет место определенный про­гресс. Он связан не только с укреплением института частной собствен­ности на капитал, но и с формированием «социальной составляющей» рынка, т. е. защитой интересов всех слоев общества, обеспечением лич­ной финансовой безопасности (для разных видов инвесторов).

Обращающиеся на рынке ценных бумаг финансовые ценности пред­ставляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обес­печиваемой государством нормативной правовой базы и системы пра­воприменения. Таким образом, государство выполняет (как в макроэко­номике, так и на рынке ценных бумаг) системообразующую функцию, которая будет непрерывно изменяться в связи с меняющимися экономи­ческими условиями. Так, государственное регулирование рынка ценных бумаг в России, как и во всех развитых странах, будет развиваться в сто­рону большей детализации и жесткого контроля.

Государство на рынке ценных бумаг выступает как главный фак­тор, определяющий его развитие (количественные и качественные ха­рактеристики). Государство — крупнейший держатель и продавец цен­ных бумаг российских предприятий — проводит активную политику прямой поддержки инфраструктурных проектов, включающую в себя участие в их финансировании, помощь в привлечении иностранных ка­питалов и т.п. При реализации этих проектов оно должно поддержи­вать те общественные силы (и специалистов), которые прочно стоят на реформистской платформе. В то же время следует отметить, что пря­мое участие государства в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг является временным: в дальнейшем эта функция будет передана самим участникам этого рынка.

Государство, проводя свою политику на рынке ценных бумаг, руко­водствуется рядом принципов, прошедших испытание временем. К ним относятся: единство информативно-правовой базы, а также режима и ме­тодов регулирования рынка ценных бумаг на всей территории Российс­кой Федерации; принятие необходимости минимального государственно­го вмешательства в механизм рынка ценных бумаг и его максимального саморегулирования (это предполагает и минимизацию затрат на эти цели из бюджета страны); обеспечение государством равных возможностей уча­стия на рынке ценных бумаг всем его субъектам и стимулирование кон­куренции, отказ от всякого рода преференций для участников рынка цен­ных бумаг; соблюдение преемственности государственной политики: ориентация на мировой опыт и учет тенденций глобализации финансо­вых рынков (и рисков).

Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации предусмат­ривает учет ее национальных интересов (комплекса макроэкономичес­ких и макрополитических задач государства применительно к рынку ка­питала). Это означает восстановление расширенного воспроизводства и повышение его эффективности путем мобилизации инвестиционных ре­сурсов, усиление социальной ориентации экономики и повышение ста­бильности общества, укрепление экономического суверенитета страны, повышение капитализации российских компаний, обеспечение информа­ционной безопасности страны (достижение ей/информационного суве­ренитета»).

Рынок ценных бумаг — один из самых регламентированных в мире рынков, что объясняется сложностью протекающих на нем процессов и высокой степенью риска. Поэтому государственное вмешательство в процессы, происходящие на этом рынке, требует разработки деталь­ных планов этого вида деятельности.

Интересы государства и участников рынка ценных бумаг во многом совпадают, что позволяет широко внедрять саморегулирование рынка его профессиональными участниками. Достижение оптимального соче­тания государственного регулирования и саморегулирования напрямую связано с повышением ликвидности ценных бумаг. Для достижения это­го оптимума государство намерено создавать совместные рабочие груп пы из правительственных управленцев и специалистов-фондовиков,ко-торые под руководством Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг будут решать все возникающие проблемы.

Основными принципами государственного регулирования рынка ценных бумаг остаются сочетание функционального и институциональ­ного регулирования, предполагающее использование механизма само­регулирования, приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций. Регулирование предполагает распре­деление между различными государственными органами конкретных функций и ответственности, обеспечение единства и непротиворечиво­сти государственной политики на рынке ценных бумаг.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно опи­раться на продуманную стратегию. Это формирование эффективного механизма фондового рынка для привлечения инвестиций (в том числе и иностранных), финансирование дефицита бюджета с помощью эмис­сии государственных долговых обязательств, предотвращение кризи­сов рынка ценных бумаг и социальных взрывов и др.

Объемы и сроки заимствования капитала государством должны определяться принятыми долгосрочными целевыми программами и обслуживанием накопленного государственного долга. Государство должно подразделять свои ценные бумаги на инструменты денежного рынка (краткосрочные ценные бумаги) и на инструмент рынка капита­лов (облигации). Соответственно сроки погашения должны составлять 1-12 месяцев и более 12 месяцев.

Рост государственного долга Российской Федерации требует созда­ния на основе новейших компьютерных технологий Государственной долговой книги, что обеспечит возможность прямого владения госу­дарственными ценными бумагами для всех категорий инвесторов (при этом не обязательно соблюдать принцип их депозитарного хранения).

Федеральное правительство и Центральный банк РФ совместно ис­пользуют государственные ценные бумаги для реализации кредитно-денежной политики государства. При этом Центральный банк РФ ог­раниченно участвует в операциях с этими бумагами на открытом рынке (управляет ликвидностью коммерческих банков, сглаживает резкие ко­лебания конъюнктуры рынка и т.п.). Задача заключается в том, чтобы активно применять практику оперативного выпуска ценных бумаг, аб­сорбировать с их помощью краткосрочные избытки денежных средств в коммерческих банках и осуществить переход к системе ежедневного первичного размещения краткосрочных и сверхкраткосрочных ценных бумаг для оперативного регулирования ликвидности в коммерческих банках.

Все дальнейшее развитие российского рынка ценных бумаг зависит от повышения уровня его информационной открытости. Для этого в стране будет создана общепринятая система показателей для анализа конъюнктуры рынка ценных бумаг (четко разграничены информация на коммерческую тайну и информация, не являющаяся таковой), введено обязательное опубликование любых фактов деятельности эмитентов, могущих повлиять на курс их ценных бумаг, оказана поддержка незави­симым рейтинговым агентствам, будет широко даваться информация о курсах ценных бумаг и проводимых с ними операциях. Все это окажет помощь Общественно-государственному фонду защиты вкладчиков и акционеров путем предоставления в его распоряжение всей информации о процессах, происходящих на рынке ценных бумаг.

Государственное стимулирование развития рынка ценных бумаг невозможно без использования налоговых методов. Налоговая поли­тика будет строиться на принципах унификации ставок налогов и на­логообложения, включения в состав затрат в целях налогообложения отрицательных разниц, образующихся при падении цен на приобретен­ные субъектами рынка ценные бумаги, отказа от установления налого­вых льгот по отдельным видам ценных бумаг, освобождения от двой­ного налогообложения всех форм коллективных инвестиций, отказа от введения любых видов налогов и сборов с оборота ценных бумаг, со­здания льготного режима налогообложения только для некоммерчес­ких организаций, выполняющих функции инфраструктуры (например, для фондовых бирж).

Государство, регулируя российский рынок ценных бумаг, выбирает модель его развития и определяет его структуру. Выбор модели осуще­ствляется исходя из ряда предпосылок, главная из которых заключает­ся в том, что Российская Федерация — это во многом самодостаточная экономическая система, которая не тяготеет ни к одному из финансо­вых центров мира и стремится поддерживать отношения со всеми ими. Она стремится к превращению в самостоятельный финансовый центр, а потому будет использовать только те элементы зарубежных финансо­вых рынков, которые обеспечат ей максимум конкурентоспособности. Таким образом, Российская Федерация будет формировать собствен­ную модель рынка ценных бумаг на основе ее национальных интересов и традиций. При этом не исключено использование зарубежного опы­та и применение различных моделей для государственных, корпоратив­ных и муниципальных ценных бумаг.

Формирующаяся модель российского рынка ценных бумаг требует современного информационного обеспечения на двух уровнях: а) меж­региональном, объединяющем региональные рыночные структуры и призванном обеспечить взаимодействие профессиональных участников рынка ценных бумаг; б) внутрирегиональном, затрагивающем отноше­ния между клиентами и обслуживающими его профессиональными уча­стниками рынка ценных бумаг.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой рынок капитала наполняется прежде всего за счет средств населения. Российская Феде­рация в этом отношении не представляет исключения. Но на этом пути стоит неуверенность населения — основного инвестора, считающего, что инвестиции в ценные бумаги сопровождаются неоправданно высоким риском. Поэтому сейчас принята концепция защиты инвесторов, кото­рая будет реализована в конкретных программах защиты частной соб­ственности на рынке ценных бумаг по следующим основным группам инвесторов: население, коллективные инвесторы, коммерческие банки страховые компании, государство, нерезиденты, другие категории ин­весторов. По отношению к этим группам инвесторов будут использо­ваться разные методы защиты. Одновременно должна быть гарантиро­вана и защита прав эмитентов, установлены пределы их ответственности перед инвесторами. Защита эмитентов будет производиться по следую­щим направлениям: предприятия оборонного значения, предприятия большого стратегического значения, предприятия-монополисты, стра­ховые компании и коммерческие банки. Защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-пра­вовой базы российского рынка ценных бумаг.





Метка: