Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ

Рубрика: Управление банком

Банк, как и любое другое предприятие, имеет определенный аппа­рат управления. На его структуру оказывает влияние прежде всего ха­рактер банковской деятельности. Поскольку банк является предприя­тием, то построение аппарата его управления, с одной стороны, содержит некоторые общие черты, характерные для всех предприятий, занятых производством определенного продукта. У банка, как и у любого дру­гого предприятия, есть своя дирекция, свои руководящие и исполнитель­ские подразделения, своя бухгалтерия, своя кадровая служба и пр.

Вместе с тем банк является особым предприятием, он выступает как денежно-кредитный институт, поэтому структура аппарата его управ­ления несет на себе отпечаток той специфической деятельности, кото­рую он совершает. Это можно заметить на примере определенных прин­ципов организации его работы. Под ними понимаются такие исходные положения его деятельности, которые дают предпосылки для реализа­ции присущих банку функций и выполнения банковских операций.

Банки, как правило, организованы по функциональному признаку. Это означает, что структура кредитного учреждения должна быть при­вязана к той конкретной его деятельности, которую он выполняет. В силу того, что банк выступает как крупный кредитный институт, в ап­парате его управления должны присутствовать кредитные кадровые подразделения. Так как банк одновременно совершает расчеты, в со­ставе его управленческих структур особо должны быть выделены отде­лы или управления, организующие расчетные операции. Поскольку банк принимает и выдает наличные деньги, в составе его управленческих структур должна быть касса и т.д. В общем, те функции и операции, которые выполняет банк, неизбежно обусловливают особенности по­строения системы его управления, привносят в управленческий аппа­рат те структурные подразделения, которых в своей совокупности не встретишь ни у промышленного, ни у торгового предприятия.

К принципам организации банка относится не только функциональ­ный принцип. В их составе выделяется также принцип соответствия по­ставленных целей. Как известно, целью банка является получение прибы­ли. Это означает, что в банке должны быть структуры, зарабатывающие деньги (ищут покупателей банковского продукта, продают его по цене выше собственных затрат). Для управления прибылью создаются отде­лы, планирующие доходы и расходы, составляющие бюджет в целом по банку и по его подразделениям, обеспечивающие экономию затрат.

Среди принципов организации банка можно выделить и принцип иерархии властных полномочий его отдельных подразделений. Суще­ствуют два эшелона власти: высшее звено управления и прочие подраз­деления банка. К высшему звену относятся Совет банка, Правление банка, ревизионная комиссия, различного рода комитеты, объединяю­щие наиболее квалифицированную часть банковского персонала и ре­шающие наиболее принципиальные вопросы банковской системы.

Ко второму эшелону в системе соподчинения подразделений банка по отношению друг к другу относятся все другие управления (отделы), занятые обслуживанием клиентов, выполнением других работ.

Не менее важным принципом построения аппарата управления бан­ком является обеспечение совместных и координированных действий. Вспомним, что под «структурой» понимается не случайный набор ее эле­ментов, а их взаимодействие. Если то или иное предприятие имеет статус банка, то неизбежно оно должно содержать в своем составе такие под­разделения, которые, с одной стороны, как бы изнутри обеспечивают выполнение им соответствующих операций, с другой стороны, соответ­ствие его деятельности условиям окружающей среды. Если, к примеру, банк выдает кредиты, то это означает, что наряду с кредитными подраз­делениями в качестве поддержки должны быть созданы отделы (группы) по учету выдачи и погашения ссуд, юридические службы, обеспечиваю­щие соответствие системы кредитования действующим законодательным нормам, специальные группы сотрудников по проверке кредитоспособ­ности клиентов, качества залога и гарантий. Некоторые банки в целях реализации данного принципа создают специальный административный комитет, который обеспечивает координацию и взаимодействие различ­ных подразделений банка.

В принципах организации банка выделяется также принцип рацио­нализации управления. В соответствии с данным принципом работа банка должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить развитие банка (по линии, например, внедрения новых услуг, сокращения затрат, повышения производительности труда, исследования рынка и т.д.). Не­которые банки создают специальные подразделения, организуют рабо­ту экспертного совета, включающего представителей разнообразных отраслей знаний, — видных экономистов, юристов, ученых. В задачу та­кого совета входят консультирование по наиболее крупным вопросам развития экономики, по политике страны и банка, содействие разработ­ке его концепции, подготовка от лица банка научных мероприятий, по­мощь в организации повышения квалификации персонала и др.

С позиции организации банка важно обеспечение целостности и со­ответствия условиям окружающей среды. Это означает, что в рамках единой стратегии развития, принятой в банке, между его подразделе­ниями устанавливается тесное взаимодействие, каждое подразделение совершенствует свою деятельность в соответствии с изменением усло­вий окружающей среды.

Чрезвычайно важно, чтобы система организации банка отвечала также принципу обеспечения контроля. Обязательным элементом здесь выступают внутренний и внешний аудит. Подразделения внутреннего и внешнего аудита призваны контролировать законность выполняемых мероприятий, их соответствие нормам и предписаниям Центрального банка РФ. Аудиторские проверки организовываются как в рамках го­ловного банка, так и по отношению к его филиалам (внутренний аудит). Внешний аудит обеспечивается специальными аудиторскими фирмами, обладающими лицензией на проверку деятельности кредитных учреж­дений. Аудиторами банка могут быть лица, сдавшие соответствующий квалификационный экзамен и получившие в связи с этим аудиторское удостоверение.

Внутренняя упорядоченность, согласование внутренних подразде­лений банка обеспечиваются также посредством подчинения правилам — регламентации деятельности работников, для реализации данного прин­ципа банки разрабатывают определенные предписания (устав, положе­ния об определенных отделах и службах, квалификационные характе­ристики). Каждый сотрудник банка должен знать свои обязанности, обладать определенными знаниями и умением выполнять правила, от­раженные в этих и других документах.

Наконец, немаловажно, чтобы банк был обеспечен оперативной и достаточной информацией, новыми методами ее обработки с тем, чтобы своевременно принимать необходимые организационные и экономичес­кие меры по обеспечению стабильности, надежности кредитного учреж­дения. Информационное обеспечение, будучи системным элементом бан­ковской инфраструктуры, в организационном отношении реализуется путем создания в банке особых подразделений (группы людей), занима­ющихся сбором и обработкой соответствующей информации.

Принципы организации банка

Функциональное построение

Соответствие целям банка

Иерархия властных полномочий и уровней организации

Совместные и координированные действия

Рационализация управления

Целостность и соответствие условиям окружающей среды

Обеспечение контроля

Регламентация деятельности персонала

Обеспечение оперативной и достаточной информацией

Конечной целью формирования структуры банка являются удобство управления всем комплексом банковской деятельности, повышение ка­чества предоставляемых клиентам банковских услуг, производительно­сти труда банковских служащих, достижение прибыльного хозяйство­вания как предприятия.

С учетом данной цели банковская структура не может быть застыв­шей, напротив, она должна видоизменяться, быть подвижной.

Во-первых, банку необходимо приспосабливать свою структуру к зав­трашнему дню — к тому банку, который должен быть создан согласно стратегии его развития. В сложившейся структуре вызревают контуры тех отделов, управлений, секторов, которые в перспективе будут созда­ны в интересах реализации стратегических задач развития банковской деятельности. Постепенно из групп сотрудников могут создаваться пер­воначально секторы, затем отделы и (при необходимости) управления.

Во-вторых, подвижность структуры может быть продиктована из­менением текущих задач. Анализ банковского рынка выявляет нерен­табельность развития одних и высокую рентабельность других опера­ций. Понятно, что это должно привести к сокращению (иногда к полному свертыванию) деятельности отдельных отделов и серьезному расширению других подразделений. В связи с новыми направлениями своей деятельности банк должен учитывать сложившиеся реальности и свои потребности в штатах сотрудников. В целом можно заметить, что на структуру аппарата управления коммерческого банка оказывает вли­яние несколько факторов.

Среди них можно выделить размер банка и численность его персона­ла. Большой банк объединяет значительную массу сотрудников. К се­редине 1994 г. из ста крупнейших коммерческих банков России 33 бан­ка имели в своем составе более 20 филиалов, порядка 60% их численности имели число сотрудников, превышающее 500 человек. Отдельные круп­ные банки имеют более 2 тыс. сотрудников. Естественно, в этих услови­ях количество отделов и управлений здесь довольно велико. В малом банке может не быть специальных отделов и тем более управлений, кото­рые характерны для крупного банка. В малом банке работает ограни­ченная группа людей, которые могут быть объединены в основные от­делы (например, кредитный отдел, операционный отдел и бухгалтерия).

Активное воздействие на структуру коммерческого банка оказыва­ет наличие персонала. В целом ряде случаев банки не могут расширять­ся и создавать полноправные структурные подразделения из-за нехват­ки обученных кадров, обладающих знаниями ведения соответствующих операций. В данной связи современная структура аппарата управления некоторых российских банков не приобрела еще законченного вида, что наряду с другими факторами сдерживает развитие определенных видов банковской деятельности.

Среди факторов, воздействующих на структуру банка, основопола­гающее влияние оказывает уровень его универсализации, или специали­зации. Если банк провозглашает себя универсальным банком, то он не­избежно (рано или поздно) должен создавать в своей структуре ряд специальных подразделений (отделов, секторов, групп), организующих многообразные виды банковских услуг. Напротив, специализация банка на определенном виде деятельности избавляет его от выполнения ряда операций и соответствующего формирования отдельных подразделений аппарата управления. С другой стороны, специализация банка на вы­полнение определенного вида деятельности требует от него расширения тех отделов и управлений, которые призваны регулировать этот более широкий круг операций, соответствующих его роду деятельности.

Структура банка определяется, наконец, задачами экономии затрат, необходимости загрузки банковского персонала. Банк является коммер­ческим предприятием, он работает в интересах получения прибыли. Он не может набирать излишний персонал, ибо это увеличивает общие расходы по оплате труда банковских работников. Банк должен нанять такое число сотрудников, которое было бы достаточно для выполне­ния соответствующего объема работ и обеспечивало бы необходимую их загрузку.



https://stroybazav.ru/shtaketnik-metallicheskiy/ металлический штакетник цена.

Метка: , ,