Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОМПАНИЙ

Рубрика: Основы рынка ценных бумаг

Цивилизованный инвестиционный процесс предполагает наличие раз­витой инфраструктуры рынка капиталов. Одним из ведущих инвести­ционных институтов, осуществляющих деятельность на рынке ценных бумаг, являются инвестиционные компании.

Инвестиционная компания — профессиональный участник фондового рынка, выполняющий деятельность с ценными бумагами. Эта деятель­ность включает определение условий и подготовку новых выпусков цен­ных бумаг, покупку ценных бумаг у эмитентов для дальнейшей перепро­дажи их инвесторам, гарантирование размещения, создание синдикатов по подписке или групп по продаже новых выпусков. Кроме того, для поддержания активного вторичного рынка вновь выпущенных ценных бумаг инвестиционная компания оставляет у себя часть выпуска для про­дажи, так как она имеет право работать в качестве финансового брокера через фондовую биржу.

Для осуществления дилерской деятельности инвестиционная ком­пания обязана располагать необходимым минимальным собственным капиталом в размере 75 тыс. экю, а для проведения брокерских опера­ций с физическими лицами — 450 тыс. экю; в штате компании должны быть специалисты, имеющие соответствующие квалификационные ат­тестаты; компания должна быть зарегистрирована в государственном органе и иметь лицензию на ведение определенной инвестиционной Деятельности. Требование достаточности капитала призвано обеспечить Необходимую финансовую устойчивость инвестиционной компании.

Основная функция инвестиционной компании — андеррайтинг. Понятие это возникло в период становления морского страхования, когда купец в качестве третьей стороны ставил свою подпись под суммой и слагаемыми риска, которые он согласен был покрыть. В современном понимании андеррайтинг представляет собой гарантированное (пол­ное или частичное) приобретение оператором фондового рынка выпуска ценных бумаг при их первичном размещении по фиксированной цене.

В действующем российском законодательстве понятия «андеррайтинг» нет. Поэтому пока это не юридический, а специальный термин, обозна­чающий одну из форм деятельности на фондовом рынке. Андеррайтинг оформляется эмиссионным соглашением или договором между эмитен­том и посредником, и все спорные моменты решаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В договоре обязательно указываются объе­мы и сроки выкупа эмиссии у эмитента, но обычно не ставятся ограниче­ния на формы и методы использования андеррайтером приобретенных ценных бумаг.

Андеррайтер — гарант первичного размещения ценных бумаг компа­ний, осуществляющий их покупку для последующей перепродажи част­ным инвесторам и взимающий за это определенную плату, установлен­ную в процентах к стоимости всего пакета ценных бумаг. Величина ценового спрэда (разницы между публичной ценой продажи бумаги и ценой ее выкупа у эмитента) в международной практике колеблется от 1 (крупная, кредитоспособная компания) до 20% (небольшая венчурная компания). Кроме того, на ценовой спрэд влияют следующие факторы:

  • размер эмиссии — чем больше эмиссия, тем меньше спрэд;
  • качество ценных бумаг — чем выше качество, тем меньше спрэд;
  • вид ценной бумаги — по облигациям с залогом он меньше, чем по необеспеченным долговым обязательствам, далее спрэд растет от кон­вертируемых облигаций к привилегированным и, наконец, обыкновен­ным акциям.

Инвестиционная компания как андеррайтер выполняет следующие функции:

  • подготовку эмиссии — разработку эмиссии и оценку компании-эми­тента, установление связей между эмитентом и ключевыми инвесторами;
  • распределение — выкуп части или всей суммы эмиссии, продажу ценных бумаг непосредственно инвесторам;
  • послерыночную поддержку: поддержку курса ценной бумаги на вто­ричном рынке;
  • аналитическую и исследовательскую поддержку: контроль за ди­намикой курса ценной бумаги и анализ факторов, на него влияющих.

Рассмотрим следующие виды андеррайтинга:

  • андеррайтинг «на базе твердых обязательств»: по условиям согла­шения с эмитентом андеррайтер несет твердые обязательства по выку­пу всего или части выпуска по фиксированным ценам, т. е. принимает на себя финансовые риски размещения ценных бумаг;

андеррайтинг «на базе лучших усилий»: андеррайтер не несет ни­каких обязательств по выкупу нераспространенной части эмиссии. Фи­нансовые риски, связанные с неразмещением ценных бумаг, полностью несет эмитент. Андеррайтер берет обязательства приложить максималь­ные усилия для размещения ценных бумаг, но не несет финансовой от­ветственности за конечный результат;

  • андеррайтинг на принципах «все или ничего»: действие соглаше­ния с эмитентом прекращается, если андеррайтеру не удалось размес­тить всю эмиссию;
  • договорный андеррайтинг: все ценовые условия эмиссии (цена вы­пуска акций у эмитента, спрэд между этой ценой и ценой размещения акций) устанавливаются на основе переговоров между эмитентом и инвестиционной компанией;
  • конкурентный андеррайтинг: подготовку эмиссии на конкурент­ных началах ведут несколько инвестиционных компаний, каждая из которых предлагает свои ценовые условия. Эмитент выбирает андер­райтера по конкурсу заявок, обычно ориентируясь на лучшие ценовые и иные условия.

Если несколько инвестиционных компаний объединяются для про­ведения андеррайтинга крупных выпусков ценных бумаг, то образует­ся эмиссионный синдикат. Последний представляет собой временное объединение инвестиционных компаний, осуществляющих на принци­пах разделения прибылей организацию, размещение и гарантирование выпуска ценных бумаг.

Эмиссионный синдикат охватывает группу покупки, включающую андеррайтера (инвестиционную компанию), т. е. менеджера эмиссионно­го синдиката, и инвестиционные компании — членов синдиката, а также группу продажи, содержащую компании, — финансовых брокеров, разме­щающих ценные бумаги по поручению членов синдиката.

Компании — члены группы покупки принимают на себя обязатель­ства выкупить часть или весь выпуск ценных бумаг. В отличие от группы покупки, члены группы продажи выступают как финансовые брокеры, принимающие поручения членов синдиката по первичному размещению выпуска ценных бумаг.

В России работа инвестиционных компаний по андеррайтингу имеет ряд особенностей:

  • в связи с неопределенностью будущей динамики курса и ликвидно­сти ценных бумаг эмитента преимущественно применяется андеррайтинг «на базе лучших условий» или «с отложенным выкупом» (происходит вы­куп ценных бумаг эмитента по мере их реализации инвестиционной ком­панией);
  • эмитенты обычно работают с отдельными инвестиционными ком­паниями, не связанными между собой, причем значительная доля вы­пуска размещается эмитентами самостоятельно, без помощи финансо­вых посредников;

• эмитенты для первичного размещения ценных бумаг могут не при­влекать инвестиционные компании, а использовать фондовые биржи.

Успешно был применен андеррайтинг при проведении эмиссии АО «Чеховский Энергомаш». Эмиссия на 4 млрд руб., зарегистрированная в мае 1995 г., была полностью размещена в соответствии с предваритель­ными заявками к концу июня, причем акции на сумму около 2,5 млрд руб. были размещены среди андеррайтеров.

С середины 1994 г. в России существует клуб андеррайтеров. В него вошли финансовые компании «Интраст», «Русский акционерный капи­тал», «Ринако плюс», «Финэйбл», «Альфа-капитал» и «Олма». В настоя­щее время в рамках клуба ведется консультационная деятельность.





Метка: