Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В ЦАРСКОЙ РОССИИ

Рубрика: Основы рынка ценных бумаг, Статьи о рынке ц/б

Рынок ценных бумаг в царской России формировался и развивался около 150 лет (1769-1913 гг.) в тесной связи с эволюцией экономики и политикой страны. Здесь можно выделить три периода.

Первый период — с 1769 г. до конца 50-х гг. XIX в. — время возникно­вения и начала становления рынка ценных бумаг, когда происходило преимущественно обращение государственных ценных бумаг.

Второй период — с 60-х гг. XIX в. по 1897 г. — совпал с завершением денежной реформы (введением «золотой валюты»). Этот период счита­ется важнейшим, так как охватывает интенсивное развитие рынка цен­ных бумаг.

Третий период — с 1897 по 1913 г. (начало первой мировой войны) -соответствует чертам становления «зрелого» рынка ценных бумаг.
В России, как и в других европейских странах, первыми фондовыми ценностями на зарождающемся финансовом рынке выступали государ­ственные ценные бумаги (ГЦБ). До возникновения ГЦБ главными ис­точниками покрытия чрезвычайных расходов государства служили за­имствование средств у государственных кредитных учреждений и эмиссия бумажных денег. Непрерывные войны заставляли правительство искать новые источники финансирования. В 1769 г. (при Екатерине II) впервые появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа России, который был размещен на голландском рынке через посредника-банкира, исходя из 5% годовых сроком на 10 лет. Затем правительство уже от своего имени выпустило ряд внешних займов пу­тем заключения соглашений с посредниками-банкирами, как правило, гол­ландскими; на их имя были оформлены облигации займов. Это делалось по той причине, что в то время отсутствовали взаимосвязи российского и зарубежного рынков, доверие иностранных инвесторов к России.
Однако основным источником покрытия бюджетного дефицита ос­тавался выпуск бумажных денег. Чрезмерная эмиссия ассигнаций приводила к развитию инфляционного процесса. Обесценение ассигнаций изменяло реальную величину доходов казны. Неустойчивое денежное обращение вредило торговле и кредиту. Правительство по «Плану фи­нансов», предложенному М. М. Сперанским, приступило к выпуску внутренних процентных долговых обязательств — облигаций долгосроч­ного государственного займа для трансформации части текущего бес­процентного долга в форме ассигнаций.
В манифесте от 2 февраля 1810 г. заявлялось о прекращении эмис­сии ассигнаций и выпуске внутреннего государственного займа для по­гашения бумажно-денежного долга. В мае того же года был выпущен 6%-ный семилетний займ на 100 млн руб. ассигнациями — первый внут­ренний государственный займ России. Займ был реализован лишь на 3,2 млн руб. Причины неудачи заключались в дефиците долгосрочных свободных капиталов и недоверии имущих слоев населения к новой форме государственного кредита.
После войны с Наполеоном вновь была поставлена цель сократить текущий долг по выпущенным ассигнациям. Эта задача была возложе­на на Комиссию погашения долга (образована в 1810 г.). Последняя для достижения цели выпустила ряд облигационных займов — бессроч­ных и долгосрочных, внешних и внутренних2.
До проведения первой денежной реформы (1839-1841 гг.) правитель­ство выпустило также долговые процентные бумаги другого вида: «крат­косрочные казначейские обязательства» (первый выпуск — в 1812 г.) и четырехлетние билеты Государственного казначейства-серии (первый выпуск в 1831 г.). Обоим был придан характер бумажных денежных знаков. Они принимались во все казенные платежи. Их выпуск способ­ствовал сокращению сферы применения обесценивающихся ассигнаций. В результате реформы 1839-1843 гг. была установлена система се­ребряного монометаллизма с обращением кредитных билетов — новых бумажных денежных знаков, разменных на серебро и заменивших ассиг­нации. Однако при хроническом дефиците бюджета использование эмис­сии бумажных денег не было прекращено. Правительство непрерывно выпускало кредитные билеты и билеты казначейства (серии). В 1858 г. размен кредитных билетов на серебро был прекращен. «Серебряное обращение» перестало существовать.
Отменив крепостное право, Россия поднялась на новую ступень раз­вития. С учетом улучшения состояния государственного бюджета и уве­личения золотого запаса появилась возможность провести новую де­нежную реформу. Это увенчалось успехом. В 1897 г. была введена «Золотая валюта». Предел эмиссии кредитных билетов определился в сумме 600 млн руб., которая на 50% покрывалась золотом, на 50% -коммерческими векселями.
В период подготовки и проведения денежной реформы был выпу­щен ряд новых облигационных займов. В частности, банковские биле­ты и казначейские билеты. Они были подобны билетам казначейства (сериям). Но их эмитентом был Государственный банк, а не Министер­ство финансов.
В то время выпускались государственные 4%-ные бессрочные рен­ты в крупном масштабе, что превратило их в основную форму государ­ственных займов. В 1895 г. купоны 4%-ных рент начали свободно обра­щаться в качестве денежных знаков.
В истории ценных бумаг России особое место заняли государствен­ные ценные бумаги железнодорожных займов, представившие собой ин­струмент инвестиционной политики правительства.
Первоначально в железнодорожном деле в качестве инвестора выс­тупало казначейство, используя выпуск правительственных железно­дорожных облигаций. Например, с 1851 по 1893 г. построена линия «Москва-Петербург» на средства, полученные от пяти внешних облига­ционных займов.
Чтобы облегчить финансовое бремя государства, по инициативе Александра II началось применение системы железнодорожных гаран­тий. Ее сущность заключалась в обеспечении правительством доходно­сти капитала в виде ценных бумаг, вложенного в железнодорожные предприятия. Появившиеся в России гарантированные правительством железнодорожные ценные бумаги частных акционерных обществ зна­меновали наступление эпохи интенсивного строительства железных дорог в Российской империи.
До начала 80-х гг. частные предприятия, особенно иностранные, вла­дели половиной акций и 3/4 облигаций российских железных дорог. По­чти все железнодорожные ценные бумаги — правительственные и гаран­тированные правительством — выпускались и обращались на иностранных фондовых рынках. Это демонстрировало высокий экономический потен­циал и престиж России после отмены крепостного права и имело важное значение для формирования национального фондового рынка.
По мере развития экономики, расширения сети железных дорог и в связи с понижением ставок на рынках Европы правительство предпри­няло новый шаг: выкуп частных железных дорог в свою собственность. Масштабная национализация железных дорог происходила в 1889— 1909 гг. через конверсию и консолидацию всех ценных бумаг (железно­дорожных и др.).
С 1889 по 1894 г. были конвертированы внутренние и внешние зай­мы на нарицательную стоимость 2644 млн руб., в частности путем вы­пуска новых правительственных облигаций на сумму 294 млн руб. В результате государственный долг сократился. Разнообразные облига­ции были объединены на более выгодных государству условиях. По­давляющая часть железнодорожных облигаций была конвертирована в 4%-ные ренты (несколько серий).
В России благодаря использованию ценных бумаг за несколько деся­тилетий свершилось «железнодорожное чудо» (протяженность рельсовых путей России достигла 70,9 тыс. км. В этом отношении Россия уступала только США).
Параллельно с обращением государственных ценных бумаг разви­вались ценные бумаги во взаимосвязи с деятельностью хозяйственных субъектов. В первую очередь это относится к векселям и акциям.

В России первый Вексельный устав был составлен при Петре I по об­разцу Лейпцигского вексельного устава. В XVIII-XIX вв., как отмеча­лось ранее, он неоднократно подвергался переработке. В 1902 г. был утвержден новый вексельный устав. Он представлял собой значительное достижение по сравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными по иностранным образцам. По мере развития банковской системы России расширялось кредитование хозяйства под залог вексе­лей и в форме их учета.
Активизация обращения векселей в начале XX в. объяснялась ут­верждением капиталистических отношений как в промышленности, сельском хозяйстве, так и в торговле.
После отмены крепостного права шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на рынке.
Акционерные общества в России возникли еще в дореформенное вре­мя. К 1861 г. в России было 120 акционерных обществ с капиталами в раз­мере 100 млн руб., в том числе 35 млн руб. — в промышленности. К 1881 г. число акционерных обществ увеличилось до 635, а капиталы — до 840 млн руб. Крупные акционерные капиталы и облигационные займы железно­дорожных акционерных обществ имели правительственную гарантию и относились к сфере производительного государственного кредита.
Во время экономического подъема 90-х гг. XIX в. число акционер­ных обществ удвоилось. Их капиталы достигли 2,4 млрд руб., в том числе капиталы акционерных обществ в промышленности увеличились в 3 раза и составили 1,5 млрд руб. К 1914 г. 2235 акционерных обществ имели капиталы в сумме 4,7 млрд руб. Из них на долю 1621 промыш­ленного акционерного общества приходилось 3,2 млрд руб.
Акционерные общества дореволюционной России занимали веду­щее положение в фабрично-заводской промышленности. На них про­изводилось 60% промышленной продукции.
Для ограждения интересов мелких капиталистов и населения в Рос­сии, в отличие от Запада, устанавливалось предельное число голосов, которые мог иметь один акционер на общем собрании акционерного общества. Акционерные общества формировались в России на прин­ципах более демократичных, чем в других странах.
С 1810 г., когда Россия выпустила первый внутренний государствен­ный займ, началась история формирования ее фондового рынка. Это проявилось прежде всего в возникновении бирж, на которых обраща­лись ценные бумаги.
В России первая товарная и вексельная биржа была официально от­крыта в 1703 г. по инициативе Петра I. Большинство бирж было органи­зовано во второй половине XIX в. В 1914 г. их было 115. Главной была Санкт-Петербургская биржа, которая имела товарный и фондовый от­делы. На ней котировались 312 различных видов акций на 2 млрд руб., а также облигации государственных и гарантированных государством зай­мов. Главную роль на бирже играли крупнейшие петербургские банки.
К 1820 г. облигации государственных займов стали обращаться вме­сте с товарами на официальных товарных биржах (в Петербурге, Мос­кве, Одессе, Варшаве, Киеве, Риге, Харькове и др.). Что касается акций и облигаций корпораций, торговля ими на биржах (с 1827 г.) была не­значительна. В связи с неразвитостью капиталистических отношений и ограниченностью спроса на капиталы до 60-х гг. XIX в. большая часть государственных займов обращалась на иностранных биржах. Фондо­вые операции в России не имели большого масштаба и строгой орга­низации.
Рынок ценных бумаг быстро развивался после отмены крепостного права, благодаря преобразованию экономической системы и развитию производительных сил. До начала войны центр тяжести ценных бумаг постепенно переходил с иностранных бирж на российский рынок. Одно­временно ГЦБ постепенно уступали место акциям и облигациям корпо­раций. Тем не менее ГЦБ все еще играли основную роль на российском фондовом рынке. На всех биржах 2/3 и более объемов купли-продажи составляли облигации государственных займов (включая железнодорож­ные). Русские биржи по существу выступали как рынок государственно­го кредита. Это отражало неразвитость капитализма и государственную экономическую монополию. Однако управление деятельностью бирж происходило с участием представительных органов.
В качестве представительных постоянных выборных органов при биржах стали создаваться биржевые комитеты. Первый биржевой ко­митет возник при Петербургской бирже в 1816 г. Московский бирже­вой комитет возник в 1832 г. В 1831 г. было утверждено Положение о биржевых комитетах и биржевых маклерах.
Крупные купцы, фабриканты, банкиры получили право выбирать членов биржевых комитетов на несколько лет. Компетенция биржевых комитетов ограничивалась в основном обсуждением экономических вопросов. В 1905 г. биржевым комитетам было разрешено направлять представителей от торговли и промышленности в Государственный Совет.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг началось в XVIII в. В 1769 г. в России был образован комитет, уполномоченный для проведения денежных негоциации в иностранных землях, который отвечал за ведение всех дел по внешним займам.
В 1810 г. была утверждена Комиссия погашения государственного Долга. На основе ее Устава (1817 г.) была учреждена Государственная долговая книга. Это явилось важным шагом в документировании госу­дарственного долга. Почти все выпущенные в России и за границей го­сударственные займы были занесены в долговую книгу.
Усиление государственного регулирования фондового рынка осу­ществлялось в течение 1900-1914 гг., т.е. в период наивысшего подъема биржевого дела в стране.
К началу XX в. уже сложился биржевой механизм и проводились до­вольно крупные операции с ценными бумагами. Особое место на фондо­вом рынке России занимал Фондовый отдел Санкт-Петербургской бир­жи. Отдел был образован как акционерное общество закрытого типа и подчинялся канцелярии по кредитной части Министерства финансов.
В 1901 г. Правительство России приняло «Правила для Фондового отдела при Санкт-Петербургской бирже». Эти правила знаменовали со­бой начало проведения крупной биржевой реформы. Предполагалось, что в последующие годы аналогичные отделы будут созданы и на дру­гих биржах, где активно развивалась торговля ценными бумагами.
Биржевая реформа включала создание Совета фондового отдела Санкт-Петербурской биржи. Этот орган управления избирался на три года из числа действительных членов Фондового отдела. Совет осуще­ствлял надзор за деятельностью Фондового отдела, охрану юридичес­кой силы биржевых сделок, контроль за правильностью составления биржевого бюллетеня, принимал решения о допуске ценных бумаг к обращению на бирже, рассматривал другие вопросы.
При допуске облигаций и акций к обращению на бирже Совет фон­дового отдела руководствовался «Правилами о допущении бумаг к ко­тировке на Фондовом отделе Санкт-Петербургской биржи», утвержден­ными Министерством финансов 5 сентября 1902 г. Российские законы предусматривали ответственность лиц, выпускающих в обращение цен­ные бумаги на бирже.
Данные о курсах ценных бумаг на Санкт-Петербургской бирже пуб­ликовались в биржевом бюллетене «Официальная вексельная и фондо­вая котировка на Санкт-Петербургской бирже», который выходил на русском и французском языках.
Усиление государственного регулирования фондового рынка про­явилось и в том, что 19 ноября 1907 г. министр финансов утвердил «Пра­вила для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на Санкт-Петербургской бирже». Эти правила повлияли на дея­тельность других бирж в России.
В годы промышленного подъема (1909-1913 гг.) Санкт-Петербургс­кая биржа превратилась в место торговли главным образом дивиденд­ными бумагами (акциями). Что касается остальных бирж — операции с ценными бумагами имели ограниченное значение. На Московской бир­же размещались разного рода облигации, на Варшавской, Киевской, Одесской и Рижской биржах — акции местных предприятий и т.д.
Российские биржи выполняли своеобразную функцию, обусловлен­ную отсутствием в стране торгово-промышленных палат. Благодаря ежегодно созывавшимся с 1906 г. съездам биржевой торговли и сельс­кого хозяйства биржи получили возможность выявлять и отстаивать коммерческие интересы и нужды отечественных предпринимателей.
Следует учесть, что на биржах совершались отнюдь не все операции с ценными бумагами. Значительный по объему внебиржевой оборот формировался в результате операций с ценными бумагами, которые производили различные кредитные учреждения, прежде всего банки.
Банки выдавали ссуды под ценные бумаги, котируемые на бирже, т е по ним должна быть установлена рыночная цена. Такой кредит имел пгоомное значение. Он облегчал размещение ценных бумаг, можно было купить большое количество бумаг. Такой кредит задерживал падение курсов, так как давал возможность владельцам ценных бумаг не про­давать их во время спада цен, а дожидаться более благоприятной ситуации. Создавался своеобразный тип «твердого держателя» — владеющих пенными бумагами с помощью банковского кредита. Прямым следстви­ем развития кредита под залог ценных бумаг, а также формирования собственных портфелей ценных бумаг была концентрация в банках ог­ромных пакетов акций.
Государственное регулирование фондовой деятельности было важ­но и целесообразно для эффективного развития фондовых бирж, осо­бенно в стадии формирования рынка ценных бумаг.





Метка: