ЦЕННЫЕ БУМАГИ В УСЛОВИЯХ СССР
Рубрика: Основы рынка ценных бумагПосле октябрьских событий декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были аннулированы облигации внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу; с другой -привело к отказу от исторического опыта использования цен-ных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых отношений между Россией и западными державами. В процессе национализации прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. В результате корпо-ративные ценные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на терри-тории Советской России.
После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства, проводя новую экономическую политику (нэп).
В целях максимального привлечения свободных средств для восстановления экономики правительство попыталось перейти к активному использованию ценных бумаг на новых политических и экономических Условиях. В течение 1922-1927 гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты Дохода, способами размещения и т.д.
Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922-1923 гг., исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это было связано с отсутствием нормальной денежной системы, обесценением валюты и острой нехваткой жизненных средств в форме хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения, после проведения денежной реформы (1922-1924 гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении.
По срокам займы были краткосрочные (не более одного года), среднесрочные (от двух до пяти лет) и долгосрочные (шесть, семь, десять лет). Основная тенденция заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных и долгосрочных займов.
По способу размещения займы делились на добровольные, добровольно-принудительные и принудительные. Например, второй крестьянский выигрышный займ 1925 г. реализовался через сеть персональной агентуры, руководимой волостными и уездными уполномоченными. В городе его размещение осуществлялось открытой продажей. Часть облигаций продавались органам Наркомфина по биржевому курсу. Остальные были реализованы в рассрочку через сберкассы. В принудительном порядке размещалось несколько займов: первый и второй шестипроцентные выигрышные займы 1922 и 1924 гг., первый трехпроцентный внутренний займ 1924 г. Это объяснялось неблагоприятными экономическими условиями в стране и недоверием населения к советским займам.
По выплате дохода облигации займов подразделялись на процентные, беспроцентные, выигрышные и процентно-выигрышные.
Облигации займов этого периода характеризовались низким курсом и высокой доходностью. Например, по первому крестьянскому выигрышному займу 1924 г. доходность составляла 85 коп. на один рубль облигации. Процентный доход облигаций определялся на уровне 5,6, 8 и даже 12%. Иногда, кроме процентного дохода, облигации выпускались с выигрышами в тиражах. Вероятность выигрышей была высока. Например, по шестипроцентному займу укрепления крестьянского хозяйства 1928 г. один выигрыш приходился на 30 облигаций (в шести тиражах). Все это было выгодно для покупателей. Для государства же доходность займов была слишком низкой.
Держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот: можно было получать ссуды банков под залог облигаций, использовать облигации при уплате налогов. Это обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг.
Что касается внешних займов, то иностранные державы соглашались предоставить финансовую помощь только при признании дореволюционных долгов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но положительных результатов не было.
Выпуск ГЦБ имел существенное значение для преодоления бюджетного дефицита. К концу восстановительного периода государственный бюджет сводился с положительным сальдо.
Значение ГЦБ не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной реформы в 1922— 1924 гг. Например, в 1923 г. был выпущен гарантированный правительством краткосрочный займ Наркомата путей сообщения в форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн руб. золотом сроком от 9 месяцев до одного года. Номинал облигаций определялся в 5 руб. золотом.
Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении, так как в то же время параллельно были введены две валюты — советские знаки и твердые червонцы большого достоинства. Мелкий же хозяйственный оборот остро нуждался в твердой денежной единице — купюре мельче червонца. Как раз такой потребности соответствовал пятирублевый сертификат, застрахованный от обесценения. Он представлял собой казначейские денежные знаки особого рода.
Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и акционирование.
В первые годы советской власти вексельное обращение во время «военного коммунизма» прекратилось. С возвращением страны к мирной жизни, с переходом к нэпу вексель возродился. Вексельное обращение регулировалось «Положением о векселях», которое было утверждено в 1922 г. При разработке векселей за основу был взят Российский вексельный устав 1902 г.
1 января 1926 г. Народным комиссариатом финансов была принята Инструкция Государственного банка по операциям учета векселей и специальным текущим счетам, обеспеченным векселями. Принимались меры повышения вексельной дисциплины.
Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х гг. и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при совместном участии в управлении нескольких хозяйственных организаций.
Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объективно привело к формированию в новых экономических условиях бирж. В июле 1921 г. открылась первая советская биржа. В 1922 г. СНК были установлены правила фондовых биржевых операций. Фондовые отделы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой (наличностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государственными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.
В течение 1922-1924 гг. фондовые отделы главным образом заключали сделки с валютой — червонцами — в связи с денежной реформой. К котировке на официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные Наркомфином в 1923 г., и облигации первого шестипроцентного выигрышного займа. Операции с ними были неудачны в связи с завышенной ценой. На внебиржевом рынке курс облигаций был значительно ниже.
После завершения денежной реформы прекратились операции с банкнотами, и центр тяжести финансовой политики правительства перешел на оздоровление системы государственного кредита.
К концу 1924 г. вместо официальной неизменной цены государственные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кредитная кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался. В 1925/26 финансовом году было выпущено только два новых займа: второй крестьянский выигрышный займ и второй восьмипроцентный внутренний займ 1926 г. (на общую сумму 200 млн руб.).
Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в течение 1924-1927 гг. На 1924/25 финансовый год насчитывалось 10 фондовых отделов при крупнейших товарных биржах.
Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации. Правительство изменило курс на развитие рынка ценных бумаг. Главной формой размещения ГЦБ стала «подписка в рассрочку» (после 1930 г. она стала единственной). Она заключалась в добровольно-принудительном размещении и оплате облигаций. Подписка в рассрочку проводилась следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о порядке размещения займа, бланки для его учета и оформления, авансовую сумму облигаций предприятиям, учреждениям и сельским Советам. Последние выдавали подписчикам подписной лист, содержащий фамилию подписчика и сумму, на которую приобретались облигации. Затем подписные листы передавались в бухгалтерию для удержания взносов из заработной платы рабочих и служащих. Крестьяне первый взнос выплачивали в десятидневный срок после подписки, рабочие и служащие — в течение срока рассрочки — 10 месяцев. Все взносы перечислялись через Госбанк СССР в государственный бюджет.
Начиная с 1927 г. государственные предприятия были обязаны помещать все запасные и резервные средства в государственные ценные бумаги. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в приобретаемые ГЦБ должны были вкладывать 60% резервных средств. Состав кредиторов государства расширился до всех юридических лиц. В это время были организованы комиссии содействия государственному кредиту и сберегательному делу (комсоды) на всех предприятиях и в организациях под общим руководством Центральной комиссии при Президиуме ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по размещению займов, проводить массовые соревнования по подписке между цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать распространению государственных займов.
Изменяется структура облигаций государственных займов по срокам. Более 94 % государственных займов приходилось на долю долгосрочных облигаций.
По мере «укрепления» планового управления экономикой в 1930 г. были закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому официальному курсу, без учета реального состояния рынка. Обращение облигаций — покупка, продажа и залог — было запрещено. В результате ликвидность облигаций была серьезно ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность хранения облигаций займов у их держателей. В 1930 г. правительство с учетом огосударствления экономики приняло решение о ликвидации резервных капиталов трестов и запрещении государственным учреждениям, акционерным обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов.
В течение 1930-1941 гг. правительство проводило реформу в сфере государственного кредита, которая выражалась в унификации облигации государственных займов путем их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием внутреннего займа пятилетки) для обмена облигаций ранее выпущенных займов. Конверсия привела все займы к единому стандарту — двадцатилетнему сроку. Погашение займов было отложено на 10-19 лет. Их доходность снизилась с 8-10% до 3-4% годовых.
Отказ от принципов новой экономической политики повлиял на использование ценных бумаг предприятий — векселей и акций. С 1929-1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государственных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом и правительствами этих стран на паритетных началах были организованы акционерные общества с целью развития важных промышленных отраслей. С достижением цели совместные акционерные общества были ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным правительствам.
Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937 г. на территории СССР было введено в действие основанное на Женевской вексельной конвенции 1930 г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отношениях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капиталистическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к системе прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.
Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенных источников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942-1945 гг. было выпущено четыре «военных займа» на общую сумму 72 млрд руб. сроком на 20 лет исходя из 4% годовых.
После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план — план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1950 гг. Была необходима конверсия всех займов.
В 1948 г. выпущен новый конверсионный займ — государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 г. (кроме выигрышного займа 1938 г., часть которого обменивалась на наличность, часть — на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947 г.).
Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного периода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились платежи по займам.
С 1946 по 1957 г. было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства (выпуска 1951-1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще Два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947 г.
Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию государственных займов стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза», согласно которому в основном прекратился дальнейший выпуск новых займов было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи.
В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народнохозяйственного оборота СССР. С этого практически нулевого состояния начинается возрождение рынка ценных бумаг.