Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ЦЕННЫЕ БУМАГИ В УСЛОВИЯХ СССР

Рубрика: Основы рынка ценных бумаг

После октябрьских событий декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории страны были запрещены. Были аннулированы облигации внутренних и внешних государственных займов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу; с другой -привело к отказу от исторического опыта использования цен-ных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых отношений между Россией и западными державами. В процессе национализации прекратили существование акционерные общества. Их акции и облигации утратили юридическую силу. В результате корпо-ративные ценные бумаги также были выведены из экономического оборота. Рынок ценных бумаг прекратил свое существование на терри-тории Советской России.
После окончания гражданской войны страна приступила к восста­новлению народного хозяйства, проводя новую экономическую поли­тику (нэп).
В целях максимального привлечения свободных средств для восста­новления экономики правительство попыталось перейти к активному использованию ценных бумаг на новых политических и экономических Условиях. В течение 1922-1927 гг. были выпущены самые разнообраз­ные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты Дохода, способами размещения и т.д.
Первые займы (три выпуска), выпущенные в 1922-1923 гг., исчисля­лись в хлебной и сахарной единицах. Это было связано с отсутствием нормальной денежной системы, обесценением валюты и острой нехват­кой жизненных средств в форме хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. По мере стабилизации денежного обращения, после проведения денежной реформы (1922-1924 гг.) зай­мы стали выпускаться в денежном исчислении.
По срокам займы были краткосрочные (не более одного года), сред­несрочные (от двух до пяти лет) и долгосрочные (шесть, семь, десять лет). Основная тенденция заключалась в постепенном увеличении доли среднесрочных и долгосрочных займов.
По способу размещения займы делились на добровольные, доброволь­но-принудительные и принудительные. Например, второй крестьянский выигрышный займ 1925 г. реализовался через сеть персональной агенту­ры, руководимой волостными и уездными уполномоченными. В городе его размещение осуществлялось открытой продажей. Часть облигаций продавались органам Наркомфина по биржевому курсу. Остальные были реализованы в рассрочку через сберкассы. В принудительном порядке размещалось несколько займов: первый и второй шестипроцентные вы­игрышные займы 1922 и 1924 гг., первый трехпроцентный внутренний займ 1924 г. Это объяснялось неблагоприятными экономическими усло­виями в стране и недоверием населения к советским займам.
По выплате дохода облигации займов подразделялись на процент­ные, беспроцентные, выигрышные и процентно-выигрышные.
Облигации займов этого периода характеризовались низким кур­сом и высокой доходностью. Например, по первому крестьянскому вы­игрышному займу 1924 г. доходность составляла 85 коп. на один рубль облигации. Процентный доход облигаций определялся на уровне 5,6, 8 и даже 12%. Иногда, кроме процентного дохода, облигации выпуска­лись с выигрышами в тиражах. Вероятность выигрышей была высока. Например, по шестипроцентному займу укрепления крестьянского хо­зяйства 1928 г. один выигрыш приходился на 30 облигаций (в шести тиражах). Все это было выгодно для покупателей. Для государства же доходность займов была слишком низкой.
Держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот: можно было получать ссуды банков под залог облигаций, использо­вать облигации при уплате налогов. Это обеспечивало высокую лик­видность государственных ценных бумаг.
Что касается внешних займов, то иностранные державы соглаша­лись предоставить финансовую помощь только при признании дорево­люционных долгов. Правительство вело переговоры в этом отношении, но положительных результатов не было.
Выпуск ГЦБ имел существенное значение для преодоления бюджет­ного дефицита. К концу восстановительного периода государственный бюджет сводился с положительным сальдо.
Значение ГЦБ не ограничивалось покрытием бюджетного дефици­та. Они были использованы при проведении денежной реформы в 1922— 1924 гг. Например, в 1923 г. был выпущен гарантированный правитель­ством краткосрочный займ Наркомата путей сообщения в форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн руб. золотом сроком от 9 ме­сяцев до одного года. Номинал облигаций определялся в 5 руб. золотом.
Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении, так как в то же время параллельно были введены две валюты — советские знаки и твердые червонцы большого достоин­ства. Мелкий же хозяйственный оборот остро нуждался в твердой де­нежной единице — купюре мельче червонца. Как раз такой потребности соответствовал пятирублевый сертификат, застрахованный от обесцене­ния. Он представлял собой казначейские денежные знаки особого рода.
Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обра­щение и акционирование.
В первые годы советской власти вексельное обращение во время «во­енного коммунизма» прекратилось. С возвращением страны к мирной жизни, с переходом к нэпу вексель возродился. Вексельное обращение регулировалось «Положением о векселях», которое было утверждено в 1922 г. При разработке векселей за основу был взят Российский вексель­ный устав 1902 г.
1 января 1926 г. Народным комиссариатом финансов была принята Инструкция Государственного банка по операциям учета векселей и специальным текущим счетам, обеспеченным векселями. Принимались меры повышения вексельной дисциплины.
Появились акционерные общества. Они стали создаваться в 20-х гг. и представляли тогда одну из форм управления промышленностью, торговлей и банками при совместном участии в управлении несколь­ких хозяйственных организаций.
Возрождение различных инструментов рынка ценных бумаг объек­тивно привело к формированию в новых экономических условиях бирж. В июле 1921 г. открылась первая советская биржа. В 1922 г. СНК были установлены правила фондовых биржевых операций. Фондовые отде­лы при товарных биржах могли заниматься торговлей: инвалютой (на­личностью, траттами, чеками), банкнотами, советскими государствен­ными ценными бумагами, акциями и паями, металлическими слитками.
В течение 1922-1924 гг. фондовые отделы главным образом заклю­чали сделки с валютой — червонцами — в связи с денежной реформой. К котировке на официальных фондовых отделах были допущены только платежные обязательства, выпущенные Наркомфином в 1923 г., и об­лигации первого шестипроцентного выигрышного займа. Операции с ними были неудачны в связи с завышенной ценой. На внебиржевом рынке курс облигаций был значительно ниже.
После завершения денежной реформы прекратились операции с бан­кнотами, и центр тяжести финансовой политики правительства пере­шел на оздоровление системы государственного кредита.
К концу 1924 г. вместо официальной неизменной цены государствен­ные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Все банки, кре­дитная кооперация, сберкассы свободно участвовали в операциях. Чтобы соответствовать состоянию фондового рынка, масштаб выпуска займов сокращался. В 1925/26 финансовом году было выпущено только два но­вых займа: второй крестьянский выигрышный займ и второй восьмипро­центный внутренний займ 1926 г. (на общую сумму 200 млн руб.).
Фондовые отделы при товарных биржах активно действовали в те­чение 1924-1927 гг. На 1924/25 финансовый год насчитывалось 10 фон­довых отделов при крупнейших товарных биржах.
Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации. Пра­вительство изменило курс на развитие рынка ценных бумаг. Главной формой размещения ГЦБ стала «подписка в рассрочку» (после 1930 г. она стала единственной). Она заключалась в добровольно-принудитель­ном размещении и оплате облигаций. Подписка в рассрочку проводи­лась следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о порядке размещения займа, бланки для его учета и оформления, авансовую сум­му облигаций предприятиям, учреждениям и сельским Советам. После­дние выдавали подписчикам подписной лист, содержащий фамилию подписчика и сумму, на которую приобретались облигации. Затем под­писные листы передавались в бухгалтерию для удержания взносов из заработной платы рабочих и служащих. Крестьяне первый взнос вып­лачивали в десятидневный срок после подписки, рабочие и служа­щие — в течение срока рассрочки — 10 месяцев. Все взносы перечисля­лись через Госбанк СССР в государственный бюджет.
Начиная с 1927 г. государственные предприятия были обязаны по­мещать все запасные и резервные средства в государственные ценные бумаги. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в приобре­таемые ГЦБ должны были вкладывать 60% резервных средств. Состав кредиторов государства расширился до всех юридических лиц. В это время были организованы комиссии содействия государственному кре­диту и сберегательному делу (комсоды) на всех предприятиях и в орга­низациях под общим руководством Центральной комиссии при Прези­диуме ЦИК СССР. Их задача состояла в том, чтобы контролировать работу по размещению займов, проводить массовые соревнования по подписке между цехами, предприятиями и т.д., в целом способствовать распространению государственных займов.
Изменяется структура облигаций государственных займов по сро­кам. Более 94 % государственных займов приходилось на долю долго­срочных облигаций.
По мере «укрепления» планового управления экономикой в 1930 г. были закрыты фондовые отделы бирж. Операции с ценными бумагами проводились снова по твердому официальному курсу, без учета реаль­ного состояния рынка. Обращение облигаций — покупка, продажа и залог — было запрещено. В результате ликвидность облигаций была се­рьезно ограничена. Подобным способом обеспечивалась долгосрочность хранения облигаций займов у их держателей. В 1930 г. правитель­ство с учетом огосударствления экономики приняло решение о ликвида­ции резервных капиталов трестов и запрещении государственным уч­реждениям, акционерным обществам и кооперативным предприятиям иметь облигации займов.
В течение 1930-1941 гг. правительство проводило реформу в сфере государственного кредита, которая выражалась в унификации облигации государственных займов путем их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием внутреннего займа пятилетки) для обмена обли­гаций ранее выпущенных займов. Конверсия привела все займы к едино­му стандарту — двадцатилетнему сроку. Погашение займов было отложе­но на 10-19 лет. Их доходность снизилась с 8-10% до 3-4% годовых.
Отказ от принципов новой экономической политики повлиял на использование ценных бумаг предприятий — векселей и акций. С 1929-1930 гг. акционерные общества стали заменяться формами государствен­ных предприятий. Только после окончания второй мировой войны в некоторых странах народной демократии Советским Союзом и прави­тельствами этих стран на паритетных началах были организованы ак­ционерные общества с целью развития важных промышленных отрас­лей. С достижением цели совместные акционерные общества были ликвидированы, а доля собственности СССР была передана на льготных условиях заинтересованным правительствам.
Недолго просуществовало и вексельное обращение. В 1937 г. на тер­ритории СССР было введено в действие основанное на Женевской век­сельной конвенции 1930 г. Положение о простом и переводном векселе. Однако вексель использовался только в расчетных и кредитных отноше­ниях, возникших в сфере экономического сотрудничества СССР с капи­талистическими странами. Во внутреннем же обороте СССР вексельное обращение было ликвидировано еще в 1930 г. в связи с переходом к сис­теме прямого целевого банковского кредитования народного хозяйства.
Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенных ис­точников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942-1945 гг. было выпущено четыре «военных займа» на общую сум­му 72 млрд руб. сроком на 20 лет исходя из 4% годовых.
После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план — план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1950 гг. Была необходима конверсия всех займов.
В 1948 г. выпущен новый конверсионный займ — государственный двухпроцентный займ для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 г. (кроме выигрышного займа 1938 г., часть которого обменива­лась на наличность, часть — на облигации трехпроцентного внутренне­го выигрышного займа 1947 г.).
Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, в учреждениях и колхозах в пределах определенного пе­риода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, умень­шились платежи по займам.
С 1946 по 1957 г. было выпущено пять займов восстановления и раз­вития народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства (выпуска 1951-1957 гг.). Все они были выпущены сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще Два займа были выпущены сроком на 25 лет: внутренний выигрышный займ 1947 г. и четырехпроцентный внутренний выигрышный займ 1947 г.
Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию го­сударственных займов стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О государственных займах, размещае­мых по подписке среди трудящихся Советского Союза», согласно ко­торому в основном прекратился дальнейший выпуск новых займов было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и пере­стали проводиться выигрышные тиражи.
В дальнейшем ценные бумаги почти вышли из народнохозяйствен­ного оборота СССР. С этого практически нулевого состояния начина­ется возрождение рынка ценных бумаг.





Метка: ,