Влияние государства на движение цен
Рубрика: Экономика, статьиСегодня главная задача ценового регулирования — остановить спад производства, опережающий рост производственных затрат е оптовых цен, начиная с энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, которые, словно по цепной реакции, распространяют процесс удорожания по всем сопряженным сферам производства, обращения и потребления. А это затрудняет обеспечение равновесия всей ценовой системы и товарно-денежного обращения. Тем более что цены вследствие их либерализации и осуществления политики «шоковой терапии» полностью вышли из-под государственного контроля, и загнать их снова а систему административного государственного планирования — дело безнадежное.
Нужно прибегать к качественно новым рыночным регуляторам: с одной стороны, ограничивать уровень монопольных цен, а с другой — вводить систему жестко контролируемых налогов, которые делали бы невыгодными для производителей и поставщиков, для сферы торговли наращивание прибылей за счет искусственного завышения цен на свои товары или услуги выше реальной их стоимости и, наоборот, стимулировали бы повышение предпринимательских доходов за счет увеличения товарной массы, ее ассортимента и качества. Одновременно с либерализацией внешней торговли и движения капиталов, безусловно, следует ввести стабильное и четкое законодательное регулирование экспортно-импортных операций, которое гарантировало бы обеспечение экономических интересов государства, удовлетворение внутреннего рыночного спроса в условиях сбалансированности экспорта и импорта, ценовых паритетов и исключало бы кризис общего платежного баланса.
Указ Президента Украины от 3 ноября 1993 г. «О мерах относительно сдерживания темпов роста цен» явился важным шагом в борьбе с гиперинфляционным ростом цен. Предприятия и организации всех форм собственности могли в соответствии с этим Указом повышать уровни оптовых цен (тарифов) на выпускаемую продукцию (товары, услуги) только в случае роста производственных затрат, которые не зависят от их хозяйственной деятельности. При установлении новых оптовых цен и тарифов на сумму увеличения расходов начисляется рентабельность с коэффициентом 0,5 от достигнутого уровня рентабельности данной продукции, кроме тех случаев, когда достигнутый уровень рентабельности не превышает 10%. При этом общий уровень рентабельности ограничивался 45% к себестоимости. Ограничивались и размеры наценок на торговую и снабженческо-сбытовую деятельность. С этого порядка исключались сферы строительства, сельского хозяйства, науки и научного обслуживания, банковской деятельности и страхования. На них вводились кабинетом министров особые условия ограничений повышения цен.
Однако механизма реализации действия этого Указа практически не было, и он почти не срабатывал на сдерживание ценового роста. Чтобы создать надлежащий механизм ценового регулирования, необходимо:
• во-первых, законодательно ввести независимо от форм собственности и хозяйствования точный учет производственных и оборотных затрат, себестоимости и рентабельности производства и сбыта товаров и услуг с выделением той части затрат, которая вызывается ростом цен на приобретаемые ресурсы, что непосредственно не зависит от уровня хозяйствования на своем предприятии. Цены растут главным образом на импортируемые энергоносители, цветные металлы, дефицитные сырьевые ресурсы. Однако ограничить рост оптовых цен на многие промышленные изделия оказалось делом невозможным без предварительной отмены ряда ранее принятых законодательных актов о невмешательстве государства в предпринимательскую деятельность, коммерческую тайну и др. в частных, кооперативных и спекулятивно-посреднических структурах;
• во-вторых, ввести жесткие экономические и юридические санкции, включая судебную ответственность за нарушение закона, искажение калькуляции, учета и отчетности ради того, чтобы обойти его требования;
• в-третьих, иметь необходимый контрольный аппарат (помня, однако, что он может стать дополнительным источником распространения коррупции и тогда не принесет ожидаемого эффекта).
Это влечет за собой и необходимость законодательного введения регулирования уровней заработной платы и других решающих статей хозяйственных затрат, без чего их сдерживание от инфляционного роста не произойдет. Да и сам порядок формирования уровней цен в зависимости от соотношений рыночных спроса и предложения несовместим с директивным их формированием. Поэтому возлагать большие надежды на весомое сдерживание инфляционных волн в результате действия соответствующих законодательных актов не приходится.
Шаблонное ограничение 45% рентабельности предприятий различных отраслей промышленности в условиях инфляционного давления исключает хозяйственную маневренность, направленную на достижение расширенного воспроизводства, структурное и качественное обновление производства, превращение его в конкурентоспособное.
Противодействовать получению предприятиями-монополистами сверхприбылей, как уже было сказано, можно при помощи прогрессивного их налогообложения, которое довольно широко применяется во многих странах мира. Оправдывает себя административное ограничение верхнего предела цен на монопольные товары или услуги, но делать это нужно на всесторонне обоснованной законодательной базе.
Не исключается и прямое государственное установление уровней цен на те или другие товары или услуги, которые имеют решающее значение для жизни общества. Так, в странах Европейского союза и США устанавливается уровень фермерских цен, чтобы поддерживать на стабильном уровне доходы фермеров. Японское правительство жестко регулирует цены на рис. Экономически развитые государства отнюдь не отстраняются от ценового регулирования и во многих других сферах деятельности, и это помогает им не допускать инфляционных взрывов.
Сдерживание роста розничных цен нуждается в контроле за ценами оптовыми, за транспортными и торговыми наценками, налогами на добавленную стоимость. Чтобы реально сдерживать их рост, нужно иметь высокую степень рыночной конкуренции, которая диктует каждому предпринимателю необходимость хозяйствовать с минимальными издержками на единицу потребительной стоимости. Налог на добавленную стоимость и торговую наценку нужно было бы определять не в процентах от цены, а в фиксированном размере на единицу товара, что до некоторой степени стабилизирует проявления ценовых всплесков.
Однако следует помнить, что сугубо административное регулирование цен и их составных частей само по себе не способно противодействовать их росту потому, что невозможно проконтролировать калькуляцию по всей огромной номенклатуре товаров и услуг. Об этом свидетельствует опыт планирования административной экономики, когда при довольно разветвленной системе органов ценообразования -удавалось периодически проводить только выборочные проверки, которые не могли активно противодействовать тенденции роста цен в его разнообразных формах. Иначе говоря, рост цен нельзя преодолеть только административными мерами, тем более в условиях действия таких инфляционных факторов, как несбалансированность товарных рынков с превышением спроса над предложением по многим видам товаров, монополизм в сферах производства и обращения, растущие дефициты государственного бюджета и платежного баланса, искусственно заниженный валютный курс и т. п.
Радикальным и, возможно, неминуемым временным средством приостановки роста цен и предпосылкой для преодоления действия вышеназванных факторов в условиях инфляции и чрезвычайного обострения экономической ситуации, на наш взгляд, может стать замораживание цен и зарплаты (вместе с установлением обоснованного валютного курса и процентной ставки) на период как минимум несколько месяцев. Эта мера неоднократно и часто успешно использовалась в мировой практике, чтобы сбить волну бурной инфляции, избежать угрожающего падения производства и существенного роста безработицы, а также для проведения наиболее неотложных структурных изменений. К нему прибегали, в частности, в середине 80-х годов в Боливии, Израиле, Аргентине и других странах.
На Украине эту меру, возможно, придется еще использовать в последующие годы, исходя из конъюнктуры мировых цен на энергоносители и другие материальные ресурсы, которые играют существенную роль в формировании затрат национального производства. Этому должна предшествовать подготовительная работа, направленная на упорядочение системы заработной платы, материальных и финансовых затрат, на разработку соответствующих нормативных документов и законодательных актов. Не исключается и целесообразность введения чрезвычайного экономического положения в стране, если не удается нормальным путем преодолеть обострение кризиса и дальнейшего спада.
Экономическими исследованиями и практическим опытом многих стран мира доказано, что инфляция с темпами 3-4% в год преимущественно используется как своеобразный катализатор дополнительного стимулирования экономического роста. Выход за эти пределы — даже до 7-8% — угрожает утратой контроля над раскручиванием инфляционной спирали, превращением не в дестимулирующий и дестабилизирующий фактор. И если сейчас украинское общество кое-кто стремится убедить, что огромным достижением нашей банковско-финансовой политики является снижение темпов инфляции до 3-4% в месяц, то это означает продолжение инфляционной политики только умеренными темпами.
Однако такая политика еще не приносит действительной денежно-финансовой и кредитной стабилизации, ибо тяготеет к фазе более бурного инфляционного процесса. Поэтому антиинфляционно-созидательное направление государственной экономической политики (стратегии) будет для Украины главным как минимум на ближайшие 10 лет следующего, XXI столетия. Никакое «экономическое чудо» не произойдет, если не достичь за счет инвестиционной, инновационной и трудовой активности жесткой системы организации и управления, дисциплины и стимулирования труда, высоких темпов ежегодного роста ВВП и НД, обновления товаропроизводства и инфраструктуры до уровня надежной и устойчивой конкурентоспособности.
Стимулирующая функция рынка срабатывает положительно лишь в условиях введения организации и управления процессами трансформации макро- и микроэкономических структур в направлении их социальной переориентации, направления на выпуск пригодной для экспорта продукции. Учитывая экономическое и технологическое состояние национального товаропроизводства и инфраструктуры Украины, для фундаментальной их трансформации ежегодно нужны будут огромные инвестиции1 и соответствующее время.
Прогнозные оценки могут быть реалистичными, если, в первую очередь, возвратить собственный капитал страны во внутреннее инвестирование, в том числе легализовав и возвратив из-за границы ту валюту, которая вывезена туда за период 1992-1996 гг. Но дело не только в этих капиталах, которые были награблены и вывезены в прошлом, решающую роль должна играть действующая система хозяйствования, для которой необходимо создать надлежащие условия формирования высоких доходов, которые позволяли бы своевременно рассчитываться с государством по налогам и платежам, формировать воспроизводственные фонды накопления и потребления. Без этого, на одних кредитных ресурсах извне необходимые трансформационные процессы не произойдут. Тем более что действующая в 1998 г. кредитная система и процентная политика вообще не обеспечивают возможностей долгосрочных вложений, загоняя собственных товаропроизводителей в еще более глубокое кризисное состояние и полное банкротство. Внешние кредиты, как уже отмечалось, также остаются крайне незначительными и отнюдь не удовлетворяют потребностей страны и ее предпринимательских структур в осуществлении рыночных реформ.