Внутренний контроль в банках
Рубрика: Внутренний контроль и аудит банка- Основные принципы внутреннего контроля
Эти принципы приведены в соответствии с формулировками Базельского комитета по банковскому надзору (Базельский комитет по банковскому надзору – комитет органов банковского надзора, созданный Управляющими центральных банков группы 10 стран в 1975 году. Он состоит из руководителей органов банковского надзора центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Заседания комитета обычно проходят в Банке Международных Расчетов в Базеле, где постоянно работает секретариат комитета.). Согласно Базельского комитета выделяется следующие принципы:
Надзора и культуры контроля
- Ответственность Совета Директоров за принятие стратегии и политик, определение пределов приемлемого уровня рисков, организацию систем идентификации, мониторинга и контроля этих рисков, утверждение организационной структуры, обеспечение мониторинга эффективности систем внутреннего контроля
- Ответственность руководства банка за реализацию стратегии, принятой Советом Директоров, выработку соответствующей политики в отношении внутреннего контроля и мониторинг эффективности систем внутреннего контроля
- Ответственность руководства банка за обеспечение стандартов этики и честности, внедрения такой культуры поведения в банке, которая подчеркивает и демонстрирует важность внутреннего контроля всем сотрудникам банка.
Оценки рисков
- Обеспечение идентификации и оценку внутренних и внешних факторов, которые могут негативно повлиять на достижение целей банка.
- Обеспечение постоянной оценки существенных факторов риска. Система внутреннего контроля может потребовать изменений, чтобы соответствующим образом управлять ранее не контролируемыми рисками.
Деятельности по контролю
- Контроль является интегральной частью повседневных операций банка, на всех его уровнях
- Разделение обязанностей. Идентификация, минимизация и мониторинг ситуаций, когда возможен конфликт интересов.
Информации и коммуникации
- Обеспечение доступа руководства банка к адекватной и своевременной информации необходимой для принятия управленческих решений.
- Создание эффективных каналов коммуникации, чтобы обеспечить персонал банка информацией о соответствующих программах и процедурах, касающихся их деятельности, а также иной информацией, необходимой для эффективного выполнения должностных обязанностей.
- Наличие надежной, качественной и защищенной от несанкционированного доступа системы сбора, обработки и передачи информации обо всех видах деятельности банка.
Мониторинга
- Постоянный мониторинг систем внутреннего контроля банка со стороны руководства
- Наличие эффективной и всеобъемлющей системы внутреннего контроля и внутреннего аудита.
- Систематическое информирование менеджмента банка соответствующего уровня об обнаруженных недостатках.
Соответствия требованиям внешних органов банковского надзора и нормативам
- Системы внутреннего контроля должны соответствовать природе, сложности и рискам сопутствующим банковской деятельности, своевременно реагировать на изменения условий внутри и вне банка.
- Определение
Исходя из основных принципов внутреннего контроля, сформулируйте его основные цели.
Основные цели внутреннего контроля
Операционные:
|
Обеспечение оптимального и эффективного использования активов и других ресурсов банка. Защита банка от потерь |
Информационные
|
Подготовка, своевременных отчетов, необходимых для принятия управленческих решений. |
Соответствия:
|
Обеспечение того, чтобы банковские операции проводились в соответствии с нормативно-правовой базой, внутренней политикой и процедурами. |
Исходя из указанных целей внутреннего контроля, дайте его определение.
Внутренний контроль в банке — это совокупность процедур, которые обеспечивают достоверность и полноту информации, передаваемой руководству банка, соблюдение внутренних и нормативных актов при осуществлении операций банка операций банка, сохранению активов банка и его клиентов, оптимальное использование ресурсов банка, управление рисками, обеспечение четкого исполнения распоряжений органов управления банка в достижении целей, поставленных в стратегическом и иных планах банка.
Проявления контроля в организационной структуре банка
Контроль в банке можно разделить на три этапа:
- Выработка политики и программ в отношении контроля;
- Реализация процедур в соответствии с этой политикой и программами;
- Проверка соответствия деятельности банка выработанной политике и программам
Поэтому, контроль находит проявления на всех уровнях банка, начиная от Совета директоров до подразделений, непосредственно осуществляющих банковские операции.
Пример:
Высший уровень управления
|
Контроль прогресса, достигнутого в отношении поставленных перед банком целей и задач |
Контроль операций (Функциональный контроль)
|
Регулярный (ежедневный, еженедельный или ежемесячный) контроль исполнения стандартов и процедур, установленных для банковских операций. Контроль Исключений, т.е. операций, проведенных с нарушением, установленных стандартов |
Физический контроль | Ограничение доступа к физическим активам, включая финансовые. Включает в себя ограничения доступа, разделений права доступа, периодические инвентаризации. |
Соблюдение лимитов | Установление разумных лимитов на концентрацию рисков. Периодический контроль соблюдения, установленных лимитов. |
Разрешение на проведение и авторизация | Требование получения разрешения и авторизации со стороны менеджеров более высокого уровня на совершение операций, чей объем превышает установленный лимит |
Верификация и сверка | Требование периодической проверки и сверки деталей и результатов операций с показателями соответствующих моделей управления рисками. |