КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РОССИИ
Рубрика: Валютные операцииКлассификация банковских валютных операций может осуществляться как по критериям, общим для всех банковских операций (пассивные, активные операции), так и по особым классификационным признакам, свойственным только валютным операциям (рис. 17.1).
Банковские операции в иностранной валюте могут выполняться банком от своего имени, по собственной инициативе и за свой счет или же от имени и по поручению клиентов банка. Следовательно, в зависимости от субъекта, от которого исходит первоначальное предложение на осуществление операций, валютные операции можно разделить на две группы:
1) операции, осуществляемые банками за свой счет (собственные операции);
2) операции, осуществляемые по поручению клиентов банка (клиентские операции).
Необходимость деления валютных банковских операций на собственные и клиентские вызвана также тем, что финансовые результаты в первом случае формируются как маргинальный доход или убыток, а во втором — как доход в качестве комиссионного вознаграждения за выполнение функции посредника, уменьшенный на расходы банка, связанные с выполнением этой функции. В первом случае все риски, связанные с выполнением операции, ложатся на банк, а во-втором — на клиента, за счет которого выполняется эта операция.
Основополагающий вариант классификации валютных операции вытекает из Закона РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Он состоит в следующем: все операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на:
- текущие валютные операции;
- валютные операции, связанные с движением капитала.
В настоящее время более широкое значение приобрели текущие валютные операции. При этом отсрочка платежа предоставляется на минимальный срок. Ограниченный круг валютных операций, связанных с движением капитала, обосновывается большими рисками при их осуществлении, а также более сложным оформлением (получение разрешения ЦБ РФ на данные операции или отдельными ограничениями). Необходимо уточнить, что все валютные операции тесно взаимосвязаны, поэтому очень сложно четко отклассифицировать все операции с иностранной валютой. Тем более, что одна и та же операция может быть отнесена к нескольким основным видам валютных операций (рис. 17.1).
1. Открытие и ведение валютных счетов клиентуры
Данная операция включает в себя следующие виды:
- открытие валютных счетов юридическим лицам (резидентам и нерезидентам); физическим лицам;
- начисление процентов по остаткам на счетах;
- предоставления овердрафтов (особым клиентам по решению руководства банка);
- предоставление выписок по мере совершения операции;
- оформление архива счета за любой промежуток времени;
- выполнение операций по распоряжению клиентов относительно средств на их валютных счетах (оплата предоставленных документов, покупка и продажа иностранной валюты за счет средств клиентов);
- контроль за экспортно-импортными операциями (рис. 17.2 и 17.3).
II. Неторговые операции коммерческого банка
К неторговым операциям относятся операции по обслуживанию клиентов, не связанных с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг клиентов банка или движением капитала. Уполномоченные банки могут совершать следующие операции неторгового характера:
- покупку и продажу наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- инкассо иностранной валюты и платежных документов в валюте;
- осуществлять выпуск и обслуживание пластиковых карточек клиентов банка;
- производить покупку (оплату) дорожных чеков иностранных банков;
- оплату денежных аккредитивов и выставление аналогичных аккредитивов.
Неторговые операции, в разрезе отдельных видов, получили широкое распространение для предоставления клиентам более широкого спектра банковских услуг, что играет немаловажное значение в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение клиентуры, особенно после кризиса 17 августа 1998 г. Без операций, а именно осуществления переводов за границу, оплаты и выставления аккредитивов, покупки дорожных чеков, практически невозможна повседневная работа с клиентами, хотя последние две операции не получили широкого распространения. Выпуск и обслуживание пластиковых карточек — одна из новых операций, которая дает возможность занять еще свободные «ниши рынка» по данному виду операций, привлечь дополнительных клиентов и удержать старых клиентов, поднять престиж банка и занять более высокое положение в конкурентной борьбе между банками. Операция покупки и продажи наличной валюты является одной из основных операций неторгового характера. Деятельность обменных пунктов коммерческих банков служит рекламой банка, средством привлечения клиентов в банк, и самое главное, приносит реальный доход коммерческому банку.