Корректирование валютно-финансовой и кредитной политики
Рубрика: Экономика, статьиВалютно-финансовое и кредитное регулирование в экономически развитых странах осуществляется на основе целенаправленной государственной политики. Государство определяет и создает надежную, всесторонне взвешенную законодательную базу формирования и функционирования соответствующих банковских и финансовых структур, адекватных содержанию действующей экономической системы, с соответствующим механизмом их активных рыночных действий. В то же время этот самый механизм выполняет функции жесткого контроля за процессами денежного и кредитного обращения, обращения ценных бумаг. Четко регулируется и контролируется эмиссия денег и ценных бумаг.
Без государственного разрешения через резервную и финансовые системы, например в США, никто не имеет права печатать и выпускать в обращение ни цента дополнительных денег. Это тщательно обосновывается с позиций обеспечения стабильности курса доллара и предотвращения или сведения к минимуму инфляционных процессов. Обновление изношенных купюр или замена старых на новые осуществляется на эквивалентном принципе, а’ дополнительный прирост или сокращение денежной массы в обращении органически увязывается с движением ВВП, скоростью денежного и кредитного обращения. Регулируются резервные валютные фонды и золотые запасы, соотношения наличного и безналичного денежного обращения с тенденцией к сокращению доли наличного. Мощная банковская и финансовая система США, как уже отмечалось, координирует и направляет процессы валютного регулирования и в мировом масштабе.
Цивилизованная и эффективная рыночная экономика в Украине может быть создана на базе надежно и стабильно функционирующей национальной денежной системы, на четко регулирующем механизме действия банковских и финансовых структур. Новая денежная система страны должна базироваться на прочном валютном резерве, имеющихся в наличии и растущих товарных ресурсах, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках. Иначе говоря, объем новых денег в обращении должен имитировать по ценам рыночного равновесия обращение товарной массы и ВВП с подстраховкой валютным резервным фондом. Денежная реформа требует одновременного реформирования действия банковской, финансовой и кредитной систем. Государство должно законодательно направить их деятельность на целенаправленное обслуживание созидательных рыночных реформ. На анархическом денежном обращении и фиктивном банковском капитале, при господстве на внутреннем рынке иностранных валют и товаров, крепкой рыночной экономики никакая власть не построит.
Для того чтобы действительно оживить предпринимательскую деятельность, обеспечить процессы экономического обновления и расширенного воспроизводства, недостаточно изменить только формы собственности и властные структуры. Нужно задействовать принципиально новый регулирующий механизм всей системы мотивации рыночных отношений, действенной конкуренции и широкого восприятия товаропроизводителями современных научных и технологических достижений, стимулируя в то же время новые научные открытия в расширении горизонта фундаментальных знаний и прогрессивного экономического развития. Это технологическая основа высокого уровня конкурентоспособности в современном мире, который бурно развивается. Высокоразвитая рыночная экономика должна базироваться на твердой национальной валюте. Только стабильные деньги, отражая стоимостные оценки товарных ресурсов и услуг в рыночной конъюнктуре развития предпринимательства, производительного труда, инвестиционной и инновационной деятельности, могут надежно стимулировать экономический рост, структурное и качественное обновление в воспроизводственных процессах.
Однако высокая и стабильная покупательная способность бумажных денег, как известно, отнюдь не может базироваться только на стоимостном содержании высококачественной бумаги с теми или другими художественными и защитными свойствами и качествами. Ценность и покупательная способность бумажных денег определяется реальным экономическим и стоимостным фундаментом, который они отражают, т.е. стоимостью товарных ресурсов, которые производит страна и продает на внутреннем и внешних рынках. И это дает основания для конвертации национальных денег и доходов в любую другую валюту. Когда-то таким товаром было исключительно золото, т.е. действовал единый золотой стандарт — стоимость одной унции золота. Денежная система базировалась на государственном золотом запасе (потом к нему присоединили алмазы, платину, бриллианты, серебро и другие редкие металлы) даже с выпуском в обращение золотых монет. В современном мире бумажные деньги непосредственно не базируются на одном высокоценном товаре, хотя для более надежного страхования валютной стабильности государства стремятся иметь и хранить драгоценности, на которые ценовая конъюнктура мирового рынка, по сравнению с другими товарами, наиболее стабильна.
Гарантом денежной стабильности является теперь общий уровень экономического развития страны и ее конкурентоспособность. Поэтому именно в этом направлении должна осуществляться экономическая политика государства — развитие, качественное и структурное совершенство всего экономического организма. Эмиссия денег, ее объемы и структура имеют объективные критерии оценки и границы. Выход за них вызывает неминуемые инфляционные явления. Чем больше масса бумажных денег в обращении по отношению к товарной массе и инвестициям и ниже скорость процесса их обращения, тем ниже покупательная способность и стоимость действующей денежной единицы. И, наоборот, чем меньше относительная масса денег в обращении, а скорость обращения выше, чем больше рыночная конъюнктура склоняется в пользу потребителей, а денежная единица и вся валютно-финансовая система государства становятся более стабильными.
Балансовое равновесие товаров и денег в обращении, рыночного спроса и предложения, стоимостно-натуральных структур создает оптимальную модель функционирования товарно-денежного кругооборота. Выпуск в обращение дополнительной массы купюр не должен нарушать модели оптимального равновесия.
Чтобы преодолеть денежный и финансовый хаос, паралич взаимоплатежей, государство должно на законодательной основе поставить всю валютно-финансовую систему, действие банковских и финансовых структур в условия жестокого регулирования и контроля. Без этого, нравится это кому-то или не нравится, не будет ни эффективной банковской системы, ни результативной деятельности финансовых органов, ни эффективных рыночных реформ. Вот как оценивают роль регулирования и контроля американские ученые: «Соединенные Штаты и очень много зарубежных стран на горьком опыте убедились, что децентрализация, нерегулированная банковская система вряд ли способны обеспечить предложение денег, что в наибольшей мере способствует благосостоянию экономики в целом» .
Далее, оценивая дискуссию между сторонниками и противниками независимости Федеральной резервной системы США, эти ученые утверждают, «что когда ответственность за экономическое благосостояние нации в конечном итоге ложится на государственные органы законодательной и исполнительной власти, то эти органы должны иметь в руках все политические инструменты, при помощи которых можно влиять на экономику» . «Центральные банки американской капиталистической экономики, — констатируют авторы, — пребывают в частной собственности, но управляются государством. Владельцы не контролируют ни состав руководства, ни политику центральных банков».
Кроме 12 центральных банков федеральной резервной системы, в США насчитывается 13,8 тыс. коммерческих банков, из них 2/3 являются частными банками штатов, а остальные национальными. Центральные банки принимают вклады частных коммерческих банков и сберегательных учреждений и предоставляют им кредиты. Поэтому их называют «банками банкиров». Из них 7 банкам Конгрессом предоставлено право эмиссии денег и выпуска их в обращение. Кредитные же банки, в свою очередь, выполняют аналогичные функции относительно людей, т.е. принимают от них вклады и предоставляют им кредиты, увеличивая количество денег в экономическом обороте. В большинстве других стран функции резервной системы выполняют центральные банки, например, Бундесбанк в Германии, Английский банк в Великобритании и т.п. Именно эти банки являются достаточно жесткими и последовательными проводниками государственной денежной, банковской (процентной), финансовой политики, а отсюда и политики регулирования совокупного денежного обращения и доходов. Эти государственные функции должен выполнять и наш Национальный банк Украины.
В США Федеральная резервная система, храня взносы банков и сберегательных учреждений, являющиеся стратегическим финансовым резервом государства, управляет всем процессом обращения денег и ценных бумаг. Она также четко выполняет предоставленные ей контрольные функции. Но, кроме нее, контроль за деятельностью своих банков осуществляют властные органы штатов. Контролеры за денежным обращением инспектируют все национальные банки. Наконец, Федеральная корпорация по страхованию депозитов имеет полномочия проверять все банки, вклады которых она страхует. Таким образом, несмотря на огромный опыт (Закон о Федеральной резервной системе был принят в 1913 г.), а также научные знания об эффективном функционировании банковской системы, государство осуществляет по существу тройной общественный контроль за деятельностью банковской системы. И это не случайно, ибо здесь сосредоточено ядро экономической прочности и устойчивого прогрессивного развития. С развала же валютно-финансовой системы преимущественно начинается развал и всей экономики государства.
Известно, что бумажные деньги, выступая долговыми обязательствами государства, коммерческих банков и сберегательных учреждений, выполняют свои функции действительных денег до тех пор, пока их покупательная способность (стоимость) относительно стабильна, пока четко осуществляются фискальная политика и эффективный контроль предложения денег. Государственное и кредитное регулирование оптимальных соотношений спроса и предложения денег является наиболее сложной проблемой государственной денежной политики. Бумажные деньги принимаются в обмен на товары и услуги только потому, что, будучи, в свою очередь, израсходованными, они приносят потребителю приблизительно то же самое количество других товаров и услуг. Поэтому выпуск в обращение дополнительных денег, т.е. расширение денежных предложений без надлежащего на то обоснования и контроля, угрожает потерей их стоимости и выполнения ими всех решающих функций — меры стоимости, общего эквивалента товарооборота и средства сбережения. Это, собственно, и приводит к финансовому и общеэкономическому хаосу.
Банковская и финансовая системы государства призваны иметь высокопрофессионально регулировать процессы стабильного функционирования денежно-кредитной сферы, исключая диспропорции в соотношениях спроса и предложения денег и ценных бумаг на валютном рынке, а также в соотношениях движения товарных и денежных масс в совокупном товарно-денежном обороте. Именно здесь заложен темп скорости денежного обращения и обеспечение высокого уровня мотивации предпринимательства и труда. Если банковско-финансовая система не выполняет этих решающих функций своей деятельности независимо от того, сознательно или несознательно, вследствие незнания или неумения это делать, то государству неминуемо постоянно будет угрожать опасность экономического развала.
Неслучайно во всех высокоразвитых странах особенно тщательно подходят к отбору и назначению президентов банков и министров финансов как руководителей ключевых экономических органов и структур государства. Например, в США Президент Федеральной резервной системы выбирается среди выдающихся банкиров мира и назначается на срок до 14 лет. Правление резервной системы работает в жестком режиме (как мне сообщили специалисты резервной системы, ее правление проводит два заседания в неделю) с рассмотрением изменчивых процессов валютной устойчивости не только в целом, но и по регионам страны с принятием конкретных решений относительно регулирования рыночного спроса и предложения долларов и ценных бумаг, осуществления кредитной политики, контроля за общеденежным обращением, его скоростью, изменением валютных курсов и т.п. И это является залогом определенной валютно-финансовой стабильности и прогрессивного развития экономики США, которая, несмотря на пессимистические прогнозные оценки некоторых аналитиков, продолжает крепко удерживать мировое лидерство.