Научные основы регионального развития и принципы региональной политики
Рубрика: Экономика, статьиРегиональная политика является органической составляющей общегосударственной политики. В переходный период она базируется, в первую очередь, на степени экономической стабильности регионов, результатах новейших открытий и разработок, в частности в социально-экономической сфере, на долгосрочных прогнозах структурных и качественных сдвигов в товаропроизводстве, внутренних и внешних рынках. Поиски наиболее выгодных ниш в международном и внутреннем межрегиональном разделении труда, специализации, кооперации и интеграции производства и сбыта продукции являются одними из решающих проблем регионального развития. Критерием его обобщающей оценки выступает уровень ВВП и ВНД в расчете на душу населения каждого экономического региона, всей страны в целом.
После распада СССР проблема эффективности регионализации экономики постсоциалистических стран Восточной и Центральной Европы предстала с особой остротой. Взрывная их дезинтеграция с разрывом традиционных экономических взаимосвязей усилила экономический хаос, заострила кризисные явления на огромной евразийской территории, что негативно повлияло и на общемировое развитие. Украине, как и другим странам, вышедшим из Союза, нужны разработка и осуществление принципиально новой региональной стратегии и тактики. Модель региональной экономики современного и будущего развития должна определить новые эффективные структуры и регулирующие механизмы внутри каждого экономического района и между ними, формируя единый активно функционирующий организм.
В условиях переходного периода формирование по-настоящему экономически и политически независимого государства Украина стремится к политике минимизации негативных проявлений дезинтеграции, развитию современной региональной политики на принципах местного самоуправления при верховенстве общегосударственного законодательства, что обеспечивает органическое сочетание государственных, региональных и местных интересов, содействует максимально полному использованию внутренних потенциалов каждого региона и каждой местности. Чем лучше действует система управления и ведения хозяйства в каждом регионе, чем полнее используется его потенциал и природно-климатические условия для высокоэффективного развития свойственных ему товаропроизводств и рынков, чем более полными и тесными становятся межрегиональные рыночные связи в процессах углубления специализации и развития интеграции, тем экономически и социально более крепким становится государство, тем лучше жизнь его людей.
На сегодня существуют различные варианты разрешения проблем регионального развития. Большей частью они так или иначе сводятся к обоснованию и формированию нормальных, взаимовыгодных отношений регионов с центром. На самом же деле региональная политика — это построение взаимоотношений не только по вертикали, но и по горизонтали с выходом в широкие международные экономические связи. Это, в первую очередь, неограниченное пространство для экономического прогресса регионов, благодаря которому только и возможен экономический и общий прогресс государства. Именно это и обеспечивает научно обоснованная региональная политика, которая охватывает по существу все сферы человеческой деятельности, включая наряду с рациональным размещением и развитием производительных сил, городских и сельских поселений региональные особенности инвестиционной и структурной, промышленной и аграрной, демографической и социальной, экологической и национальной политики. Иначе говоря, региональная политика является неотъемлемой составляющей всей общегосударственной политики, важнейшим блоком модели государственного строя.
Научно обоснованная региональная политика демократического государства исключает крайности в действиях центра по отношению к своим регионам. С одной стороны появляется искушение руководить регионами методами диктата тоталитарного режима, как это было в СССР, который, как уже отмечалось, парализует инициативы и заинтересованность местных органов власти и субъектов ведения хозяйства в эффективном развитии, а с другой — методами управления по принципу «полной автономии регионов», игнорируя общегосударственные интересы и законы государственной власти, что неминуемо влечет за собой развал государства, дробление его на региональные образования с устремлениями выделиться в самостоятельные государственные образования, как это происходит в Российской Федерации.
Именно поэтому сейчас особенно нужны фундаментальные исследования процессов современной и будущей регионализации экономики, разработки моделей эффективного функционирования регионов, их органического межрегионального сочетания на принципах развития могущественных рынков с высокоразвитой рыночной инфраструктурой.
Объективной предпосылкой регионально-территориальной организации экономики, рационального комплексообразования являются природно-климатические, ресурсные, демографические, культурные и другие особенности территорий, потенциал которых следует использовать как для повышения благосостояния местного населения, так и для упрочения национальной экономической системы. Из этих предпосылок и заданий должна исходить фундаментальная и прикладная наука при решении технологических, экономических, социальных, организационно-управленческих задач. Конечно, это требует комплексных региональных исследований и разработок. На них лежит основная ответственность за научное обеспечение социально-экономического развития регионов.
В этом контексте принципиальное значение имеют, во-первых, теоретическая база региональных исследований, во-вторых, приоритеты, из которых исходят региональные разработки и прогнозы. Требует радикальных изменений и сама парадигма развития теоретических взглядов, представлений о методологии моделирования региональной экономики, ее эффективного функционирования в качественно новых условиях как переходного периода, так и в системе высокоразвитых рыночных отношений. Все это диктуется требованиями трансформационных процессов, сориентированных на перестройку социально ориентированной рыночной экономики с ее демократическим укладом и цивилизованными морально-этическими ценностями. Рыночные механизмы нельзя применять на нерыночных детерминантах системы государственного управления, включая осуществление результативной ценовой, финансово-кредитной, денежной, налоговой и другой государственной политики, которые охватывают все рычаги регулирующего механизма. В конце XX столетия, как уже неоднократно подчеркивалось, нельзя полагаться только на регулирующую функцию конъюнктуры «свободного рынка» эпохи Адама Смита. Экономически развитые страны мира наряду с использованием традиционного механизма ценовых колебаний под влиянием рыночных соотношений спроса и предложения широко используют и рычаги государственного социально-экономического влияния. Оптимальное соотношение рыночных и государственных регуляторов позволяет получать наилучшие результаты в управлении региональной экономикой. И это отнюдь не противоречит, а, наоборот, свидетельствует о прогрессивном развитии современной рыночной экономики.
В решении важнейших региональных задач решающую роль будет играть ориентация на создание такой национальной экономической системы, которая была бы конкурентоспособной и значительно более эффективной, чем действующая, с опережающими темпами развития прогрессивных хозяйственных и рыночных структур. Между тем искусственное ослабление государственного руководства экономикой под видом демократизации общества и рыночной либерализации сопровождается проявлениями эйфории регионализации, наивными попытками каждого отдельного региона автономно войти в те или иные рыночные пространства Запада или Востока, Севера или Юга, забывая об общенациональных интересах. Опасность необоснованной регионализации вытекает еще и из того, что Украина унаследовала дезинтегрированную в территориальном отношении экономику, а ее прежняя региональная экономика строилась на основе формирования единого союзного народнохозяйственного комплекса.
Результаты региональных исследований должны дать всесторонне обоснованные выводы о возможностях интеграции украинских регионов, упрочения экономических, технологических, транспортных, социально-культурных и других связей между ними, развития межрегиональных рынков, а также выхода на международные рынки украинских товаров и услуг, капиталов, научно-технических и культурных ценностей и т. п. Это требует соответствующего повышения уровня технологической завершенности производства, ослабления влияния негативных внешних факторов на национальную экономику. В частности, нам нужно избавляться от нерациональных международных экономических связей. Они должны строиться исключительно на принципах взаимовыгоды и паритета. Региональная политика не должна обходить острые проблемы формирования рабочих мест — закрытия старых и открытия новых, переквалификации кадров под новые региональные структуры, формирования прогрессивных направлений экономического и социального развития. Для этого важно исследовать, разрабатывать и осуществлять микрозональную интеграцию, формирование хозяйственных систем интегрированного типа.
Ученые — экономисты и экономгеографы работают над обоснованием социально-экономического зонирования, оценочных критериев выделения тех или иных экономических регионов, исходя из потребностей национальной экономики, регионального самоуправления, которое требует также и соответствующего правового обеспечения. Конституционные нормы, парламентские законодательные акты, решения местной власти должны базироваться на выводах науки. Из этого вытекает, что роль региональных исследований повышается.