Нормативы и установленные правила для внутренних аудиторов
Рубрика: Внутренний контроль и аудит банкаСтандарты для профессиональной практики внутренних аудиторов.
Наиболее авторитетным органом в области внутреннего аудита, является Институт Внутренних Аудиторов. Это международная ассоциация, занятая развитием внутреннего аудита, как профессии и разработкой и внедрением соответствующих стандартов. Базовые стандарты были опубликованы в 1978 году.
Отметьте, что формирование, развитие и внедрение национальной нормативно-правовой базы обычно осуществляется на базе подходов, выработанных Институтом Внутренних Аудиторов.
Дополнительно Институт выпускает разъяснения к стандартам, которые, основываясь на практике работы внутренних аудиторов, дополняют и интерпретируют эти стандарты, а также содержат практические рекомендации аудиторам
На сегодняшний день опубликовано 18 Разъяснений:
- Контроль: концепция и его роль
Дает определение сути контроля и роли участников в организации поддержке и оценке системы контроля.
- Передача результатов
Описывает, как следует передавать результаты аудита заинтересованным сторонам в виде устных или письменных отчетов.
- Воздержание от, выявление, расследование и информирование о злоупотреблениях
Разъясняет обязанности внутренних аудиторов в отношении выявления, расследования и информирования о злоупотреблениях
- Обеспечение качества
Является дополнительным руководством по внедрению программ обеспечения качественной работы в отделе внутреннего аудита
- Взаимоотношения внутренних аудиторов с независимыми внешними аудиторами.
- Рабочая документация аудита
Является руководством внутренним аудиторам о том, как следует готовить и использовать рабочую документацию.
- Взаимодействие с Советом Директоров
- Аналитические процедуры аудита
Содержит руководство по аналитическим процедурам аудита и планированию аудита структурных подразделений
- Оценка рисков
Устанавливает ответственность службы внутреннего аудита в оценке рисков, с которыми сталкивается организация.
10. Оценка достижения поставленных целей и решения задач для операций и программ
11. Редакционное разъяснение 1992 года
Дает дополнительные разъяснения в отношении рабочей документации и результатов взаимодействия.
12. Планирование аудиторской деятельности
13. Контроль действий по исправлению недостатков, выявленных в ходе аудита
14. Глоссарий
15. Надзор
Обсуждает ответственность руководителя отдела внутреннего аудита по надзору деятельности отдела и содержит руководству по разрешению противоречий между сотрудниками в оценке результатов аудита
16. Соответствие аудита политике, планам, процедурам, законам, нормативам и контрактам (заданиям)
17. Оценка результатов деятельности внешних аудиторов
18. Использование услуг сторонних лиц и/или организаций
Нормативно-правовая база деятельности внутренних аудиторов
Общие стандарты деятельности внутренних аудиторов устанавливаются Институтом Независимых Аудиторов. Эти стандарты, как правило, служат основой для национальных стандартов, если таковые существуют, и соответствующих нормативных документов.
Для нормативно-правовых актов, непосредственно влияющих на организацию внутреннего аудита в банках типично прямая регламентация:
- Собственно функций внутреннего аудита;
- Требования к организации работа банка и его системы внутреннего аудита;
- Соответствующих прав и обязанностей руководства банка и наблюдательного совета;
- Обязанностей руководителей функциональных подразделений, которые являются предметом аудита;
- Отношений с независимыми внешними аудиторами;
- Прав Центрального банка.
Руководствуясь национальными нормативно-правовыми актами, каждый банк обязан подготовить и принять, уже упоминавшееся положение о службе внутреннего аудита.
Пример
В Украине основным документом, регламентирующим деятельность службы внутреннего аудита в банке, является Постановление Национального банка Украины. В соответствии с Постановлением «Про утверждение положения, про организацию внутреннего аудита в коммерческих банка Украины» от 20 марта 1998 года №114, методика проведения аудита Службой внутреннего аудита базируется на аудите рисков.
Служба внутреннего аудита обязана сосредоточить свои усилия по направлениям, где:
- имеют место виды деятельности с наибольшим уровнем естественного риска;
- где степень банковского риска увеличивается по причине неадекватности систем внутреннего контроля.
Динамика развития банков, внедрение новых видов услуг, организационная перестройка, ввод в действие новых автоматизированных бухгалтерских и иных систем требует снова и снова оценивать деятельность банка, как целостную картину и принимать решение о том какие виды деятельности требуют проверки (планирование аудита) и каким образом будут, проводится проверки (методика аудита)
Далее самостоятельно обсудите насколько стабильна существующая практика планирования и методика аудита, какие изменения следует ожидать в ближайшем будущем.
Требования к положению о службе внутреннего аудита в банке в соответствии с постановлением Национального банка Украины.
Положение о службе внутреннего аудита в банке определяет:
- Задачи службы внутреннего аудита.
- Роль и место службы внутреннего аудита.
- Права и обязанности внутренних аудиторов.
- Объемы работы внутренних аудиторов (максимальные).
- Требования по отчетности.
В соответствующих разделах постановления описаны вопросы, которые необходимо включить в Положение.
При написании Положения следует принимать во внимание:
- Понимание роли и места внутреннего аудита Советом директоров\Советом банка;
- Особенности деятельности банка и его служб, которые служат предметом проверок внутренних аудиторов;
- Наличие в банке иных служб с контрольно-ревизионными функциями;
- Специальные требования НБУ.
При подготовке и написании Положения необходимо решить следующие вопросы:
- Принять четкую декларацию про независимый статус службы внутреннего аудита;
- Необходимо признать и согласиться, что в первые годы объемы работы, которые могут обеспечить внутренние аудиторы будут ограничены;
- Ознакомиться со всеми действующими законодательно-нормативными актами, регулирующими деятельность банков и обеспечение соблюдения которых, возлагается на внутренних аудиторов;
- Ясно определить роль внутренних аудиторов в предупреждении и обнаружении фактов мошенничества и злоупотреблений;
- Ясно определить роль внутренних аудиторов в неаудиторских заданиях, например, аудит перед приобретением компании либо специальное расследование;
- Подать Положение на утверждение в юридическую службу банка, для обеспечения четкости формулирования задач и обязанностей внутренних аудиторов
Образцы Положений про службу внутреннего аудита (сокращенные варианты).
Положение про службу внутреннего аудита — Вариант 1 (Украина).
Внутренний аудит — это независимая служба банка, подчиненная непосредственно Председателю правления либо Президенту банка.
Главная задача службы внутреннего аудита состоит в обеспечении адекватного уровня систем внутреннего контроля, которые поддерживают управление банком. Для достижения поставленного перед ней задания служба внутреннего аудита проводит проверку деятельности систем банка с целью.
- Обеспечить соблюдение банком требований действующего законодательства Украины и нормативных актов НБУ.
- Обеспечение полноты, своевременности и достоверности отображения операций в первичных документах, бухгалтерских реестрах и системе бухгалтерского ого учета в соответствии с внутренними инструкциями и процедурами банка, в соответствии с решениями руководства и акционеров банка.
- Выявление недостатков в системах внутреннего контроля и подача рекомендаций относительно путей их преодоления.
- Выявление сфер потенциальных убытков для банка, условий, благоприятствующих мошенничеству, злоупотреблениям и незаконному присвоению средств банка.
Служба внутреннего аудита несет ответственность за адекватную оценку систем внутреннего контроля, однако ответственность за внедрение и обеспечение эффективности систем внутреннего контроля лежит на руководстве банка.
Данное положение подписывается Председателем Правления банка
Положение про службу внутреннего аудита — Вариант 2 (США)
Задача
Задача службы внутреннего аудита (далее, службы) состоит в непредубежденной и объективной оценке финансовой, операционной и иных соответствующих систем и процедур банка и оказании помощи персоналу и руководству банка в эффективном выполнении возложенных на них обязанностей путем предоставления результатов анализа, рекомендаций и деловых комментариев в связи с деятельностью, которую они проверяют.
Полномочия, обязанности и независимость аудиторов
1. Полномочия и обязанности службы определяет Аудиторский комитет от имени Правления банка. Глава службы внутреннего аудита (глава службы) подчиняется в административных вопросах финансовому директору, однако имеет свободный и независимый доступ к председателю и иным членам правления. Назначение и увольнение главы службы требует согласования с председателем Правления банка.
2. В обязанности службы входит информировать руководство банка про значительные недостатки и иные серьезные проблемы, выявленные во время аудиторских проверок, подавать рекомендации по их разрешению.
3. Служба имеет неограниченный доступ ко всем бухгалтерским документам, активам, службам и может обратиться к любому из работников банка с запросом, если это необходимо для эффективного выполнения, возложенных на нее обязанностей, любое подразделение банка может быть включено в план периодических аудиторских проверок.
4. Для обеспечения эффективного выполнения своих обязанностей служба не должна брать участия в выполнении или управлении иными видами деятельности, которые она призвана проверять и оценивать. В ее обязанности не входит разработка и внедрение внутренних процедур, подготовка, документации и выполнение иных работ, качество которых аудиторы обязаны проверять и оценивать и которые могут быть истолкованы как нарушение статуса независимой и объективной стороны.
- Однако служба внутреннего аудита может без вреда для своего статуса объективного наблюдателя может высказывать рекомендации относительно стандартов систем контроля, которых необходимо придерживаться при разработке новых систем и процедур и проводить оценку существующих либо запланированных усовершенствований с целью повышения надежности систем контроля и/или эффективности операционных и финансовых систем и соответствующих процедур.
Объемы работы
Служба наделена полномочиями осуществлять деятельность по (1) проверке и оценке адекватности и эффективности систем внутреннего контроля банка и (2) проверке качества выполнения персоналом и руководством возложенных на них обязанностей. С этой целью служба прибегает к следующим мерам:
- Проверка и оценка эффективности систем контроля, достоверности и целостности финансовых, управленческих и операционных данных.
- Проверка соблюдения положений внутренних инструкций и процедур банка.
- Оценка системы защиты и учета активов.
- Оценка экономической эффективности использования активов.
- Проверка выполненных операций и программ с целью определения, насколько полученные результаты соответствуют запланированным.
Служба имеет независимый статус в отношении подразделений, которые она проверяет и поэтому, руководители подразделений банка не имеют права влиять на содержание и объем проверок, которые ею проводятся. Боле того руководство банка также не в праве каким-либо образом ограничивать содержание и объемы аудиторских проверок. Вместе с этим руководство банка определяет основные направления программы деятельности службы внутреннего аудита и виды банковской деятельности, которые следует проверить и может обратиться в службу внутреннего аудита с запросом на проведение специальных проверок.
Данное положение подписывается членами и Председателем правления банка.
3.2. Заключение
Самостоятельно сравните примеры положений, отметьте общие черты и различия.
Во время дискуссии указажите причины различий положений. Зафиксируйте результаты на планшете.