Причины трудностей осуществления агропродовольственного курса реформ
Рубрика: Экономика, статьиС целью преодоления структурной деформации экономики страны украинское государство стремится уделять решению этой проблемы первоочередное внимание, определив общегосударственными приоритетами, в первую очередь, стабилизацию и развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭЕ), сельского хозяйства и продовольствия, а точнее — агропромышленного комплекса (АПК) в целом. Современная экономика требует также высокотехнологичных отраслей промышленности, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках. Собственно, эти три сферы и являются решающими в преодолении общеэкономического кризиса и ускорении перехода к рыночной экономике начала третьего тысячелетия. Они гарантируют государству энергетическую, продовольственную и технологическую безопасность. Без этого достичь надежной конкурентоспособности национального хозяйства на уже разделенных, жестко контролируемых и большей частью замкнутых международных рынках нереально.
Аграрная и агропромышленная политика, зарождение и развитие различных форм собственности и хозяйствования требуют всесторонне обоснованного и экономически взвешенного подхода. Научной основой такой политики является моделирование процесса реформации исключительно по критериальной оценке прироста эффекта — увеличения производства и глубокой промышленной переработки продукции, снижения ее себестоимости и рыночных цен, формирования на здоровой экономической основе необходимых доходов для обеспечения нормальных воспроизводственных циклов, уплаты налогов, создания внутрихозяйственных фондов накопления и потребления. Именно они выступают реальным финансовым источником структурного и технологического обновления действующих и создания новых производств, пополнения бюджетных поступлений, расширения производства под потребительский спрос внутреннего и внешних рынков. Отсюда закладывается и надежный фундамент рыночной сбалансированности — соотношения спроса и предложения на внутреннем продовольственном рынке и экспортно-импортных возможностей.
Как свидетельствует предыдущий, не совсем удачный опыт (1992-1999 гг.), попытки немедленного реформирования сельского хозяйства путем архиреволюционной трансформации действовавших в тот период хозяйственных систем (колхозов и совхозов) без создания элементарных экономических предпосылок для формирования конкурентоспособных, более производительных новых не принесли позитивных результатов. Потеряно около половины валового производства сельскохозяйственной продукции. Товарность ее и доходность катастрофически снизились. Разрушена и разворована значительная часть основных и оборотных фондов общественного сектора сельского хозяйства и других блоков АПК, т.е. движение капитала происходило в одном направлении — резкого его сокращения.
Частный сектор в форме личных хозяйств колхозников, рабочих совхозов, мелких садово-огородных участков городского населения хотя и развивался, наращивая объемы производства, однако он далеко не компенсировал потерь приходящего в упадок общественного сектора, да и развивался преимущественно на его базе. Почти втрое расширенные приусадебные земельные участки обрабатывались тракторными агрегатами общественного сектора. Из него же прежде поступали крестьянским хозяйствам молодняк животных и птицы, значительная часть кормов и других сельскохозяйственных продуктов, семена высокопродуктивных сортов, химические средства борьбы с вредителями и болезнями, удобрения и т.п.
В меру сокращения общественого сектора сельского хозяйства соответственно стагнирует и существенно снижает темпы развития частный сектор, который в наших сегодняшних условиях, не имея свободного доступа к кредитным и технологическим ресурсам, утрачивает свои потенциальные возможности дальнейшего наращивания высокоинтенсивного товарного производства за счет дальнейшего расширения приусадебного земледелия или арендного землепользования, а также активного действия фактов на частной собственности на стимулирование интенсивности ручного и низкомеханизированного труда. А именно на это делается примитивный расчет эффективности «мелкопарцелярной экономики» в условиях бурного научно-технического прогресса XXI столетия. Не следует забывать уже давно известную, ставшую элементарной истину, что технически невооруженный труд< имеет строго ограниченные пределы своей производительности и эффективности. Выход за эти пределы в зону сверхэксплуатации труда приводит к неизбежной деградации, преждевременному старению и вымиранию рабочей силы. Ее воспроизводство! тем и отличается от воспроизводства других составных элементов производительных сил, что требует для своего поддержания в надлежащей работоспособной форме еще и ежесуточной воспроизводственной цикличности, вызванной естественной природой существования живого организма. Игнорировать органическую взаимосвязь и единство размеров и структуры хозяйства с> природой и качественными характеристиками самого хозяина, (частного или коллективного) нецелесообразно. Тем более когда нет прочной опоры на научное моделирование и критериальные оценки результативности функционирования той или иной хозяйственной системы.
Что касается фермерских хозяйств, которые по своей экономической природе в корне отличаются от приусадебных хозяйств крестьян и поэтому их нельзя искусственно объединять, то именно на них возлагаются теперь основные надежды создания настоящего хозяина, частного владельца, наивысшие интересы которого — обеспечивать высокоинтенсивное товаропроизводство и высокоприбыльное ведение хозяйства. Их уже создано в Украине (к сожалению, впопыхах, без соответствующих макроэкономических обоснований, разработки конкретных инженерных проектов с технико-экономическими расчетами и бизнес-планами) более 36 тысяч (1999 г.) при площади земли на одну ферму чаще всего в пределах 20-30 га. Как и любые экономически и инженерно не спроектированные, по существу анархические образования, к тому же не защищенные законодательно, фермеры зачастую попадают в довольно трудное положение.
Не имея надлежащего доступа к инвестиционным и материально-техническим ресурсам, а также достаточного опыта и знаний, как эффективно работать самостоятельно в сложных условиях переходного периода, тем более без нужной технологической оснащенности, в частности без современных средств механизации, при дефиците горюче-смазочных материалов, удобрений, средств борьбы с вредителями, болезнями и сорняками и т. п., .большинство фермеров, как и прогнозировали непредвзятые ученые и специалисты, производят валовой продукции с единицы земельных угодий меньше, чем производили в общественном секторе, не говоря уже о сравнении с продуктивностью приусадебных хозяйств крестьян. До тех пор пока фермерские хозяйства будут оставаться на примитивных технологических и организационно-экономических началах неконкурентоспособными, их экономическая роль будет ничтожно малой. И никакие пропагандистские призывы и лозунги, кем бы и как бы эмоционально они ни провозглашались, развитию фермерства не помогут.
Общий уровень производительности труда и платежеспособности аграрных товаропроизводителей в среднем по всем секторам вследствие небывалого обострения ценовых диспропорций и паралича национальной промышленности, работающей на сельское хозяйство, резко снизился и продолжает падать. Например, рентабельность общественного сектора снизилась с 45% в 1994 г. до уровня менее 10% в 1995-1996 гг. Животноводство, будучи в целом убыточным, в последующие годы (1997-1999 гг.) лишь увеличило свои убытки и стало постепенно сворачиваться. Экономическая ситуация в аграрной сфере имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению. По предварительным прогнозам, в дальнейшем может произойти еще сокращение производства зерна, кормов и особенно продуктов животноводства. Доходность и инвестиционные возможности большей части хозяйств сокращаются. Понятно, что при таких условиях рассчитывать на быстрое и эффективное реформирование с одновременным подъемом аграрного товаропроизводства нет веских оснований.
К тому же ухудшается агропромышленная интеграция всех блоков АПК, в частности катастрофически сократились выпуск и продажа крестьянам необходимых материально-технических ресурсов и химических средств. Тем более что цены на них искусственно вздуты сверх стоимости до такого уровня, что подавляющее большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей вообще не в состоянии их покупать, поскольку не имеют соответствующих финансовых ресурсов. В результате парализована не только возможность технологического обновления аграрного сектора, но и сама промышленность по производству средств производства, которая потеряла реальный рынок сбыта своих изделий.
В то же время перерабатывающая промышленность, выпускающая конечные продукты потребления, имея существенное технологическое отставание от своих западных конкурентов, к сожалению, теряет взаимовыгодные экономические связи с производителями и поставщиками сырья. Чувствуя себя монополистом, эта промышленность искусственно занижает цены на сельскохозяйственное сырье против уровня его реальной стоимости и тем самым подрывает доходы своих партнеров.
Дело доходит до того, что сельскохозяйственные производители начинают отказываться от их услуг и создавать собственную перерабатывающую базу, которая нуждается в соответствующих инвестициях и текущих расходах, которых и так сейчас практически нет. И это ставит третью сферу АПК, так же как и аграрную (вторую), в положение полной структурной деформации и экономического коллапса. Неразвитость рыночной инфраструктуры, в свою очередь, ухудшает ситуацию на внутреннем продовольственном рынке, который все больше превращается в неорганизованную базарную и мелкокиосковую торговлю с отсутствием соответствующих условий (холодильного и весового хозяйства, культуры обслуживания покупателей, санитарного контроля), особенно важных в системе купли-продажи продуктов питания в оптовом и розничном товарообороте.
Таким образом, аграрная и продовольственная сфера, весь агропромышленный комплекс Украины оказались, с одной стороны, в острокризисном, и с другой — в государственно-приоритетном положении. И это требует принятия и осуществления неординарных социально-экономических решений со стороны государства, проведения активной агропродовольственной политики антиинфляционно-созидательного характера. При этом рассчитывать на ощутимую инвестиционную помощь извне нет весомых оснований. Нужно опираться преимущественно на собственные ресурсные возможности. Процесс последовательного захвата иностранными конкурентами нашего внутреннего продовольственного рынка только усложняет ситуацию, подрывая национальное товаропроизводство. Заключение международных соглашений с неограниченной либерализацией импорта при одновременной блокировке экспорта национальных товаров угрожает Украинскому государству не только продовольственной опасностью, но и общим экономическим упадком страны, дальнейшим падением уровня жизни ее населения.
В отличие от России, которая имеет существенные валютные поступления от экспорта нефти и газа, леса, золота, других цветных металлов и сырья, а также конкурентоспособного оружия, обеспечивая за счет этого и стабильный по объемам и структуре импорт продовольствия1, Украина, наоборот, вынуждена увеличивать экспорт своих продовольственных ресурсов с тем, чтобы импортировать очень нужные ей энергоносители, значительную часть цветных металлов и других промышленных изделий.
К тому же при общей численности населения 50,1 млн человек на (1 января 1999 г.) и доле городского 68%2 потребность в продуктах питания в стране для покрытия потребительского спроса высока и стабильна. По данным межотраслевых балансов, в структуре потребления населением материальных благ удельный вес продовольствия последовательно возрастает, достигнув свыше 60%3. Затраты на питание в семейных бюджетах составляют львиную долю совокупного дохода, который идет на потребление у 80% населения Украины. Даже по средним показателям, если в 1990 г. на питание расходовалось из совокупного семейного дохода 32,8%, то в 1997 г. — 56,6%, а в 1998 г. — 58,3%4. В группе со среднедушевым доходом в месяц до 30 грн. на питание расходовалось 92,2% совокупного дохода, а в последующих пяти группах с доходом до 180 грн. удельный вес расходов на питание колебался от 53 до 78%. Это основная масса населения. Семейные накопления были у них или минусовые, поскольку расходы превышали доходы, или составляли всего от 0,5 до 0,9% среднедушевого совокупного дохода. При этом продолжается негативная тенденция к уменьшению объема и ухудшению структуры питания подавляющего большинства населения.
Одновременно в группах обогатившегося меньшинства резко увеличились объемы и улучшилась структура потребления материальных ресурсов (в том числе и питания). Для этого используются преимущественно импортные товары, которые по отношению к покупательной способности стали недоступными большинству обнищавшего населения. Именно эта часть населения своевременно (иногда по нескольку месяцев) не получала заработную плату, не имея средств на покупку самых необходимых товаров, в том числе и продуктов питания. Низкий уровень производительности труда и товаропроизводства, реальных доходов и платежеспособности основной массы людей является одной из главных причин искусственного сужения рыночного спроса, паралича нормальных товарно-денежных отношений, социальной дестабилизации и напряжения в обществе.
В условиях весьма ограниченного и дефицитного платежного баланса Украины рассчитывать на обеспечение нормального питания населения за счет дальнейшего расширения импорта — дело нереальное и экономически не выгодное. Тем более что страна имеет благоприятные почвенно-климатические условия и трудовой потенциал для наращивания собственного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия под рыночный спрос. Между тем проблема гарантии внутренней продовольственной безопасности и расширения экспортных возможностей с дальнейшим спадом национального агропромышленного производства и дефицитом платежного баланса неминуемо обостряется. И это связано с тем, что процессы реформирования агропромышленной сферы в последние годы не приобрели стабилизирующего и созидательного характера. Более того, они сопровождались разрушением части производительных сил всех блоков АПК без активизации формирования конкурентоспособных хозяйственных структур, что и приводит к негативным тенденциям. Следом за энергетическим и промышленным кризисом аграрная сфера теряет реальные возможности технологического обеспечения прироста и обновления аграрного производства, структурного и качественного улучшения продовольственных товаров при одновременном их удорожании. Тем самым подрывается конкурентоспособность.
Наряду с низким уровнем доходности товаропроизводителей, ограниченностью и даже отсутствием у них внутренних накоплений на технологическое обновление и воспроизводство под реальный спрос на сельскохозяйственные и пищевые продукты недостаток и дороговизна кредитных ресурсов, современных технических средств и технологий также выступают сдерживающими факторами стабилизации и развития АПК. И это явление острой финансовой дефицитности, далеко не упорядоченных и не своевременных платежей охватывает сейчас почти все формы собственности и хозяйствования на селе. Особенно в трудном финансовом состоянии находится общественный сектор, формирующий свои доходы и расходы под влиянием биржевых контрактов, которые составляются не в пользу интересов крестьян.
Наилучшая ситуация наблюдается в частном секторе приусадебных крестьянских хозяйств, которые продают большую часть своей сельскохозяйственной продукции непосредственно по рыночным ценам, которые выше уровня биржевых цен. Доходы крестьянских хозяйств более высоки и стабильны именно за счет этого, а также за счет более высокой их производительности и перелива сюда (легальными или нелегальными путями) части продукции общественного сектора. Кроме того, частные крестьянские хозяйства не облагаются такими налогами, как общественные.
Что касается фермерских хозяйств, то в большинстве случаев они пока что вследствие более низкой интенсивности и продуктивности использования земель и общего уровня хозяйствования остаются преимущественно экономически слабыми, организационно и технологически неустроенными. Дефицитность инвестиций и технических средств, надлежащего практического опыта самостоятельного ведения высокотоварного фермерского хозяйства не позволяют немедленно преобразовать их в конкурентоспособные. Для этого нужно время и значительные средства, которых фермеры сейчас не имеют. Современное капитале- и наукоемкое производство им не под силу. И в этом ничего странного нет, поскольку большинство фермеров на первых порах, получив, скажем, 30 га земли, оказалось в значительно худшем положении по сравнению с другими формами хозяйствования. Результаты аграрно-экономических исследований и разработок, которые печатались и печатаются в научных изданиях, свидетельствуют об этом однозначно.
На одном энтузиазме и личном желании немедленно стать собственником, и зажиточным, проблему фермерства кардинально не разрешить. Здесь действует совокупность сложных факторов инвестиционного, структурного и организационно-технологического характера. Нужны разработка и осуществление соответствующих проектов хозяйственного формирования и развития на основе прочного финансово-материального фундамента. Иначе это не более чем иллюзии или авантюризм.
Высокоэффективные и конкурентоспособные фермерские хозяйства складываются постепенно и годами. Политические лозунги и призывы к немедленному развалу устаревших, но еще действующих хозяйств без создания более производительных новых, кроме катастрофического спада производства и ухудшения питания населения, ничего хорошего не сулят. Об этом свидетельствует негативный опыт различных исторических эпох как в Украине, так и во многих зарубежных странах. Игнорировать его не нужно, так как и в будущем можно оказаться в такой же или еще в большей беде.
Научные прогнозы, которые основываются на моделировании и анализе многовариантных сценариев возможных событий, тщательно учитывают действие неминуемых естественных и общественных катаклизмов, иногда взрывообразно отбрасывающих человечество назад от прогрессивных сдвигов. Среди многих назревших проблем продовольственная безопасность, несмотря на весомые достижения в этой сфере второй половины XX столетия, все еще остается одной из наиболее острых для многих стран и регионов мира. Игнорировать ее в современных условиях Украины нет никаких оснований. Даже при благоприятных почвенно-климатических условиях вследствие отсутствия, с одной стороны, четкой системы макро- и микроэкономического управления и регулирования, и с другой — реальных возможностей быстрого создания конкурентоспособных хозяйственных структур, при потере значительного объема основного капитала, который создавался десятилетиями за счет общественных накоплений и инвестирования их в животноводческие комплексы, комбикормовые заводы, ремонтные и обслуживающие мастерские, создание ирригационных систем, производственной и социальной инфраструктуры и т.п., можно еще долго пребывать в кризисном состоянии и даже попасть в критическую фазу утраты продовольственной безопасности.
Поэтому современный курс агропромышленной политики нужно направить на то, чтобы:
• во-первых, максимально эффективно использовать уже накопленный ранее основной капитал, прекратив его разбазаривание, разрушение и хищение. Процессы приватизации производственных объектов должны осуществляться по критерию эффективного послеприватизационного их использования, т.е. по результатам конкурса конкретных бизнес-планов и инженерных проектов — кто лучше и результативнее будет их реализовывать, тому и быть хозяевами этих объектов, с адаптацией их прибыльного функционирования в новых рыночных условиях;
• во-вторых, повернуть экономический механизм регулирования доходов и расходов товаропроизводителей в направлении обеспечения нормального воспроизводственного процесса темпами, отвечающими сбалансированности рыночного спроса и предложения. Наряду с регулирующей функцией рынка государство, в свою очередь, должно усилить законодательное регулирование и контроль через банковско-финансовую систему за процессами денежного обращения, платежной дисциплиной, поддержкой развития приоритетных сфер путем активного использования ценового, кредитного, налогового и бюджетного механизмов. В частности, по опыту экономически развитых стран с рыночной экономикой ввести ценовую поддержку доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, устранив разрушительные ценовые диспропорции в товарообмене между промышленностью и сельским хозяйством, между городом и селом;
• в-третьих, направить промышленность Украины на первоочередное обеспечение потребностей (спроса) агропромышленного комплекса, выпуск конкурентоспособных технологических систем для земледелия и животноводства в различных формах и условиях хозяйствования, и также выпуск современных технологий для глубокой промышленной переработки сельскохозяйственных продуктов и сырья с широким ассортиментом и высоким качеством конечных продуктов потребления. Слишком дорого и экономически нецелесообразно, имея собственную почти не загруженную промышленность, закупать готовые изделия (например, зерноуборочные и свеклоуборочные комбайны, сеялки, машинные системы, разнообразные химические продукты и т. п.) за границей, теряя внутренний рынок, огромные валютные средства и рабочие места для занятости собственной рабочей силы. В этом же направлении нужно осуществлять и активную политику развития рыночной инфраструктуры достаточно специфического, капитале- и наукоемкого продовольственного рынка;
• в-четвертых, ввести более четкую и жесткую систему макроэкономического регулирования и управления, учитывая особенности ее действия в АПК, и в частности в сельском хозяйстве, а также систему микроэкономического управления (менеджмента) в любых формах хозяйствования. Никакая анархия в сложных и противоречивых процессах переходной модели осуществления как общеэкономических, так и аграрных реформ недопустима. Научным фундаментом менеджмента являются современные исследования и разработки методов и средств управления, с использованием новейших систем информатики, вычислительно-аналитической техники и технологии;
• в-пятых, активизировать политику защиты внутреннего продовольственного и технологического рынка от внешней экспансии, парализующей национальное производство и внутренние рынки. При этом государственная политика либерализации рынков и цен в международном аспекте должна быть взаимовыгодной как для импортеров, так и для экспортеров обеих сторон, которые заключают между собой внешнеторговые соглашения. Нужно совсем исключить принципы односторонних соглашений, по которым почти неограниченно либерализуется импорт товаров в Украину и ограничиваются возможности экспорта наших товаров на западные рынки. Примером такой односторонности может служить соглашение с Европейским союзом. В экономическом аспекте оно ставит нашу страну в одностороннюю зависимость от западного рынка, что не содействует прогрессивному развитию украинской экономики. Внешнеэкономическую деятельность нужно направить не на импорт конечных товаров потребления, а на создание национальных производств за счет совместного или даже иностранного капитала на территории своей страны с выпуском конкурентоспособной продукции на экспорт. Это экономически выгодно и обеспечивает реальный прогресс.