Стратегические направления и механизм инвестиционного совершенствования
Рубрика: Экономика, статьиВ стратегии инвестиционной деятельности, как отмечалось, важную роль играет научно обоснованное определение приоритетных направлений инвестирования, приведение их в соответствие с государственными интересами, программными целями национального возрождения Украины, быстрым преодолением экономического кризиса и достижением стабилизации и роста народного хозяйства.
Именно на приоритетные направления научно-технологического прогресса следует, на мой взгляд, максимально направлять инвестиционную и инновационную деятельность и ресурсы. Однако в результате проведения недостаточно продуманной экономической политики в рыночных преобразованиях в Украине, спровоцированной в начале реформ разрушительной гиперинфляции и кризиса платежей, резкого падения валового и товарного производства, которые выражаются в макроэкономических стоимостных показателях — ВВП и ВНД, а также в уровнях реальных доходов и накоплений, одновременно произошел также соответствующий спад инвестиционной и инновационной активности. Инфляция постоянно «съедала» даже те малые фонды накоплений и амортизационных отчислений, которые формировались товаропроизводителями, парализуя тем самым инвестиционные возможности для осуществления структурных преобразований и качественных обновлений производственного потенциала, интенсификации созидательной политики, разрешения острых социальных проблем.
Безусловно, предстоит существенно активизировать разработку и применение новейших технологий, и в первую очередь в сферах, определенных как общегосударственные приоритеты (энергетика, агропромышленный комплекс, новейшие промышленные технологии, наука, образование, здравоохранение). Для этого важно было бы направить и финансово поддержать фундаментальную и прикладную науку, научно-технологические комплексы и машиностроительную промышленность на создание именно таких конкурентоспособных технологий под заказ потребителей.
С этих позиций объемы как внутренних накоплений и кредитных ресурсов, так и действительного прилива иностранных инвестиций, которые нередко не доходят до реализации конкретных инвестиционных проектов, являются незначительными для масштабов экономики Украины. Значительная часть иностранных кредитов направляется не на прямое производственное инвестирование и не на современное технологическое обновление, а на покупку необходимых энергоносителей, отдельных технических средств и других товаров на текущие потребности (включая подкуп кредиторами влиятельных чиновников), что только увеличивает внешнюю задолженность страны без перспективы развития национального товаропроизводства и инфраструктуры.
На развитие современных и будущих высокотехнологичных производств могут претендовать в современном мире только те страны, которые способны обеспечивать высокий уровень науки, техники, образования, духовной культуры, научной системы организации управления и трудовой дисциплины.
В экономике Украины в этой связи сложилась сложная ситуация. Государство, обедневшее вследствие острого экономического кризиса, теряет надежные источники необходимого инвестирования. И теперь, стремясь, хотя и со значительным опозданием, возродить и активизировать политику воспроизводства как основу стабилизации и обновления национального товаропроизводства, оно столкнулось с противодействием определенных политических и экономических сил. Концентрация финансового капитала в сферах новых структур, теневого бизнеса и банковской системы, которые отнюдь не стремятся к производственному инвестированию, по существу тормозит воспроизводственные процессы, экономическую стабилизацию и рост.
Поэтому необходимо, в первую очередь, в законодательном порядке расширить сферу действия государственного регулирования инвестиционной деятельности, которое должно быть основой экономической политики государства, осуществления инвестиционной деятельности на предприятиях и в хозяйственных структурах разнообразных форм собственности, на различных уровнях, а именно:
было бы даже целесообразно создать инвестиционный Банк реконструкции и развития Украины как координационный центр деятельности всех посредников рынка капиталов, государственный гарант иностранных инвестиций, активный участник определения государственной инвестиционной политики. При участии этого банка следует расширить поддержку государством предприятий путем выделения им инвестиций за счет централизованных (бюджетных) средств, постепенно заменив безвозвратное бюджетное финансирование на выделение им кредитов, которые они должны своевременно возвращать банку;
привлечь к активной инвестиционной деятельности субъектов разнообразных форм собственности и хозяйствования для расширения развития национального товаропроизводства и рыночной инфраструктуры, создания инвестиционных накоплений, где должен участвовать весь финансовый капитал государства, в том числе и теневые его формы;
направлять инвестиционные ресурсы на выполнение, в первую очередь, приоритетных общегосударственных и региональных программ, создание высокотехнологичных и конкурентоспособных производств;
шире использовать в хозяйственной практике индикативное планирование, которое должно включать макроэкономические показатели развития отраслей народного хозяйства и регионов страны, ее финансового и валютного рынков, формирование и использование научно-технического, производственного и трудового потенциалов, внешнеэкономических отношений, нормативов амортизационных отчислений, налоговых ставок, учетных ставок НБУ и процентной политики кредитных банков;
улучшить формирование амортизационного фонда как важного внутреннего источника капиталовложений, которые осуществляются предприятиями за счет их собственных средств. Строго придерживаться требований по отношению к использованию амортизационных отчислений по их прямому назначению;
активизировать деятельность специальных экономических зон (СЭЗ) как территорий приоритетного развития, созданных с целью выработки и практической проверки в регионах организационного механизма инвестирования в реформирование экономики под руководством и контролем государственных властных структур. В первую очередь, следует внести соответствующие изменения и дополнения в законы о создании СЭЗ, направленные на увеличение нижней границы стоимости инвестиционных проектов, по которым она установлена в размере 1 млн долл. для получения инвестором льгот. Именно это положение Закона не дает возможности инвесторам принимать участие в деятельности предприятий малого и среднего бизнеса;
шире привлекать и рационально использовать в развитии различных отраслей народного хозяйства иностранные инвестиции. Для этого следует на государственном уровне создать необходимую инфраструктуру и надлежащий механизм страхования этих инвестиций, которые представляют собой основную составную часть в инфраструктуре привлечения этих инвестиций.