Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Стратегические направления и механизм инвестиционного совершенствования

Рубрика: Экономика, статьи

В стратегии инвестиционной деятельности, как отмечалось, важную роль играет научно обоснованное определение приори­тетных направлений инвестирования, приведение их в соответ­ствие с государственными интересами, программными целями национального возрождения Украины, быстрым преодолением экономического кризиса и достижением стабилизации и роста народного хозяйства.

Именно на приоритетные направления научно-технологичес­кого прогресса следует, на мой взгляд, максимально направлять инвестиционную и инновационную деятельность и ресурсы. Од­нако в результате проведения недостаточно продуманной эконо­мической политики в рыночных преобразованиях в Украине, спровоцированной в начале реформ разрушительной гиперинф­ляции и кризиса платежей, резкого падения валового и товарно­го производства, которые выражаются в макроэкономических стоимостных показателях — ВВП и ВНД, а также в уровнях ре­альных доходов и накоплений, одновременно произошел также соответствующий спад инвестиционной и инновационной актив­ности. Инфляция постоянно «съедала» даже те малые фонды на­коплений и амортизационных отчислений, которые формирова­лись товаропроизводителями, парализуя тем самым инвестицион­ные возможности для осуществления структурных преобразова­ний и качественных обновлений производственного потенциала, интенсификации созидательной политики, разрешения острых социальных проблем.

Безусловно, предстоит существенно активизировать разработку и применение новейших технологий, и в первую очередь в сферах, определенных как общегосударственные приоритеты (энергетика, агропромышленный комплекс, новейшие промышленные техноло­гии, наука, образование, здравоохранение). Для этого важно было бы направить и финансово поддержать фундаментальную и при­кладную науку, научно-технологические комплексы и машино­строительную промышленность на создание именно таких кон­курентоспособных технологий под заказ потребителей.

С этих позиций объемы как внутренних накоплений и кре­дитных ресурсов, так и действительного прилива иностранных инвестиций, которые нередко не доходят до реализации конкрет­ных инвестиционных проектов, являются незначительными для масштабов экономики Украины. Значительная часть иностран­ных кредитов направляется не на прямое производственное ин­вестирование и не на современное технологическое обновление, а на покупку необходимых энергоносителей, отдельных техни­ческих средств и других товаров на текущие потребности (вклю­чая подкуп кредиторами влиятельных чиновников), что только увеличивает внешнюю задолженность страны без перспективы развития национального товаропроизводства и инфраструктуры.

На развитие современных и будущих высокотехнологичных производств могут претендовать в современном мире только те страны, которые способны обеспечивать высокий уровень науки, техники, образования, духовной культуры, научной системы ор­ганизации управления и трудовой дисциплины.

В экономике Украины в этой связи сложилась сложная си­туация. Государство, обедневшее вследствие острого экономи­ческого кризиса, теряет надежные источники необходимого ин­вестирования. И теперь, стремясь, хотя и со значительным опо­зданием, возродить и активизировать политику воспроизводства как основу стабилизации и обновления национального товаро­производства, оно столкнулось с противодействием определен­ных политических и экономических сил. Концентрация финан­сового капитала в сферах новых структур, теневого бизнеса и банковской системы, которые отнюдь не стремятся к производ­ственному инвестированию, по существу тормозит воспроизвод­ственные процессы, экономическую стабилизацию и рост.

Поэтому необходимо, в первую очередь, в законодательном порядке расширить сферу действия государственного регулиро­вания инвестиционной деятельности, которое должно быть ос­новой экономической политики государства, осуществления ин­вестиционной деятельности на предприятиях и в хозяйственных структурах разнообразных форм собственности, на различных уровнях, а именно:

было бы даже целесообразно создать инвестиционный Банк реконструкции и развития Украины как координационный центр деятельности всех посредников рынка капиталов, государ­ственный гарант иностранных инвестиций, активный участник определения государственной инвестиционной политики. При участии этого банка следует расширить поддержку государством предприятий путем выделения им инвестиций за счет централи­зованных (бюджетных) средств, постепенно заменив безвозврат­ное бюджетное финансирование на выделение им кредитов, ко­торые они должны своевременно возвращать банку;

привлечь к активной инвестиционной деятельности субъек­тов разнообразных форм собственности и хозяйствования для расширения развития национального товаропроизводства и ры­ночной инфраструктуры, создания инвестиционных накопле­ний, где должен участвовать весь финансовый капитал государ­ства, в том числе и теневые его формы;

направлять инвестиционные ресурсы на выполнение, в пер­вую очередь, приоритетных общегосударственных и региональ­ных программ, создание высокотехнологичных и конкуренто­способных производств;

шире использовать в хозяйственной практике индикативное планирование, которое должно включать макроэкономические показатели развития отраслей народного хозяйства и регионов страны, ее финансового и валютного рынков, формирование и использование научно-технического, производственного и тру­дового потенциалов, внешнеэкономических отношений, норма­тивов амортизационных отчислений, налоговых ставок, учетных ставок НБУ и процентной политики кредитных банков;

улучшить формирование амортизационного фонда как важ­ного внутреннего источника капиталовложений, которые осущест­вляются предприятиями за счет их собственных средств. Строго придерживаться требований по отношению к использованию амор­тизационных отчислений по их прямому назначению;

активизировать деятельность специальных экономических зон (СЭЗ) как территорий приоритетного развития, созданных с целью выработки и практической проверки в регионах организа­ционного механизма инвестирования в реформирование эконо­мики под руководством и контролем государственных властных структур. В первую очередь, следует внести соответствующие из­менения и дополнения в законы о создании СЭЗ, направленные на увеличение нижней границы стоимости инвестиционных про­ектов, по которым она установлена в размере 1 млн долл. для получения инвестором льгот. Именно это положение Закона не дает возможности инвесторам принимать участие в деятельнос­ти предприятий малого и среднего бизнеса;

шире привлекать и рационально использовать в развитии раз­личных отраслей народного хозяйства иностранные инвестиции. Для этого следует на государственном уровне создать необходи­мую инфраструктуру и надлежащий механизм страхования этих инвестиций, которые представляют собой основную составную часть в инфраструктуре привлечения этих инвестиций.





Метка: