Тенденции изменений в производстве и потреблении сельскохозяйственных продуктов
Рубрика: Экономика, статьиДля выявления отмеченных тенденций воспользуемся анализом и расчетами отчетных данных по статистической информации периода 1990-1998 гг., а также прогнозными оценками, которые были в свое время определены в проекте Национальной программы развития агропромышленного производства и социального возрождения села Украины на 1996-2005 гг. Проект разработан соответствующей правительственной комиссией ученых и специалистов (в работе этой комиссии мне пришлось участвовать непосредственно). Следует отметить, что агропромышленный комплекс и продовольственный рынок в Украине не были высокоразвитыми и экономически стабильными в течение многих лет до осуществления рыночных реформ, даже в условиях, когда уровень производства сельскохозяйственной продукции был намного выше, чем сейчас.
Вследствие отставания в технологиях сбора урожая, его транспортировки и хранения, в развитии перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры значительная часть (иногда до трети) продукции терялась, так и не доходя до потребителей. Ассортимент продуктов питания и их структура не отвечали медицински обоснованным нормам потребления. Продовольственный рынок оставался большей частью дефицитным, особенно на высококачественные продукты животноводства, овощи, фрукты и ягоды. Большая неравномерность имела место в степенях насыщенности продуктами продовольственных рынков отдельных регионов страны. Экспортно-импортные взаимосвязи с внешними продовольственными рынками развивались довольно слабо и весомого влияния на сбалансированность внутреннего рынка не имели.
Финансовое состояние большинства колхозов и совхозов, которые были основными товаропроизводителями, не позволяло обеспечивать процессы быстрых темпов обновления и расширенного воспроизводства сырьевых ресурсов, промышленной их переработки, хранения и транспортировки пищевых продуктов на уровне новейших достижений науки и технологий. В административной системе планового ценообразования, налогообложения и перераспределения доходов действовал принцип одностороннего их перелива из сельского хозяйства в другие сферы. Иначе говоря, сельское хозяйство было преобразовано в инвестиционного донора развития тяжелой индустрии, ВПК и больших городов. Сельское хозяйство традиционно функционировало вне эквивалентной системы экономических взаимоотношений, а крестьяне находились далеко не в равном экономическом положении по сравнению с другими социальными слоями общества.
К сожалению, ситуация в аграрной сфере с переходом ее в Модель так называемой «рыночной экономики» украинского образца резко ухудшилась. Провал долгосрочной агропродовольст-венной политики тоталитарного режима дополнился начиная с 1991-1992 гг. политикой анархических аграрных преобразований с ослаблением и даже прекращением существования хозяйственных структур без одновременного создания более эффективных новых, неоправданного подрыва, разбазаривания и хищения производственного потенциала сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности, проявления небывалого ценового диспаритета и потери экономических интересов в развитии АПК.
Вследствие таких неутешительных преобразований, резкого спада и удорожания аграрного товапроизводства соответственно снизился уровень, ухудшились структура и качество питания украинского населения. Если прибавить к этому такие негативные последствия политики «гиперинфляционного шока», как взрывное падение покупательной способности основной массы населения, то становится понятным, почему обостряется проблема продовольственной безопасности, почему катастрофически сокращается рождаемость и растет смертность населения, падает средняя продолжительность его жизни, оказывается отрицательным сальдо миграции.
Достаточно напомнить, что за период 1990-1998 гг. уровень потребления населением наиболее ценных продуктов питания снизился в таких объемах: мяса и мясопродуктов — на 51,5%, молока и молокопродуктов — на 42,9, яиц — на 43,4, рыбы и рыбопродуктов — на 66,3, масла (растительного) — на 29,3, фруктов и ягод — на 40,4% (см. табл. 19). Несколько сократилось даже потребление картофеля, овощей и бахчевых, а также хлеба и хлебопродуктов, которые являются сейчас основными компонентами питания подавляющего большинства наших людей.
И все это при том, что и в 1990 г. Украина не обеспечивала научно обоснованных уровней и структуры питания. Агропродовольственный кризис зашел в такую глубину, что, как свидетельствуют тщательные расчеты, и в последующие десять лет страна, по-видимому, не сможет достичь потерянных позиций, достигнутых в 1990 г. по уровню потребления на душу населения животноводческих продуктов. Потребление мяса и мясопродуктов прогнозируется на 15%, молока и молокопродуктов — на 18 и яиц — на 15% меньше. На 25% может увеличиться только потребление овощей и бахчевых. Фрукты и ягоды, которые всегда были у нас в дефиците, могут оставаться на уровне потребления 79% 1990 г.
Чтобы преодолеть негативные тенденции в покрытии рыночной дефицитности продовольственных ресурсов и убытков, которые понесла в последние годы Украина, необходимо немедленно проводить мероприятия по подъему собственного товарного производства и превращению его в конкурентоспособное. Для
этого необходимо:
а) активизировать политику рыночного и государственного (законодательного) регулирования ценового, налогового, финансово-кредитного, бюджетного и банковского механизмов, чтобы повысить и стабилизировать хозяйственные (фермерские) доходы для технологического обновления производства и нормального воспроизводственного процесса под удовлетворение спроса потребителей;
б) ускорять и поддерживать процессы исключительно созидательных трансформаций отношений и форм собственности и хозяйствования с целью превращения хозяйств в действительно конкурентоспособные структуры, исключая при этом любое разрушение действующих производительных сил аграрной сферы;
в) законодательно определить государственную приоритетность агропродовольственной сферы и в связи с этим (как временная мера) ввести четкую координацию и направление под контролем властных органов (в центре и на местах) действий государственных предпринимательских и коммерческих структур на первоочередное обеспечение спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей в материально-технических, энергетических, химических и других ресурсах, без которых высокоинтенсивное и эффективное развитие производства невозможно;
г) на основании соответствующих законодательных актов переориентировать банковско-кредитную и бюджетно-финансовую систему, деятельность промышленно-финансовых групп и всей промышленности на удовлетворение потребностей села и перерабатывающей промышленности, интегрировав их на принципе паритетности независимо от форм собственности и хозяйствования.
Только создав крепкий экономический и научно-технологический фундамент аграрных реформ, можно всерьез рассчитывать на успешное реформирование агропродовольственных структур в конкурентоспособные, не допуская никакого насилия над крестьянами, конституционно гарантируя им действительно демократический, свободный выбор форм собственности и хозяйствования. При этом, безусловно, особенно на первых этапах, определяющую роль в сложном социально-экономическом процессе рыночных преобразований играет государственная поддержка — как финансово-кредитная, так и материально-техническая и энергетическая, а также интеллектуальная (научно-технологическая).
Государственная власть со всеми ее взаимосвязанными ветвями имеет для этого мощный регулирующий механизм, который нужно полноценно использовать, а не стоять в стороне в виде постороннего наблюдателя, как будто кардинальные агропромышленные преобразования результативно пойдут сами собой без государственного надзора и контроля, под регулирующим влиянием лишь «свободного рынка» в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры спроса и предложения. Такие взгляды ошибочны и даже вредны. Они ничего общего не имеют с научными воззрениями на определение функций государства в осуществлении прогрессивных трансформаций экономического развития. Государство для того создается и существует, чтобы не созерцать, а умело регулировать и активно влиять на эти процессы. В противном случае властные структуры для общества вряд ли нужны.
В агропромышленной политике формирования новых производственных и рыночных структур важную роль играет региональный аспект, необходимость тщательного учета природно-климатических особенностей каждой зоны, адаптация их к новым производственным и рыночным системам. Это касается не только размещения и развития отраслей растениеводства и животноводства, специализации, кооперации и интеграции крупного, среднего и малого агробизнеса, определения с помощью мониторинга рыночного спроса оптимальных размеров конкретных видов производств. Речь идет о структурных и качественных рыночных преобразованиях региональных моделей и блоков АПК со всесторонним обоснованием проектов не только отдельных объектов, но и всей региональной сети фермерских, кооперативных, корпоративных, совместных с иностранным капиталом хозяйств, перерабатывающих предприятий, баз хранения сырья и готовой продукции, сети современных обслуживающих структур, продовольственных магазинов и супермаркетов при наличии подъездных путей и транспортных средств, т.е. речь идет о формировании цивилизованных региональных рынков.
Только последовательное и постепенное формирование высокоразвитой модели рыночной системы в прямых и обратных товарно-денежных связях по оценочному критерию устойчивой конкурентоспособности, при росте товарной продукции, снижении ее себестоимости и цен, при рентабельном функционировании системы может быть достигнут стратегический успех. Вклад агропродовольственного комплекса в ВНП и ВНД является наиболее достоверным показателем конечной результативности агропродовольственных, как и любых других рыночных трансформаций. Другие критерии оценки не обещают правильных ориентиров и конкретных действий. Для того чтобы разваливать действующее товаропроизводство, не создав ничего нового, более эффективного, большого ума не нужно. Для этого не нужны, по-видимому, советы и рекомендации любых наиболее «выдающихся» иностранных консультантов и советников, которые, кстати, живут и работают за счет различных источников, включая национальную украинскую казну, подталкивая ее к окончательному упадку.
Сейчас стало модным оценивать последствия рыночных реформ не по конкретным показателям развития и эффективности производства и торговли, насыщения рыночного спроса и удовлетворения потребностей людей, и по количественным изменениям организационных форм, т.е. сколько предприятий разгосударствлено, сколько из них приватизировано или кооперировано, акционировано или корпоратизировано и т.п. В аграрной сфере особое значение придается показателям количества созданных фермерских хозяйств, на сколько увеличены размеры приусадебных участков крестьян, сколько создано на базе колхозов и совхозов «новых» хозяйственных образований, которые почти ничем не отличаются от «старых», разве что в них на бумаге разделены основные фонды и земельные угодья общественного сектора.
И это должно характеризовать создание своеобразного, но обязательно «частного собственника», который де-факто остается в той же системе общественного хозяйствования. Крестьянин (в основной своей массе), пока что не только не подготовлен психологически к другим формам ведения высокотоварного хозяйства, но, как уже отмечалось, у него нет для этого ни инвестиционных, ни технологических возможностей, да и соответствующей профессиональной подготовки.
К тому же стремление к обязательному исключительно частному собственнику (кстати, в основном мелкому) порождено иллюзорной верой в то, что именно он всех нас накормит, сделает богатыми, а страну превратит в экономически мощное государство. Безусловно, частный собственник-хозяин — это важнейший фактор активизации рыночной экономики и ее развития. Однако отнюдь не сам по себе. К нему нужно еще прибавить соответствующий капитал, технологическое совершенство, производственную и рыночную инфраструктуру, экономические интересы и стимулы для высокопроизводительного труда. Современная высокоразвитая рыночная экономика США и стран Западной Европы базируется на регулирующем действии совокупности факторов, среди которых доля частной (мелкой) собственности занимает надлежащее, но далеко не решающее место.
Мощные транснациональные и национальные корпорации, которые по существу монополизируют и делят международные рынки, вместе с соответствующими акционерными компаниями и другими формами крупного бизнеса безраздельно господствуют в современной мировой экономике. Базируются они отнюдь не на такой частной собственности, как это трактуется и понимается некоторыми нашими архиреформаторами. Крупный бизнес постепенно поглощает и значительную часть среднего и даже мелкого бизнеса, который, в свою очередь, рождается и развивается в жесткой рыночной конкуренции.
Бурный научно-технический прогресс конца XX — начала XXI в. неминуемо вызывает трансформацию форм собственности и хозяйствования. Процессы формирования и развития более крупных высокотоварных ферм, их кооперации с перерабатывающей промышленностью и обслуживающими сферами являются одной из важнейших и решающих тенденций агропромышленного бизнеса экономически развитых стран мира. Концентрация производства в высокотоварных хозяйственных системах и завоевание ими продовольственных рынков (включая рынки слаборазвитых стран) являются ключевыми факторами в конкурентной борьбе. Мелкие фермы в ней не побеждают.
В наших аграрных и агропродовольственных реформах нужно идти не путем анархического развала и разворовывания общественной собственности, а, наоборот, опираться на всесторонне обоснованную законодательную базу, на точные расчеты и проектные решения, направленные на трансформацию действующих хозяйственных структур в более производительные и конкурентоспособные. Иначе говоря, не разрушать, а включать накоплений капитал в обеспечение эффективного его функционирования в новых рыночных условиях.
Это имеет особое значение теперь, когда образовался острый дефицит, а подчас и полное отсутствие инвестиций при опережающем удорожании капитального строительства, приобретения новых технических средств, создания капитале- и наукоемких производственных объектов. Их, безусловно, нужно будет создавать, а также реконструировать и модернизировать действующие. Однако делать это широкомасштабно станет возможным только тогда, когда уровень доходности аграрных товаропроизводителей позволит им формировать соответствующие фонды накопления и потребления, когда банковская система будет кредитовать долгосрочные инвестиционные проекты по экономически обоснованным, доступным для производителей процентным ставкам платы за кредит. Никаких других путей структурных и качественных преобразований агропродовольственного комплекса просто не существует.
Поверхностные романтические или авантюристические реформы уже обошлись украинскому государству и его народу слишком дорого. И продолжать их в том же духе отнюдь небезопасно. Это ярко подтверждено историей: нам известны последствия господства идеологии сталинизма — насильственная массовая коллективизация крестьян и ликвидация кулачества как класса. Теперь — прямо противоположная попытка немедленной массовой деколлективизации. Как мы видели выше, катастрофическое падение уровня и ухудшение структуры питания украинского народа вызвано, в первую очередь, падением национального товаропроизводства. Каким бы значительным ни был импорт продовольственных товаров из западных стран, он не спасает Украину с ее 50-миллионным населением от дефицитности продовольствия, резких его удорожаний и недоступности для подавляющего большинства населения.
В табл. 20 приводятся абсолютные данные потерь производства в целом и основных сельскохозяйственных продуктов за прошлые годы и расчетный прогноз (по базовому варианту) на 2005 г. по данным проекта той же Национальной программы развития агропромышленного производства и социального возрождения села Украины на 1996-2005 гг. Он разрабатывался непосредственно специалистами каждой отрасли производства, и потому степень достоверности указанного прогноза довольно высока, если будут выдержаны заложенные в нем экономические, технологические и управленческие предпосылки. Тем более если характер аграрных реформ из разрушительного превратится в созидательный.
Это касается, в частности, принятых ранее безответственных решений и действий по отношению к животноводческим комплексам, фермам и комбикормовым заводам, новым технологическим ремонтным системам, ирригационным сооружениям и другим хозяйственным объектам, которые варварски разрушались.
Дело дошло до катастрофического вырезания и распродажи на мясо маточного поголовья и даже до дезорганизации системы селекции и семеноводства, создания высокопроизводительных пород и гибридов скота и птицы. Верх здесь, к сожалению, взяли иностранные конкуренты, что ставит на грань гибели собственный научно-технический и аграрный потенциал, особенно животноводства. Ничего мудрого и взвешенного в такой агропромышленной политике нет, ибо спад собственного производства открывает по существу неограниченный путь к внешней экспансии.
Стоимость основных производственных фондов общественного сектора, вследствие действия в свое время «гиперинфляционного шока», несвоевременной и неполной их индексации во многих хозяйствах искусственно занижена, чтобы можно было безнаказанно растранжиривать и разворовывать общественные фонды, не возвращая в кассу хозяйств ни гроша, а распределение паев между крестьянами превратить большей частью в символическую акцию очередного их надувательства. Тем самым ухудшается и положение частных крестьянских хозяйств, которые в значительной степени «подкармливались» за счет общественного сектора.
Не может не вызывать особой озабоченности процесс резкого падения товарности сельского хозяйства и развития промышленной переработки его продукции. Государственная заготовительно-распределительная система, которая не справлялась со своими функциями, превратившись в систему значительных потерь сельскохозяйственного сырья и конечных продуктов потребления, искусственного их обесценивания и массового хищения, не отвечала требованиям времени. Поэтому такую систему нужно было реформировать, и это закономерное явление. Казалось бы, что на ее место придет рыночная система с перераспределением доходов не государственными чиновниками и их коррумпированными группировками, а механизмом ценового регулирования с помощью закона рыночной конъюнктуры — соотношения спроса и предложения. С теоретической точки зрения это не вызывает сомнения. Однако на практике все это обернулось не чем иным, как ограблением крестьянства еще большим, нежели ранее.