Торможение перехода к цивилизованному рынку и развитию перерабатывающей промышленности
Рубрика: Экономика, статьиВследствие отсутствия развитой рыночной инфраструктуры и необходимой правовой защиты, бездеятельности властных структур на местах и взяточничества, которое процветает на многих уровнях управления, на арену вышла многочисленная армия посредников. Пользуясь отсутствием цивилизованного рынка и сдерживающих правовых норм, своевременных расчетов за проданную продукцию государственными заказчиками, неосведомленностью крестьян в сфере конъюнктуры аграрных рынков, под видом свободного предпринимательства (бизнеса) многочисленные фирмы, в том числе иностранные, начали массово скупать сельскохозяйственную продукцию за бесценок, перевозить ее через границу и продавать вдвое-трое дороже, наживая на этом немалый спекулятивный капитал.
Так, например, процветает теневой бизнес на семенах подсолнечника, который к тому же перерабатывается на масло, упаковывается в полиэтиленовые пакеты с яркими рекламными этикетками и продается на многих рынках, возвращаясь и на наш внутренний рынок по ценам значительно более высоким, чем цены на масло, которое производится на собственных немодернизованных маслозаводах. Если учесть высокоценный шрот, который идет в качестве существенных белковых добавок к комбикормам, то выгода от такого бизнеса очень весомая. Скупается непосредственно в хозяйствах продовольственное и фуражное зерно. За треть цены продаются и вывозятся за границу сырые кожи, которые после их выделки и пошива модельной обуви возвращаются на наш рынок с доходом на порядок выше. Или чего стоит массовая скупка скота на забой для говядины и вывоз ее в страны ближнего Востока. Как ни удивительно, но факт, что по конфиденциальным сообщениям близких к этому бизнесу лиц, такие операции осуществляются в большинстве случаев без уплаты государству налогов.
Вследствие такого архилиберального рынка, граничащего с контрабандой, Украине наносятся огромные убытки в СКВ, которой так недостает нам на осуществление эффективных рыночных реформ. К тому же продолжают развиваться бартерные операции, ничего общего с настоящим рынком не имеющие. Начало зарождения и действий аграрных бирж в таком виде, как они складываются сейчас, мало чем отличается от обычных посредников. Безусловно, их нужно развивать, но по принципу выгоды для крестьян. Их нужно экономически заинтересовать в биржевой торговле, исключив тем самым контрабандных посредников. Для этого биржи должны устанавливать стартовые цены не ниже уровня цен поддержки, которые обеспечивают надлежащую прибыльность товаропроизводителям.
С другой стороны, некоторые межгосударственные соглашения Украины, в частности с Европейским союзом, предусматривают неравноправные условия внешней торговли — полную либерализацию импорта и жесткие ограничения экспорта, что также приводит к валютным потерям страны. Я уже не говорю о прямых уголовных преступлениях, когда товарные ресурсы государства оформляют на экспорт по искусственно заниженным ценам, а фактически продают по уровню цен мировых, оставляя разницу в заграничных банках на собственных счетах. Такие случаи далеко не единичны, и именно на них сделали свой бизнес представители бывших властных и хозяйственных структур. Подобная порочная практика продолжается и поныне. Это также один из немаловажных факторов дефицита платежного баланса и валютных потерь государства. Известно, что вывезенная за границу валюта работает на пользу экономически развитых стран, а собственное государство продолжает бедствовать и унизительно просить у международных финансовых структур и банков кабальные кредиты.
Между тем резкое сокращение за 1991-1998 гг. объемов производства сельскохозяйственной продукции, в том числе особенно значительные потери зерна, сахарной свеклы, льна-долгунца и кормов повлекли за собой еще большие потери производства животноводческой продукции. Упорядочение объемов производства и сбыта до уровня хотя бы 1990 г. могло бы дать стране возможность существенно увеличить экспорт и сократить импорт, в частности, продовольственных товаров, уменьшить на здоровой экономической основе дефицит государственного бюджета и платежного баланса. Проведенные расчеты свидетельствуют, однако, что до 2005 г. Украина не сможет достичь объема аграрного производства уровня 1990 г. Это и есть та слишком высокая цена глубоко не продуманных реформ в аграрной сфере.
Но дело не только в этом. Спад производства в аграрном секторе привел к еще большему кризисному состоянию перерабатывающей промышленности. Она потеряла значительную часть сырья. И этот процесс продолжается. Вызван он тем, что, с одной стороны, в ходе реформ эта сфера осталась не интегрированной с сельскохозяйственными товаропроизводителями, а с другой — она по инерции продолжает недоплачивать им до уровня рыночных цен, что отталкивает крестьян, создает невыгодные условия для заключения контрактов. К тому же перерабатывающие предприятия нередко также своевременно не рассчитываются с поставщиками сырья. Поэтому крестьяне стремятся найти другие варианты рыночных отношений — продавать, как сказано выше, ту продукцию, на которую есть спрос, не перерабатывающим предприятиям, а непосредственно коммерсантам, если те платят наличными и дороже, или создавать собственные перерабатывающие цеха и поставлять на рынок конечные продукты питания.
Напомним также, что большинство украинских перерабатывающих предприятий отстало в технологическом отношении на десятилетия от западных конкурентов и продолжает пока еще выпускать многие неконкурентоспособные продукты питания в невзрачной упаковке и бедном ассортименте. У пищевой промышленности, по сути, нет современных баз хранения сырья и готовой продукции с целью доведения до оптимальных сроков процессов переработки, хранения и обеспечения равномерной поставки готовых продуктов на непосредственно розничные рынки. Все это ставит под угрозу существование действующих предприятий. Они просто не выдержат конкуренции с западными фирмами.
Однако следует отметить, что в последнее время некоторые перерабатывающие предприятия Украины стали выпускать все более качественные продукты питания и на внутреннем рынке потеснили импортные аналоги. Это весьма важная положительная тенденция в конъюнктуре внутренних отечественных рынков продовольствия. И эти первые шаги весьма обнадеживают. Они затронули хлеб и хлебобулочные изделия, мясопродукты, молочные продукты, кондитерские изделия и некоторые другие.
Тем не менее, если производство сельскохозяйственной продукции сократилось более чем на половину (1998 г. по отношению к 1990 г.), то объем производства конечных продуктов питания (в отпускных ценах 1994 г.) уменьшился на 62%, что свидетельствует об отставании этой сферы (см. табл. 21). Особенно резко сокращен выпуск продуктов детского питания. Их почти полностью вытесняет с прилавков украинских магазинов импорт. Из всего комбинированного набора основных продуктов питания увеличен только выпуск этилового спирта (на 14,5%), что не лучшим образом характеризует наши сдвиги в структуре потребления. Здесь действует оценочный критерий пополнения бюджетных доходов, но и он не достигает цели, поскольку этот рынок захватили мафиози и спекулянты, которые превращают его в грязный бизнес, хорошо умеют обходить законы и уклоняться от уплаты налогов.
Выпуск всех других продуктов питания также имеет тенденцию к сокращению, особенно мясных и молочных изделий и даже некоторых видов хлебопродуктов, консервов и др. И это не потому, что полностью насыщен рынок. Не покупают достаточного количества и качественных продуктов питания, потому что подавляющее большинство социальных слоев населения не имеет достаточных личных доходов и обходится минимумом наиболее необходимого. Отсюда емкость внутреннего продовольственного рынка остается низкой, а цены продовольственных товаров — относительно высокими по сравнению с личными доходами средне- и низкодоходных групп граждан. В результате непомерно растет удельный вес расходов на питание в семейных бюджетах, что является характерной особенностью уровня и качества жизни экономически отсталых стран африканского континента.
Прогнозные расчеты свидетельствуют, что Украина сможет до 2005 г. увеличить производство конечных продуктов питания на 84,1 % по сравнению с уровнем 1998 г. Но достичь такого уровня их производства, как в 1990 г., не удастся. Ограниченность инвестиций и сырья, новых технологий, слабость продовольственного рынка с его искусственно замороженным спросом не позволяют сейчас рассчитывать на лучшие показатели. Нужно еще в эти годы упорядочить организационные формы и ввести современный менеджмент, развивать новейшую инфраструктуру продовольственного рынка.
Именно агропродовольственная сфера с достаточно быстрыми темпами оборота капитала и текущих производственных затрат имеет огромные шансы на выдающиеся успехи. Она является наиболее надежным источником бюджетных и хозяйственных поступлений, наращивания внутренних инвестиционных накоплений и привлечения иностранных инвесторов. Каждый человек имеет потребность нормально питаться трижды в день. Это привлекает в товарно-денежное обращение соответствующие объемы продуктов и денежных средств. И этим нужно умело пользоваться в экономической политике государственного регулирования.
Есть достаточно весомый смысл направлять на первых порах именно сюда даже крайне ограниченные инвестиционные ресурсы и новейшие технологии. Они окупаются довольно быстро, не превышая при нормальных экономических и рыночных условиях одного-двух лет в зависимости от масштабов производства, объемов и сроков вложений, технологического совершенства воспроизводственных циклов, а также платежеспособного рыночного спроса. Продовольственный бизнес в этом отношении в современной мировой экономике во многом напоминает даже мощный нефтебизнес.