Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Трансформация региональных структур в системе интеграционных связей

Рубрика: Экономика, статьи

Формирование более прогрессивной экономической системы базируется на реконструкции устаревших и создании новых кон­курентоспособных сфер и комплексов народного хозяйства Ук­раины, структурной перестройке ее промышленности, аграрного сектора, всей инфраструктуры и рыночных отношений в широ­ком их понимании. Речь идет о поиске и использовании наибо­лее эффективных высокоприбыльных рыночных хозяйственных систем, источников накопления и увеличения фондов потребле­ния, пополнения кредитных ресурсов на активизацию инвести­ционной и инновационной деятельности. Без этого никакая структурная перестройка не состоится. Резкий спад производст­ва ВВП и ВНД за последние годы, паралич промышленного про­изводства, искусственно созданный под видом рыночных преоб­разований кризис платежей, сохранение и обострение убыточ­ности многих производственных структур при стагнации при­быльных и отсутствии качественно новых конкурентоспособных производств, является наиболее характерным признаком кри­зисных проявлений. Именно на их преодоление направлена эко­номическая политика государства.

Однако остановить негативные тенденции предыдущего эко­номического спада, дополненного разрушительной политикой так называемой «шоковой терапии», пока что не удается. Дело усложняется тем, что кризисом охвачены по существу все регио­ны страны, что обостряет как межрегиональные отношения, так и отношения регионов с центром. В стране не ослабляется и со­циальное напряжение, связанное с экономической стагнацией и спадом, безработицей, огромным социальным расслоением насе­ления, невиданным расширением нищенства и криминализации общества, включая нерешенность региональных проблем.

Все это требует немедленных действий — активизации сози­дательной политики как со стороны государства в целом, так и со стороны каждого региона, всех органов власти — от самых верх­них эшелонов до местной власти. Нужно сосредоточить систему государственного управления, рыночного и хозяйственного ре­гулирования на развитии социально ориентированного товаро­производства, обеспечивая комплексное законодательное и нор­мативное регулирование экономики, в первую очередь промыш­ленности. Важно создавать наиболее благоприятные условия для развития «предпринимательства непосредственно в производст­венной сфере, перестройки экономической среды. Значительная трудность в инвестиционном обеспечении процесса структурных трансформаций возникает и потому, что более 40% всех расходов на них связаны с перепрофилированием производственных мощ­ностей. Внедрение новейших технологических систем требует особенно больших инвестиций, без чего невозможно быстро до­стичь конкурентоспособности. В то же время внутренние накоп­ления предпринимательских структур и кредитные ресурсы сей­час направляются преимущественно в краткосрочное коммер­ческое обращение или в собственное обогащение лиц, которые формируют основу нового строя, и отнюдь не идут в преобразо­вание национального товаропроизводства и инфраструктуры. Внешние кредитные ресурсы также пока что очень малы и ощу­тимо повлиять на экономическое развитие Украины не способ­ны. И здесь, безусловно, нужны соответствующие изменения в общегосударственной и региональной политике.

Нужно при помощи законодательства и решений исполни­тельной власти осуществить радикальную переориентацию ин­вестиционной и инновационной деятельности на прогрессивное экономическое развитие, изменить соответственно налоговую, бюджетную и структурную политику, сосредоточить внимание на первоочередных государственных и региональных приорите­тах экономического роста, активно используя рыночные стиму­ляторы.

Необходимость рационального и эффективного комплекс­ного использования ресурсов в национальных и региональных интересах с целью реального достижения экономической, энергетической, экологической и продовольственной безопас­ности требует концентрации усилий, финансовых и материаль­ных ресурсов на развитии топливно-энергетического и агропро­мышленного комплекса; производства наукоемкой конкуренто­способной экспортной и импортозамещающей продукции. Для этого важно в осуществлении национальной и региональной по­литики развивать взаимовыгодные интеграционные и коопера­тивные связи с другими странами. Понятно, что иностранные партнеры также должны быть заинтересованы в таких связях, создании общими усилиями эффективных интегрированных систем и структур в разнообразных сферах деятельности. Важ­ную роль здесь играют оценочные критерии конечной экономи­ческой результативности, а не конъюнктурные требования тех или других политических сил. Интеграция и кооперация долж­ны быть выгодны как государству и обществу в целом, так и их региональным звеньям. Односторонняя ориентация, тем более на те страны, которые не желают включать нас в интегрирован­ные системы и замкнутые рынки, с экономической точки зрения не рациональна, а иногда и вредна. Поэтому долгосрочная ин­теграционная политика должна базироваться на разработке различных вариантов интеграционных моделей, взвешивании всех позитивных и негативных последствий, выборе из них наиболее выгодных. Нельзя искусственно разрывать традици­онные связи со странами СНГ и Восточной Европы, так же как и терять возможности вхождения Украины в западноевропей­ское сообщество — в систему ЕС, которая, к сожалению, ставит для этого почти непреодолимые барьеры и предъявляет требова­ния, выполнение которых принесет выгоду только одной сторо­не, а именно ЕС.

Интеграционные связи невозможны без современной высоко­организованной системы информатики, детальной программы промышленного и структурного развития, использования ком­плексного программно-целевого регулирования процессов осу­ществления созидательных рыночных реформ на национальном и региональном уровнях. В современных условиях важным на­правлением повышения эффективности производства является формирование механизма рыночного стимулирования активной хозяйственной деятельности — интересов и возможностей това­ропроизводителей, применения жесткого современного менедж­мента. Хозяйственный механизм объединяет в рамках этого по­нятия как конкретные формы ведения хозяйства, так и систему производственных отношений, на которых они основываются. В структуре хозяйственного механизма выделяется четыре относи­тельно самостоятельных блока: блок планирования, прогнозиро­вания и разработки целевых программ, в частности на микроу­ровне составление бизнес-планов; блок управления, в том числе построение организационных структур управления хозяйством и рынком, введение современного менеджмента; блок регулиро­вания, включая ценообразование, финансирование, кредитова­ние, налогообложение, страхование, а также материальное и мо­ральное стимулирование; блок учета и контроля, в том числе системный экономический анализ. Все эти блоки включаются в рыночный механизм с соответствующими особенностями их функционирования.

Ориентиры структурной трансформации включают:

• выбор приоритетных товаропроизводственных направлений под удовлетворение меняющегося рыночного спроса, опираясь на имеющиеся в наличии природно-сырьевые ресурсы и экс­портно-импортные балансы;

• выпуск продукции с законченным технологическим циклом для внутрирегионального потребления и межрегионального то­варообмена;

• уменьшение ресурсоемкое™ и энергоемкости путем приме­нения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий;

• обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках за счет технологического и орга­низационно-управленческого обновления производства на базе новейших моделей стандартных решений;

• организация глубокой переработки сельскохозяйственной продукции и сырья с выпуском широкого ассортимента конеч­ных продуктов питания с удлиненными сроками их хранения и потребления.

Структурная перестройка производства и инфраструктуры требует существенного и комплексного развития отраслей, со­гласования их лаговых структур, обеспечения адаптации к бы­строму применению и освоению новейших достижений научно-технического прогресса. К ключевым структурообразующим производствам относятся ориентировочно 300-350 их видов, ко­торые формируют цепной процесс воспроизводства в системе не­обходимых хозяйственных структур, включая предприятия-смежники. Это позволяет избегать распыления инвестиционных (включая кредитные) ресурсов и облегчать контроль за их ис­пользованием.

На современном этапе следует считать рациональной ту структуру промышленности региона, которая требует минималь­ного привлечения внешних ресурсов при максимально эффек­тивном использовании местных (региональных).

Реформируя структуру управления промышленным комплек­сом, следует четко разграничивать сферы общегосударственного и регионального (муниципального) его развития, а также раз­личные сферы предпринимательской деятельности, включая крупный, средний и мелкий бизнес, направляя систему управле­ния и экономического регулирования в сторону обеспечения ры­ночной конкуренции, формирования высокоэффективных хо­зяйственных систем и их структур.





Метка: