Трансформация региональных структур в системе интеграционных связей
Рубрика: Экономика, статьиФормирование более прогрессивной экономической системы базируется на реконструкции устаревших и создании новых конкурентоспособных сфер и комплексов народного хозяйства Украины, структурной перестройке ее промышленности, аграрного сектора, всей инфраструктуры и рыночных отношений в широком их понимании. Речь идет о поиске и использовании наиболее эффективных высокоприбыльных рыночных хозяйственных систем, источников накопления и увеличения фондов потребления, пополнения кредитных ресурсов на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности. Без этого никакая структурная перестройка не состоится. Резкий спад производства ВВП и ВНД за последние годы, паралич промышленного производства, искусственно созданный под видом рыночных преобразований кризис платежей, сохранение и обострение убыточности многих производственных структур при стагнации прибыльных и отсутствии качественно новых конкурентоспособных производств, является наиболее характерным признаком кризисных проявлений. Именно на их преодоление направлена экономическая политика государства.
Однако остановить негативные тенденции предыдущего экономического спада, дополненного разрушительной политикой так называемой «шоковой терапии», пока что не удается. Дело усложняется тем, что кризисом охвачены по существу все регионы страны, что обостряет как межрегиональные отношения, так и отношения регионов с центром. В стране не ослабляется и социальное напряжение, связанное с экономической стагнацией и спадом, безработицей, огромным социальным расслоением населения, невиданным расширением нищенства и криминализации общества, включая нерешенность региональных проблем.
Все это требует немедленных действий — активизации созидательной политики как со стороны государства в целом, так и со стороны каждого региона, всех органов власти — от самых верхних эшелонов до местной власти. Нужно сосредоточить систему государственного управления, рыночного и хозяйственного регулирования на развитии социально ориентированного товаропроизводства, обеспечивая комплексное законодательное и нормативное регулирование экономики, в первую очередь промышленности. Важно создавать наиболее благоприятные условия для развития «предпринимательства непосредственно в производственной сфере, перестройки экономической среды. Значительная трудность в инвестиционном обеспечении процесса структурных трансформаций возникает и потому, что более 40% всех расходов на них связаны с перепрофилированием производственных мощностей. Внедрение новейших технологических систем требует особенно больших инвестиций, без чего невозможно быстро достичь конкурентоспособности. В то же время внутренние накопления предпринимательских структур и кредитные ресурсы сейчас направляются преимущественно в краткосрочное коммерческое обращение или в собственное обогащение лиц, которые формируют основу нового строя, и отнюдь не идут в преобразование национального товаропроизводства и инфраструктуры. Внешние кредитные ресурсы также пока что очень малы и ощутимо повлиять на экономическое развитие Украины не способны. И здесь, безусловно, нужны соответствующие изменения в общегосударственной и региональной политике.
Нужно при помощи законодательства и решений исполнительной власти осуществить радикальную переориентацию инвестиционной и инновационной деятельности на прогрессивное экономическое развитие, изменить соответственно налоговую, бюджетную и структурную политику, сосредоточить внимание на первоочередных государственных и региональных приоритетах экономического роста, активно используя рыночные стимуляторы.
Необходимость рационального и эффективного комплексного использования ресурсов в национальных и региональных интересах с целью реального достижения экономической, энергетической, экологической и продовольственной безопасности требует концентрации усилий, финансовых и материальных ресурсов на развитии топливно-энергетического и агропромышленного комплекса; производства наукоемкой конкурентоспособной экспортной и импортозамещающей продукции. Для этого важно в осуществлении национальной и региональной политики развивать взаимовыгодные интеграционные и кооперативные связи с другими странами. Понятно, что иностранные партнеры также должны быть заинтересованы в таких связях, создании общими усилиями эффективных интегрированных систем и структур в разнообразных сферах деятельности. Важную роль здесь играют оценочные критерии конечной экономической результативности, а не конъюнктурные требования тех или других политических сил. Интеграция и кооперация должны быть выгодны как государству и обществу в целом, так и их региональным звеньям. Односторонняя ориентация, тем более на те страны, которые не желают включать нас в интегрированные системы и замкнутые рынки, с экономической точки зрения не рациональна, а иногда и вредна. Поэтому долгосрочная интеграционная политика должна базироваться на разработке различных вариантов интеграционных моделей, взвешивании всех позитивных и негативных последствий, выборе из них наиболее выгодных. Нельзя искусственно разрывать традиционные связи со странами СНГ и Восточной Европы, так же как и терять возможности вхождения Украины в западноевропейское сообщество — в систему ЕС, которая, к сожалению, ставит для этого почти непреодолимые барьеры и предъявляет требования, выполнение которых принесет выгоду только одной стороне, а именно ЕС.
Интеграционные связи невозможны без современной высокоорганизованной системы информатики, детальной программы промышленного и структурного развития, использования комплексного программно-целевого регулирования процессов осуществления созидательных рыночных реформ на национальном и региональном уровнях. В современных условиях важным направлением повышения эффективности производства является формирование механизма рыночного стимулирования активной хозяйственной деятельности — интересов и возможностей товаропроизводителей, применения жесткого современного менеджмента. Хозяйственный механизм объединяет в рамках этого понятия как конкретные формы ведения хозяйства, так и систему производственных отношений, на которых они основываются. В структуре хозяйственного механизма выделяется четыре относительно самостоятельных блока: блок планирования, прогнозирования и разработки целевых программ, в частности на микроуровне составление бизнес-планов; блок управления, в том числе построение организационных структур управления хозяйством и рынком, введение современного менеджмента; блок регулирования, включая ценообразование, финансирование, кредитование, налогообложение, страхование, а также материальное и моральное стимулирование; блок учета и контроля, в том числе системный экономический анализ. Все эти блоки включаются в рыночный механизм с соответствующими особенностями их функционирования.
Ориентиры структурной трансформации включают:
• выбор приоритетных товаропроизводственных направлений под удовлетворение меняющегося рыночного спроса, опираясь на имеющиеся в наличии природно-сырьевые ресурсы и экспортно-импортные балансы;
• выпуск продукции с законченным технологическим циклом для внутрирегионального потребления и межрегионального товарообмена;
• уменьшение ресурсоемкое™ и энергоемкости путем применения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий;
• обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и внешних рынках за счет технологического и организационно-управленческого обновления производства на базе новейших моделей стандартных решений;
• организация глубокой переработки сельскохозяйственной продукции и сырья с выпуском широкого ассортимента конечных продуктов питания с удлиненными сроками их хранения и потребления.
Структурная перестройка производства и инфраструктуры требует существенного и комплексного развития отраслей, согласования их лаговых структур, обеспечения адаптации к быстрому применению и освоению новейших достижений научно-технического прогресса. К ключевым структурообразующим производствам относятся ориентировочно 300-350 их видов, которые формируют цепной процесс воспроизводства в системе необходимых хозяйственных структур, включая предприятия-смежники. Это позволяет избегать распыления инвестиционных (включая кредитные) ресурсов и облегчать контроль за их использованием.
На современном этапе следует считать рациональной ту структуру промышленности региона, которая требует минимального привлечения внешних ресурсов при максимально эффективном использовании местных (региональных).
Реформируя структуру управления промышленным комплексом, следует четко разграничивать сферы общегосударственного и регионального (муниципального) его развития, а также различные сферы предпринимательской деятельности, включая крупный, средний и мелкий бизнес, направляя систему управления и экономического регулирования в сторону обеспечения рыночной конкуренции, формирования высокоэффективных хозяйственных систем и их структур.