Характер и причины кризисных явлений
Рубрика: Экономика, статьиПереходный период во всех «постсоциалистических» странах, трансформирующих свои экономические системы в рыночном направлении по единому сценарию и рецептам МВФ, начался для них бурным экономическим развалом. Он был вызван подрывом регулирующих и контролирующих функций государства и действием так называемого «инфляционного (рыночного)» шока. Изменение власти в начале 90-х годов сопровождалось острым политическим кризисом, господством безвластия и бесправия с одновременным ограблением и распродажей государственных ресурсов теми социальными кругами, которые ими распоряжались вместе с лицами, пришедшими к новой власти. Именно они на начальных этапах реформ небывало обогатились, большей частью на криминогенной почве, а точнее — на почве катастрофического обеднения основной массы населения страны. Острый денежно-финансовый и общеэкономический кризис, довольно быстро поразивший почти все отмеченные страны, имеет под собой не только глубокие исторические корни, оставленные обществу тоталитаризмом, на что только и ссылаются действующие органы власти, забывая при этом о грубых просчетах и ошибках, допущенных в начале трансформационных процессов. Экономический кризис в этих странах характеризуется такими общими чертами.
Во-первых, у всех у них в 1991-1998 гг. имел место более или менее существенный спад производства валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) при общем падении физического объема товарной продукции и услуг, остающихся к тому же неконкурентоспособными. В условиях паралича доходности и накоплений товаропроизводителей парализуются воспроизводственные процессы и экономический рост.
Во-вторых, в каждой из этих стран с той или иной силой проявлялись то разрушительные инфляционные процессы, то острейшие кризисы платежей, вызванные деформацией национальных систем денежного и кредитного обращения, подрывая общую валютно-финансовую и экономическую стабильность государств.
В-третьих, как это ни парадоксально, но, несмотря на периодическое накачивание их денежного обращения на начальных этапах реформ эмиссионной денежной массой и архилиберальное отношение к широкому хождению иностранных валют на внутренних рынках, емкость последних искусственно сужалась необдуманным сжатием национальной денежной массы в обращении, ограничением доходов большинства юридических и физических лиц. Происходило это в условиях опережающих темпов спада национального товаропроизводства, слабых экспортно-импортных возможностей, несовершенства государственной политики регулирования рыночного равновесия и деятельности банковских и финансово-кредитных систем. Отсюда кризис платежеспособности, массовое появление искусственных излишков тех или иных товаров и услуг при остром дефиците потребностей в них у многих социальных слоев населения.
В-четвертых, в этих государствах усиливались бюджетные дефициты и дефициты платежных балансов. Много банковских систем (особенно в странах СНГ) превратились в катализаторы инфляционных процессов. Нередко именно они искусственно задерживали взаиморасчеты между поставщиками и потребителями, накапливали наличность и обращали растущую массу денег из «воздуха» на депозитных счетах, направляя ее в очередной рост через краткосрочное кредитование с грабительскими процентными ставками, осуществляли ничем не оправданную эмиссию денег, манипулировали биржевым валютным курсом. Тем самым они искусственно вздували размеры банковских доходов, минуя наиболее сложный и результативный производственный оборот. Собственное товарное производство этих стран приходило в упадок, а его структурные и качественные преобразования оставались неосуществимой мечтой. Преобладающая масса кредитных ресурсов направлялась в краткосрочное кредитование, «замораживая» инвестиционную и инновационную деятельность. Как следствие структура экономики продолжала деформироваться, отдаляясь от ее новейшей рыночной модели.
В-пятых, всем странам с разваленной «шоковой терапией» экономикой присущи процессы бурного социального расслоения населения, обнищания его основной части, имеющей низкие и средние среднедушевые доходы, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.
Макро- и микроэкономические хозяйственные структуры продолжали катастрофически устаревать морально и физически. На многих промышленных предприятиях и в объединениях износ производственных фондов и устаревание технологий достигали более 70%. В связи с ограниченностью источников накопления и инвестиций отсутствовали реальные перспективы осуществления их радикального обновления, замены на новейшие, конкурентоспособные. Приватизация, проводящаяся на формально-бюрократических принципах «ценнобумажной чехарды», фактической «прихватизации» и растранжиривания госимущества мафиозно-спекулятивными структурами, никакого экономического оживления не принесла. Общеэкономический спад и структурная деформация экономики, огромные масштабы скрытой безработицы являются очевидным фактом для большинства стран СНГ.
Упадок хозяйственной деятельности в материальном производстве характеризовался сокращением выпуска валового внутреннего продукта в большинстве стран СНГ. В 1998 г. по сравнению с 1997 г. этот важный показатель несколько увеличился только в четырех из 12 этих стран: в Азербайджане — на 4,2%, в Армении — на 4,1, в Таджикистане — на 3,6 и в Украине — на 1,5%. Этому способствовало то обстоятельство, что в них было не полностью утрачено государственное управление социально-экономическими процессами. Процессы регулирования осуществляются в оптимальном сочетании государственных и рыночных механизмов. В остальных же странах СНГ — Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, России, Туркменистане и Узбекистане произошло снижение ВВП на величину от 0,8 до 9,9%
Воспользовавшись такой глубокой и очень затяжной рецессией, вызванной в том числе и неумелой и непоследовательной экономической политикой новых государств, западные конкуренты существенно потеснили и продолжают теснить местных производителей с внутренних рынков, не говоря уже о каком-нибудь серьезном выходе на внешние рынки. Наиболее престижные торговые площади магазинов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, столиц других постсоциалистических стран, автономных республик и областей уже в значительной степени заполнены иностранными товарами (включая продовольственные) совсем не лучшего качества и по более высоким ценам по сравнению как с ценами аналогичных собственных товаров, так и с ценами, по которым их можно купить в магазинах стран-поставщиков. Тем временем эффективных защитных мер и государственной поддержки своих производителей нет. Правительства, очевидно, считают, что наши производители сами обязаны выживать в острой конкурентной борьбе, имея для этого морально и физически устаревшие технологические системы против новейших у зарубежных конкурентов.
Нельзя не учитывать и того очевидного факта, что нынешним кризисом в большинстве стран СНГ оказались охвачены почти все сферы человеческой деятельности: с одной стороны, производство товаров и услуг, инфраструктура и рынки, валютно-финансовая и банковская системы, а с другой — культура, наука, образование, здравоохранение, повседневный быт. Утрачиваются многие духовные ценности, разрушаются нормальные человеческие отношения. К тому же экономический кризис усиливается политическим и социальным, разжиганием межнациональной вражды и вооруженных конфликтов то в одних, то в других регионах.
Последствия этих и других конфронтации сопровождаются не только гибелью ни в чем не повинных людей, разрушением производственных и жилых объектов, уничтожением материальных ценностей и другого имущества, но и последующими демографическими кризисами, явлениями депопуляции, массовыми миграционными потоками, прежде всего ограбленных и обездоленных беженцев, ищущих пристанища на территориях других государств. Характерно, что во всех анализируемых странах наблюдается небывалый всплеск коррупции, мошенничества, бандитизма и других преступлений, а также активности мафиозно-спекулятивных структур, что привело к невиданному обострению криминогенной обстановки, стихийному созданию, наряду с государственными силовыми структурами вооруженных группировок разнообразнейших целевых назначений.
Все это органически взаимосвязанные причины и следствия проявлений общественной деградации, вызванной отсутствием надежной и действенной системы правопорядка, четкого законодательства и государственного управления, углублением общего кризиса всей жизнедеятельности человека и общества. Трансформационные процессы пока что не снимают этих негативных, разрушительных в своей основе тенденций. В той или иной степени они присущи многим странам Центральной и Восточной Европы. Так, Венгрия оценивается экспертами МВФ как страна, где рыночные реформы проводятся лучше всего. Тем временем темпы падения промышленного и сельскохозяйственного производства в этой стране являются почти аналогичными украинским. Разница лишь в том, что Венгрия при 10 млн человек населения в 1995 г. имела внешнюю задолженность более 26 млрд долл. Только для обслуживания этого долга венграм приходилось ежегодно платить 3 млрд долл. Значительно сократив производство сельскохозяйственной продукции, Венгрия из ее экспортера превращается в импортера. Квоты на экспорт венгерского продовольствия в страны ЕС по тем или другим причинам не используются полностью, а конкуренты из этих стран явно вытесняют венгерских товаропроизводителей с внутреннего рынка. Такова реальность, а не иллюзорные оценки недостаточно осведомленных экспертов. Наряду со структурными деформациями, снижением ВВП и НД рост внешней задолженности является характерным и для многих других государств Центральной и Восточной Европы.
В отличие от них Украина при 51,3 млн населения пока что (в 1996 г.) имела суммарную внешнюю задолженность около 10,5 млрд долл. Но зато она в свое время (до 1995 г.) «побила все рекорды» по темпам гиперинфляционного шока, ослабления мотивации к производительному труду и творческому предпринимательству, а также по падению уровня жизни большинства своего населения. Все это только подтверждает несовершенство принятой методологии и практики осуществления рыночных реформ односторонними монетаристскими методами, подрывающими основы эффективного ведения хозяйства, наращивания и удешевления товарного выпуска под рыночный спрос потребителей. Иначе говоря, экономика стран СНГ оказалась втянутой не в созидательное, а в очередное революционно-разрушительное реформирование.