Цивилизованно осуществлять разгосударствление и приватизацию
Рубрика: Экономика, статьиНуждается в соответствующей коррекции и процесс реформирования отношений собственности. Нельзя слепо копировать российский опыт приватизации государственного имущества, создания наиболее благоприятных правовых условий для «прихватизации», включая и скупку ваучеров за бесценок преступно обогатившимся меньшинством, окончательно обирая обедневшее большинство. Так называемый «первый этап» такого рода приватизации, как свидетельствуют российские аналитики, с треском провалился, так же как это произошло и на Украине, не принеся ожидаемых результатов. Следует понять, что приватизация — это очень сложный, важный процесс, и не только для формирования по-настоящему рачительного хозяина, но и для трансформации всей системы социально-экономических отношений в государстве. Он затрагивает интересы всех социальных слоев населения, поэтому и требует всесторонне взвешенного, осторожного и даже деликатного подхода. Командные указания «сверху» относительно немедленного революционного слома государственной собственности грозят обернуться развалом нового, далеко еще не окрепшего государственного организма.
На мой взгляд, приватизацию нужно было осуществлять постепенно, формируя и поддерживая новые, действительно высокоэффективные и конкурентоспособные хозяйственные структуры, основанные на частной и коллективной формах собственности, обеспечивающие реальные и весомые приросты эффекта по сравнению с их государственными аналогами, которые функционируют в таких же экономических условиях предпринимательской деятельности. Развитие рыночной конкуренции однозначно покажет, какие системы и формы хозяйствования более жизнеспособны, а какие становятся банкротами, объектами массового хищения и развала основного капитала. По сути он на две трети приведен в негодность эйфорией лжедемократической власти и ее противоправными действиями, допустившими разграбление общественной собственности, которая объявлена «ничейной» и пущена на анархический погром.
Процесс приватизации, не без подсказок извне, принял разрушительный характер, в то время как его нужно было вести в русле всестороннего экономического, социального и политического обоснования, с простым, понятным и доступным изложением для каждого труженика. Ответственные органы власти в центре и на местах, осуществляющие приватизацию, обязаны были внимательно следить за этим процессом и контролировать его по каждому без исключения объекту, делая это максимально открыто и гласно с отбором претендентов на конкурсной основе бизнес-планов их эффективного послеприватизационного использования.
Государство, которое уже потеряло подавляющую часть своего промышленного производства, не может дальше позволять себе разбазаривание и бесконтрольное выбытие промышленного потенциала из производственного оборота. Осуществлять акционирование и аукционную торговлю промышленными предприятиями необходимо по их действительной балансовой стоимости, индексировав ее за весь период инфляции, минус амортизация. Это минимальная гарантированная цена объекта, который продается на аукционе, а дальше она может расти в соответствии с рыночной конъюнктурой.
Большой вред наносят коррупция, взяточничество и нарушение действующего законодательства при приватизации, что вообще дискредитирует рыночные реформы. В условиях, когда продолжаются негативные процессы — спад и без того уже катастрофически сокращенного объема товаропроизводства, бурный рост себестоимости и цен, обесценивание национальных денег, — особое значение приобретает экономическая стабилизация и правовая защита собственного товаропроизводителя от недобросовестных иностранных конкурентов. Аукционная продажа и аренда государственных производственных объектов должны в соответствии с законодательством тщательно готовиться. Следовало бы даже ввести обязательный порядок предварительного изучения властными структурами кандидатур возможных новых владельцев, их способности активно развивать на современном технологическом уровне высокоэффективное товаропроизводство. Общество в переходном периоде должно иметь твердую гарантию, что производственный потенциал переходит не к ворам и мошенникам, которые нажили денежный капитал криминальным путем, а в надежные руки высококлассных хозяев и специалистов, способных четко управлять современным производством, успешно заниматься производственным и торговым бизнесом на законных основаниях, с наращиванием своего вклада в ВВП, НД того или другого региона, района, города, области и всей страны.
В свое время мне пришлось наблюдать, кому сдают в аренду или продают обанкротившиеся фермерские хозяйства в ФРГ: только тому, кто имеет высшее сельскохозяйственное образование, опыт работы на земле, умеет работать на машинных агрегатах, знает технологию производства и аграрный бизнес. Другие претенденты, как правило, приобрести ферму не могли. Это свидетельствует о том, что органы государственной власти на местах тщательно следят за изменением владельцев, не допуская выведения из сельскохозяйственного оборота земель и производственных фондов. Для нашей страны ныне не менее важно, чтобы приватизационные процессы не сопровождались спадом производства, а, наоборот, обеспечивали более высокий уровень хозяйствования, производительности труда, наращивания товарного выпуска, его ассортимента и качества, снижения себестоимости продукции, что надежно гарантирует конкурентоспособность.
Кстати, именно таких предпринимателей — с полноценным высшим образованием, знанием новейших методов и средств современного менеджмента, законов рынка и бизнеса, рациональных действий банковской и финансовой системы, воспроизводственных процессов, правового и экономического регулирования, психологии человеческого поведения в различных ситуациях — Украине следует уже теперь готовить на будущее в большем количестве для разнообразной предпринимательской деятельности. И это должно быть важной составляющей долгосрочной программы развития образования вместе с эффективным рыночным реформированием.
Поспешная и поверхностная приватизация без детальных расчетов и технико-экономических обоснований, без учета инвестиционных возможностей, как показывает очень негативный предыдущий опыт, кроме вреда ничего не дает. В то же время без опережающего развития более эффективного товарного производства преждевременное закрытие действующих, хотя и технологически несовершенных предприятий, которые вследствие искусственно созданного паралича платежеспособности и потери рынков сбыта оказались на грани банкротства, приводит к прямому экономическому упадку. И это нужно понять всем ветвям власти, на всех уровнях ее иерархии. Экономический развал, разбазаривание государственных ресурсов под видом рыночных реформ — это не только авантюризм, но и прямое преступление перед украинским народом. Реальные возможности экономического развития, с достаточно корректными сравнениями приватизированных и государственных производств, как на уровне отдельных предприятий, так и по каждой отдельной отрасли, в целом по промышленности, сельскому хозяйству и т. п. поддаются точным расчетам, и это должны делать экономисты предприятий, государственные экономические и статистико-аналитические службы. Это основательный фундамент для управления процессами приватизации, направления их в созидательное русло. Если отмеченная цель не достигается и не определены перспективы достижения ее в будущем, то нужно немедленно выявлять причины такого парадоксального явления и устранять их, превращать приватизационный процесс в действенный фактор экономической стабилизации и роста. Без этого приватизация теряет всякий смысл.
Модель периода перехода в фазу прогрессивного экономического развития долгосрочного цикла органически сочетает действие рыночного механизма с современным государственным и хозяйственным управлением (менеджментом). Чтобы исключить при этом проявления социально-экономического хаоса, государственная политика активизации трансформационных процессов как действенного стимулирующего фактора должна быть скорректирована на надлежащей экономической базе, точнее — преобразована из политики разрушительного гиперинфляционного шока в политику антиинфляционно-созидательного развития.
Государственное законодательство должно обеспечивать соответствующую стабильность и широкое пространство для развития предпринимательства и рыночной конкуренции предприятий различных форм собственности в равных экономических условиях. Какие из них будут более жизнеспособными, а какие обанкротятся — выявится в ходе конкуренции и в конечных результатах, а не в абстрактных дискуссиях о преимуществах тех или других форм хозяйствования и присвоения, которые не имеют для этого объективных оценок. Можно сколько угодно утверждать, что частные предприятия значительно более эффективны, скажем, чем государственные, или наоборот, но никто в это серьезно не поверит, если нет конкретных сравнимых показателей результативности. Процессы разгосударствления станут действительно эффективными, когда частные, или кооперативные, или корпоративные предприятия будут обеспечивать большие объемы производства товарной массы на единицу капитала и труда по более низким ценам и смогут вносить в бюджет налогов больше, чем государственные предприятия. То же касается и сравнений государственных и частных предприятии с кооперативными, корпоративными, акционерными, арендными системами и т. п. или сравнений отмеченных форм между собой. Реально преимущества тех или иных форм аккумулируются в конечных результатах рыночной конкуренции. Ее хозяйственные системы, обеспечивающие более высокий уровень валового дохода и прибыли на вложенный капитал, имеют преимущество и в степенях конкурентоспособности.
Трудно ожидать объективных оценок и тем более прогрессивных сдвигов, высоких хозяйственных результатов, если силой административного диктата «сверху» решаются вопросы, какие хозяйственные системы и формы собственности следует оставить, а какие — ликвидировать. Такие действия никакой экономической стабилизации и преодоления кризисных явлений не обещают. Это будет только повторением опыта социалистического хозяйствования на базе господства одной государственной собственности. А для полнокровной жизни общества важно осуществлять структуризацию по критерию настоящей эффективности хозяйственных систем, по их экономическому и социальному вкладу в темпы обновления и прогрессивного воспроизводства, формирования социальной и духовной жизни населения.
Тем временем экономически развитые страны базируют свою экономику на разнообразных формах собственности, различных размерах и структурах хозяйственных систем, а также методах хозяйствования. Большой бизнес в составе экономически могущественных транснациональных и национальных корпораций, компаний, фирм, банковских и рыночных структур является своего рода мощным фундаментом и каркасом современной экономической системы в этих странах, который дополняется развитыми структурами среднего бизнеса, а те, в свою очередь, разветвленной сетью малого бизнеса, заполняя все ниши многогранной рыночной экономики. И такая сложная иерархическая структура функционирует в конкурентной рыночной среде.
Все это в корне отличается от моноструктуры собственности и хозяйствования. Идеологи коммунистического уклада общества видят идеал экономической системы в общенародной форме собственности, которая трактуется слишком абстрактно и на практике сводится в конце концов к насильственной экспроприации других форм собственности и искусственному превращению их в единую «общенародную», которая в бывшем СССР отождествлялась с государственной. В связи с этим не лишне напомнить, что революционные действия тех или иных политических сил на национальной или социальной почве так же, как и войны, вообще преимущественно завершаются насильственным перераспределением собственности, ограблением и развалом действующих хозяйственных структур и даже физическим уничтожением хозяев и владельцев, т.е. взрывным развалом старой экономической системы без опережающего создания вместо нее более результативной новой. Это порождает послереволюционный экономический хаос и страдания народа, кроме той его части, которая грабительски захватывает чужое добро.
Именно под политическими концепциями и громкими лозунгами об интересах народа была сформирована односторонне гипертрофированная государственная собственность. Как выяснилось позднее, она оказалась без конкретного собственника и хозяина, кровно заинтересованного в дальнейшем наращивании, структурном и качественном обновлении производства и рынка для обеспечения достойной жизни человека. А это привело к закостенелости всей системы и ее распаду. Попытка предотвратить это за счет построения довольно жесткой тоталитарной системы управления общегосударственной собственностью из единого центра успеха не принесла, и превратилась в еще больший тормоз прогрессивного развития. Такой крайний вариант построения сверхцентрализованной модели социалистического хозяйствования оказался нежизнеспособным, и его нужно было последовательно трансформировать, но не впадая при этом в другую крайность — взрывного экономического развала, вообще прекращения государством социально-экономического регулирования и управления макроэкономическими процессами, а также отсутствия жесткого хозяйственного менеджмента в микроструктурах, которые хаотически реформируются в «рыночном» направлении. Надежды архиреформаторов на то, что без всякого законодательного и административного влияния свободный (с полной либерализацией цен) рынок все сам отрегулирует, оказались напрасными. Экономика Украины очутилась в хаосе и развале. Выход из него требует теперь огромных усилий, инвестиций и коррекции экономического курса на достижение структурной и качественной перестройки.
Опасна еще одна крайность во взглядах и действиях относительно отношений собственности — требования превращения всего и вся исключительно в частную и к тому же мелкопарцелярную собственность, на чем настаивают сторонники капитализма прошлого века. Догматические представления о современном капитализме как системе, где якобы вообще отсутствует какое-либо вмешательство государства в социально-экономическое развитие, ничего общего с действительностью не имеют.
Если быть беспристрастным аналитиком, то нетрудно заметить, что, будучи достаточно динамичной системой, капитализм XX в. позаимствовал и широко использовал немало прогрессивных идей государственного регулирования экономики и социального влияния на формирование более устойчивого благосостояния общества. Он имеет разнообразные формы собственности, которые в процессе эволюции значительно трансформированы. Наряду с классической частной формой собственности бурное развитие приобрели кооперативные, корпоративные, акционерные, государственные, транснациональные и другие хозяйственные образования, интегрированные объединения, где формы собственности под влиянием научно-технического и технологического прогресса отнюдь не остаются без изменений. Они приобретают качественно новые признаки интегрированного характера, которые не только не противоречат, а, напротив, открывают неограниченный простор прогрессивным экономическим сдвигам.
Те силы, которые хотят видеть в Украине только частные формы собственности и хозяйствования, мыслят с помощью «венных» бумаг разделить всю государственную собственность, включая землю и недра, поровну на каждую душу населения и даже выделить и закрепить ее в натуре, сознательно или несознательно стремятся искусственно раздробить не только саму собственность, но и связанные с ней технологически и организационно единые хозяйственные структуры высокотехнологического типа, т.е. перевести экономику страны на мелкотоварные образования с примитивной технологической базой, которые, разумеется, не смогут в ближайшее (да и более отдаленное) время конкурировать с высокоразвитыми и технологически совершенными зарубежными системами и фирмами. На то, чтобы в наших затруднительных условиях мелкособственнические структуры эволюционным путем переросли в интегрированные на новейших технологиях хозяйственные системы, необходимы будут многие десятилетия и огромные инвестиции. Понятно, что нам нужно создавать надлежащие экономические и правовые условия для быстрого развития малого и среднего бизнеса, но ведь не за счет же искусственного дробления действующих крупных промышленных и аграрных производств. Иначе страна потеряет возможности эффективного развития крупного бизнеса и ускорения научно-технического прогресса. Государство, что, собственно, и делает его конкурентоспособным в системе глобальных современных и будущих рынков, должно законодательно регулировать, а рынок — стимулировать и подталкивать реформирование отношений собственности, оптимизируя соотношение различных форм собственности в гармоничном развитии хозяйственных структур с различным уровнем концентрации товаропроизводства.
Только таким путем, в условиях одновременной валютно-финансовой стабилизации, можно обеспечить необходимый прирост доходов и накоплений (хозяйственных и государственных) как решающего фактора активизации инвестиционной и инновационной деятельности. Это, в свою очередь, открывает реальные пути макроструктурной переориентации экономики, конверсии военной промышленности, т.е. позволяет направить важнейший производственный потенциал страны, который искусственно загнан в кризисную ситуацию, на удовлетворение потребительского спроса и других социальных потребностей населения. Именно за счет роста личных реальных доходов людей расширяется платежеспособная емкость внутреннего рынка — движущей силы хозяйственного развития. Давно известно, что в системе регулирующего механизма всегда действуют прямые и обратные связи между степенью мотивации и темпами экономического роста.
С одной стороны, повышение мотивации требует соответствующего объема и качества товарного производства и доходов, а с другой, чтобы их иметь, нужна надлежащая степень мотивации — экономической заинтересованности в предпринимательстве и высокопроизводительном труде. В острых кризисных ситуациях создается своеобразный «заколдованный круг», для разрыва которого нужен могущественный импульс действия рыночного механизма. Без этого обеспечить быстрый выход из кризиса почти невозможно. И это подтверждает мировой опыт преодоления кризиса в различных странах и в различные периоды исторического развития.