Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Введение инфляционной политики

Рубрика: Экономика, статьи

1991 г. стал в Украине годом начала ускоренного общеэконо­мического спада. При этих условиях правительство, которое воз­главлял тогда В. Фокин, не нашло ничего лучшего, как ввести, следом за правительством России и по достаточно жестким тре­бованиям Международного валютного фонда, инфляционную политику типа «шоковой терапии». При этом были проигнори­рованы данные о том, что такая политика уже проводилась в других странах и не оправдала себя. В условиях государственно­го монополизма, острых товарных дефицитов под видом рыноч­ной либерализации цены были вздуты государственными и ком­мерческими монополистами в десятки и сотни раз. Правительст­венные прогнозы, что цены до конца 1992 г. повысятся максимум в 3-4 раза и что инфляция не выйдет из-под государственного контроля, оказались ошибочными. Особенно быстрыми темпами подскочили и продолжали расти оптовые цены промышленнос­ти, которые существенно опережали рост розничных цен, в боль­шей мере отражающих свободную рыночную конъюнктуру.

Это явление превратилось в мощный катализатор разруши­тельной инфляции, спада производства, общего роста производ­ственных затрат и себестоимости товарной продукции, подтал­кивая производителей к очередному повышению цен. С начала 1993 г. начался очередной виток ценового взрыва, который до­полнился новым витком во втором полугодии. С сентября 1993 г. цены опять росли достаточно высокими темпами, а после де­кабрьского их взрыва, в начале 1994 г., они продолжали расти. Национальный банк был вынужден, невзирая на заверения не допускать далее эмиссии, продолжать выпускать в обращение дополнительные партии денег, раскручивая инфляционную спи­раль в интересах определенных кругов, наживающих на этом ог­ромный денежный капитал.

К тому же средние цены, сведенные по всей номенклатуре товаров, по сообщению самих производителей, далеко не точно отражают реальное состояние дел. Темпы роста цен в статотчетности преимущественно искусственно занижались, в том числе и под видом сохранения предпринимателями коммерческой тайны. Особенно быстрыми темпами росли цены на энергоносители, сы­рьевые ресурсы, товары химической промышленности, черной ме­таллургии и т. п., а в розничном обращении — на продукты пита­ния, стоимость которых в течение многих десятилетий искусствен­но занижалась за счет дотирования из госбюджета.

Обострение продовольственной проблемы создает реальную опасность для нормальной жизни людей и усиливает демографи­ческий кризис. Подрывается генофонд нации. Поскольку роз­ничные цены в Украине раньше никогда не росли такими темпа­ми, это вызвало настоящий шок у основной массы населения. Люди не понимали цели такой экономической политики, кото­рая, кстати, дискредитировала процесс реформации экономики в рыночном направлении. Рыночная экономика воспринималась людьми, которые попали в трудное положение, не как средство и путь экономического и социального обновления, а как политика, направленная на их обнищание.

Опережающий рост оптовых цен и инфляции в оптовом обо­роте разрушает непосредственно производственную сферу, тор­мозя или даже прекращая инвестиционные и инновационные процессы, процессы экономической стабилизации, оживления и развития. В то же время инфляционный рост розничных цен раз­рушает социальную сферу, снижает экономическую заинтересо­ванность людей в активной предпринимательской и трудовой де­ятельности, т.е. действует в том же негативном направлении. Все это обусловило усиление неплатежеспособности большинства юридических и физических лиц, несмотря на непрерывную на­качку денежного обращения все большей массой обесцениваю­щихся бумажных денег. Взаимонеплатежи между предприятия­ми уже на конец 1992 г. достигли в Украине 400 млрд крб. (в России — 4 трлн руб.). По оценке Европейского банка рекон­струкции и развития, неплатежи в Украине за 9 месяцев 1992 г. составляли 40% всего валового внутреннего продукта страны. В 1993 г. объемы неплатежей продолжали расти, вызывая резкое сокращение и даже прекращение товарного производства на многих предприятиях. Политика подстегивания роста цен и де­нежной эмиссии в условиях сокращения товарного производства является одной из главных причин гиперинфляции в Украине в тот период.

Искусственное замедление использования современных ме­тодов и средств деятельности банковской и финансовой систем государства, утрата ими важных контрольных функций, в свою очередь, привели к массовому перекачиванию посредническо-спекулятивными структурами безналичного денежного обраще­ния в наличное, что вызвало огромный дополнительный спрос на наличность. Если в странах с более или менее стабильной кон­вертированной валютой проявляется тенденция к последова­тельному сокращению удельного веса наличных денег в обраще­нии при соответствующем увеличении безналичных средств (че­ковые, прямые банковские расчеты, электронные карточки и др.), то в Украине, России и других странах СНГ, напротив, взрывными темпами росли в это время масса и удельный вес наличности в обращении. Она в значительной мере оседала в мафиозно-спекулятивных и коммерческо-банковских структу­рах. По оценкам отдельных экспертов, эти структуры сосредото­чивали у себя свыше половины огромного инфляционного де­нежного обращения. Это нарушило нормальный процесс денеж­ного обращения через банковскую систему, создало условия для сокрытия огромных нетрудовых доходов олигархов и других каз­нокрадов от уплаты государственных налогов, в результате чего существенно сокращались поступления средств в государствен­ный и местные бюджеты.

К сожалению, финансовый капитал и сегодня как следует не инвестируется в более кропотливую и непривлекательную в ус­ловиях инфляции производственную сферу. Многократно обо­рачиваясь в спекулятивном или банковско-коммерческом оборо­те, он приносит его владельцам большие денежные прибыли, ко­торые конвертируются в доллары или другую стабильную валю­ту. Но это отнюдь не стабилизирует экономическую ситуацию. Созданные несовершенным законодательством благоприятные возможности для непроизводительной наживы отдельных ком­мерческих банков и спекулятивно-посреднических структур по­зволяют сосредоточивать их экономические интересы и актив­ность не на преодолении, а на сохранении кризисных явлений, ибо именно они приносят им сверхприбыль.

Тем более что государство в течение 1992-1995 гг. покрывало растущий денежный дефицит самым элементарным способом — печатанием соответствующей массы денег. Они были направле­ны на покрытие наличного спроса, бюджетные дотации, кредито­вание производителей и потребителей, включая и явных банкро­тов. Денежная эмиссия, так же как и цены, быстро вышла из-под надлежащего государственного и банковского контроля. Собст­венно так весьма примитивно была заведена зловещая инфляци­онная спираль «цены-прибыли», раскрутка которой привела в те годы к параличу украинской валютно-финансовой и кредитной системы.

Началось движение всей социально-экономической сферы в прямо противоположном направлении — от современной рыноч­ной экономики. В экономических взаимосвязях начали преобла­дать и поныне преобладают неэквивалентные товарно-денежные отношения, которые базируются не на стоимостном фундаменте и реальных соотношениях спроса и предложения на рынке, а, как уже указывалось раньше, на натуральных отношениях, так назы­ваемых бартерных соглашениях, непосредственных обменах «вещь на вещь» и т. п.

Сейчас есть все основания констатировать, что ни одной эко­номической и социальной проблемы инфляционная политика правительства Украины не решила. Его надежды на то, что рас­тущая денежная масса в обращении сама по себе катализирует развитие предпринимательства, заинтересует работников и по­будит их активизировать хозяйственную деятельность, лучше работать, «зарабатывать больше денег», чтобы наверстывать темпы роста цен и тем самым повышать уровень своей жизни, оказались напрасными. Более того, фактические результаты такой политики оказались прямо противоположными. Бурно обесцениваясь, деньги не могли выполнять свойственные им ры­ночные функции, прежде всего стимулирующую. Съедая фонды накопления и потребления, гиперинфляция затормозила пред­принимательскую и трудовую активность. Работать с высокой производительностью, искать и применять новые методы и со­временные средства труда, новации в конкурентной борьбе за клочки пустых бумажек, имитирующих деньги, которые не имели надлежащей покупательной способности, мало кто хотел.

Авторитет инфляционных денег среди широких кругов населе­ния падает прямо пропорционально темпам снижения их реаль­ной стоимости. В то же время без высокоразвитого товарного производства, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках, без прироста массы и качества товаров и услуг продуци­рование все большей массы денег и насыщение ими денежного обращения приводит к такой парадоксальной ситуации, когда большинство населения страны превращается в нищих «миллио­неров». Истории такие факты хорошо известны.

Потеряв контроль за эмиссией денег, движением расходов и цен, денежного обращения и кредитных ресурсов, фондов накоп­ления и потребления, учетных ставок и процентов платы за кре­дит со стороны коммерческих банков, предыдущие правительст­ва так и не нашли падежных механизмов сдерживающего влия­ния на инфляционные процессы, не смогли остановить их или хотя бы погасить их разрушительное действие. На словах про­возглашалась необходимость осуществления антиинфляцион­ной политики, на самом же деле продолжалась политика денеж­ной интервенции и девальвации карбованца при резком спаде производства и обострении дефицитов. Именно это и подталки­вает ценовые и инфляционные взрывы, падение стоимости кар­бованца и его курса относительно других валют до катастрофи­чески низкого уровня. В 1992 г. выпуск денежной массы (налич­ности) в обращение увеличился в 79 раз по сравнению с 1991 г. В 1993-1994 гг. он резко увеличился. В 1995 г. и к сентябрю 1996 г. темпы эмиссии значительно сократились, подготовив почву для осуществления денежной реформы.

После ее проведения — обмена 100 000 крб. на 1 гривну — масса денег в обращении была соответственно сжата, но пробле­му острого платежного кризиса это отнюдь не решило. Наоборот, искусственно создан еще более острый дефицит денег в обраще­нии, в том числе за счет несвоевременной и неполной выплаты средств на заработную плату и на социальные нужды. Вместе с тем увеличивается обращение денег в теневом секторе, минуя банки. К тому же национальная валюта массово конвертируется в американские доллары, которые вывозятся за границу. Поступ­ление налогов в бюджет имеет тенденцию к сокращению. Плате­жеспособность основной массы потребителей и внутреннего рынка искусственно заморожена. Все это вновь возвращает Ук­раину в неблагоприятную финансовую ситуацию, парализуя сти­мулы и возможности экономического оживления, обновления и

роста. Обострение кризиса платежей вызывает также социальное напряжение в обществе.





Метка: