Введение инфляционной политики
Рубрика: Экономика, статьи1991 г. стал в Украине годом начала ускоренного общеэкономического спада. При этих условиях правительство, которое возглавлял тогда В. Фокин, не нашло ничего лучшего, как ввести, следом за правительством России и по достаточно жестким требованиям Международного валютного фонда, инфляционную политику типа «шоковой терапии». При этом были проигнорированы данные о том, что такая политика уже проводилась в других странах и не оправдала себя. В условиях государственного монополизма, острых товарных дефицитов под видом рыночной либерализации цены были вздуты государственными и коммерческими монополистами в десятки и сотни раз. Правительственные прогнозы, что цены до конца 1992 г. повысятся максимум в 3-4 раза и что инфляция не выйдет из-под государственного контроля, оказались ошибочными. Особенно быстрыми темпами подскочили и продолжали расти оптовые цены промышленности, которые существенно опережали рост розничных цен, в большей мере отражающих свободную рыночную конъюнктуру.
Это явление превратилось в мощный катализатор разрушительной инфляции, спада производства, общего роста производственных затрат и себестоимости товарной продукции, подталкивая производителей к очередному повышению цен. С начала 1993 г. начался очередной виток ценового взрыва, который дополнился новым витком во втором полугодии. С сентября 1993 г. цены опять росли достаточно высокими темпами, а после декабрьского их взрыва, в начале 1994 г., они продолжали расти. Национальный банк был вынужден, невзирая на заверения не допускать далее эмиссии, продолжать выпускать в обращение дополнительные партии денег, раскручивая инфляционную спираль в интересах определенных кругов, наживающих на этом огромный денежный капитал.
К тому же средние цены, сведенные по всей номенклатуре товаров, по сообщению самих производителей, далеко не точно отражают реальное состояние дел. Темпы роста цен в статотчетности преимущественно искусственно занижались, в том числе и под видом сохранения предпринимателями коммерческой тайны. Особенно быстрыми темпами росли цены на энергоносители, сырьевые ресурсы, товары химической промышленности, черной металлургии и т. п., а в розничном обращении — на продукты питания, стоимость которых в течение многих десятилетий искусственно занижалась за счет дотирования из госбюджета.
Обострение продовольственной проблемы создает реальную опасность для нормальной жизни людей и усиливает демографический кризис. Подрывается генофонд нации. Поскольку розничные цены в Украине раньше никогда не росли такими темпами, это вызвало настоящий шок у основной массы населения. Люди не понимали цели такой экономической политики, которая, кстати, дискредитировала процесс реформации экономики в рыночном направлении. Рыночная экономика воспринималась людьми, которые попали в трудное положение, не как средство и путь экономического и социального обновления, а как политика, направленная на их обнищание.
Опережающий рост оптовых цен и инфляции в оптовом обороте разрушает непосредственно производственную сферу, тормозя или даже прекращая инвестиционные и инновационные процессы, процессы экономической стабилизации, оживления и развития. В то же время инфляционный рост розничных цен разрушает социальную сферу, снижает экономическую заинтересованность людей в активной предпринимательской и трудовой деятельности, т.е. действует в том же негативном направлении. Все это обусловило усиление неплатежеспособности большинства юридических и физических лиц, несмотря на непрерывную накачку денежного обращения все большей массой обесценивающихся бумажных денег. Взаимонеплатежи между предприятиями уже на конец 1992 г. достигли в Украине 400 млрд крб. (в России — 4 трлн руб.). По оценке Европейского банка реконструкции и развития, неплатежи в Украине за 9 месяцев 1992 г. составляли 40% всего валового внутреннего продукта страны. В 1993 г. объемы неплатежей продолжали расти, вызывая резкое сокращение и даже прекращение товарного производства на многих предприятиях. Политика подстегивания роста цен и денежной эмиссии в условиях сокращения товарного производства является одной из главных причин гиперинфляции в Украине в тот период.
Искусственное замедление использования современных методов и средств деятельности банковской и финансовой систем государства, утрата ими важных контрольных функций, в свою очередь, привели к массовому перекачиванию посредническо-спекулятивными структурами безналичного денежного обращения в наличное, что вызвало огромный дополнительный спрос на наличность. Если в странах с более или менее стабильной конвертированной валютой проявляется тенденция к последовательному сокращению удельного веса наличных денег в обращении при соответствующем увеличении безналичных средств (чековые, прямые банковские расчеты, электронные карточки и др.), то в Украине, России и других странах СНГ, напротив, взрывными темпами росли в это время масса и удельный вес наличности в обращении. Она в значительной мере оседала в мафиозно-спекулятивных и коммерческо-банковских структурах. По оценкам отдельных экспертов, эти структуры сосредоточивали у себя свыше половины огромного инфляционного денежного обращения. Это нарушило нормальный процесс денежного обращения через банковскую систему, создало условия для сокрытия огромных нетрудовых доходов олигархов и других казнокрадов от уплаты государственных налогов, в результате чего существенно сокращались поступления средств в государственный и местные бюджеты.
К сожалению, финансовый капитал и сегодня как следует не инвестируется в более кропотливую и непривлекательную в условиях инфляции производственную сферу. Многократно оборачиваясь в спекулятивном или банковско-коммерческом обороте, он приносит его владельцам большие денежные прибыли, которые конвертируются в доллары или другую стабильную валюту. Но это отнюдь не стабилизирует экономическую ситуацию. Созданные несовершенным законодательством благоприятные возможности для непроизводительной наживы отдельных коммерческих банков и спекулятивно-посреднических структур позволяют сосредоточивать их экономические интересы и активность не на преодолении, а на сохранении кризисных явлений, ибо именно они приносят им сверхприбыль.
Тем более что государство в течение 1992-1995 гг. покрывало растущий денежный дефицит самым элементарным способом — печатанием соответствующей массы денег. Они были направлены на покрытие наличного спроса, бюджетные дотации, кредитование производителей и потребителей, включая и явных банкротов. Денежная эмиссия, так же как и цены, быстро вышла из-под надлежащего государственного и банковского контроля. Собственно так весьма примитивно была заведена зловещая инфляционная спираль «цены-прибыли», раскрутка которой привела в те годы к параличу украинской валютно-финансовой и кредитной системы.
Началось движение всей социально-экономической сферы в прямо противоположном направлении — от современной рыночной экономики. В экономических взаимосвязях начали преобладать и поныне преобладают неэквивалентные товарно-денежные отношения, которые базируются не на стоимостном фундаменте и реальных соотношениях спроса и предложения на рынке, а, как уже указывалось раньше, на натуральных отношениях, так называемых бартерных соглашениях, непосредственных обменах «вещь на вещь» и т. п.
Сейчас есть все основания констатировать, что ни одной экономической и социальной проблемы инфляционная политика правительства Украины не решила. Его надежды на то, что растущая денежная масса в обращении сама по себе катализирует развитие предпринимательства, заинтересует работников и побудит их активизировать хозяйственную деятельность, лучше работать, «зарабатывать больше денег», чтобы наверстывать темпы роста цен и тем самым повышать уровень своей жизни, оказались напрасными. Более того, фактические результаты такой политики оказались прямо противоположными. Бурно обесцениваясь, деньги не могли выполнять свойственные им рыночные функции, прежде всего стимулирующую. Съедая фонды накопления и потребления, гиперинфляция затормозила предпринимательскую и трудовую активность. Работать с высокой производительностью, искать и применять новые методы и современные средства труда, новации в конкурентной борьбе за клочки пустых бумажек, имитирующих деньги, которые не имели надлежащей покупательной способности, мало кто хотел.
Авторитет инфляционных денег среди широких кругов населения падает прямо пропорционально темпам снижения их реальной стоимости. В то же время без высокоразвитого товарного производства, конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках, без прироста массы и качества товаров и услуг продуцирование все большей массы денег и насыщение ими денежного обращения приводит к такой парадоксальной ситуации, когда большинство населения страны превращается в нищих «миллионеров». Истории такие факты хорошо известны.
Потеряв контроль за эмиссией денег, движением расходов и цен, денежного обращения и кредитных ресурсов, фондов накопления и потребления, учетных ставок и процентов платы за кредит со стороны коммерческих банков, предыдущие правительства так и не нашли падежных механизмов сдерживающего влияния на инфляционные процессы, не смогли остановить их или хотя бы погасить их разрушительное действие. На словах провозглашалась необходимость осуществления антиинфляционной политики, на самом же деле продолжалась политика денежной интервенции и девальвации карбованца при резком спаде производства и обострении дефицитов. Именно это и подталкивает ценовые и инфляционные взрывы, падение стоимости карбованца и его курса относительно других валют до катастрофически низкого уровня. В 1992 г. выпуск денежной массы (наличности) в обращение увеличился в 79 раз по сравнению с 1991 г. В 1993-1994 гг. он резко увеличился. В 1995 г. и к сентябрю 1996 г. темпы эмиссии значительно сократились, подготовив почву для осуществления денежной реформы.
После ее проведения — обмена 100 000 крб. на 1 гривну — масса денег в обращении была соответственно сжата, но проблему острого платежного кризиса это отнюдь не решило. Наоборот, искусственно создан еще более острый дефицит денег в обращении, в том числе за счет несвоевременной и неполной выплаты средств на заработную плату и на социальные нужды. Вместе с тем увеличивается обращение денег в теневом секторе, минуя банки. К тому же национальная валюта массово конвертируется в американские доллары, которые вывозятся за границу. Поступление налогов в бюджет имеет тенденцию к сокращению. Платежеспособность основной массы потребителей и внутреннего рынка искусственно заморожена. Все это вновь возвращает Украину в неблагоприятную финансовую ситуацию, парализуя стимулы и возможности экономического оживления, обновления и
роста. Обострение кризиса платежей вызывает также социальное напряжение в обществе.