Действие других регулирующих факторов
Рубрика: Экономика, статьиПроблема экономического регулирования АПК не ограничивается только ценовым фактором. Она непосредственно связана с действием кредитного механизма. Выше уже отмечалось, что существует настоятельная необходимость направить деятельность банковской системы на удовлетворение потребностей реформирования сельского хозяйства и продовольственного комплекса в целом. Проектом программы развития агропромышленного производства, о которой уже говорилось, предусматривается создание благоприятных условий обеспечения сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий кредитными ресурсами с учетом сезонности производства, повышенных рисков и неопределенностей, специфики воспроизводства и обращения средств. Поле кредитования здесь особенно широкое. Сезонность между расходами и поступлениями средств на производственные потребности, заготовку сырья и ее переработку, упаковку и хранение конечных продуктов питания требуют высокоразвитых систем и механизма кредитования. Наряду с текущим первоочередное значение имеет существенное расширение долгосрочного кредитования с привлечением иностранных кредитов для реализации инвестиционных и инновационных программ и проектов ускорения научно-технического, технологического и социального прогресса.
Предусматривается и соответствующее развитие финансово-кредитной инфраструктуры в сельской местности, в том числе кооперативных, земельных и ипотечных банков, агрофинансовых групп, кредитных союзов, холдинговых компаний и т. п. Они призваны всячески содействовать активному развитию сельского хозяйства и всего агропродовольственного комплекса, росту его доходов и накоплений, не превращаясь в очередных грабительских посредников, нацеленных на собственное обогащение за счет обкрадывания крестьянства. Его всегда доводили и доводят до состояния вечных должников, просителей отсрочки платежей и предоставления помощи. Государственное законодательство должно защищать крестьян от такого посредничества со стороны любителей наживаться на тяжелом крестьянском труде, преступных действий различного рода обслуживающих структур, мошенников и коррумпированных элементов.
Большую роль в государственном экономическом регулировании играет налоговая система. Однако она имеет ряд крупных недостатков и остается неэффективной. Ее необходимо совершенствовать в следующих направлениях.
Во-первых, обеспечение стимулирующей функции налогов и платежей в развитии сельскохозяйственного производства с усилением функции земельного налога в эффективном использовании и повышении плодородия почв. Есть даже мнение и стремление некоторых ученых и политиков преобразовать земельный налог в единую форму налогов аграрной сферы. И в этом есть определенный экономический смысл. Однако нельзя при этом не учитывать разнообразия условий и характера самой сельскохозяйственной деятельности, которая все больше интегрируется (даже и внутри хозяйств) с различными формами промышленных и обслуживающих сфер, которые однозначно свести только к земельным отношениям и источникам доходности исключительно с земли (из ее прибыли и ренты) нет весомых оснований.
Реальным источником налогов, как известно, является вновь созданная стоимость от любой формы деятельности. Если облагать землю (точнее, доходы с нее), то это, на мой взгляд, будет односторонне и не всегда справедливо. Нужно будет устанавливать непомерно высокую ставку налога с единицы земельной площади, подрывая стимулы относительно развития сугубо земледелия. В то же время малоземельные хозяйства, специализирующиеся на высокоинтенсивных культурах или других не землеемких отраслях, окажутся в более выгодном положении. Именно поэтому, да и по другим причинам нецелесообразно было бы сводить все формы налогов к единому земельному налогу.
Во-вторых, требуют оптимизации количественные и качественные показатели объектов налогообложения, а также нормативы самих налогов, которые обеспечивали бы, с одной стороны, необходимые поступления средств в бюджет, а с другой — создавали бы заинтересованность предпринимателей в развитии и обновлении товаропроизводства и удовлетворении (покрытии) рыночных потребностей. Исходя из опыта многих стран, общая доля налогов и платежей не превышает (максимальный норматив) трети облагаемого дохода. При этом не допускается двойное взимание налогов с любых элементов структуры доходов, которые облагаются налогом.
В-третьих, налоговая система страны должна защищать отечественных товаропроизводителей (в частности, сельскохозяйственной продукции и продовольствия) от непорядочной конкуренции со стороны иностранных конкурентов.
В-четвертых, в современных сложных условиях социального напряжения целесообразна дифференциация ставок налога на добавленную стоимость с учетом определенного удешевления жизненно необходимых видов продовольствия, а также пересмотра ставок отчислений аграрным товаропроизводителям в фонды социального страхования, пенсионного обеспечения и ликвидации последствий чернобыльской аварии.
На период стабилизации и начала подъема нужна также система государственной поддержки сельского хозяйства, его производственной и социальной инфраструктуры, строительства и реконструкции важнейших мелиоративных, гидротехнических, электроэнергетических сооружений, осуществление противоэрозийных мероприятий, мелиорации земель, научных исследований и подготовки кадров, развития и технологического обновления перерабатывающей промышленности и т. п., в соответствии с Национальной программой развития агропромышленного производства и социального возрождения села и других государственных программ и проектов.
Остается нерешенной проблема аграрного страхования, которая в условиях повышенного риска и неопределенности в сельскохозяйственном производстве и рыночном обращении имеет особый социально-экономический смысл. Страхование посевов от вымерзания, вымокания, засух и действий других неконтролированных природных явлений, стихийных бедствий, пожаров вместе со страхованием материально-технических средств, производственных, жилых и социально-культурных объектов сельских жителей, поголовья животных от эпизоотии является важнейшим элементом стабилизации развития. Системой страхования на селе должны быть охвачены на добровольных и обязательных началах все хозяйственные структуры — юридические и физические лица. Это требует соответствующего создания и развития страховой системы по всей территории сельских поселений, которая действовала бы на принципе взаимовыгодных паритетных отношений. Безусловно, эта система должна действовать в четком законодательном режиме, исходя из экономических интересов и ответственности сторон за выполнение страховых соглашений. Анархическая самодеятельность в этом важном деле может только подорвать доверие к самому страхованию и нанести вред агропродовольственному комплексу.