Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Действие других регулирующих факторов

Рубрика: Экономика, статьи

Проблема экономического регулирования АПК не ограничи­вается только ценовым фактором. Она непосредственно связана с действием кредитного механизма. Выше уже отмечалось, что существует настоятельная необходимость направить деятель­ность банковской системы на удовлетворение потребностей ре­формирования сельского хозяйства и продовольственного ком­плекса в целом. Проектом программы развития агропромышлен­ного производства, о которой уже говорилось, предусматривает­ся создание благоприятных условий обеспечения сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий кредитными ресур­сами с учетом сезонности производства, повышенных рисков и неопределенностей, специфики воспроизводства и обращения средств. Поле кредитования здесь особенно широкое. Сезон­ность между расходами и поступлениями средств на производст­венные потребности, заготовку сырья и ее переработку, упаковку и хранение конечных продуктов питания требуют высокоразви­тых систем и механизма кредитования. Наряду с текущим перво­очередное значение имеет существенное расширение долгосроч­ного кредитования с привлечением иностранных кредитов для реализации инвестиционных и инновационных программ и про­ектов ускорения научно-технического, технологического и соци­ального прогресса.

Предусматривается и соответствующее развитие финансово-кредитной инфраструктуры в сельской местности, в том числе кооперативных, земельных и ипотечных банков, агрофинансовых групп, кредитных союзов, холдинговых компаний и т. п. Они призваны всячески содействовать активному развитию сельско­го хозяйства и всего агропродовольственного комплекса, росту его доходов и накоплений, не превращаясь в очередных граби­тельских посредников, нацеленных на собственное обогащение за счет обкрадывания крестьянства. Его всегда доводили и дово­дят до состояния вечных должников, просителей отсрочки пла­тежей и предоставления помощи. Государственное законода­тельство должно защищать крестьян от такого посредничества со стороны любителей наживаться на тяжелом крестьянском труде, преступных действий различного рода обслуживающих структур, мошенников и коррумпированных элементов.

Большую роль в государственном экономическом регулиро­вании играет налоговая система. Однако она имеет ряд крупных недостатков и остается неэффективной. Ее необходимо совер­шенствовать в следующих направлениях.

Во-первых, обеспечение стимулирующей функции налогов и платежей в развитии сельскохозяйственного производства с уси­лением функции земельного налога в эффективном использова­нии и повышении плодородия почв. Есть даже мнение и стремле­ние некоторых ученых и политиков преобразовать земельный налог в единую форму налогов аграрной сферы. И в этом есть определенный экономический смысл. Однако нельзя при этом не учитывать разнообразия условий и характера самой сельскохо­зяйственной деятельности, которая все больше интегрируется (даже и внутри хозяйств) с различными формами промышлен­ных и обслуживающих сфер, которые однозначно свести только к земельным отношениям и источникам доходности исключи­тельно с земли (из ее прибыли и ренты) нет весомых оснований.

Реальным источником налогов, как известно, является вновь созданная стоимость от любой формы деятельности. Если обла­гать землю (точнее, доходы с нее), то это, на мой взгляд, будет односторонне и не всегда справедливо. Нужно будет устанавли­вать непомерно высокую ставку налога с единицы земельной площади, подрывая стимулы относительно развития сугубо земле­делия. В то же время малоземельные хозяйства, специализирую­щиеся на высокоинтенсивных культурах или других не землеемких отраслях, окажутся в более выгодном положении. Именно поэтому, да и по другим причинам нецелесообразно было бы сводить все формы налогов к единому земельному налогу.

Во-вторых, требуют оптимизации количественные и качест­венные показатели объектов налогообложения, а также нормати­вы самих налогов, которые обеспечивали бы, с одной стороны, необходимые поступления средств в бюджет, а с другой — созда­вали бы заинтересованность предпринимателей в развитии и об­новлении товаропроизводства и удовлетворении (покрытии) ры­ночных потребностей. Исходя из опыта многих стран, общая доля налогов и платежей не превышает (максимальный норма­тив) трети облагаемого дохода. При этом не допускается двойное взимание налогов с любых элементов структуры доходов, кото­рые облагаются налогом.

В-третьих, налоговая система страны должна защищать оте­чественных товаропроизводителей (в частности, сельскохозяй­ственной продукции и продовольствия) от непорядочной конку­ренции со стороны иностранных конкурентов.

В-четвертых, в современных сложных условиях социального напряжения целесообразна дифференциация ставок налога на добавленную стоимость с учетом определенного удешевления жизненно необходимых видов продовольствия, а также пере­смотра ставок отчислений аграрным товаропроизводителям в фонды социального страхования, пенсионного обеспечения и ликвидации последствий чернобыльской аварии.

На период стабилизации и начала подъема нужна также сис­тема государственной поддержки сельского хозяйства, его про­изводственной и социальной инфраструктуры, строительства и реконструкции важнейших мелиоративных, гидротехнических, электроэнергетических сооружений, осуществление противоэро­зийных мероприятий, мелиорации земель, научных исследова­ний и подготовки кадров, развития и технологического обновле­ния перерабатывающей промышленности и т. п., в соответствии с Национальной программой развития агропромышленного про­изводства и социального возрождения села и других государст­венных программ и проектов.

Остается нерешенной проблема аграрного страхования, кото­рая в условиях повышенного риска и неопределенности в сель­скохозяйственном производстве и рыночном обращении имеет особый социально-экономический смысл. Страхование посевов от вымерзания, вымокания, засух и действий других неконтролированных природных явлений, стихийных бедствий, пожаров вместе со страхованием материально-технических средств, про­изводственных, жилых и социально-культурных объектов сель­ских жителей, поголовья животных от эпизоотии является важ­нейшим элементом стабилизации развития. Системой страхова­ния на селе должны быть охвачены на добровольных и обяза­тельных началах все хозяйственные структуры — юридические и физические лица. Это требует соответствующего создания и раз­вития страховой системы по всей территории сельских поселе­ний, которая действовала бы на принципе взаимовыгодных па­ритетных отношений. Безусловно, эта система должна действо­вать в четком законодательном режиме, исходя из экономичес­ких интересов и ответственности сторон за выполнение страховых соглашений. Анархическая самодеятельность в этом важном деле может только подорвать доверие к самому страхо­ванию и нанести вред агропродовольственному комплексу.





Метка: