Инвестиции. Причины и тенденции их сокращения
Рубрика: Экономика, статьиВ предыдущих разделах подробно рассмотрены тенденции, которые имели место в экономике Украины в 1990-1998 гг. Вследствие спровоцированной гиперинфляции и кризиса платежей, резкого падения валового и товарного производства, что выражается а макроэкономических стоимостных показателях — ВВП и ВНД, а также в уровнях реальных доходов и накоплений, одновременно произошел также соответствующий спад инвестиционной и инновационной активности. На другое в этих условиях нельзя было и рассчитывать. Инфляция постоянно «съедала» даже те мизерные фонды накоплений и амортизационных отчислений, которые формировались товаропроизводителями, парализуя тем самым инвестиционные возможности, в первую очередь в производственной и рыночной сферах. В табл. 24 ярко раскрываются темпы изменений инвестиций как в целом, так и в производственной и непроизводственной сферах. Отдельно выделены строительно-монтажные работы (центральное звено инвестиций выполненные по объектам различных форм хозяйствования.
В 1998 г. по сравнению с 1990 г. общий объем капитальных вложений сократился со 100 до 22%. При этом инвестиции в объекты производственной сферы снизились, а в объекты непроизводственной — повысились на 3%. И это в условиях, когда объемы инвестиций в 1990 г. непосредственно в производственную сферу были очень ограниченными, особенно в гражданском производстве под спрос потребительского рынка. Тогда основные объемы и доли инвестиций из года в год направлялись в отрасли ВПК, которые развивались исключительно за счет общегосударственного бюджетного финансирования. Деньги на создание систем вооружений расходовались без надлежащего контроля и по существу вкладывались безвозвратно, нанося экономике государства огромные убытки. Это отнюдь не содействовало подъему уровня жизни народа. Львиная доля научно-технического потенциала страны (до 80%) также была сосредоточена на выполнении заказов ВПК. Он, как ненасытный дракон, поглощал бюджетные средства, требуя разработки и использования новейших технологий. Без этого немыслимо было обеспечивать паритет в уровнях вооружений и конкурировать с экономически более мощными западными странами в количестве и качестве выпуска систем уничтожения.
К тому же под завесой государственных тайн новейшие технологии, которые создавались у нас для ВПК, строго запрещалось использовать в гражданском производстве, что обрекало его на неминуемое технологическое отставание, тогда как в западных странах научные и технологические достижения военной промышленности значительно быстрее и шире используются в разнообразных сферах гражданского товаропроизводства. На этой основе на Западе в период «холодной войны» особенно быстро развивались отрасли машиностроения, транспортные системы, авиационная промышленность, радиоэлектроника, производство новейших материалов, средств информатики и связи и т.п. Здесь проходил и продолжается процесс бурного технологического обновления и развития во всех сферах человеческой деятельности. В свою очередь, гражданская промышленность активно содействовала технологическому развитию ВПК. Относительно этого тоталитарный режим явно проиграл своим западным конкурентам, политика которых под влиянием действия рыночных отношений и механизмов оказалась более гибкой и более результативной.
В свое время изоляция ВПК от всего народнохозяйственного комплекса нанесла СССР немалый вред в технологическом и общем научно-техническом развитии. После обретения независимости наше государство, оказавшись в глубоком кризисе, также не сумело своевременно осуществить конверсию ВПК, а менеджеры и инженерно-технический персонал подавляющего большинства крупнейших предприятий его отраслей оказались неспособными к кардинальным технологическим изменениям, структурному и качественному переходу производства на функционирование в рыночных условиях после прекращения государственных заказов на военные потребности. Таким образом, однобоко сориентированный промышленный потенциал почти совсем выпал из хозяйственного оборота. Подобные грубые просчеты и ошибки в осуществлении научно-технической политики государства недопустимы.
Активное структурное и качественное трансформирование крупных предприятий ВПК (так же, как ТЭКа и АПК) требует необходимых инвестиционных источников, и в первую очередь за счет внутренних накоплений. Но сделать это, не преодолев острого платежного кризиса и соответственно не расширив платежеспособности товаропроизводителей и потребителей на внутреннем рынке, очень трудно, а подчас и невозможно, не продавшись внешним инвесторам. Именно на этом должна быть сосредоточена политика государственного регулирования денежно-кредитного обращения, его оптимальной сбалансированности и оборотом товаров и услуг. Подавление инфляции путем механического ограничения денег в обращении только переносит рыночную дефицитность товаров и услуг, которая существовала раньше, в плоскость соответствующей денежной дефицитности, ни на йоту не сдвигая с места решения проблемы стимулирования технологического обновления и развития национального товаропроизводства, а также улучшения экономического и социального положения основной массы населения. Нынешняя антиинфляционная политика создает только внешнюю иллюзию товарного перепроизводства. На самом же деле покупать импортные (и собственные) товары может только ограниченный круг тех потребителей, которые концентрируют у себя основную массу денег, тем более в конвертируемой валюте. Иначе говоря, искусственно ограниченная емкость рынка наглухо блокирует экономическое развитие, инвестиционную и инновационную деятельность в стране. На преодоление этого явления нужно направить всю банковско-кредитную и денежно-финансовую политику государства, законодательно обеспечив выполнение ею своих непосредственных функций по регулированию научно обоснованного денежно-кредитного обращения в интересах общества и государства.
Из общего объема инвестиций государственный сектор сократился с 78% в 1990 г. до 45% в 1998 г., коллективный — напротив, возрос с 19 до 46% и частный — с 3 до 9%, т.е. сохраняет низкий удельный вес. Структурные сдвиги в инвестициях требуют более фундаментального решения в направлении инвестирования экономически эффективных хозяйственных систем, становления и развития конкурентоспособных структур.
Одновременно следует активнее формировать ПФГ, создавать кооперативные и корпоративные инвестиционные фонды, акционерный капитал, привлекать кредитные ресурсы и другие источники финансирования для государственных и государственно-корпоративных систем собственности и хозяйствования. Важную роль могут играть иностранные инвестиции для совместных производств, вхождение в транснациональные корпорации и т.п. Однако, к сожалению, иностранный капитал пока что проявляет инертность относительно притока в Украину. К тому же значительная часть иностранных кредитов используется не по назначению и тем самым наносит государству ущерб. В последние годы с Украины уплывало почти втрое больше денежного капитала, чем поступало. Это вообще свидетельствует о провале внешнеэкономической инвестиционной политики, которую нужно кардинально совершенствовать.
Следует отметить, что в 1998 г. доля производственной сферы в совокупных инвестициях сократилась против 1990 г. в пользу непроизводственной всего на 3 процентных пункта. Это экономически оправданно. Однако катастрофическое сокращение общего объема инвестиций не могло не привести к существенному производственному спаду. Очень ограниченные инвестиции направлялись главным образом не на технологическое обновление, а на поддержку действующих производств путем увеличения низкоэффективных затрат на капитальные ремонты. Несмотря на то что в последнее время процесс разгосударствления происходит достаточно быстрыми темпами, инвестиции в развитие новейших (частных, коллективных, акционерных, корпоративных и т. п.) форм хозяйствования послеприватизационного периода сокращаются.
Из табл. 24 видно, что в 1998 г. доля инвестиций в строительно-монтажные работы составляла 57%. По объектам коллективных форм хозяйствования соответствующие показатели повышены с 19% до 46%, а на государственных предприятиях — снижены с 78% до 45%. Это вызвано, с одной стороны, сокращением количества государственных объектов в связи с их приватизацией, а с другой — параличом инвестиционной активности.
Приведенные данные еще раз подтверждают тот факт, что само по себе изменение формы собственности, превращение ее из государственной в частную или коллективную без соответствующих инвестиций, технологического и структурного обновления товаропроизводства и инфраструктуры, трансформирования их в действительно конкурентоспособные системы не обеспечивают ни стабилизации, ни тем более экономического роста. Как было раскрыто в предыдущих разделах этой книги, в стране произошел колоссальный спад промышленного производства и несколько меньший — сельскохозяйственного. Уменьшились объемы ВВП и ВНД. Как следствие реальные доходы и общий уровень жизни 80% населения Украины снизились (против уровня 1990 г.) по различным социальным группам от 2 до 7 раз при небывалом росте соответствующих показателей по группам обогатившегося меньшинства.
Безусловно, для преодоления имеющихся негативных явлений нужны соответствующие инвестиции и инновации. А это в свою очередь требует политики валютно-финансовой стабилизации, введения оптимального режима и четкого контроля денежно-кредитного обращения, преодоления и предотвращения очередной бурной инфляции, которую в перспективе не следовало бы допускать выше 10% в год. Введение с сентября 1996 г. новой денежной единицы (гривны) призвано содействовать решению этих первоочередных проблем денежно-финансового и кредитного регулирования. Политика достижения гибкой рыночной сбалансированности денежной и товарной массы в общем экономическом обороте является решающим фактором стабильности и обеспечения выполнения деньгами своих стимулирующих функций. Она должна иметь стойкую стоимостную основу, стимулировать стремление товаропроизводителей — юридических и физических лиц — к высокопроизводительному труду на базе постоянного технологического обновления, активной предпринимательской деятельности, формирования надлежащих внутрихозяйственных фондов потребления и накопления, а также своевременных взаиморасчетов и внесения налогов и платежей в бюджет. Если этот элементарный принцип не будет действовать в каждом хозяйстве, в каждой сфере человеческой деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования, то наладить нормальное функционирование и развитие всего экономического организма страны, региона и даже микроструктуры невозможно. Активная научно-техническая, структурная и инвестиционная политика является одной из решающих в достижении не только этой тактической цели, но и стратегических задач рыночных реформ.