Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА

Рубрика: Лизинговые операции банков

Одной из новых форм кредитных отношений, которую уже начали осваивать российские банки, является лизинг. Эта операция получила большое распространение в мировой банковской практике.

Феномен лизинга уже к началу 80-х гг. определился не как простая долгосрочная аренда, а как новая, нетрадиционная, дополнительная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механиз­мы.

Лизинговая операция способствует сотрудничеству и взаимодей­ствию банковских структур с деловыми кругами по финансированию производства, что так необходимо сегодня российской экономике.

Лизинговый бизнес представляет собой особую сферу предпринима­тельской деятельности. При активном внедрении лизинг в силу прису­щих ему возможностей может стать мощным импульсом технического перевооружения производства, структурной перестройки российской экономики, насыщения рынка высококачественными товарами. Эффек­тивность лизинговых сделок, достигаемая в результате их применения в хозяйственной практике, состоит в активизации инвестиционного про­цесса, улучшении финансового состояния предприятий-лизингополуча­телей, повышении конкурентоспособности мелкого и среднего бизнеса.

Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизин­говые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государ­стве Шумер. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи ли­зинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до новой эры. В Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венеци­анцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень Дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания «чугунные цен­ности» возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Введение в экономический лексикон термина «лизинг» (от анг. leasing — сдавать в наем) связывают с операциями телефонной компании «Белл», Руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои теле­фонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн» и, таким образом, США стали родиной нового вида бизнеса, в частности, банковского. К середине 60-х гг. лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд долл., а к концу 80-х гг. они превысили 110 млрд долл., т.е. за четверть века увели­чились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по арен­де вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерам по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной эконо­микой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

В США лизинг превратился в один из основных видов экономичес­кого бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагав­ших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инве­стиционных средств предпринимателями в различных сферах экономи­ки. Позднее лизинговые компании получили название «финансово-ли­зинговые общества». Они стали обеспечивать производителям сбыт продукции путем передачи ее в аренду, а также финансирование сделок и разделение связанных с ними рисков.

В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появи­лись в конце 50-х — начале 60-х гг., однако развитие лизинговых опера­ций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданско­го, торгового и налогового законодательства. Лишь после того, как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими тем­пами.

Например, первая французская лизинговая компания «Локафранс» была создана в 1982 г., а четыре года спустя их насчитывалось уже свыше 30. В 1987 г. в стране было 56 лизинговых компаний с годовым объемом контрактов около 57 млрд франков, специализирующихся на операциях с движимым имуществом (в основном машинами, оборудованием, транс­портными средствами), а также 94 лизинговые компании, специализиру­ющиеся на операциях с недвижимостью, сооружениями и помещениями производственного назначения. Указанные компании сыграли большую роль в экономическом развитии более отсталых районов страны. Фран­цузское государство поощряет деятельность компаний, рассматривая ее как часть региональной политики. Стимулирование деятельности лизин­говых компаний происходит путем частичного освобождения от налога, создания специальных фондов, предназначенных для компенсации воз­можных потерь и т.д. Наиболее крупными лизинговыми компаниями Франции являются «Локафранс», «Слибай», «Локабай», «Софимобай», «Слиминико» и др.

В Италии первая лизинговая компания была создана в 1963 г., одна­ко наиболее быстрый рост операций по аренде произошел позднее — в 70-80-е гг. Особенностью Италии является наличие большого количе­ства учреждений аренды.

Во второй половине 80-х гг. в стране насчитывалось около двух тысяч лизинговых компаний, большая часть которых относилась к числу мел­ких и средних. Среди них выделялись 50 наиболее крупных лизинговых к0мпаний, являющихся членами национальной ассоциации «Ассима», и этот период на долю десяти наиболее крупных итальянских лизинго­вых фирм приходилось 80% объема всех операций. Лизинговые компании страны — «Локафит», «Итализ», «Гентролизинг» «Савализинг», «Локат» предоставляли услуги более чем 30 тыс. предприятий.

С начала 60-х гг. лизинговый бизнес получил свое развитие и на ази­атском континенте.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых ус­луг сосредоточена в треугольнике «США — Западная Европа — Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или являются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой опера­ции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», вклю­чающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название КОМПЛЕКСНОГО ЛИЗИНГА.

Международный рынок лизинговых услуг считается одним из наи­более динамичных. По оценкам экспертов, к началу 1988 г. на условиях лизинга реализовывалось основных фондов на 250 млрд долл., в то вре­мя как в 1979 г. — только на 50 млрд долл.

В 90-х гг. в общей сумме капитальных вложений в машины и обору­дование на долю лизинга приходилось: в США — 25-30%; в Англии, Франции, Швеции, Испании — 13-17; Италии, Голландии — 12-14; Австрии, Дании, Норвегии — 8-10; в Японии — 8-10%. В Японии объем лизинговых сделок за 1980-1988 гг. увеличился в 6 раз, а ежегодный при­рост лизинговых операций составляет 25-30%.

Вместе с тем европейский рынок лизинга, несмотря на его быстрое развитие, по темпам несколько уступает США, Азиатско-Тихоокеанс­кому региону и Австралии.

В Австралии почти 33% общих промышленных капитальных вложе­ний производится на основе лизинга. В США большая часть ЭВМ, поли­графического и энергетического оборудования приобретается на усло­виях лизинга. Для подъемно-транспортного оборудования доля последнего составляет 58%, для пассажирских самолетов и станков — 50%. Наибольшее применение лизинг получил в отраслях с быстроменяющейся технологией и вычислительной техники, а также в автомобилестроении, производстве средств связи, электронном оборудовании и т.п.

Для современного периода характерно создание международных Лизинговых институтов. Так, объединение европейских лизинговых обществ (штаб-квартира в Брюсселе) охватывает общества и союзы 17 европейских государств.

В ряде государств правительственные органы используют лизинг как особую форму поддержки малого бизнеса. Например, в Японии специально создана система органов, обеспечивающая предоставле­ние лизинговых услуг малым предприятиям. В частности, в учрежден­ной в 1966 г. системе лизингооборудования принимают участие в каче­стве кредиторов национальное и префектурные правительства.

В России лизинг до недавнего времени применялся лишь в международный торговле и в сравнительно небольших объемах. Вместе с тем обследование предприятий и организаций показало, что большая часть потребителей испытывает необходимость в привлечении машин, обо­рудования и другой техники на условиях аренды.

В настоящее время можно говорить о сформировавшейся в основ­ном инфраструктуре лизингового рынка России. Имеется правовая база регламентирующая осуществление лизинговых операций. В Российской Федерации действуют несколько законодательных и нормативных до­кументов, регулирующих лизинговую деятельность. Однако до сих пор нет единого универсального закона по лизингу.

По способу образования и характеру выполняемых операций рос­сийские лизинговые компании можно объединить в три группы. К пер­вой относятся компании, созданные иностранными банками, действу­ющими на территории Российской Федерации. Такие компании, как правило, входят в состав финансово-промышленных групп, и их дея­тельность направлена на обслуживание системных клиентов (Интеррос-лизинг, РГ-лизинг, Балтийский лизинг, Инком-Лизинг и др.).

Вторую группу составляют муниципальные лизинговые компании, создаваемые при участии местных органов власти. Их основной задачей является реализация социально значимых, перспективных для конкрет­ного региона лизинговых проектов. К ним можно отнести Московскую лизинговую компанию, фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области.

В третью группу входят лизинговые компании, работающие в струк­туре крупных промышленных и других коммерческих предприятий. Целью образования и деятельности таких компаний является реализа­ция лизинговых проектов в интересах материнских компаний и опти­мизация процесса налогового планирования. К ним относятся Лизинг-уголь, Лукойл-лизинг, Аэрофрахт и др.

Вместе с тем следует отметить, что доля лизинга составляет лишь 1% суммарных инвестиций в основные фонды при 25-30% всех инвести­ций в западных странах. Основными причинами, сдерживающими развитие лизинговых операций на российском рынке, являются:

  • отсутствие четко структурированной законодательной базы (еди­ного универсального закона), большое количество различных подза­конных актов;
  • долгосрочный характер вложений, что делает невозможным в со­временных условиях привлечение коммерческих банков к финансированию лизинговых операций;
  • ограниченный круг надежных, устойчиво работающих предприя­тий-лизингополучателей;
  • отсутствие механизма предоставления государственных гарантий под крупномасштабные лизинговые проекты;

проблемы в сфере налогообложения и бухгалтерского учета.





Метка: