Концепция региональной политики
Рубрика: Экономика, статьиТерриториальные интересы являются жизненно важными, для каждого народа и каждой страны современного мира. Перестраивая собственную государственность, Украина должна наряду с осуществлением политики выхода из острого экономического кризиса и преодолением разрушительной гиперинфляции oпределить новую, научно обоснованную региональную и структурную политику.
Речь идет об активизации государственного содействия, в первую очередь, демократическому самоуправлению и управлению каждым конкретным регионом в его органических интеграфционных связях с другими регионами по горизонтали и с государством в целом по вертикали. При этом правовые и экономические отношения и регуляторы между государством и региональной властью строятся на конституционных основах по принципу верховенства общегосударственного права и законов.
Вторым важным направлением является углубление территориального разделения труда и специализации, а также создание структур, которые отвечали бы естественным условиям региона и критериям оценки современного комплексного развития, дешевизны и качества производства, инфраструктуры и регионального рынка. Уровень отдачи региональных ресурсов, функционирующих в обращении, насыщенность рынка товарами и услугами зависят от эффективности использования научно-технического потенциала, ведения хозяйства и предпринимательства, степени насыщенности и активности действий в каждом регионе различных форм конкурентоспособных хозяйственных систем и их структур.
Третье направление — осуществление региональной научно-технической политики экономного и рационального использования местных ресурсов, широкого применения малоотходных и безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также организационных форм производства с высокой конечной результативностью, экологической чистотой, сохранением и своевременным воссозданием природы для обеспечения достойного уровня жизни не только сегодняшнего, но и будущих поколений.
И наконец, четвертое направление: наряду с налаживанием тесных межрегиональных экономических связей в границах единого рыночного пространства страны обеспечение ее территориальной неприкосновенности и единства. В то же время Украина [должна быть открытой в экономическом отношении, входить на [взаимовыгодных принципах эквивалентности в межгосударственные региональные и мирохозяйственные структуры (имеется в виду открытость рынка товаров, инвестиций, технологий, ценных бумаг, труда и т. п.) и расширять сотрудничество с ними. В [соответствии с национальными интересами могут формироваться и свободные экономические зоны.
Территория Украины, ее природные богатства (земля и недра, растительный и животный мир, рельеф и климатические условия), характер и густота расселения, национальный и социальный составы населения, размещение производительных сил, Уровень социально-экономического развития регионов исследованы достаточно фундаментально. Есть детальное описание и многомасштабный картографический материал с определением различных исторических, природно-климатических, социально-экономических, хозяйственных и человеческих характеристик каждой местности. Это может служить прочным научным фундаментом для разработки и осуществления эффективной региональной политики. Однако он используется недостаточно, особенно относительно единого социально-экономического и административного районирования Украины, прогнозирования ее будущего развития. В свое время имела место попытка сугубо директивно, из центра создать региональные совнархозы. Но они отнюдь не вписались в командно-административную систему управления и были быстро ликвидированы. Потом Украина была искусственно разделена на 3 больших экономических района (Донецко-Приднепровский, Северо-Западный и Южный), которые вовсе не отвечали ни природно-климатическим, ни социально-экономическим критериям ее единства.
Существующее административное деление Украины па Крымскую автономную республику, 24 области, столичный город Киев, город Севастополь и около 480 районов также нельзя признать достаточно обоснованным с современной точки зрения на проблему районирования. Модель оптимального функционирования региональной и местной экономики в составе единого соборного государства требует точного учета специфики условий ведения хозяйства, ресурсных возможностей и рыночных связей на микроэкономическом уровне, с тем чтобы обеспечивать интенсивное экономическое развитие.
Сегодня сложились структурно и качественно деформированные территориально-производственные комплексы преимущественно экстенсивного типа. В их промышленной структуре преобладают наименее эффективные добывающие отрасли, отрасли тяжелой промышленности с устаревшими технологиями уровня 60-70-х годов, а также производства систем вооружения. Однако отмеченные отрасли не влияют на покрытие внутреннего рыночного спроса на потребительские товары должным образом, не говоря уже о конкурентоспособности последних на мировом рынке.
Значительная часть промышленных гигантов Восточного, Донецкого и Южного регионов, в которых был сконцентрирован мощный производственный потенциал, непосредственно на потребительский рынок дают от 5 до 25% стоимости своих изделий. Более того, до недавнего времени выдающиеся научно-технические достижения, новейшие технологии и продукция оборонного комплекса были строгой тайной. Категорически запрещалось передавать их в гражданские отрасли производства.
Под влиянием бурных темпов инфляции, перекосов в уровнях и соотношениях цен, спада производства его структура становится еще более деформированной. Только за первое полугодие 1992 г. удельный вес валового продукта в денежном выражении от угольной промышленности, энергетики и черной металлургии за счет бурного повышения цен вырос в стоимости промышленной продукции более чем в 2 раза (до 51%) при значительном сокращении объемов производственной продукции в натуральном выражении. В то же время доля стоимости продукции легкой и пищевой промышленности, наоборот, уменьшилась более чем в 2 раза. Это свидетельствует о том, что макроструктура экономики продолжает деформироваться, обостряя проблему товарной дефицитности, дефицита государственного и местных бюджетов, а также дефицита платежного баланса.
В условиях общего сокращения накоплений складывалась парадоксальная ситуация: чем большим был прирост инвестиций и текущих затрат на структурно и качественно несовершенное промышленное развитие того или другого региона, тем более острым становился товарный дефицит национальных товаров на местных рынках. Платежеспособный спрос складывался без соответствующего прироста и даже при резком спаде производства собственных потребительских товаров и их перепродажи за бесценок мафиозно-спекулятивными структурами за пределами Украины. И эта тенденция охватила почти все регионы, что только подталкивало к инфляционному взрыву.
В свое время в местах концентрации промышленности без глубоких технико-экономических обоснований было искусственно размещено немалое количество объектов с высокой капитало- и энергоемкостью, которые истощали местные ресурсы, загрязняя окружающую среду. Все это не приносило ощутимого эффекта ни соответствующим регионам, ни государству в целом. По выборочному обследованию, теперь их потенциал вообще используется на 15-20%, а многие предприятия вовсе не работают. Структуру и систему ведения хозяйства в этих комплексах необходимо переводить на новейшие технологии и выпуск товаров под рыночный спрос.
Структура многих аграрных районов Степи, Лесостепи, Полесья, предгорных и горных зон Карпат и Крыма также страдает односторонностью, внутренней несбалансированностью, с одной стороны, между отраслями сельского хозяйства, а с другой — между производством сырья и возможностями его глубокой промышленной переработки и хранения, развитием производственной, рыночной и социальной инфраструктур сельских территорий.
Структурные сдвиги связаны с более обстоятельным определением оптимальных размеров экономических районов в соответствии с региональными особенностями. И это дает основания эффективнее хозяйствовать за счет лучшего использования местных ресурсов. Одновременно прибавляется и деформация всей макроструктуры экономики Украины.
В историческом аспекте для территориального уклада Украины характерной чертой было формирование региональных земель таких, как Подолье, Волынь, Галичина, Слобожанщина, Донбасс, Приднепровье и т. п., с их внутренним делением на уезды. Такое районирование складывалось в прошедшие времена, когда господствовала преимущественно аграрная структура с очень неразвитыми инфраструктурой, энергетической базой и промышленностью. Однако одного исторического фактора маловато, чтобы теперь вновь перекраивать всю территорию страны. Это еще больше усложнило бы экономическую ситуацию, межобластные и межрайонные связи, весь процесс формирования единого внутреннего рынка с региональным его делением. Ликвидация существующих и образование новых административных единиц должны осуществляться чрезвычайно взвешенно, с полным учетом интересов людей, проживающих на той или иной территории (включая интересы жителей каждого населенного пункта), его притяжения к конкретным промышленно-торговым и культурным центрам, к составляющим действующей системы средств связи и путей сообщения.
Поэтому нельзя огульно осуществлять региональную трансформацию без всесторонне обоснованных проектов и согласия на это представительских местных органов. Более того, должны быть конституционные гарантии от проявлений волюнтаризма в определении региональных и административных формирований. Национальный состав и характер украинского государства требуют однородности административного реформирования ее территории. По прогнозам будущего комплексообразования, развития и размещения производительных сил, инфраструктуры и информатики, экономические регионы (земли) по размеру могут быть значительно больше существующих областей. В рыночных условиях создание территориальных комплексов определяется действием факторов НТП, изменениями производственной и рыночной структур, процессами трансформации всей системы регионального уклада.
Сегодня не может не привлекать к себе особого внимания южный регион Приазовья и Причерноморья — как регион не только для развития промышленности и сельского хозяйства, но и формирования морехозяйственных комплексов, которые имеют большое экономическое значение для Украины. В этом регионе с распадом СССР возникли острые и сложные политические, экономические и экологические проблемы, решение которых требует четкого правового обеспечения. В частности, подлежит пересмотру правовой статус Азовского и Черного морей, эффективного использования их шельфа, мореходности, рыболовства, охраны морской среды и т. п. в связи с новыми отношениями Украины с Россией и Грузией. Время от времени обостряется ситуация в Крыму на почве возвращения и расселения татарского народа, несогласованности взаимоотношений автономии с центром. Образование региональных автономий исключительно по политическим мотивам является шагом назад от создания высокоорганизованной системы государственного устройства.
В региональной политике важно также предоставить приоритет преодолению достаточно сложной ситуации в Донбассе и Приднепровье, связанной с кризисом их добывающей промышленности, металлургии и тяжелого машиностроения, а также преодолению их угрожающего экологического состояния. Без эффективного функционирования этих регионов Украина не сможет успешно решать проблему энергетической безопасности и технологического прогресса.
Валютно-финансовая, кредитная, налоговая и ценовая политика Правительства относительно регионов должна создавать предпосылки для внутренних накоплений, формирования необходимых местных бюджетов и инвестиционных фондов на безинфляционной основе. Без этого невозможно структурно и качественно обновлять производство, диверсифицировать капитал, оживлять и развивать экономику регионов.
Властные структуры областей и районов с помощью государственной власти призваны всячески содействовать развитию предпринимательства и инициативы в эффективном использовании местных ресурсов. Особенно повышается значение активизации трудового потенциала больших, средних и даже части малых городов, где темпы спада товарного производства и снижения жизненного уровня людей, а также проявления депопуляции и общего демографического кризиса приобретают катастрофический характер. Это касается и большой части сельских поселений. Парламент и Правительство осуществляют ряд мероприятий, направленных на приоритетное развитие села и агропродовольственного комплекса. Однако их реализация сдерживается обострением общеэкономического кризиса. Особых усилий требует поиск методов и путей перестройки небольших сельских поселений, которые истощены экономически и демографически.
В условиях новых форм ведения хозяйства и рынка, при надлежащей материально-технической поддержке (и DUE-DILIGENCE), есть реальные возможности обеспечить высокопроизводительное использование земли, постоянную занятость и достойную жизнь крестьян. За счет местных накоплений, кооперации ресурсов и государственной поддержки следует укреплять промышленную базу украинского села, развивать в нем промыслы и инфраструктуру, осуществлять не только первичную, но и глубокую промышленную переработку и хранение продуктов питания, налаживать техническое и бытовое обслуживание крестьян, производство строительных материалов, потребительских и других товаров. Это должно стать экономической основой для формирования сельского населения со сбалансированной половозрастной структурой и расширенным демографическим воспроизводством.
Общими усилиями ученых Национальной академии наук Украины, Украинской академии аграрных наук и высших учебных заведений эти проблемы сегодня тщательно изучаются, прорабатываются соответствующие предложения. Однако их не всегда воспринимают властные структуры, что тормозит их оперативное воплощение в жизнь. В то же время региональная политика является тем более эффективной, чем более обстоятельна ее научная база.
Теоретические разработки региональных проблем, обобщение опыта многих государств мира показывают, что имеют недостатки как жесткоцентристские, так и автаркично-федералистские модели формирования управления и обустройства территорий региональных систем и комплексов внутри страны. Крайности в подходах к решению этой проблемы приводят большей частью к негативным экономическим и политическим последствиям. В первом случае чрезмерный централизм сковывает инициативу и экономические интересы местного самоуправления и предпринимательства. Это, в свою очередь, тормозит развитие хозяйства и местных рынков, приводит к неминуемому отставанию, застою и кризисному положению. Во втором случае проявляются тенденции к федеративной автаркии, ограничению системы производства и обращения узкими рамками региона с ослаблением межрегионального и внешнего товарооборота. Это в конце концов вслед за экономическим движением назад, к натуральному хозяйству, может завершиться и развалом единого государства, образованием на его руинах новых мелких государств типа разъединенных между собой «княжеств».
При глобальном историческом взгляде на эти сложные процессы оказываются достаточно закономерными циклы зарождения, развития и гибели империй, которые создавались путем завоевания чужих территорий. И это было не только во времена Римской империи, Византии и позднейших грабительских походов завоевателей на всех континентах. Апогей этого зловещего процесса приходится на XX столетие. Из-за перекройки межгосударственных границ и даже покушений на мировое господство вспыхнули две мировые войны и множество вооруженных конфликтов в различных регионах мира. Однако их последствия оказались прямо противоположными. Развалилась многовековая колониальная система. Рухнули тоталитарные режимы в СССР, странах Восточной Европы и других государствах. Несмотря на это, региональные конфликты за территории не гаснут.
К сожалению, геополитические договоренности и соглашения не устраняют войн из жизни цивилизации. Они только передвигают их из одних регионов в другие. Сегодня угроза вооруженного противостояния передвинута от бывшей «берлинской стены» на территории Востока. Кардинальное изменение ситуации в мире, вызванное развалом тоталитаризма на суши, не должно создавать иллюзий безопасности и территориальной целостности новых национальных государств. Молодое Украинское государство должно иметь собственные стратегию и тактику внешнеполитической региональной политики. Тем более что в современном мире происходят глобальные межрегиональные сдвиги в экономической жизни народов. Процессы международной экономической интеграции охватывают чем дальше, тем большие пространства земного шара. Вслед за экономической и политической интеграцией европейских стран аналогичный процесс быстро усиливается на Американском континенте под активным влиянием региональной политики США. Интеграционные процессы охватывают также страны Тихоокеанского бассейна под влиянием региональной политики Японии и Китая.
Футурологи в сферах экономической и политической мысли пророчат, что интеграционные процессы могут привести в конце концов к созданию единого всемирного государства. На Пагуошской конференции ученых мира, которая состоялась в сентябре 1992 г. в Берлине, был представлен научный доклад на эту тему, который вызвал оживленную дискуссию. Противники такой идеи решительно отрицали целесообразность суперцентрализации, поскольку она угрожает потерей национальных интересов различных стран и народов мира, с установлением диктатуры группы экономически могущественных государств, которые будут истощать мировые ресурсы. Тем временем сторонники интеграции, наоборот, доказывали ее экономические преимущества, что, согласно их подсчетам, дает огромный эффект, который значительно перекрывает затраты на содержание властных верхних структур всей бюрократической машины управления. Прирост валового национального продукта и дохода в расчете на душу населения только от системы национальных межрегиональных экономических связей может увеличиться на четверть, а процесс выравнивания степени экономического развития различных стран значительно ускорится.
Нужно четко определить стратегию и будущее место Украины во всемирном разделении труда, в региональных и мирохозяйственных интеграционных связях, не теряя своих национальных экономических и политических интересов, а также территориальной целостности страны.
Внутренняя и внешняя региональная политика осуществляется в органическом единстве. Безусловно, каждый экономический и административный регион должен иметь свое лицо, структуру, качество хозяйства и рынка. Территории, где рождаются и живут, работают и ведут хозяйство, формируются физически и духовно, стареют и умирают люди, не могут прогрессировать без высокопроизводительного труда и регионального воспроизводства по модели комплексного экономического развития. И это главная цель стратегии и тактики каждой региональной власти и хозяйственных (предпринимательских) структур, которые функционируют на ее территории.
С сугубо рыночной точки зрения нужно, в первую очередь, стимулировать покрытие меняющегося спроса товарной массой местного производства, а также за счет импорта отсутствующих товаров в сбалансированной структуре с экспортом собственных, с тем чтобы достичь надлежащего всесторонне обоснованного стандарта рыночной обеспеченности и жизни человека. Государственная власть координирует и направляет деятельность местной власти с помощью механизма экономического регулирования, определения оптимальных соотношений местных и государственного бюджетов, создания региональных и центральных инвестиционных фондов, развития местной и общегосударственной инфраструктур, необходимых резервов, обеспечивающих бесперебойный воспроизводственный ритм и жизненный стандарт.
Однако было бы ошибкой не видеть за региональными особенностями межрегионального единства воспроизводственных макроэкономических процессов глобального циклического развития, которые вызывают объективные тенденции не только к кооперации и интеграции внутренних регионов каждой страны, но и к широкому выходу их и страны в целом в межгосударственные интеграционные связи.
Следует подчеркнуть, что рыночная экономика современного мирового уровня не имеет ничего общего с рыночной стихией эпохи зарождения товарно-денежных отношений. Кроме функционирования высокоразвитого цивилизованного рынка, рыночная экономика Западной Европы, США и Японии довольно жестко и гибко регулируется государством, активным осуществлением ее внутренней и внешней политики, в том числе региональной. Глубоко ошибаются те наши политики, которые стремятся в Украине искусственно отделить государство от экономической жизни. Это угрожает только анархией и хаосом, несовместимыми с настоящим демократическим укладом и человеческим прогрессом.