Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Концепция региональной политики

Рубрика: Экономика, статьи

Территориальные интересы являются жизненно важными, для каждого народа и каждой страны современного мира. Перестраивая собственную государственность, Украина должна наряду с осуществлением политики выхода из острого экономическо­го кризиса и преодолением разрушительной гиперинфляции oпределить новую, научно обоснованную региональную и структурную политику.

Речь идет об активизации государственного содействия, в первую очередь, демократическому самоуправлению и управлению каждым конкретным регионом в его органических интеграфционных связях с другими регионами по горизонтали и с госу­дарством в целом по вертикали. При этом правовые и экономи­ческие отношения и регуляторы между государством и региональной властью строятся на конституционных основах по принципу верховенства общегосударственного права и законов.

Вторым важным направлением является углубление террито­риального разделения труда и специализации, а также создание структур, которые отвечали бы естественным условиям региона и критериям оценки современного комплексного развития, де­шевизны и качества производства, инфраструктуры и региональ­ного рынка. Уровень отдачи региональных ресурсов, функцио­нирующих в обращении, насыщенность рынка товарами и услу­гами зависят от эффективности использования научно-техни­ческого потенциала, ведения хозяйства и предпринимательства,  степени насыщенности и активности действий в каждом ре­гионе различных форм конкурентоспособных хозяйственных систем и их структур.

Третье направление — осуществление региональной научно-технической политики экономного и рационального использо­вания местных ресурсов, широкого применения малоотходных и безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также организационных форм производства с высокой конечной ре­зультативностью, экологической чистотой, сохранением и свое­временным воссозданием природы для обеспечения достойного уровня жизни не только сегодняшнего, но и будущих поколений.

И наконец, четвертое направление: наряду с налаживанием тесных межрегиональных экономических связей в границах еди­ного рыночного пространства страны обеспечение ее территориальной неприкосновенности и единства. В то же время Украина [должна быть открытой в экономическом отношении, входить на [взаимовыгодных принципах эквивалентности в межгосударст­венные региональные и мирохозяйственные структуры (имеется в виду открытость рынка товаров, инвестиций, технологий, цен­ных бумаг, труда и т. п.) и расширять сотрудничество с ними. В [соответствии с национальными интересами могут формировать­ся и свободные экономические зоны.

Территория Украины, ее природные богатства (земля и недра, растительный и животный мир, рельеф и климатические условия), характер и густота расселения, национальный и соци­альный составы населения, размещение производительных сил, Уровень социально-экономического развития регионов исследованы достаточно фундаментально. Есть детальное описание и многомасштабный картографический материал с определением различных исторических, природно-климатических, социально-экономических, хозяйственных и человеческих характеристик каждой местности. Это может служить прочным научным фун­даментом для разработки и осуществления эффективной регио­нальной политики. Однако он используется недостаточно, осо­бенно относительно единого социально-экономического и адми­нистративного районирования Украины, прогнозирования ее бу­дущего развития. В свое время имела место попытка сугубо ди­рективно, из центра создать региональные совнархозы. Но они отнюдь не вписались в командно-административную систему уп­равления и были быстро ликвидированы. Потом Украина была искусственно разделена на 3 больших экономических района (Донецко-Приднепровский, Северо-Западный и Южный), кото­рые вовсе не отвечали ни природно-климатическим, ни социаль­но-экономическим критериям ее единства.

Существующее административное деление Украины па Крымскую автономную республику, 24 области, столичный город Киев, город Севастополь и около 480 районов также нель­зя признать достаточно обоснованным с современной точки зре­ния на проблему районирования. Модель оптимального функци­онирования региональной и местной экономики в составе едино­го соборного государства требует точного учета специфики усло­вий ведения хозяйства, ресурсных возможностей и рыночных связей на микроэкономическом уровне, с тем чтобы обеспечи­вать интенсивное экономическое развитие.

Сегодня сложились структурно и качественно деформиро­ванные территориально-производственные комплексы преиму­щественно экстенсивного типа. В их промышленной структуре преобладают наименее эффективные добывающие отрасли, от­расли тяжелой промышленности с устаревшими технологиями уровня 60-70-х годов, а также производства систем вооружения. Однако отмеченные отрасли не влияют на покрытие внутреннего рыночного спроса на потребительские товары должным образом, не говоря уже о конкурентоспособности последних на мировом рынке.

Значительная часть промышленных гигантов Восточного, До­нецкого и Южного регионов, в которых был сконцентрирован мощный производственный потенциал, непосредственно на по­требительский рынок дают от 5 до 25% стоимости своих изделий. Более того, до недавнего времени выдающиеся научно-техничес­кие достижения, новейшие технологии и продукция оборонного комплекса были строгой тайной. Категорически запрещалось передавать их в гражданские отрасли производства.

Под влиянием бурных темпов инфляции, перекосов в уров­нях и соотношениях цен, спада производства его структура ста­новится еще более деформированной. Только за первое полуго­дие 1992 г. удельный вес валового продукта в денежном выраже­нии от угольной промышленности, энергетики и черной метал­лургии за счет бурного повышения цен вырос в стоимости промышленной продукции более чем в 2 раза (до 51%) при зна­чительном сокращении объемов производственной продукции в натуральном выражении. В то же время доля стоимости продук­ции легкой и пищевой промышленности, наоборот, уменьшилась более чем в 2 раза. Это свидетельствует о том, что макрострукту­ра экономики продолжает деформироваться, обостряя проблему товарной дефицитности, дефицита государственного и местных бюджетов, а также дефицита платежного баланса.

В условиях общего сокращения накоплений складывалась парадоксальная ситуация: чем большим был прирост инвести­ций и текущих затрат на структурно и качественно несовершен­ное промышленное развитие того или другого региона, тем более острым становился товарный дефицит национальных товаров на местных рынках. Платежеспособный спрос складывался без со­ответствующего прироста и даже при резком спаде производства собственных потребительских товаров и их перепродажи за бес­ценок мафиозно-спекулятивными структурами за пределами Украины. И эта тенденция охватила почти все регионы, что толь­ко подталкивало к инфляционному взрыву.

В свое время в местах концентрации промышленности без глубоких технико-экономических обоснований было искусст­венно размещено немалое количество объектов с высокой капи­тало- и энергоемкостью, которые истощали местные ресурсы, за­грязняя окружающую среду. Все это не приносило ощутимого эффекта ни соответствующим регионам, ни государству в целом. По выборочному обследованию, теперь их потенциал вообще ис­пользуется на 15-20%, а многие предприятия вовсе не работают. Структуру и систему ведения хозяйства в этих комплексах необ­ходимо переводить на новейшие технологии и выпуск товаров под рыночный спрос.

Структура многих аграрных районов Степи, Лесостепи, Поле­сья, предгорных и горных зон Карпат и Крыма также страдает односторонностью, внутренней несбалансированностью, с одной стороны, между отраслями сельского хозяйства, а с другой — между производством сырья и возможностями его глубокой про­мышленной переработки и хранения, развитием производствен­ной, рыночной и социальной инфраструктур сельских террито­рий.

Структурные сдвиги связаны с более обстоятельным опреде­лением оптимальных размеров экономических районов в соот­ветствии с региональными особенностями. И это дает основания эффективнее хозяйствовать за счет лучшего использования местных ресурсов. Одновременно прибавляется и деформация всей макроструктуры экономики Украины.

В историческом аспекте для территориального уклада Украи­ны характерной чертой было формирование региональных зе­мель таких, как Подолье, Волынь, Галичина, Слобожанщина, Донбасс, Приднепровье и т. п., с их внутренним делением на уезды. Такое районирование складывалось в прошедшие време­на, когда господствовала преимущественно аграрная структура с очень неразвитыми инфраструктурой, энергетической базой и промышленностью. Однако одного исторического фактора мало­вато, чтобы теперь вновь перекраивать всю территорию страны. Это еще больше усложнило бы экономическую ситуацию, меж­областные и межрайонные связи, весь процесс формирования единого внутреннего рынка с региональным его делением. Лик­видация существующих и образование новых административных единиц должны осуществляться чрезвычайно взвешенно, с пол­ным учетом интересов людей, проживающих на той или иной территории (включая интересы жителей каждого населенного пункта), его притяжения к конкретным промышленно-торговым и культурным центрам, к составляющим действующей системы средств связи и путей сообщения.

Поэтому нельзя огульно осуществлять региональную транс­формацию без всесторонне обоснованных проектов и согласия на это представительских местных органов. Более того, должны быть конституционные гарантии от проявлений волюнтаризма в определении региональных и административных формирований. Национальный состав и характер украинского государства тре­буют однородности административного реформирования ее тер­ритории. По прогнозам будущего комплексообразования, разви­тия и размещения производительных сил, инфраструктуры и ин­форматики, экономические регионы (земли) по размеру могут быть значительно больше существующих областей. В рыночных условиях создание территориальных комплексов определяется действием факторов НТП, изменениями производственной и рыночной структур, процессами трансформации всей системы регионального уклада.

Сегодня не может не привлекать к себе особого внимания южный регион Приазовья и Причерноморья — как регион не только для развития промышленности и сельского хозяйства, но и формирования морехозяйственных комплексов, которые имеют большое экономическое значение для Украины. В этом регионе с распадом СССР возникли острые и сложные полити­ческие, экономические и экологические проблемы, решение ко­торых требует четкого правового обеспечения. В частности, под­лежит пересмотру правовой статус Азовского и Черного морей, эффективного использования их шельфа, мореходности, рыбо­ловства, охраны морской среды и т. п. в связи с новыми отноше­ниями Украины с Россией и Грузией. Время от времени обостря­ется ситуация в Крыму на почве возвращения и расселения татарского народа, несогласованности взаимоотношений автоно­мии с центром. Образование региональных автономий исключи­тельно по политическим мотивам является шагом назад от созда­ния высокоорганизованной системы государственного устройства.

В региональной политике важно также предоставить приори­тет преодолению достаточно сложной ситуации в Донбассе и Приднепровье, связанной с кризисом их добывающей промыш­ленности, металлургии и тяжелого машиностроения, а также преодолению их угрожающего экологического состояния. Без эффективного функционирования этих регионов Украина не сможет успешно решать проблему энергетической безопасности и технологического прогресса.

Валютно-финансовая, кредитная, налоговая и ценовая поли­тика Правительства относительно регионов должна создавать предпосылки для внутренних накоплений, формирования необ­ходимых местных бюджетов и инвестиционных фондов на безинфляционной основе. Без этого невозможно структурно и качественно обновлять производство, диверсифицировать капи­тал, оживлять и развивать экономику регионов.

Властные структуры областей и районов с помощью государ­ственной власти призваны всячески содействовать развитию предпринимательства и инициативы в эффективном использова­нии местных ресурсов. Особенно повышается значение активи­зации трудового потенциала больших, средних и даже части малых городов, где темпы спада товарного производства и сни­жения жизненного уровня людей, а также проявления депопуля­ции и общего демографического кризиса приобретают катастро­фический характер. Это касается и большой части сельских по­селений. Парламент и Правительство осуществляют ряд меро­приятий, направленных на приоритетное развитие села и агропродовольственного комплекса. Однако их реализация сдержи­вается обострением общеэкономического кризиса. Особых усилий требует поиск методов и путей перестройки небольших сельских поселений, которые истощены экономически и демо­графически.

В условиях новых форм ведения хозяйства и рынка, при над­лежащей материально-технической поддержке (и DUE-DILIGENCE), есть реальные возможности обеспечить высокопроизводительное использова­ние земли, постоянную занятость и достойную жизнь крестьян. За счет местных накоплений, кооперации ресурсов и государст­венной поддержки следует укреплять промышленную базу укра­инского села, развивать в нем промыслы и инфраструктуру, осу­ществлять не только первичную, но и глубокую промышленную переработку и хранение продуктов питания, налаживать техни­ческое и бытовое обслуживание крестьян, производство стро­ительных материалов, потребительских и других товаров. Это должно стать экономической основой для формирования сель­ского населения со сбалансированной половозрастной структу­рой и расширенным демографическим воспроизводством.

Общими усилиями ученых Национальной академии наук Ук­раины, Украинской академии аграрных наук и высших учебных заведений эти проблемы сегодня тщательно изучаются, прораба­тываются соответствующие предложения. Однако их не всегда воспринимают властные структуры, что тормозит их оператив­ное воплощение в жизнь. В то же время региональная политика является тем более эффективной, чем более обстоятельна ее на­учная база.

Теоретические разработки региональных проблем, обобще­ние опыта многих государств мира показывают, что имеют недо­статки как жесткоцентристские, так и автаркично-федералистские модели формирования управления и обустройства террито­рий региональных систем и комплексов внутри страны. Край­ности в подходах к решению этой проблемы приводят большей частью к негативным экономическим и политическим последст­виям. В первом случае чрезмерный централизм сковывает ини­циативу и экономические интересы местного самоуправления и предпринимательства. Это, в свою очередь, тормозит развитие хозяйства и местных рынков, приводит к неминуемому отстава­нию, застою и кризисному положению. Во втором случае прояв­ляются тенденции к федеративной автаркии, ограничению сис­темы производства и обращения узкими рамками региона с ос­лаблением межрегионального и внешнего товарооборота. Это в конце концов вслед за экономическим движением назад, к нату­ральному хозяйству, может завершиться и развалом единого го­сударства, образованием на его руинах новых мелких государств типа разъединенных между собой «княжеств».

При глобальном историческом взгляде на эти сложные про­цессы оказываются достаточно закономерными циклы зарожде­ния, развития и гибели империй, которые создавались путем за­воевания чужих территорий. И это было не только во времена Римской империи, Византии и позднейших грабительских похо­дов завоевателей на всех континентах. Апогей этого зловещего процесса приходится на XX столетие. Из-за перекройки межго­сударственных границ и даже покушений на мировое господство вспыхнули две мировые войны и множество вооруженных кон­фликтов в различных регионах мира. Однако их последствия оказались прямо противоположными. Развалилась многовеко­вая колониальная система. Рухнули тоталитарные режимы в СССР, странах Восточной Европы и других государствах. Не­смотря на это, региональные конфликты за территории не гас­нут.

К сожалению, геополитические договоренности и соглашения не устраняют войн из жизни цивилизации. Они только передви­гают их из одних регионов в другие. Сегодня угроза вооруженно­го противостояния передвинута от бывшей «берлинской стены» на территории Востока. Кардинальное изменение ситуации в мире, вызванное развалом тоталитаризма на  суши, не должно создавать иллюзий безопасности и территориальной целостнос­ти новых национальных государств. Молодое Украинское госу­дарство должно иметь собственные стратегию и тактику внешне­политической региональной политики. Тем более что в совре­менном мире происходят глобальные межрегиональные сдвиги в экономической жизни народов. Процессы международной эко­номической интеграции охватывают чем дальше, тем большие пространства земного шара. Вслед за экономической и полити­ческой интеграцией европейских стран аналогичный процесс быстро усиливается на Американском континенте под активным влиянием региональной политики США. Интеграционные про­цессы охватывают также страны Тихоокеанского бассейна под влиянием региональной политики Японии и Китая.

Футурологи в сферах экономической и политической мысли пророчат, что интеграционные процессы могут привести в конце концов к созданию единого всемирного государства. На Пагуошской конференции ученых мира, которая состоялась в сентябре 1992 г. в Берлине, был представлен научный доклад на эту тему, который вызвал оживленную дискуссию. Противники такой идеи решительно отрицали целесообразность суперцентрализа­ции, поскольку она угрожает потерей национальных интересов различных стран и народов мира, с установлением диктатуры группы экономически могущественных государств, которые будут истощать мировые ресурсы. Тем временем сторонники ин­теграции, наоборот, доказывали ее экономические преимущест­ва, что, согласно их подсчетам, дает огромный эффект, который значительно перекрывает затраты на содержание властных верх­них структур всей бюрократической машины управления. При­рост валового национального продукта и дохода в расчете на душу населения только от системы национальных межрегио­нальных экономических связей может увеличиться на четверть, а процесс выравнивания степени экономического развития раз­личных стран значительно ускорится.

Нужно четко определить стратегию и будущее место Украи­ны во всемирном разделении труда, в региональных и мирохо­зяйственных интеграционных связях, не теряя своих националь­ных экономических и политических интересов, а также террито­риальной целостности страны.

Внутренняя и внешняя региональная политика осуществля­ется в органическом единстве. Безусловно, каждый экономичес­кий и административный регион должен иметь свое лицо, струк­туру, качество хозяйства и рынка. Территории, где рождаются и живут, работают и ведут хозяйство, формируются физически и духовно, стареют и умирают люди, не могут прогрессировать без высокопроизводительного труда и регионального воспроизвод­ства по модели комплексного экономического развития. И это главная цель стратегии и тактики каждой региональной власти и хозяйственных (предпринимательских) структур, которые функционируют на ее территории.

С сугубо рыночной точки зрения нужно, в первую очередь, стимулировать покрытие меняющегося спроса товарной массой местного производства, а также за счет импорта отсутствующих товаров в сбалансированной структуре с экспортом собствен­ных, с тем чтобы достичь надлежащего всесторонне обоснован­ного стандарта рыночной обеспеченности и жизни человека. Го­сударственная власть координирует и направляет деятельность местной власти с помощью механизма экономического регули­рования, определения оптимальных соотношений местных и го­сударственного бюджетов, создания региональных и централь­ных инвестиционных фондов, развития местной и общегосудар­ственной инфраструктур, необходимых резервов, обеспечиваю­щих бесперебойный воспроизводственный ритм и жизненный стандарт.

Однако было бы ошибкой не видеть за региональными осо­бенностями межрегионального единства воспроизводственных макроэкономических процессов глобального циклического раз­вития, которые вызывают объективные тенденции не только к кооперации и интеграции внутренних регионов каждой страны, но и к широкому выходу их и страны в целом в межгосударствен­ные интеграционные связи.

Следует подчеркнуть, что рыночная экономика современного мирового уровня не имеет ничего общего с рыночной стихией эпохи зарождения товарно-денежных отношений. Кроме функ­ционирования высокоразвитого цивилизованного рынка, рыноч­ная экономика Западной Европы, США и Японии довольно жестко и гибко регулируется государством, активным осуществлением ее внутренней и внешней политики, в том числе региональной. Глу­боко ошибаются те наши политики, которые стремятся в Украи­не искусственно отделить государство от экономической жизни. Это угрожает только анархией и хаосом, несовместимыми с на­стоящим демократическим укладом и человеческим прогрессом.





Метка: