Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Корректирование валютно-финансовой и кредитной политики

Рубрика: Экономика, статьи

Валютно-финансовое и кредитное регулирование в экономи­чески развитых странах осуществляется на основе целенаправ­ленной государственной политики. Государство определяет и со­здает надежную, всесторонне взвешенную законодательную базу формирования и функционирования соответствующих банков­ских и финансовых структур, адекватных содержанию действую­щей экономической системы, с соответствующим механизмом их активных рыночных действий. В то же время этот самый меха­низм выполняет функции жесткого контроля за процессами де­нежного и кредитного обращения, обращения ценных бумаг. Четко регулируется и контролируется эмиссия денег и ценных бумаг.

Без государственного разрешения через резервную и финан­совые системы, например в США, никто не имеет права печатать и выпускать в обращение ни цента дополнительных денег. Это тщательно обосновывается с позиций обеспечения стабильности курса доллара и предотвращения или сведения к минимуму ин­фляционных процессов. Обновление изношенных купюр или за­мена старых на новые осуществляется на эквивалентном прин­ципе, а’ дополнительный прирост или сокращение денежной массы в обращении органически увязывается с движением ВВП, скоростью денежного и кредитного обращения. Регулируются резервные валютные фонды и золотые запасы, соотношения на­личного и безналичного денежного обращения с тенденцией к сокращению доли наличного. Мощная банковская и финансовая система США, как уже отмечалось, координирует и направляет процессы валютного регулирования и в мировом масштабе.

Цивилизованная и эффективная рыночная экономика в Ук­раине может быть создана на базе надежно и стабильно функци­онирующей национальной денежной системы, на четко регули­рующем механизме действия банковских и финансовых струк­тур. Новая денежная система страны должна базироваться на прочном валютном резерве, имеющихся в наличии и растущих товарных ресурсах, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках. Иначе говоря, объем новых денег в обращении должен имитировать по ценам рыночного равновесия обращение товарной массы и ВВП с подстраховкой валютным резервным фондом. Денежная реформа требует одновременного реформи­рования действия банковской, финансовой и кредитной систем. Государство должно законодательно направить их деятельность на целенаправленное обслуживание созидательных рыночных реформ. На анархическом денежном обращении и фиктивном банковском капитале, при господстве на внутреннем рынке ино­странных валют и товаров, крепкой рыночной экономики ника­кая власть не построит.

Для того чтобы действительно оживить предприниматель­скую деятельность, обеспечить процессы экономического обнов­ления и расширенного воспроизводства, недостаточно изменить только формы собственности и властные структуры. Нужно за­действовать принципиально новый регулирующий механизм всей системы мотивации рыночных отношений, действенной конкуренции и широкого восприятия товаропроизводителями современных научных и технологических достижений, стимули­руя в то же время новые научные открытия в расширении гори­зонта фундаментальных знаний и прогрессивного экономичес­кого развития. Это технологическая основа высокого уровня конкурентоспособности в современном мире, который бурно развивается. Высокоразвитая рыночная экономика должна бази­роваться на твердой национальной валюте. Только стабильные деньги, отражая стоимостные оценки товарных ресурсов и услуг в рыночной конъюнктуре развития предпринимательства, про­изводительного труда, инвестиционной и инновационной дея­тельности, могут надежно стимулировать экономический рост, структурное и качественное обновление в воспроизводственных процессах.

Однако высокая и стабильная покупательная способность бу­мажных денег, как известно, отнюдь не может базироваться толь­ко на стоимостном содержании высококачественной бумаги с теми или другими художественными и защитными свойствами и качествами. Ценность и покупательная способность бумажных денег определяется реальным экономическим и стоимостным фундаментом, который они отражают, т.е. стоимостью товарных ресурсов, которые производит страна и продает на внутреннем и внешних рынках. И это дает основания для конвертации нацио­нальных денег и доходов в любую другую валюту. Когда-то таким товаром было исключительно золото, т.е. действовал еди­ный золотой стандарт — стоимость одной унции золота. Денеж­ная система базировалась на государственном золотом запасе (потом к нему присоединили алмазы, платину, бриллианты, се­ребро и другие редкие металлы) даже с выпуском в обращение золотых монет. В современном мире бумажные деньги непосред­ственно не базируются на одном высокоценном товаре, хотя для более надежного страхования валютной стабильности государст­ва стремятся иметь и хранить драгоценности, на которые цено­вая конъюнктура мирового рынка, по сравнению с другими това­рами, наиболее стабильна.

Гарантом денежной стабильности является теперь общий уровень экономического развития страны и ее конкурентоспо­собность. Поэтому именно в этом направлении должна осущест­вляться экономическая политика государства — развитие, каче­ственное и структурное совершенство всего экономического ор­ганизма. Эмиссия денег, ее объемы и структура имеют объектив­ные критерии оценки и границы. Выход за них вызывает неминуемые инфляционные явления. Чем больше масса бумаж­ных денег в обращении по отношению к товарной массе и инвес­тициям и ниже скорость процесса их обращения, тем ниже поку­пательная способность и стоимость действующей денежной еди­ницы. И, наоборот, чем меньше относительная масса денег в об­ращении, а скорость обращения выше, чем больше рыночная конъюнктура склоняется в пользу потребителей, а денежная еди­ница и вся валютно-финансовая система государства становятся более стабильными.

Балансовое равновесие товаров и денег в обращении, рыноч­ного спроса и предложения, стоимостно-натуральных структур создает оптимальную модель функционирования товарно-де­нежного кругооборота. Выпуск в обращение дополнительной массы купюр не должен нарушать модели оптимального равно­весия.

Чтобы преодолеть денежный и финансовый хаос, паралич взаимоплатежей, государство должно на законодательной основе поставить всю валютно-финансовую систему, действие банков­ских и финансовых структур в условия жестокого регулирова­ния и контроля. Без этого, нравится это кому-то или не нравит­ся, не будет ни эффективной банковской системы, ни результа­тивной деятельности финансовых органов, ни эффективных ры­ночных реформ. Вот как оценивают роль регулирования и контроля американские ученые: «Соединенные Штаты и очень много зарубежных стран на горьком опыте убедились, что де­централизация, нерегулированная банковская система вряд ли способны обеспечить предложение денег, что в наибольшей мере способствует благосостоянию экономики в целом» .

Далее, оценивая дискуссию между сторонниками и противни­ками независимости Федеральной резервной системы США, эти ученые утверждают, «что когда ответственность за экономичес­кое благосостояние нации в конечном итоге ложится на государ­ственные органы законодательной и исполнительной власти, то эти органы должны иметь в руках все политические инструмен­ты, при помощи которых можно влиять на экономику» . «Цент­ральные банки американской капиталистической экономики, — констатируют авторы, — пребывают в частной собственности, но управляются государством. Владель­цы не контролируют ни состав руководства, ни политику цент­ральных банков».

Кроме 12 центральных банков федеральной резервной систе­мы, в США насчитывается 13,8 тыс. коммерческих банков, из них 2/3 являются частными банками штатов, а остальные нацио­нальными. Центральные банки принимают вклады частных ком­мерческих банков и сберегательных учреждений и предоставля­ют им кредиты. Поэтому их называют «банками банкиров». Из них 7 банкам Конгрессом предоставлено право эмиссии денег и выпуска их в обращение. Кредитные же банки, в свою очередь, выполняют аналогичные функции относительно людей, т.е. при­нимают от них вклады и предоставляют им кредиты, увеличивая количество денег в экономическом обороте. В большинстве дру­гих стран функции резервной системы выполняют центральные банки, например, Бундесбанк в Германии, Английский банк в Великобритании и т.п. Именно эти банки являются достаточно жесткими и последовательными проводниками государственной денежной, банковской (процентной), финансовой политики, а отсюда и политики регулирования совокупного денежного обра­щения и доходов. Эти государственные функции должен выпол­нять и наш Национальный банк Украины.

В США Федеральная резервная система, храня взносы бан­ков и сберегательных учреждений, являющиеся стратегическим финансовым резервом государства, управляет всем процессом обращения денег и ценных бумаг. Она также четко выполняет предоставленные ей контрольные функции. Но, кроме нее, кон­троль за деятельностью своих банков осуществляют властные органы штатов. Контролеры за денежным обращением инспекти­руют все национальные банки. Наконец, Федеральная корпора­ция по страхованию депозитов имеет полномочия проверять все банки, вклады которых она страхует. Таким образом, несмотря на огромный опыт (Закон о Федеральной резервной системе был принят в 1913 г.), а также научные знания об эффективном функционировании банковской системы, государство осущест­вляет по существу тройной общественный контроль за деятель­ностью банковской системы. И это не случайно, ибо здесь сосре­доточено ядро экономической прочности и устойчивого прогрес­сивного развития. С развала же валютно-финансовой системы преимущественно начинается развал и всей экономики государ­ства.

Известно, что бумажные деньги, выступая долговыми обяза­тельствами государства, коммерческих банков и сберегательных учреждений, выполняют свои функции действительных денег до тех пор, пока их покупательная способность (стоимость) относи­тельно стабильна, пока четко осуществляются фискальная поли­тика и эффективный контроль предложения денег. Государст­венное и кредитное регулирование оптимальных соотношений спроса и предложения денег является наиболее сложной пробле­мой государственной денежной политики. Бумажные деньги принимаются в обмен на товары и услуги только потому, что, будучи, в свою очередь, израсходованными, они приносят потре­бителю приблизительно то же самое количество других товаров и услуг. Поэтому выпуск в обращение дополнительных денег, т.е. расширение денежных предложений без надлежащего на то обо­снования и контроля, угрожает потерей их стоимости и выполне­ния ими всех решающих функций — меры стоимости, общего эквивалента товарооборота и средства сбережения. Это, собст­венно, и приводит к финансовому и общеэкономическому хаосу.

Банковская и финансовая системы государства призваны иметь высокопрофессионально регулировать процессы стабиль­ного функционирования денежно-кредитной сферы, исключая диспропорции в соотношениях спроса и предложения денег и ценных бумаг на валютном рынке, а также в соотношениях дви­жения товарных и денежных масс в совокупном товарно-денеж­ном обороте. Именно здесь заложен темп скорости денежного обращения и обеспечение высокого уровня мотивации предпри­нимательства и труда. Если банковско-финансовая система не выполняет этих решающих функций своей деятельности незави­симо от того, сознательно или несознательно, вследствие незна­ния или неумения это делать, то государству неминуемо посто­янно будет угрожать опасность экономического развала.

Неслучайно во всех высокоразвитых странах особенно тща­тельно подходят к отбору и назначению президентов банков и министров финансов как руководителей ключевых экономичес­ких органов и структур государства. Например, в США Прези­дент Федеральной резервной системы выбирается среди выдаю­щихся банкиров мира и назначается на срок до 14 лет. Правление резервной системы работает в жестком режиме (как мне сообщи­ли специалисты резервной системы, ее правление проводит два заседания в неделю) с рассмотрением изменчивых процессов ва­лютной устойчивости не только в целом, но и по регионам стра­ны с принятием конкретных решений относительно регулирова­ния рыночного спроса и предложения долларов и ценных бумаг, осуществления кредитной политики, контроля за общеденеж­ным обращением, его скоростью, изменением валютных курсов и т.п. И это является залогом определенной валютно-финансовой стабильности и прогрессивного развития экономики США, кото­рая, несмотря на пессимистические прогнозные оценки некото­рых аналитиков, продолжает крепко удерживать мировое лидер­ство.



https://wanger.ru мех шиншиллы купить шубу из шиншиллы. . Безпокрасочное удаление минск беспокрасочное выпрямление вмятин в минске.

Метка: