К методологии и методам поддержания ценового паритета
Рубрика: Экономика, статьиПрибыль и рентный доход фермеров и кооператоров складываются от продажи товарной продукции и услуг по рыночным ценам. Однако, если они не обеспечивают воспроизводственного уровня доходности, а спрос есть, то государство гарантирует фермеру минимальный уровень цены (средняя себестоимость) (S) плюс минимальная прибыль (Р), а по конечным результатам хозяйствования расчеты ведутся по паритетным ценам, или ценам воспроизводства. Они включают в себя полную себестоимость (S) плюс средняя норма прибыли (Р), отнесенная на среднегодовую стоимость авансового капитала (аК) в основных и оборотных (включая оплату труда) производственных фондах плюс стоимость земли. При этом учитывается коэффициент оборотности (к). Вся эта совокупность структурных элементов, отнесенная на единицу продукции, и является ценой воспроизводства (ZB). Она включает все составные воспроизводственного процесса в стоимостной форме.
Если рыночные цены оказываются ниже уровня этой цены, то разница доплачивается фермерам из государственной казны, чтобы они имели финансовую возможность осуществлять нормальное воспроизводство не ниже прогнозных темпов обновления и развития. Если рыночные цены равняются или выше уровня цен воспроизводства, ценовые доплаты отсутствуют. В странах ЕС уровень фермерских цен вообще устанавливается для всех один раз в год по соглашению сторон, так что текущая конъюнктура цен на них непосредственно не влияет. Кроме того, доходы фермеров регулируются за счет субсидий и определенных доплат как из бюджета ЕС, так и из бюджетов их стран. Это и есть система активного государственного регулирования, а не рыночная анархия, которую нам стремятся всячески навязать «революционные» реформаторы, преимущественно извне.
При осуществлении воспроизводственных циклов решающую роль играют показатели степени окупаемости как каждого конкретного ресурса, так и их отдельных групп и всей совокупности за счет дополнительного продукта и его денежного выражения в форме чистого дохода (Рг) — прибыли и возможного рентного дохода (P+Rd). Именно они наряду с возвращением в денежных поступлениях за проданный товар полной себестоимости его производства и обращения определяют прирост чистого дохода (ДРГ), из которого и формируются платежи в бюджет, предпринимательские фонды потребления и накопления на прирост основных и оборотных средств. Без этого очередной воспроизводственный цикл в расширенной и качественно обновленной структуре не произойдет, если никто его не профинансирует или не прокредитует извне. Общеизвестно, что именно чистый доход предприятия (Z — S = Р), независимо от форм собственности определяет степень окупаемости как живого, так и овеществленного труда. Его отношение к себестоимости характеризует
уровень окупаемости текущих производственных затрат, где основные производственные фонды принимают участие только частью амортизационных отчислений.
Указанное отношение в стоимостном расчете на один воспроизводственный цикл характеризует окупаемость основных и оборотных фондов (включая стоимость земли и оплату труда), а отношение чистого дохода к стоимости совокупных производственных ресурсов, которые принимают участие в воспроизводстве (основные фонды, земля и другие природные ресурсы, рабочая сила, материальные затраты и т.п.), т.е. отражает коэффициент окупаемости совокупной стоимости ресурсов (WR) в оборотном цикле.
Чем он (коэффициент) выше, чем быстрее процесс воспроизводственного обращения, тем ресурсы дают более высокую отдачу, быстрее окупаются. Предпринимательская деятельность становится более результативной с позиций макроэкономических оценок. Но все эти оценки конечной результативности вызывают надлежащее доверие в условиях, когда рыночные цены более или менее стабильны и могут быть сопоставимы. Если же «инфляционный шок» и рыночная конъюнктура деформируют стоимостные категории настолько, что они впадают в хаотическое состояние, то возникает объективная потребность более весомой регулирующей функции как со стороны государственных, так и со стороны сугубо рыночных механизмов. Для этого проанализируем движение индексов цен промышленности, сельского хозяйства и потребительского рынка (см. табл. 22).
Взрывной цеповой всплеск начался с 1992 г. и достиг максимального пика в 1993 г., когда лидерство в ценовой гонке захватили потребительские цены — в 103 раза по отношению к предыдущему году, цены промышленности возросли соответственно в 98 раз, а аграрные — в 40 раз. Таким образом, в Украине произошло парадоксальное инфляционное явление. В отраслевой структуре украинской экономики промышленность с начала рыночных реформ превратилась в сферу наибольшего экономического спада с наивысшими темпами роста себестоимости и цен. Промышленные отрасли стали неконкурентоспособными в системе «либерализованного» рынка, несмотря даже на то, что сработал здесь главным образом принцип монополизма. Руководство промышленных предприятий, при поддержке Правительства искусственно вздувало оптовые цены, выигрывая для себя за счет ценового фактора «наивысший» уровень доходности, в который вошла и наибольшая масса инфляционных денег.
Но ведь промышленники первыми и попали в ловушку ограниченной платежеспособности внутреннего рынка и отсутствия спроса на свою продукцию на рынках внешних. Исключением стали только производства минеральных удобрений, металлопродукции и электроэнергии, а также реэкспорт энергоносителей. Готовые машины, технические средства никто не мог, а нередко и не хотел покупать, что, собственно, и парализовало большую часть национальной промышленности. К тому же негативно повлияли на эту отрасль разорванные кооперированные связи с промышленными предприятиями стран бывшего СССР и восточноевропейских стран. Потеря кооперативных связей и рынков сбыта — основная причина резкого спада отечественного промышленного производства в тот период.
Монопольные цены промышленности, резкое ограничение и даже прекращение выпуска технологических систем для земледелия и животноводства одновременно подорвали и аграрный сектор, который, потеряв свою доходность вследствие искусственного занижения цен на сельскохозяйственную продукцию, спада ее производства и товарности, соответственно потерял покупательную способность, сузив рынок необходимых промышленных товаров. Диспаритет цен в системе товарооборота между промышленным и аграрным секторами экономики принял угрожающий характер. Более чем семикратный разрыв в темпах роста ценовых индексов между двумя решающими сферами национального производства привел к небывалой диспропорции между ними.
Для более наглядного примера воспользуемся расчетами академика УААН А.М. Шпичака об изменениях степени эквивалентности обмена важнейших продуктов сельского хозяйства и отдельных средств производства, без которых оно не может обойтись, в натуральных показателях. Если по состоянию на( 01.01.91 г. для приобретения одного трактора ЮМЗ крестьянам нужно было продать 71 т пшеницы, или 25,5 т молока, или 4,4 т мяса крупного рогатого скота, или 3,8 т свиней, то по состоянии на 01.01.96 г. соответственно 123 т (в 1,7 раза больше), 164,1 т (в 6,4 раза больше), 27,4 т (в 6,2 раза больше) и 16,4 т (в 4,3 раза больше).
Аналогичная ситуация и с приобретением одного зерноуборочного комбайна «Дон». По состоянию на 01.01.91 г. нужное было продать пшеницы 176 т, а на 01.01. 96 г. — 1323 т, или в 7,5 раза больше, молока соответственно 63,2 и 1763,3 т, или в 27,9 раза больше, мяса крупного рогатого скота — 10,8 и 264,0 т, или в 27,2 раза больше, свиней — 9,4 и 176,3 т, или в 18,8 раза больше. В том же направлении изменяется положение с рынком сельхозпродуктов и бензина: если на 01.01.91 г. нужно было за одну тонну бензина продать 0,7 т пшеницы, то на 01.01.96 г. — 2,3 т, или в 3,3 раза больше, молока соответственно 0,3 и 3 т, или в 10 раз, крупного рогатого скота — 0,04 и 0,5 т, или в 12,5 раза, и свиней — 0,04 и 0,3 т, или в 7,5 раза больше. Можно привести еще и данные по дизтопливу. На те же даты за одну тонну его крестьянам нужно было продавать пшеницы соответственно 0,5 и 2,0 т, или в 4 раза больше, молока — 0,2 и 2,7, или в 13,5 раза крупного рогатого скота — 0,03 и 0,45, или в 15 раз, и свиней — 0,03 и 0,3 т, или в 10 раз больше.
Никакое хозяйство таких ценовых диспропорций выдержать не сможет. Именно поэтому их нужно за счет регулирующих факторов немедленно изменять. Отмеченная ценовая политика в условиях гиперинфляционного шока нанесла немалый урон экономике Украины и ее агропромышленному комплексу и никаких прогрессивных сдвигов не обещает в будущем.
Европейский центр макроэкономического анализа тенденций украинской экономики дает другие индексные показатели. В частности, по потребительским товарам они выглядят так: (1990 г. = 1, 1992 г. — 31, 1993 г. — 1696, 1994 — 16 809, 1995 г. -80 137)2.
Проектом упомянутой выше Национальной программы развития агропромышленного производства было предусмотрено ввести более активный и результативный экономический механизм государственного и рыночного регулирования. Он заключался в достижении эквивалентности товарообмена, финансовой поддержке сельского хозяйства, свободном доступе товаропроизводителей к кредитным ресурсам, повышении платежеспособной емкости аграрного рынка, введении экономически обоснованной налоговой, таможенной и страховой политики. И это важнейшие и даже решающие направления дальнейшей агропромышленной политики. Без активных действий по практическому решению этих направлений решить проблему стабилизации и развития сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и инфраструктуры АПК невозможно, какие бы другие реформаторские меры ни применялись. Нужен комплексный подход.
В сфере ценовой политики в условиях свободного рыночного ценообразования нужно ввести и соответствующее государственное регулирование уровня доходности аграрных товаропроизводителей. Для этого необходимо соответствующее законодательство.
До 1992 г., когда все еще господствовали государственные закупки основных сельскохозяйственных продуктов, государство включало в закупочные цены бюджетные дотации. Например, на зерновые культуры они составляли от 20 до 30%. Даже на семена подсолнечника, на которые цены были достаточно высокими, дотации доходили до 35-40%, на сахарную свеклу — 23-33%. На продукты животноводства (говядина, свинина и молоко) в 1992 г. удельный вес дотаций колебался от 60 до 75% совокупного уровня цены. Ее структура формировалась по совсем другим стоимостным объемам затрат, дотаций и чистого дохода.
Даже повышение уровня рентабельности в условиях гиперинфляции не должно вводить никого в заблуждение. Финансовое состояние хозяйств при инфляционном росте цен зачастую ухудшается, поскольку падает покупательная способность хозяйственных доходов, так же как и бюджетных, в соответствии с темпами инфляции. В 1993-1994 гг. со стороны государства была полностью прекращена дотация растениеводческих отраслей и существенно уменьшена доля дотаций в животноводстве. С 1995 года дотации прекращены полностью, а так называемые рыночные цены вследствие паралича платежеспособности большей части населения повышались значительно более низкими темпа-J ми, чем в монополизированных сферах. Кстати, они сейчас охватывают не только монополизированные предприятия, но и предпринимательские структуры, которые стремятся разделите рынки и захватить в них свои ниши, установив своего рода рыночные монополии. Поэтому антимонопольное законодательств во нужно распространять на другие сферы деятельности, имеющие экономическую природу и формы монополизма.
Введение в товарооборот дополнительных природных или других ресурсов, которые раньше входили в хозяйственное обрущение бесплатно, например земельного ресурса, также изменяет объемы и структуру себестоимости и цен, прибыли и ренты, влияет непосредственно на уровень рентабельности производства и торгового оборота. В то же время сдерживание, стабилизация или даже снижение цен обусловливаются не только конкурента ной борьбой на рынках, преобладанием предложения над cпpoсом, но и движением самого платежеспособного спроса, его расширением или сокращением. Искусственное сужение спроса и удержание ценовой стабильности на высоком уровне, или повышение цен, приводят к сокращению объемов потребления и количества потребителей, что, естественно, сопровождается сокращением массы доходов и накоплений с обратным негативным влиянием на производство.
В политике ценообразования в АПК важно, с одной стороны, усилить регулирующее действие антимонопольного законодательства, пересмотреть его и сделать более жестким и неотвратимым относительно определения ценовых уровней. Тем самым ограничить или совсем остановить рост цен на материально-технические ресурсы — средства производства, поставляемые отечественной промышленностью селу. Это даст возможность положительно повлиять на формирование уровня и структуры себестоимости сельскохозяйственных продуктов, a также сделать более конкурентоспособной саму промышленность.
С другой стороны, возникает потребность активного влияния на формирование цен и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, чтобы они могли осуществлять нормальный! воспроизводственный процесс по выпуску продукции в структуре и качестве, отвечающим спросу потребителей. Для этого по примеру экономически развитых стран ЕС и США следует ввести определенные ограничения уровней цен на основные сельскохозяйственные продукты. Законодательно нужно предусмотреть, что любой оптовый покупатель независимо от характера его деятельности форм собственности и посреднической деятельности не имеет права оплачивать купленную продукцию по цене ниже цены поддержки, которая равняется нормативу себестоимости и минимальной прибыли, т.е. Zn = SH + Pmin, где: Zn — цена поддержки, — средний норматив себестоимости и Pmin — минимальная прибыль. Это и есть нижняя ценовая граница, от которой начинаются рыночные торги.
Окончательный расчет за закупленную сельскохозяйственную продукцию и сырье должен осуществляться по эквивалентной цене (цена воспроизводства), которая формируется на основании полной себестоимости Sp + средняя норма прибыли на авансированный капитал, включая стоимость земли, Р, т.е.
Если рыночные цены не обеспечивают уровня воспроизводственной (эквивалентной) цены, то разница доплачивается товаро-производителю из бюджета, в котором должен быть создан соответствующий фонд поддержки и стабилизации доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от форм их собственности и хозяйствования. Именно такой механизм ценового регулирования используется во многих экономически развитых странах, что дает им возможность стабильно развивать аграрное производство, полностью обеспечивая внутренний продовольственный рынок и экспортные потребности.
В условиях инфляции поддерживание ценового паритета требует соответствующей индексации цен во времени. Кабинет министров Украины должен ежегодно определять виды продукции, на которые распространяется отмеченный принцип, порядок доплат и их размеры, срок действия как цен поддержки, так и эквивалентных цен.