Механизм регулирования в инвестиционной политике
Рубрика: Экономика, статьиНужно четко понять, что экономический механизм сейчас представляет собой достаточно сложную совокупность регуляторов, при помощи которых реализуются составляющие общегосударственной и рыночной политики — монетарной, валютной, ценовой, финансовой, банковско-кредитной, платежной, налоговой, таможенной, бюджетной, страховой и т.п. И этот механизм также постепенно трансформируется (совершенствуется и усложняется). Появляются все новые экономические связи (внутренние и внешние), которые требуют соответствующих взаимосогласований, прямых и опосредствованных регуляторов.
Все они находятся между собой в органическом взаимодействии и при надлежащем урегулировании обеспечивают стабильное функционирование всей экономической системы. При этом именно регулирующий механизм активно влияет на уровни доходности и расходов различных хозяйственных структур, формирование и использование бюджетов (государственных и местных), семейных бюджетов различных социальных слоев населения, на степень сбалансированности платежного баланса страны, на материальные интересы и накопления для воспроизводственных и обновляющих процессов.
Иначе говоря, экономическая политика государства реализуется через механизм органического единства и взаимодействия экономических регуляторов. Например, то, что не урегулировано ценовой и рыночной политикой (скажем, в уровнях доходности), должно дополняться регулированием через налоговую и кредитную политику. Если же экономический механизм не отрегулирован, не действует скоординированно и целенаправленно, дает сбои, то и вся экономика становится дезорганизованной и хаотичной.
Банковская и финансовая системы Украины сейчас стремятся действовать в известной степени «самостоятельно», в отрыве от национального товаропроизводства и других хозяйственных систем, забывая о том, что экономическая природа банковско-финансовых структур является обслуживающей, т.е. они предназначены для выполнения важнейших своих функций обеспечения нормального денежного и финансово-кредитного кругооборота в единстве с созданием и обращением общественной стоимости в метаморфозе ее овеществленной и денежной форм. При этом товаропроизводство и рынок в широком их понимании выступают фундаментальной основой стабильного и высокодоходного функционирования банков и финансовых институтов.
Если же они оказываются в стороне от товаропроизводства и интеллектуального потенциала, то это неминуемо рано или поздно приводит их к упадку. На сугубо бумажном обращении денег и ценных бумаг, минуя непосредственно воспроизводство, стабильного и весомого бизнеса в долгосрочном периоде не бывает. В нормальной экономике оно выступает преимущественно дополнительным источником банковских накоплений. Наиболее крепкой опорой деятельности банковско-финансовых структур всегда была производственно-рыночная почва, ее инвестиционная и инновационная поддержка со стороны банковского капитала. Именно на этом он наращивал и наращивает свое финансовое могущество. Искусственный отрыв банков от предпринимательской (производственной) деятельности грозит усилением кризисных явлений.
Нужно повернуть банковско-финансовую систему страны лицом к национальному товаропроизводству, созданию, в частности за счет кредитных ресурсов, наиболее эффективных хозяйственных структур, приоритетных в макроструктуре государства и системе предпринимательства. Общегосударственная политика формируется и осуществляется всеми ветвями власти как единая и обязательная для всех без исключения структур, что закрепляется соответствующими законодательными актами. Попытки (а они в Украине были неоднократно) выдавать действия отдельных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) или даже отдельных структур Национального банка, Министерства финансов, Министерства экономики или других правительственных структур — за требования общегосударственной политики есть не что иное, как противоправное превышение ведомственных полномочий, стремление поставить то или другое ведомство над государственным законом. Таких примеров можно принести множество.. Парламентом, например, утверждается госбюджет с постатейными доходами и расходами. Однако Минфин сейчас может их грубо и безнаказанно нарушать. Вместе же с кабинетом министров органы исполнительной власти вообще по своим субъективным соображениям и решениям диктуют, какие статьи бюджета выполнять, а какие не выполнять, даже кому выдавать, а кому не выдавать бюджетные средства.
Иначе говоря, закон о бюджете исполнительной ветвью власти трактуется и реализуется произвольно, игнорируя его требования и содержание. То же самое можно сказать и об общегосударственной денежной, валютно-финансовой и кредитной политике, которая оказалась исключительной прерогативой Национального банка. Он осуществляет эту политику преимущественно в узкокорпоративных интересах, искусственно загоняя государство в острый платежный кризис — сначала в гиперинфляционный шок, а затем в паралич платежеспособности внутреннего рынка и инвестиционный шок. Средства массовой информации, в свою очередь, нередко, потакая требованиям тех или других политических сил, вызывают в обществе недоверие к государственному законодательству и общегосударственной экономической политике. Понятно, что это также не содействует достижению стабильной экономической ситуации в стране.
Об упадке инвестиционной деятельности в Украине свидетельствует тот факт, что за 1995-1998 гг. общий объем инвестиций всех форм предприятий и организаций сократился в 1,3 раза, в том числе государственных — почти в 2 раза (табл. 6, рис. 5). В сельскохозяйственных предприятиях темпы сокращения капиталовложений внешне выглядели вроде бы более медленными, но и здесь их общий спад составил 2,2 раза. В 1,2 раза увеличились инвестиции в частном секторе, хотя казалось бы, что после разгосударствления и приватизации, именно здесь должно бы произойти инвестиционное оживление и рост. На самом же деле частный капитал отечественных, а вслед за ними и иностранных инвесторов в национальное товаропроизводство не спешит. Характерно, что отчетная статистика Минстата Украины даже не зафиксировала реальных объемов и доли иностранных капиталовложений в экономику страны. Вместе с тем в разделе того же статистического ежегодника «Внешнеэкономическая деятельность» отмечается, что только прямые иностранные инвестиции в 1998 г. (капитал нерезидентов на конец года) составляли 2781,7 млн долл. Однако вызывает удивление, почему неизвестно, в какие конкретные сферы направлен этот заемный капитал,
что за него приобретено и построено, модернизировано и технологически обновлено. Если это скрывается, становится неизвестным для широких слоев плательщиков налогов, то возникает подозрение, что эти зарубежные кредитные ресурсы идут не по назначению или даже кладутся в собственные карманы коррумпированных властных структур, увеличивая государственный долг с выплатой его будущими поколениями. Кредиты, которые с учетом лага не возвращаются за счет прироста доходов от реализации инвестиционных проектов, являются экономически неэффективными как для предпринимателя, так и для государства, тем более когда оно оказалось уже на грани банкротства, а дополнительные долги неминуемо загоняют его в долговую яму и на будущее.
Поэтому государство обязано поставить зарубежные кредиты, взятые под государственную гарантию, под особо строгий государственный контроль, направляя их исключительно по назначению — на реализацию конкретных высокоэффективных проектов, чтобы своевременно и полностью возвращать вложенные средства с приростом за счет соответствующего увеличения доходов валового и чистого продукта в форме прибыли и ренты. Иначе приток финансового капитала из-за рубежа, который к
тому же в среднем примерно втрое не покрывает его оттока из страны, не приносит соответствующего прироста доходов, заканчиваясь экономическим и социальным упадком. И здесь необходимо иметь надежную законодательную базу, а также соответствующую систему исполнительного управления и контроля. Никакая идея против финансовой экспансии не срабатывает, если государство не имеет на высокопрофессиональной основе надежной системы паритетных экономических взаимоотношений и четкой защиты своих финансовых и экономических интересов.
Таким образом, чтобы по-настоящему активизировать инвестиционную и инновационную деятельность, без чего никакой эффективной трансформации структурной и качественной перестройки экономики не произойдет, необходимо:
• во-первых, законодательно закрепить стабильные экономические условия функционирования платежеспособного внутреннего рынка с приоритетом на нем национальных товаропроизводителей;
• во-вторых, Национальному банку добиваться оптимизации соотношения массы и скорости денежного обращения с движением производства национальных товаров и услуг, экспорта и импорта, структуры ВНП и НД, не допуская при этом как выпуска в обращение избыточной денежной массы, так и искусственного ее ограничения (сжатия), которое парализует нормальный процесс товарно-денежного обращения. В первом случае раскручивается инфляционная спираль со всеми ее разрушительными последствиями, а во втором — парализуются платежеспособность и доходность производителей и потребителей, возможности надлежащего формирования фондов накопления и потребления. При этом соответственно деформируется и курс национальной валюты;
• в-третьих, стабилизация внутреннего рынка с одновременным усилением его стимулирующего влияния на развитие национального товаропроизводства требует активного действия регулирующих функций государства относительно процессов эмиссии и денежного обращения, развития фондового рынка, рынка ценных бумаг, товарных бирж, бюджетного, ценового, налогового, кредитного регулирования. Надежды на то, что сам рынок все это отрегулирует без вмешательства государства и предпринимателей, достаточно иллюзорны и напрасны;
• в-четвертых, в осуществление инвестиционной и инновационной политики государство должно включать весь совокупный регулирующий механизм. Кроме внутренних инвестиционных накоплений от прибыли, нужно направлять в инвестиции всю сумму амортизационных отчислений с рыночно восстановленной (путем индексации) стоимости основных фондов; переориентировать кредитные ресурсы с преимущественно краткосрочных на преимущественно долгосрочные под структурное и качественное обновление собственного товаропроизводства, направлять бюджетные инвестиционные накопления, прежде всего, на реализацию общенациональных и региональных программ социально-экономического развития;
• в-пятых, законодательно создать необходимые экономические и правовые предпосылки для возвращения из-за рубежа национальных капиталов, которые утекли туда в течение 1985-1999 гг. Активизировать привлечение иностранных инвестиций под реализацию конкретных проектов под строгим государственным контролем. Нужно также использовать возможности формирования и использования на принципе взаимной выгоды общих кооперативных или корпоративных инвестиций, вступления национальных предпринимательских структур крупного бизнеса в системы транснациональных корпораций и других форм сотрудничества и хозяйствования с зарубежными партнерами на совместном капитале.