Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТРУКТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ. Из опыта экономически развитых стран

Рубрика: Экономика, статьи

Современная эпоха совсем другая. Для нее характерны осо­бенно бурные темпы научно-технического прогресса, обществен­ных, социально-экономических, политических и духовных дви­жений. Отсюда новейшие рыночные модели экономически раз­витых стран имеют, в отличие от прошлых, совсем другие по своей сложности и степени зрелости структуры, методы и сред­ства экономического управления и регулирования с соответствующими стимулирующими импульсами и интересами, разнообра­зием форм и механизмов влияния на процессы развития. Высо­коразвитые модели гармонично функционируют не только, и даже не столько в системе свободной рыночной конъюнктуры, т.е. механизма изменчивых соотношений спроса и предложения, но и под действием научно обоснованной системы рационально­го управления (менеджмента), регулирования сложных и проти­воречивых процессов, происходящих в экономике на макро- и микроэкономическом уровнях. Для этого государство создает, с одной стороны, свободную конкурентную среду, надлежащие правовые условия и правила «конкурентной игры» в деятельнос­ти большого, среднего и малого бизнеса, а с другой — направляет их на перспективные структурные изменения, вызванные новей­шими научными открытиями и технологическими достижения­ми, ускоряющими общеэкономический прогресс.

На государственном уровне разрабатываются и реализуются соответствующие национальные, а на региональном — регио­нальные программы с концентрацией на них необходимых фи­нансовых, материальных и природных ресурсов. К осуществле­нию таких программ привлекаются на принципах высоких эко­номических интересов необходимые исследовательские, пред­принимательские и банковские структуры независимо от форм собственности и систем ведения хозяйства, преимущественно на конкурсной основе, при участии высококлассных ученых, специ­алистов и менеджеров. Особое внимание уделяется разработке прогнозных программ развития науки, образования и техноло­гий в решающих сферах глобальных прогрессивных сдвигов, на­пример, таких, как аэрокосмические, информационные и энерге­тические программы, программы освоения ресурсов мирового океана и охраны окружающей среды, развития новейших биотех­нологий и т. п. При этом каждая страна стремится обеспечить высокий уровень конкурентоспособности и удержать его в буду­щем. И в этой части используются хорошо известные методы и централизованного управления. Не все нам нужно огульно от­брасывать при осуществлении рыночных реформ.

Современная высокоразвитая хозяйственная система произ­водственно-обслуживающего направления, в свою очередь, опи­раясь на экономически могущественные национальные и транс­национальные корпорации, объемы годовых оборотов которых нередко равны бюджетам отдельных и даже нескольких европей­ских стран, требует адекватной системы рынков (оптовых и роз­ничных) с высокой платежеспособной емкостью, мощной инфра­структурой и новейшим информационным обеспечением. Про­цесс рыночной конкуренции приобретает в ней совсем иные мас­штабы и характер. Понятно, что это совсем не тот рынок, кото­рый существует в представлениях большинства людей, включая и влиятельные политические круги стран с неразвитой рыноч­ной экономикой. Она в корне отличается от модели зрелой ры­ночной системы с высокой степенью четкости и слаженности уп­равления, кооперации и интеграции, способных обеспечивать производство, движение и хранение огромных масс товаров и услуг, своевременное доведение их от производителей до потре­бителей. Это глубоко продуманная система, инженерно спроек­тированная и созданная преимущественно на больших рыноч­ных пространствах с разветвленной инфраструктурой, капиталов и наукоемкой сетью высокофункциональных торговых баз и хра­нилищ, супермаркетов и магазинов, связанных надежными транспортными артериями и подъездными путями, специализи­рованными средствами погрузки, разгрузки и перевозки разно­образных товаров, стоянками автомобилей для покупателей и грузового транспорта для доставки и передвижения грузов. Сис­тема оборудована новейшими средствами информатики и функ­ционирует почти с точностью работы часового механизма, что дает возможность полностью удовлетворять спрос каждого по­требителя в удобное для него время и в удобном месте.

К тому же вся система спроектирована на базе модели мини­мизации единовременных и текущих затрат.

При этом экономически развитые государства, базируясь на принципах демократического устройства и цивилизованного ха­рактера рынков своей экономики, наряду с ценовой либерализа­цией широко пользуются разнообразными методами и механиз­мами ее регулирования. Там, где это экономически необходимо и выгодно, оценочными критериями выступают показатели конеч­ной результативности с одновременным действием государст­венной политики непосредственного регулирования цен и дохо­дов. Например, страны ЕС, США и Япония по существу устанав­ливают определенные уровни гарантированных цен на сельско­хозяйственные продукты с целью поддержки, с одной стороны, стабильности доходов фермерских хозяйств, а с другой — уров­ней платежеспособного спроса потребителей, рыночной емкости, чтобы обеспечивать надлежащие воспроизводственные процес­сы, обновление аграрного товаропроизводства, его конкуренто­способность и рыночное равновесие. При помощи антимоно­польного законодательства ограничиваются уровни цен на това­ры, которые выпускают и продают корпорации или фирмы-мо­нополисты. Экономически развитые страны создают замкнутые региональные рынки, на которые не допускают те страны, кото­рые не идут в фарватере их политики. Нередко эти же лидирую­щие государства законодательно запрещают своим фирмам экс­порт стратегических товаров в неугодные им страны, вводят экс­портно-импортные квоты, лицензии и другие рыночные ограни­чения.

На этом фоне создаются могущественные интеграционные объединения стран типа ЕС, рыночных альянсов отдельных стран Американского континента, а также стран Тихоокеанского региона, куда принимают далеко не всех, кто этого желает. О настоящей рыночной либерализации в современном мире можно пока что только мечтать. Под эгидой США семерка наиболее экономически мощных государств, используя международные банковско-финансовые структуры, координирует валютно-финансовое и кредитное регулирование в глобально-мировом мас­штабе. Кредитные ресурсы и финансовая помощь выделяются далеко не всем, кто в них нуждается, и не всегда в интересах преодоления экономической и социальной отсталости бедствую­щих стран. Такая политика лишь увеличивает диапазон разрыва в уровнях экономического развития групп высокоразвитых и от­сталых стран мира.

В то же время в развитых рыночных экономиках надежно ре­гулируются и контролируются процессы денежного обращения, конвертабельности и поддержки валютного курса, создания ре­зервных фондов, эмиссии денег и ценных бумаг, формирования соотношений безналичного и наличного денежного обращения, его структурных изменений и т. п. Государство четко, на законо­дательной основе контролирует отдельные виды деятельности, затрагивающие общегосударственные интересы, — банковско-кредитной, финансовой и налоговой систем, в частности, осу­ществляет жесткий контроль за доходами и расходами федераль­ного бюджета, а также опосредствованно регулирует изменения местных бюджетов и платежного баланса. Никакого рыночного хаоса здесь не допускается. И никаких иллюзий относительно этого у наших государственных деятелей и политиков не должно быть. Если серьезно изучать и использовать положительный за­рубежный опыт, то именно этот аспект — управление и экономи­ческое регулирование — в первую очередь заслуживает внима­ния и использования в ходе осуществления рыночных трансфор­маций в нашей стране.

Кстати, каждая экономически развитая страна имеет собст­венную модель рыночной экономики, которая сформирована под влиянием исторических традиций, конкретных условий ее функ­ционирования и развития. Никто не навязывает этим странам какого-то единого стандарта. Модель экономики США сущест­венно отличается от модели экономики Японии, так же, как, ска­жем, экономическая модель Франции от модели Германии или Швеции. В современном мире нет какой-то шаблонной модели.

Украинские реформы столкнулись с особыми трудностями и препятствиями, и пока что они не дают желаемых результатов по оценочным критериям экономической и социальной результа­тивности. Поэтому и возникла потребность в определенной кор­рекции модели переходного периода, которая была внесена Пре­зидентом Украины с целью придания этой переходной модели исключительно созидательного характера. Последовательное и комплексное осуществление реформ должно впредь органически сочетать действие рыночных механизмов с современным госу­дарственным и хозяйственным управлением (менеджментом) и четким регулированием социально-экономических процессов. При этом крайне необходимы всесторонне обоснованные про­ектные и фактические расчеты расходов (затрат) на реформиро­вание и достижение конечных результатов по критериальной оценке прироста (+) или уменьшения (-) экономического и со­циального эффекта. Он выражается в приросте или сокращении ВНП и НД как исходной основы формирования государствен­ных и хозяйственных фондов накопления и потребления. Здесь недопустимо действовать вслепую, делать вид, что в начале XXI в. мы стали менее образованными, не знаем и не умеем действовать в национальных интересах, как недопустимо искусственно со­здавать очередной хаос, вроде бы в интересах своего государства. Ничего хорошего такая близорукая политика многострадально­му украинскому народу не обещает и не принесет.





Метка: