Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Наука в технологическом прогрессе

Рубрика: Экономика, статьи

Негативные тенденции спада объемов и деформация структу­ры инвестиций, сведение на нет инновационной деятельности угрожают превратить нашу страну в экономически и технологи­чески отсталую. Учитывая это, падение престижа науки и обра­зования, интеллектуального труда в его широком понимании яв­ляется губительным, а фактическое причисление их к необяза­тельным атрибутам в жизни общества является грубой ошибкой нынешней государственной стратегии. Государство, в котором недооценивается роль интеллекта и мощная катализирующая функция науки в прогрессивных преобразованиях, неминуемо теряет свое будущее. Оно оказывается на обочине научно-техни­ческого и общественного развития, попадая в полную зависи­мость от экономически и технологически развитых стран.

В современном мире, бесспорно, доказано, что инвестиции в науку и образование являются наиболее выгодными. Они гаран­тируют наиболее быструю отдачу, закладывая надежный фунда­мент для сегодняшнего и будущего прогресса. И каждая страна, если она хочет быть конкурентоспособной в мировом развитии, стремится, в первую очередь, поддерживать свои научно-техни­ческий и образовательный потенциалы на надлежащем уровне. Социальный престиж, в том числе оплата труда ученых, в боль­шинстве стран является достаточно высоким, что создает благо­приятные условия для прогрессивных сдвигов в науке, технике, технологическом и организационно-экономическом обновлении макро- и микроструктур.

Сегодня украинские ученые (включая профессорско-препо­давательский состав университетов), большинство научных и опытно-конструкторских центров оказались в очень трудном экономическом и финансовом положении. Они быстро теряют денежные е материальные возможности для осуществления на­учных исследований на современном мировом уровне. Реальная заработная плата ученых сократилась по сравнению с 1990 г. в 5 раз. Она является несравнимой с уровнем оплаты труда госу­дарственных чиновников, не говоря уже о работниках коммер­ческих, банковских и финансовых структур, иностранных фирм и теневого бизнеса. К тому же многие ученые не получают зара­ботную плату своевременно.

Неудивительно, что ученые (особенно в молодом возрасте), на подготовку которых государство израсходовало огромные средства и время, меняют свои профессии или едут за границу. Тем самым интеллектуальный потенциал государства распадает­ся. Высококлассные кибернетики, физики, математики, химики, биологи, врачи, экономисты, юристы стали массово оставлять научно-преподавательскую и проектно-конструкторскую дея­тельность, переходя на работу в любые другие структуры, где их труд вознаграждается. Они становятся так называемыми «челно­ками», чиновниками, мелкими торговцами, спекулянтами. Часть ученых устраивается в иностранные фирмы (преимущественно на второстепенные работы, не имеющие ничего общего с их про­фессией).

На словах органы государственной власти признают такое по­ложение с наукой и образованием в Украине ненормальным. Фактически же по рекомендациям извне осуществляется поли­тика последовательного сокращения финансирования науки, свертывания фундаментальных и прикладных исследований. По существу ученые научных учреждений лишены возможности проводить глубокие экспериментальные исследования — из-за резкого сокращения лимитов затрат и удорожания электроэнер­гии, транспорта, коммунальных и других бытовых услуг, невоз­можности покупать современные приборы, реактивы, технологи­ческое оборудование. Научные центры становятся финансовыми банкротами. Значительная часть проектно-конструкторских уч­реждений и организаций уже прекратила свое существование, а их помещения и лабораторные корпуса передаются в аренду ком­мерческим структурам. В программах правительственной дея­тельности приходится предусматривать возобновление в маши­ностроительном комплексе необходимых технологических и проектно-конструкторских разработок, без чего невозможно до­биться конкурентоспособности украинской промышленной про­дукции.

Под видом развития альтернативных форм высшего образо­вания и науки приходит в упадок настоящая высшая школа, ибо в альтернативных (частных) учебных заведениях преподавание студентам фундаментальных и профилирующих курсов осу­ществляется большей частью на низком уровне. Лекции, семина­ры, лабораторные работы проводят наемные преподаватели, ко­торые нередко не имеют соответствующей профессиональной подготовки. В лучшем случае к частным «университетам» при­влекается профессорско-преподавательский состав тех же самых государственных университетов. Поскольку заработная плата их профессоров, доцентов и ассистентов является низкой, то они вынуждены искать дополнительные заработки. Но избыточна*! нагрузка не позволяет им на надлежащем уровне выполнять свои функции на двух, трех или четырех должностях и тем более заниматься при этом фундаментальными исследованиями. Kaк следствие качество высшего образования, научных поисков и разработок снижается.

К тому же следует иметь в виду, что платное обучение сужает конкурсный отбор наиболее способных и талантливых абитуриентов. Все решают их денежные возможности. Этот самый принцип отбора все больше распространяется и на среднее образова­ние. Оценки учеников начинают определяться не их действи­тельными знаниями, а финансовыми возможностями их родителей осуществлять так называемую «гуманитарную помощь»’ школе и обедневшим учителям. Это наиболее опасный вид взял, который деформирует и даже разрушает психику молодежи. Соответственно деформируются и качественные свойства общества. В образовании как в зеркале отражается бурный процесс его социального расслоения.

Если дела и далее пойдут так, то доступ к высшему образова­нию в конце концов может свестись к узкому кругу обогатившегося меньшинства, несмотря на то, что это противоречит Консти­туции Украины и законодательству об образовании. Как извест­но, покупка права на знания еще не является самими знаниями.’] Негативная тенденция к общему снижению требований к качеству обучения на всех ступенях образования угрожает перспекти­вой выпуска дипломированных специалистов с высшим образованием низкого качества, которые не будут конкурентоспособными по сравнению с соответствующими специалистами других стран. В то же время только фундаментальные знания должным образом коррелируют с уровнем и темпами НТП и конкурентоспособностью государств в мировом содружестве.

Вот почему теневой переход в системе образования от кон­курсного отбора абитуриентов по объективным оценочным кри­териям уровня знаний, способностей и талантов к отбору по объемам взяток не только является невиданной в Украине социаль­ной несправедливостью (более 3/4 ее населения вообще не могут  принимать участия в таких своеобразных конкурсах кошельков), но и повлечет за собой неминуемое падение качества знаний мо­лодого поколения, а отсюда и общего уровня интеллекта украинской нации со всеми негативными последствиями для современного и будущего развития Украинского государства. Далеко не юсе в цивилизованной рыночной экономике конца XX — начала Х Х I в. формируется только по принципу купли-продажи, т.е. примитивного торга. В экономически развитых странах наука и (образование занимают почетное место и базируются на совсем других принципах.

Процессы воспитания новых поколений, получение общего и высшего образования, отбора элитарных личностей, способных обеспечивать быстрый прогресс науки и техники, а также эконо­мический рост в условиях рыночной конкуренции базируются на общегосударственной политике привлечения для этого наи­высшего интеллекта общества и соответствующих ассигнований. ‘Далеко не все (как в свое время ошибочно трактовала пропаган­да) здесь решают рынок и деньги. Каждая страна имеет в этом смысле свои особенности, исторические традиции и опыт, стремясь также использовать новейшие методы и средства, являю­щиеся мировыми достижениями. Но у всех народов суть дела сводится в конце концов к тому, чтобы всячески повышать свой интеллектуальный потенциал и духовную культуру, а также уро­вень знаний и умение людей лучше работать и жить. Это решаю­щая основа и направление прогрессивных сдвигов. Более того, если Украинское государство действительно намеревается на равных войти в число цивилизованных стран мира, то оно не должно принести науку и образование в жертву общему кризис­ному разрушению. Без знаний и умения невозможно преодолеть > острые кризисные явления, а тем более быстро добиваться высоких темпов экономического роста, качественного обновления производственных и рыночных структур, чтобы стать экономи­чески мощным, конкурентоспособным государством.

Именно в этом направлении наше государство должно стремиться активизировать свою научно-техническую политику и развитие образования. Разрушительные тенденции в этих сфеpax уже крайне негативно повлияли на характер рыночных пре­образований. Вместо ускорения процесса технологического и •структурного обновления происходит существенный спад инно­вационной деятельности. За период 1991-1998 гг. почти во всех отраслях промышленности наряду с падением инвестиционной деятельности стали катастрофически приходить в упадок про­цессы технологического трансформирования товаропроизводст­ва и выпуска новых видов промышленной продукции. Даже в [металлургической промышленности, являющейся достаточно

надежным экспортером значительной части своей продукции, выпуск ее но наиболее прогрессивным технологиям в 1998 г. даже против уровня 1997 г. имел тенденцию к снижению. Это же наблюдалось и в химической промышленности.

Еще более наглядна инновационная тенденция истекшего пе­риода (1990-2000 гг.). Например, по сравнению с уровнем 1990 г. в 1998 г. сократилось производство кислородно-конвертерной стали с 21,3 до 11,5 млн т, листового проката — с 13,6 до 7,1, проката из низколегированной стали — с 6,4 до 4,3, проката с укрепляющей термической обработкой — с 4,1 до 1,4 млн т, об­садных высокопрочных труб — с 87,0 до 33,6 тыс. т.

Сокращено производство вычислительных и управляющих комплексов (в одномашинном исчислении). Совсем не выпуска­ется отечественное оборудование программного управления для всех видов технологического оборудования. Производство ро­торных и роторно-конвейерных линий сокращено с 272 (1990 г.) до 8 комплектов (1998 г.). Прекращен также выпуск гибких про­изводственных модулей различного технологического назначе­ния. Аналогичная ситуация складывается и в других промыш­ленных отраслях. Инновационная деятельность почти прекраща­ется. Научные и проектно-конструкторские организации, кото­рые создают новейшие технологии, к сожалению, распадаются и закрываются, а их высококвалифицированные специалисты так же, как и ученые, или идут в примитивную коммерцию, или оста­ются безработными. Интеллектуальный потенциал в сфере ин­женерии, которым в свое время справедливо гордилась Украина, пребывает сегодня в состоянии упадка. Комплексная механиза­ция и автоматизация производственных процессов применяются ограниченно на отдельных предприятиях, которые пока еще не остановились совсем.

Учитывая ограниченность собственных накоплений, матери­альных и кредитных ресурсов, а также иностранных кредитов, модернизация действующих и создание новых высокотехноло­гичных производств или происходят весьма медленно, или же не происходят вовсе. Оптимистические прогнозы остаются преиму­щественно на бумаге, многочисленные инвестиционные про­граммы и проекты на практике большей частью не реализуются. В 1995 г. на всю огромную промышленность Украины статисти­ка зафиксировала инновационное внедрение только 4 гибких производственных систем, 1 модуля, 2 роботизированных техно­логических комплексов и 15 промышленных роботов. Это почти ничего.

Одновременно обследование ряда тех предприятий, которые вследствие финансового банкротства совсем прекратили свою производственную деятельность, свидетельствует, что их техно­логическое оборудование в значительной степени уже выведено из строя, разграблено и растранжирено. Потеряна способность таких предприятий снова начать свою работу без необходимого фондообновления и технологической модернизации, на что, по­нятно, будут необходимы соответствующие время и средства.

Иначе говоря, по состоянию на конец XX столетия производ­ственный потенциал пришедшей в упадок промышленности Ук­раины оказался полуразрушенным. Восстановление его при со­временных технологиях и структурах, сложившихся темпах ин­вестиций и инноваций требует не только активной долгосрочной политики государства, но и конкретных действий на каждом производственном объекте независимо от формы собственности. Расчет на быстрое промышленное и аграрное возрождение при мизерных единовременных вложениях, в условиях прекращения создания собственных новейших технологий является нереаль­ным.

Реалии выясняются только в ходе системного анализа дейст­вительного состояния дел, всесторонне обоснованных расчетов программ и бизнес-планов на перспективу с точным определени­ем приоритетов и очередности в соответствии с инвестиционны­ми и инновационными возможностями. В дальнейшем рыночное реформирование экономики должно быть практически переори­ентировано с хаотически-разрушительного на программно-со­зидательный характер как на макро-, так и на микроэкономи­ческом уровне. А это связано с введением системы жесткого менеджмента и контроля во всех звеньях и формах хозяйст­вования. Единственным и однозначным критерием конечной оценки хозяйственных трансформаций, в том числе и в науч­но-технологической сфере, является прирост реального эф­фекта. Речь идет о достижении за счет осуществления реформ конкурентоспособности, прироста доходов, внутрихозяйствен­ных фондов накопления и потребления, платежей в бюджет, а также общего роста ВВП и ВНД государства как основы его эко­номического могущества.





Метка: