Наука в технологическом прогрессе
Рубрика: Экономика, статьиНегативные тенденции спада объемов и деформация структуры инвестиций, сведение на нет инновационной деятельности угрожают превратить нашу страну в экономически и технологически отсталую. Учитывая это, падение престижа науки и образования, интеллектуального труда в его широком понимании является губительным, а фактическое причисление их к необязательным атрибутам в жизни общества является грубой ошибкой нынешней государственной стратегии. Государство, в котором недооценивается роль интеллекта и мощная катализирующая функция науки в прогрессивных преобразованиях, неминуемо теряет свое будущее. Оно оказывается на обочине научно-технического и общественного развития, попадая в полную зависимость от экономически и технологически развитых стран.
В современном мире, бесспорно, доказано, что инвестиции в науку и образование являются наиболее выгодными. Они гарантируют наиболее быструю отдачу, закладывая надежный фундамент для сегодняшнего и будущего прогресса. И каждая страна, если она хочет быть конкурентоспособной в мировом развитии, стремится, в первую очередь, поддерживать свои научно-технический и образовательный потенциалы на надлежащем уровне. Социальный престиж, в том числе оплата труда ученых, в большинстве стран является достаточно высоким, что создает благоприятные условия для прогрессивных сдвигов в науке, технике, технологическом и организационно-экономическом обновлении макро- и микроструктур.
Сегодня украинские ученые (включая профессорско-преподавательский состав университетов), большинство научных и опытно-конструкторских центров оказались в очень трудном экономическом и финансовом положении. Они быстро теряют денежные е материальные возможности для осуществления научных исследований на современном мировом уровне. Реальная заработная плата ученых сократилась по сравнению с 1990 г. в 5 раз. Она является несравнимой с уровнем оплаты труда государственных чиновников, не говоря уже о работниках коммерческих, банковских и финансовых структур, иностранных фирм и теневого бизнеса. К тому же многие ученые не получают заработную плату своевременно.
Неудивительно, что ученые (особенно в молодом возрасте), на подготовку которых государство израсходовало огромные средства и время, меняют свои профессии или едут за границу. Тем самым интеллектуальный потенциал государства распадается. Высококлассные кибернетики, физики, математики, химики, биологи, врачи, экономисты, юристы стали массово оставлять научно-преподавательскую и проектно-конструкторскую деятельность, переходя на работу в любые другие структуры, где их труд вознаграждается. Они становятся так называемыми «челноками», чиновниками, мелкими торговцами, спекулянтами. Часть ученых устраивается в иностранные фирмы (преимущественно на второстепенные работы, не имеющие ничего общего с их профессией).
На словах органы государственной власти признают такое положение с наукой и образованием в Украине ненормальным. Фактически же по рекомендациям извне осуществляется политика последовательного сокращения финансирования науки, свертывания фундаментальных и прикладных исследований. По существу ученые научных учреждений лишены возможности проводить глубокие экспериментальные исследования — из-за резкого сокращения лимитов затрат и удорожания электроэнергии, транспорта, коммунальных и других бытовых услуг, невозможности покупать современные приборы, реактивы, технологическое оборудование. Научные центры становятся финансовыми банкротами. Значительная часть проектно-конструкторских учреждений и организаций уже прекратила свое существование, а их помещения и лабораторные корпуса передаются в аренду коммерческим структурам. В программах правительственной деятельности приходится предусматривать возобновление в машиностроительном комплексе необходимых технологических и проектно-конструкторских разработок, без чего невозможно добиться конкурентоспособности украинской промышленной продукции.
Под видом развития альтернативных форм высшего образования и науки приходит в упадок настоящая высшая школа, ибо в альтернативных (частных) учебных заведениях преподавание студентам фундаментальных и профилирующих курсов осуществляется большей частью на низком уровне. Лекции, семинары, лабораторные работы проводят наемные преподаватели, которые нередко не имеют соответствующей профессиональной подготовки. В лучшем случае к частным «университетам» привлекается профессорско-преподавательский состав тех же самых государственных университетов. Поскольку заработная плата их профессоров, доцентов и ассистентов является низкой, то они вынуждены искать дополнительные заработки. Но избыточна*! нагрузка не позволяет им на надлежащем уровне выполнять свои функции на двух, трех или четырех должностях и тем более заниматься при этом фундаментальными исследованиями. Kaк следствие качество высшего образования, научных поисков и разработок снижается.
К тому же следует иметь в виду, что платное обучение сужает конкурсный отбор наиболее способных и талантливых абитуриентов. Все решают их денежные возможности. Этот самый принцип отбора все больше распространяется и на среднее образование. Оценки учеников начинают определяться не их действительными знаниями, а финансовыми возможностями их родителей осуществлять так называемую «гуманитарную помощь»’ школе и обедневшим учителям. Это наиболее опасный вид взял, который деформирует и даже разрушает психику молодежи. Соответственно деформируются и качественные свойства общества. В образовании как в зеркале отражается бурный процесс его социального расслоения.
Если дела и далее пойдут так, то доступ к высшему образованию в конце концов может свестись к узкому кругу обогатившегося меньшинства, несмотря на то, что это противоречит Конституции Украины и законодательству об образовании. Как известно, покупка права на знания еще не является самими знаниями.’] Негативная тенденция к общему снижению требований к качеству обучения на всех ступенях образования угрожает перспективой выпуска дипломированных специалистов с высшим образованием низкого качества, которые не будут конкурентоспособными по сравнению с соответствующими специалистами других стран. В то же время только фундаментальные знания должным образом коррелируют с уровнем и темпами НТП и конкурентоспособностью государств в мировом содружестве.
Вот почему теневой переход в системе образования от конкурсного отбора абитуриентов по объективным оценочным критериям уровня знаний, способностей и талантов к отбору по объемам взяток не только является невиданной в Украине социальной несправедливостью (более 3/4 ее населения вообще не могут принимать участия в таких своеобразных конкурсах кошельков), но и повлечет за собой неминуемое падение качества знаний молодого поколения, а отсюда и общего уровня интеллекта украинской нации со всеми негативными последствиями для современного и будущего развития Украинского государства. Далеко не юсе в цивилизованной рыночной экономике конца XX — начала Х Х I в. формируется только по принципу купли-продажи, т.е. примитивного торга. В экономически развитых странах наука и (образование занимают почетное место и базируются на совсем других принципах.
Процессы воспитания новых поколений, получение общего и высшего образования, отбора элитарных личностей, способных обеспечивать быстрый прогресс науки и техники, а также экономический рост в условиях рыночной конкуренции базируются на общегосударственной политике привлечения для этого наивысшего интеллекта общества и соответствующих ассигнований. ‘Далеко не все (как в свое время ошибочно трактовала пропаганда) здесь решают рынок и деньги. Каждая страна имеет в этом смысле свои особенности, исторические традиции и опыт, стремясь также использовать новейшие методы и средства, являющиеся мировыми достижениями. Но у всех народов суть дела сводится в конце концов к тому, чтобы всячески повышать свой интеллектуальный потенциал и духовную культуру, а также уровень знаний и умение людей лучше работать и жить. Это решающая основа и направление прогрессивных сдвигов. Более того, если Украинское государство действительно намеревается на равных войти в число цивилизованных стран мира, то оно не должно принести науку и образование в жертву общему кризисному разрушению. Без знаний и умения невозможно преодолеть > острые кризисные явления, а тем более быстро добиваться высоких темпов экономического роста, качественного обновления производственных и рыночных структур, чтобы стать экономически мощным, конкурентоспособным государством.
Именно в этом направлении наше государство должно стремиться активизировать свою научно-техническую политику и развитие образования. Разрушительные тенденции в этих сфеpax уже крайне негативно повлияли на характер рыночных преобразований. Вместо ускорения процесса технологического и •структурного обновления происходит существенный спад инновационной деятельности. За период 1991-1998 гг. почти во всех отраслях промышленности наряду с падением инвестиционной деятельности стали катастрофически приходить в упадок процессы технологического трансформирования товаропроизводства и выпуска новых видов промышленной продукции. Даже в [металлургической промышленности, являющейся достаточно
надежным экспортером значительной части своей продукции, выпуск ее но наиболее прогрессивным технологиям в 1998 г. даже против уровня 1997 г. имел тенденцию к снижению. Это же наблюдалось и в химической промышленности.
Еще более наглядна инновационная тенденция истекшего периода (1990-2000 гг.). Например, по сравнению с уровнем 1990 г. в 1998 г. сократилось производство кислородно-конвертерной стали с 21,3 до 11,5 млн т, листового проката — с 13,6 до 7,1, проката из низколегированной стали — с 6,4 до 4,3, проката с укрепляющей термической обработкой — с 4,1 до 1,4 млн т, обсадных высокопрочных труб — с 87,0 до 33,6 тыс. т.
Сокращено производство вычислительных и управляющих комплексов (в одномашинном исчислении). Совсем не выпускается отечественное оборудование программного управления для всех видов технологического оборудования. Производство роторных и роторно-конвейерных линий сокращено с 272 (1990 г.) до 8 комплектов (1998 г.). Прекращен также выпуск гибких производственных модулей различного технологического назначения. Аналогичная ситуация складывается и в других промышленных отраслях. Инновационная деятельность почти прекращается. Научные и проектно-конструкторские организации, которые создают новейшие технологии, к сожалению, распадаются и закрываются, а их высококвалифицированные специалисты так же, как и ученые, или идут в примитивную коммерцию, или остаются безработными. Интеллектуальный потенциал в сфере инженерии, которым в свое время справедливо гордилась Украина, пребывает сегодня в состоянии упадка. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов применяются ограниченно на отдельных предприятиях, которые пока еще не остановились совсем.
Учитывая ограниченность собственных накоплений, материальных и кредитных ресурсов, а также иностранных кредитов, модернизация действующих и создание новых высокотехнологичных производств или происходят весьма медленно, или же не происходят вовсе. Оптимистические прогнозы остаются преимущественно на бумаге, многочисленные инвестиционные программы и проекты на практике большей частью не реализуются. В 1995 г. на всю огромную промышленность Украины статистика зафиксировала инновационное внедрение только 4 гибких производственных систем, 1 модуля, 2 роботизированных технологических комплексов и 15 промышленных роботов. Это почти ничего.
Одновременно обследование ряда тех предприятий, которые вследствие финансового банкротства совсем прекратили свою производственную деятельность, свидетельствует, что их технологическое оборудование в значительной степени уже выведено из строя, разграблено и растранжирено. Потеряна способность таких предприятий снова начать свою работу без необходимого фондообновления и технологической модернизации, на что, понятно, будут необходимы соответствующие время и средства.
Иначе говоря, по состоянию на конец XX столетия производственный потенциал пришедшей в упадок промышленности Украины оказался полуразрушенным. Восстановление его при современных технологиях и структурах, сложившихся темпах инвестиций и инноваций требует не только активной долгосрочной политики государства, но и конкретных действий на каждом производственном объекте независимо от формы собственности. Расчет на быстрое промышленное и аграрное возрождение при мизерных единовременных вложениях, в условиях прекращения создания собственных новейших технологий является нереальным.
Реалии выясняются только в ходе системного анализа действительного состояния дел, всесторонне обоснованных расчетов программ и бизнес-планов на перспективу с точным определением приоритетов и очередности в соответствии с инвестиционными и инновационными возможностями. В дальнейшем рыночное реформирование экономики должно быть практически переориентировано с хаотически-разрушительного на программно-созидательный характер как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. А это связано с введением системы жесткого менеджмента и контроля во всех звеньях и формах хозяйствования. Единственным и однозначным критерием конечной оценки хозяйственных трансформаций, в том числе и в научно-технологической сфере, является прирост реального эффекта. Речь идет о достижении за счет осуществления реформ конкурентоспособности, прироста доходов, внутрихозяйственных фондов накопления и потребления, платежей в бюджет, а также общего роста ВВП и ВНД государства как основы его экономического могущества.