Нужны принципиально новые подходы
Рубрика: Экономика, статьиЭйфория быстрого и кардинального решения сложных экономических проблем миновала. Скоропалительные программы спасения экономик постсоциалистических стран потерпели очевидную неудачу. Полным экономическим и политическим крахом завершилась бездумная и анархическая по сути почти пятилетняя «перестройка», которая в свое время активно инициировалась М. Горбачевым. В течение шести лет развала Союза ни одна из краткосрочных правительственных программ стабилизации экономического положения и выхода из кризиса теперь уже новых стран также не принесла позитивных результатов. Более того, попытки немедленного воплощения этих программ в жизнь давлением «сверху» только усилили кризисные явления до критического состояния. Причины такого состояния дел, по моему глубокому убеждению, кроются, с одной стороны, в поверхностности и ошибочности самих экономических программ, не учитывающих сложной совокупности взаимодействующих внутренних и внешних факторов (т.е. не предусматривающих фундаментальной модельной разработки проектов осуществления экономических преобразований, понятных широким слоям населения), а, с другой — в отсутствии системного подхода к управлению и организации их выполнения, а также четкости и последовательности законодательных и исполнительных решений государства и действий хозяйственных управленческих структур в сфере товарного производства, рынка, производственной и социальной инфраструктур, валютно-финансового, кредитного и информационного обслуживания.
Ученые-экономисты Российской академии наук и Национальной академии наук Украины разработали соответствующие стратегические концепции и стратегии социально-экономического развития своих стран, опирающиеся на всесторонний учет конкретных условий и последовательную этапность рыночных преобразований. Определены стратегические цели и задачи, методы, средства и ресурсные возможности их достижения. При этом весьма реалистично намечены сроки реформирования — относительно каждого этапа, с упором на исходную экономическую ситуацию, в которой страна пребывает, на валютно-финансовые и материальные возможности, предпринимательскую активность и заинтересованность в качественных обновлениях макро- и микроэкономических структур. Активизация инвестиционной деятельности с массовым использованием новейших научно-технических достижений, ресурсосберегающих технологий, четких управляющих и регулирующих механизмов, организационно-экономических мероприятий и рыночных катализаторов в конкурентной среде лежит в основе новой стратегической концепции. Привлечены необходимые рыночные механизмы активизации человеческого фактора.
Создание качественно новых предпринимательских и рыночных структур, которые функционировали бы высокоэффективно и социально направленно, — это не одноразовый правовой акт и тем более не одномоментная архиреволюционная акция разрушения действующего производственного и рыночного потенциала и возникновения неизвестно откуда более эффективного нового. Это длительный эволюционный процесс глубоких хозяйственных и экономических преобразований, технологического обновления, конверсии и диверсификации капитала, формирования приоритетов в системе международного разделения труда и развития макрохозяйственных связей.
Стратегическую политику дальнейших рыночных реформ, провозглашенную Президентом Украины Л. Кучмой, нужно осуществлять методами и средствами созидательного, антиинфляционного направления по критериям реального прироста социально-экономического эффекта. Иначе говоря, необходимо теперь разумно и взвешенно реализовать начертанную стратегию, шаг за шагом добиваясь экономической стабилизации и оживления с переходом в стадию стабильного экономического развития с качественным и структурным обновлением ресурсного потенциала и природной среды, повышения уровня жизни народа.
Объективная оценка результатов рыночных реформ на макроуровне связана с реальным приростом ВВП и НД, а не с тем, сколько и каких объектов приватизировано или же национализировано. На микроуровне эффективность также определяется совсем не формой собственности и хозяйствования, а объемом, качеством и себестоимостью товарной продукции и услуг, рыночным спросом на них, мерой возмещения совокупных затрат, размерами получаемых валового дохода и прибыли. Главное в том, как те или иные хозяйственные системы выполняют свои функции, насколько их товары являются конкурентоспособными на внутренних и внешних рынках, насколько эффективно ведут они свое хозяйство, богатеют сами и вносят вклад в богатство страны. Как указывалось выше, в свое время сталинский режим уже определял эффективность социалистической реформы на селе по темпам коллективизации и раскулачивания богатых крестьян с крепкими хозяйствами, которые при этом разрушались, доводя страну до упадка. Совершенно недопустимо повторять этот постыдный опыт прошлого.
Единственно правильным является путь созидательного рыночного реформирования, которое сопровождалось бы повышением конечной результативности, быстрым хозяйственным обновлением и соответствующими темпами экономического роста, стабильного и качественного развития с высокой степенью отдачи единовременных и текущих затрат. Если этого нет, а есть только обвальное падение производства, обеднение внутреннего рынка, бурный рост цен и усиление структурной деформации, то такая реформа не служит интересам человека и общества, а точнее — имеет антинародный характер и является опасным тормозом общечеловеческого прогресса.
Важнейшими элементами экономических реформ в Украине, России и других странах СНГ выступают введение жесткой антиинфляционной политики и конвертированной денежной единицы, осуществление эффективной приватизации, создание активной рыночной среды с развитой инфраструктурой. Одновременно при помощи государственной и банковской поддержки предстоит активизировать инвестиционную и инновационную деятельность по структурной и качественной перестройке хозяйства. Необходимо решительно преодолевать дезинтеграционные тенденции, формировать качественно новое рыночное пространство стран СНГ и восточноевропейского содружества с вхождением в общеевропейскую и мировую хозяйственные системы, что, в свою очередь, могло бы содействовать их значительно более быстрому вхождению на равных в широкие интеграционные и глобальные рыночные связи на взаимовыгодных принципах.
Каждая из стран, имея статус субъекта международного права, должна иметь равные возможности свободно выбирать партнеров для современных интеграционных взаимосвязей. Принципы взаимовыгодных торгово-экономических отношений между странами со свободой движения через границы товаров, капиталов, информации, интеллектуальных, трудовых и других ресурсов, формирования единых транспортных и энергетических систем, а также средств связи, обороноспособности и т. п. являются основополагающими в ускорении прогресса каждой страны и всего мирового сообщества, в его единстве и целостности. Изоляционизм гарантирует любой стране регрессивные тенденции. В то же время вхождение в процесс международного разделения труда, кооперирование и интегрирование, поиски наиболее конкурентоспособных сфер и особых «ниш» в мировом рынке выступают гарантом достижения более быстрых темпов экономического развития и конкурентоспособности. Для этого и нужны тщательный выбор приоритетов, возведение их в ранг ведущего звена всей экономической и научно-технической политики государства.
Определяющую роль в достижении эффективности реформирования, бесспорно, играют знание и умение принимать обоснованные решения, активно и быстро воплощать их в жизнь, т.е. действовать синхронно и комплексно во всех звеньях управления и регулирования. Формирование знающих и активных предпринимателей и управленцев требует определенного времени и усилий. Предпринимательские структуры для своего процветания должны владеть искусством жесткого хозяйственного менеджмента, знать конъюнктуру рынков, уметь налаживать четкие деловые взаимоотношения с поставщиками и покупателями, банками и страховыми компаниями, своими трудовыми коллективами, действовать уверенно, со знанием дела в сложной рыночной среде и в системе государственного регулирования. Без наличия этих и других деловых и человеческих качеств у многих людей, склонных к бизнесу, оказываются весьма затруднительными высокоэффективная предпринимательская деятельность и достижение стабильного социально-экономического развития.