Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Нужны принципиально новые подходы

Рубрика: Экономика, статьи

Эйфория быстрого и кардинального решения сложных эконо­мических проблем миновала. Скоропалительные программы спасения экономик постсоциалистических стран потерпели оче­видную неудачу. Полным экономическим и политическим кра­хом завершилась бездумная и анархическая по сути почти пяти­летняя «перестройка», которая в свое время активно иницииро­валась М. Горбачевым. В течение шести лет развала Союза ни одна из краткосрочных правительственных программ стабилиза­ции экономического положения и выхода из кризиса теперь уже новых стран также не принесла позитивных результатов. Более того, попытки немедленного воплощения этих программ в жизнь давлением «сверху» только усилили кризисные явления до кри­тического состояния. Причины такого состояния дел, по моему глубокому убеждению, кроются, с одной стороны, в поверхност­ности и ошибочности самих экономических программ, не учиты­вающих сложной совокупности взаимодействующих внутренних и внешних факторов (т.е. не предусматривающих фундаменталь­ной модельной разработки проектов осуществления экономичес­ких преобразований, понятных широким слоям населения), а, с другой — в отсутствии системного подхода к управлению и орга­низации их выполнения, а также четкости и последовательности законодательных и исполнительных решений государства и дей­ствий хозяйственных управленческих структур в сфере товарно­го производства, рынка, производственной и социальной инфра­структур, валютно-финансового, кредитного и информационно­го обслуживания.

Ученые-экономисты Российской академии наук и Нацио­нальной академии наук Украины разработали соответствующие стратегические концепции и стратегии социально-экономичес­кого развития своих стран, опирающиеся на всесторонний учет конкретных условий и последовательную этапность рыночных преобразований. Определены стратегические цели и задачи, ме­тоды, средства и ресурсные возможности их достижения. При этом весьма реалистично намечены сроки реформирования — от­носительно каждого этапа, с упором на исходную экономичес­кую ситуацию, в которой страна пребывает, на валютно-финансовые и материальные возможности, предпринимательскую ак­тивность и заинтересованность в качественных обновлениях макро- и микроэкономических структур. Активизация инвести­ционной деятельности с массовым использованием новейших научно-технических достижений, ресурсосберегающих техноло­гий, четких управляющих и регулирующих механизмов, органи­зационно-экономических мероприятий и рыночных катализато­ров в конкурентной среде лежит в основе новой стратегической концепции. Привлечены необходимые рыночные механизмы ак­тивизации человеческого фактора.

Создание качественно новых предпринимательских и рыноч­ных структур, которые функционировали бы высокоэффективно и социально направленно, — это не одноразовый правовой акт и тем более не одномоментная архиреволюционная акция разру­шения действующего производственного и рыночного потен­циала и возникновения неизвестно откуда более эффективно­го нового. Это длительный эволюционный процесс глубоких хозяйственных и экономических преобразований, технологичес­кого обновления, конверсии и диверсификации капитала, фор­мирования приоритетов в системе международного разделения труда и развития макрохозяйственных связей.

Стратегическую политику дальнейших рыночных реформ, провозглашенную Президентом Украины Л. Кучмой, нужно осу­ществлять методами и средствами созидательного, антиинфля­ционного направления по критериям реального прироста соци­ально-экономического эффекта. Иначе говоря, необходимо те­перь разумно и взвешенно реализовать начертанную стратегию, шаг за шагом добиваясь экономической стабилизации и оживле­ния с переходом в стадию стабильного экономического развития с качественным и структурным обновлением ресурсного потен­циала и природной среды, повышения уровня жизни народа.

Объективная оценка результатов рыночных реформ на мак­роуровне связана с реальным приростом ВВП и НД, а не с тем, сколько и каких объектов приватизировано или же национали­зировано. На микроуровне эффективность также определяется совсем не формой собственности и хозяйствования, а объемом, качеством и себестоимостью товарной продукции и услуг, ры­ночным спросом на них, мерой возмещения совокупных затрат, размерами получаемых валового дохода и прибыли. Главное в том, как те или иные хозяйственные системы выполняют свои функции, насколько их товары являются конкурентоспособны­ми на внутренних и внешних рынках, насколько эффективно ведут они свое хозяйство, богатеют сами и вносят вклад в богат­ство страны. Как указывалось выше, в свое время сталинский режим уже определял эффективность социалистической рефор­мы на селе по темпам коллективизации и раскулачивания бога­тых крестьян с крепкими хозяйствами, которые при этом разру­шались, доводя страну до упадка. Совершенно недопустимо по­вторять этот постыдный опыт прошлого.

Единственно правильным является путь созидательного ры­ночного реформирования, которое сопровождалось бы повыше­нием конечной результативности, быстрым хозяйственным об­новлением и соответствующими темпами экономического роста, стабильного и качественного развития с высокой степенью отда­чи единовременных и текущих затрат. Если этого нет, а есть только обвальное падение производства, обеднение внутреннего рынка, бурный рост цен и усиление структурной деформации, то такая реформа не служит интересам человека и общества, а точ­нее — имеет антинародный характер и является опасным тормо­зом общечеловеческого прогресса.

Важнейшими элементами экономических реформ в Украине, России и других странах СНГ выступают введение жесткой антиинфляционной политики и конвертированной денежной единицы, осуществление эффективной приватизации, создание активной рыночной среды с развитой инфраструктурой. Одно­временно при помощи государственной и банковской поддержки предстоит активизировать инвестиционную и инновационную деятельность по структурной и качественной перестройке хозяй­ства. Необходимо решительно преодолевать дезинтеграционные тенденции, формировать качественно новое рыночное простран­ство стран СНГ и восточноевропейского содружества с вхожде­нием в общеевропейскую и мировую хозяйственные системы, что, в свою очередь, могло бы содействовать их значительно более быстрому вхождению на равных в широкие интеграцион­ные и глобальные рыночные связи на взаимовыгодных прин­ципах.

Каждая из стран, имея статус субъекта международного права, должна иметь равные возможности свободно выбирать партнеров для современных интеграционных взаимосвязей. Принципы взаимовыгодных торгово-экономических отношений между странами со свободой движения через границы товаров, капиталов, информации, интеллектуальных, трудовых и других ресурсов, формирования единых транспортных и энергетичес­ких систем, а также средств связи, обороноспособности и т. п. являются основополагающими в ускорении прогресса каждой страны и всего мирового сообщества, в его единстве и целостнос­ти. Изоляционизм гарантирует любой стране регрессивные тен­денции. В то же время вхождение в процесс международного разделения труда, кооперирование и интегрирование, поиски наи­более конкурентоспособных сфер и особых «ниш» в мировом рынке выступают гарантом достижения более быстрых темпов экономического развития и конкурентоспособности. Для этого и нужны тщательный выбор приоритетов, возведение их в ранг ве­дущего звена всей экономической и научно-технической полити­ки государства.

Определяющую роль в достижении эффективности реформи­рования, бесспорно, играют знание и умение принимать обосно­ванные решения, активно и быстро воплощать их в жизнь, т.е. действовать синхронно и комплексно во всех звеньях управле­ния и регулирования. Формирование знающих и активных пред­принимателей и управленцев требует определенного времени и усилий. Предпринимательские структуры для своего процвета­ния должны владеть искусством жесткого хозяйственного ме­неджмента, знать конъюнктуру рынков, уметь налаживать чет­кие деловые взаимоотношения с поставщиками и покупателями, банками и страховыми компаниями, своими трудовыми коллек­тивами, действовать уверенно, со знанием дела в сложной ры­ночной среде и в системе государственного регулирования. Без наличия этих и других деловых и человеческих качеств у многих людей, склонных к бизнесу, оказываются весьма затруднитель­ными высокоэффективная предпринимательская деятельность и достижение стабильного социально-экономического развития.





Метка: