Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Рубрика: Банковское законодательство

Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятель­ность эмиссионного и коммерческих банков, появилась в 1995 и 1996 гг.: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) » от 26 апреля 1995 г. и Федеральный закон «О банках и банковс­кой деятельности» от 3 февраля 1996 г.

Принятая редакция этих законов не является кардинальным измене­нием законодательной базы. Напротив, по существу, это новая редакция прежних законов, ставящая перед собой цель прежде всего устранить яв­ные недостатки прежних законов. В какой-то степени создателям зако­нов это удалось.

Из законов были частично изъяты отсылки к нормативным актам Центрального банка РФ, в связи с чем они приблизились к нормативным актам прямого действия.

Законы стали более подробными. Это касается описания порядка ли­цензирования банковской деятельности, отзыва банковских лицензий, представления отчетности.

Законы сохранили и продвинули идеологию функционирования банков рыночного типа. Прежде всего это касается идеи универсальности. За­кон действителен для всех банков, всех их типов. Унифицированным остается контроль за банками.

Универсальность законов не означает, что они отвергают принцип необходимости функционирования многообразия банков в условиях рыночного хозяйства. Напротив, законы допускают существование разных банков по типу собственности, юридическому статусу, характе­ру деятельности, перечню выполняемых операций, не допускают прин­ципа уравниловки в управлении банками.

Новые законы направлены на известную либерализацию банковской де­ятельности, устранение излишней бюрократии, субъективизма чиновни­ков. Так, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» при создании кредитного учреждения устранены ограничения на число участников, по размеру их доли в уставном капитале. Сократился пере­чень документов, необходимых для оформления регистрации банков (при одновременном усилении требований к ним). Для облегчения банковс­кой деятельности введена заявительная процедура создания филиалов и др.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) » введены статьи, посвященные Национальному банковс­кому Совету как органу, задачей которого является рассмотрение Кон­цепции совершенствования банковской системы, проектов основных на­правлений государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, наиболее важных воп­росов регулирования деятельности кредитных организаций и др. Пред­седателем Национального банковского Совета (НБС) является Предсе­датель Центрального банка РФ. В его состав входят 15 членов, в том числе представители обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от Президента Российской Федерации, ми­нистр финансов, министр экономики РФ. 6 членов НБС назначаются Го­сударственной Думой по представлению Председателя Центрального банка РФ из числа представителей кредитных организаций и экспертов.

В целом структура Федерального закона «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России) » выглядит следующим образом:

Глава I. Общие положения (ст. 1-8).

Глава II. Капитал Банка России (ст. 9 и 10).

Глава III. Органы управления Банком России (ст. 11-18).

Глава IV. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 19—23).

Глава V. Отчетность Банка России (ст. 24-26).

Глава VI. Организация наличноденежного обращения (ст. 27-34).

Глава VII. Денежно-кредитная политика (ст. 35-44).

Глава VIII.Операции Банка России (ст. 45-49).

Глава IX. Международная и внешнеэкономическая деятельность (ст. 50-54).

Глава X. Банковское регулирование и надзор (ст. 55-76).

Глава XI. Взаимоотношения с кредитными организациями (ст. 77-79).

Глава XII. Организация безналичных расчетов (ст. 80-82).

Глава XIII.Принципы организации Банка России (ст. 83-87).

Глава XIV.Служащие Банка России (ст. 88-92).

Глава XV. Аудит Банка России (ст. 93-95).

Определенные отличительные особенности есть и у Федерального закона «О банках и банковской деятельности «. Его структура имеет сле­дующий вид:

Глава I. Общие положения (ст. 1-11).

Глава II. Порядок регистрации кредитных организаций и выдача им лицензий на осуществление банковских операций (ст. 12-23).

Глава III. Обеспечение стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных орга­низаций (ст. 24-27).

Глава IV. Межбанковские отношения и обслуживание клиентов (ст. 28-34).

Глава V. Филиалы, представительства и дочерние организации кре­дитной организации на территории иностранного государ­ства (ст. 35).

Глава VI. Сберегательное дело (ст. 36-39).

Глава VII. Бухгалтерский учет в кредитных организациях (ст. 40-43).

Новые банковские законы в известной степени модернизируют рос­сийское банковское законодательство. В качестве достижений здесь мож­но выделить разграничение понятий банка и кредитного учреждения; Центральному банку РФ предписано прекратить свое участие в капита­лах кредитных учреждений, запрещается кредитовать бюджет (если это не предусмотрено Федеральным законом о бюджете), обеспечить взаи­модействие с банками и их ассоциациями при принятии наиболее важ­ных решений нормативного характера.

В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Рос­сийской Федерации (Банке России) » более рельефно стала просматри­ваться идея обеспечения стабильности банковской системы, в том чис­ле посредством осуществления постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, норматив­ных актов Центрального банка РФ. Закон ввел новые обязательные нор­мативы. Среди них: предельный размер неденежной части уставного капитала, размеры валютного, процентного и иных рисков, минималь­ный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы, нор­мативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц и др. В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности » декларируется необходимость созда­ния Федерального Фонда обязательного страхования вкладов. Участни­ками этого фонда должны стать как банки, осуществляющие привлече­ние средств населения, так и ЦБ РФ. Кроме того, закон дает банкам право объединяться в целях добровольного создания фондов страхова­ния вкладов граждан и юридических лиц.

Более подробно вопросы гарантирования вкладов граждан в ком­мерческих банках должны были найти отражение в специальном за­коне, прошедшем определенную процедуру обсуждения в Государ­ственной Думе РФ и Совете Федерации РФ. Важным шагом в деле раз­вития банковского законодательства стало принятие Федеральных за­конов «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (февраль 1999 г.), «О реструктуризации кредитных организаций» (июль 1999 г.), а также «О валютном регулировании и валютном контроле».

Разумеется, принятая новая редакция банковских законов сделала оп­ределенный шаг вперед в области совершенствования российского бан­ковского законодательства, однако далеко не все вопросы оказались ре­шенными. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) » еще не в полной мере прописаны функции данного эмиссионного института. Сохранилось некоторое количество от­сылочных норм. В банковском законодательстве по-прежнему отсутству­ют как прямые банковские законы (о кредитах, платежах и др.), так и параллельно действующие законодательные акты (об инвестиционных фондах, финансово-промышленных компаниях и др.). В условиях пере­ходного периода в стране еще не создана система банковских законов, которая позволяла бы полнее регулировать деятельность кредитных ин­ститутов.

Тем не менее при всех сохранившихся недостатках современные бан­ковские законы позволяют банковской системе адаптироваться к усло­виям рыночной экономики, выполнять возложенные на нее задачи.





Метка: