Первоочередное развитие высокотехнологичных отраслей
Рубрика: Экономика, статьиУкраинское Правительство определяет конкретные сектора для наращивания выпуска конкурентоспособной продукции на ближайшие и более отдаленные периоды, сосредоточив на них деятельность субъектов предпринимательской деятельности, министерств и ведомств, а также определив возможные источники финансирования и конечные результаты. В докладах правительств, которые очень часто меняются, Верховному Совету Украины справедливо отмечается необходимость достижения нового технологического уровня и структурной сбалансированности в экономике. Однако правительства часто уходят в отставку, а их намерения остаются на бумаге нереализованными. Тем более что они требуют применения соответствующих методов государственного регулирования и управления, ослабления внешней зависимости, стабилизации собственных финансовой и бюджетной систем. Нужны стабильные и планомерные правительственные действия, направленные на реализацию эффективной созидательной политики государства. Учитывая национальные научно-технические разработки, основным звеном первоочередных технологических преобразований должен стать машиностроительный комплекс как фундамент общего производственного обновления и прогресса страны.
В частности, одним из правительств Украины на ближайшую перспективу предусматривалось:
во-первых, ускорить выпуск самолетов АН-70 и АН-40, с тем чтобы иметь валютные поступления от их экспорта;
во-вторых, обеспечить выпуск отечественных телефонных систем на предприятиях Запорожской, Харьковской, Черкасской и Хмельницкой областей;
в-третьих, начать освоение на базе Луганского и Днепропетровского заводов современного производства украинских дизель- и электропоездов и пассажирских вагонов;
в-четвертых, создать в Херсоне совместное предприятие с американской фирмой «Джон Дир» для выпуска зерноуборочного комбайна аналогичного образца, с тем чтобы в перспективе до 80% комплектующих изделий изготавливать в нашем государстве;
в-пятых, начать в объединении «АвтоЗАЗ» выпуск новейших легковых автомобилей совместно с ведущими мировыми фирмами на принципах размещения производства конечной продукции на территории Украины.
В целом, по сообщению премьер-министра, правительственный пакет включает около 40 таких масштабных проектов, и в том числе создание ПФГ и холдинговых компаний типа «Украинские авиадвигатели» и «Украинский автобус», реструктуризацию «Азовмаша», Харьковского завода имени Малышева и др. Предусматривалось принять меры относительно защиты внутреннего рынка (и, в частности, рынка продовольствия, угля, металлопродукции) от внешней экспансии. Особое внимание в программе уделялось разработке и реализации правительственных мер по наращиванию экспортного потенциала, а также поддержке отечественного товарного производства, превращения его в конкурентоспособное на внутреннем и внешнем рынках.
На бумаге и в устах неосведомленных пропагандистов эта программа выглядела весьма правдоподобно. Но, как выяснилось чуть позже, тогдашнее правительство и не собиралось всерьез реализовывать эту программу. Все свелось к последующему разгулу коррупции и вывозу за рубеж наворованного национального богатства, по определению юристов — «в особо крупных размерах». Аналогичная участь постигла и другие правительственные программы с заверениями быстрого вывода страны из кризисного состояния. Они (эти программы) провозглашались для проформы,’ оставаясь невыполненными. Ведь одно дело озвучивание программных установок и лозунгов и совсем другое — превращение их в реальность, осуществление в виде действительных трансформационных процессов, обеспечивающих прирост экономического и социального эффекта, кардинальное обновление всего общественного организма.
Для быстрого развала бывшей советской, недостаточно эффективной экономической системы большого ума и таланта не требовалось (разрушать — не строить). В то же время создание взамен нее качественно новой, высокоэффективной системы, которая отвечала бы вызову нового времени в обозримом будущем, национальным интересам страны и народа, — дело архисложное и архитрудное. От лидеров, взявших на себя сию ответственность и тяжелую ношу, требуются новейшие фундаментальные знания и умения, незаурядный организаторский и управленческий талант, твердые и в то же время гибкие политические и идеологические убеждения, надежные волевые качества, обеспечивающие научно обоснованную разработку и осуществление стратегических и тактических целей и задач с выбором соответствующих методов и средств их достижения. Без глобального и локального моделирования транформационных процессов и тенденций, всесторонне обоснованного выбора наилучших вариантов решений по оценочному критерию конечной результативности не обойтись.
Примитивными поверхностными призывами и действиями, да еще и с агрессивным невежеством и криминальным уклоном по-настоящему прогрессивных преобразований современного рыночного образца обеспечить невозможно. Неслучайно в последнее время в некоторых кругах активных архиреформаторов появились, отнюдь не безосновательно, идеи о полувековых и даже более длительных сроках переходного периода к рыночной экономике. Если раньше эти сроки ограничивались ими в пределах 300-500 дней, то теперь сложившаяся кризисная обстановка заставляет «великих мудрецов» дрейфовать в прямо противоположном направлении. Это означает не что иное, как призыв к готовности общества, большинства его конкретных физических лиц терпеть катастрофические социальные невзгоды, вызванные разрушительными моделями рыночных реформ, которые навязаны извне и поддержаны подкупленными силами регресса изнутри. Иначе говоря, общество оказалось в состоянии неопределенности бесконечной его реформации в «светлое рыночное будущее», весьма созвучное со сравнительно недавними пророчествами и иллюзиями достижения «светлого коммунистического будущего».
Как видно, недалеко ушла мысль сегодняшних коррумпированных реформаторов от прежних, отживших свой век «измовских идеалов». Наиболее узким местом в разработке правительственных программ до последнего времени оставалось отсутствие активных поисков надежных источников инвестирования и экономического стимулирования развития национального конкурентоспособного товаропроизводства. Хищение и растранжиривание государственных финансовых и материальных ресурсов, отвлечение их из реального сектора экономики в теневые структуры по сути лишили исполнительные и законодательные органы власти результативного воздействия на ускорение темпов эффективных рыночных преобразований. Активные трансформационные процессы оказались искусственно замороженными, что, естественно, усугубило кризисные явления, подорвало действие стимулирующих факторов, научно-технического и организационно-управленческого прогресса.
Приоритетные государственные программы развития ТЭКа, АПК, создание конкурентоспособных технологий оказались по сути без жесткого государственного контроля и управления. В ходе неудачных и ошибочных рыночных реформ начального периода технологический уровень, например, агропродовольственного комплекса не только не возрос, а, напротив, катастрофически снизился. Основные производственные фонды (ОПФ) его не пополнялись. Произошло значительное физическое и моральное их старение со списанием изношенной части в металлолом.
Большая часть животноводческих комплексов, комбикормовых заводов и цехов, мастерских и подсобных предприятий государственных и кооперативных сельскохозяйственных предприятий вообще прекратили свое функционирование и были разграблены под видом якобы ничейной собственности. Насильственное насаждение мелкопарцелярных крестьянских хозяйств под видом развития фермерства привело к таким крайне негативным последствиям, как утрата крупных товаропроизводителей с механизированной и химизированной биотехнологией, подрыв соответствующей культуры земледелия и животноводства, что повлекло за собой резкое снижение почвенного плодородия, потерю урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства, а также утрата свыше половины валовой и товарной продукции, превратив сельское хозяйство в убыточную сферу деятельности.
Сельскохозяйственная техника и машинно-тракторный парк большинства коллективных товаропроизводителей оказались на грани выведения из производственного оборота. В то же время отечественное машиностроение почти прекратило выпуск не только новой конструктивно несовершенной техники, но и запчастей и узлов для ремонта действующего парка. Вследствие такой кризисной ситуации новейшие технологии у машиностроителей почти не создаются. Как уже было показано в предыдущем анализе, надежды на их импорт являются экономически неоправданными и безосновательными. Нужно развивать собственную технологическую базу. Тем более что страна имеет немало простаивающих предприятий для сельскохозяйственного машиностроения.
Дефицит горючего и масел для аграрной сферы не позволяет выполнять технологические процессы в оптимальные сроки и высококачественно. Сокращение внесения в почву органических и минеральных удобрений, недостаточное применение средств борьбы с сорняками, вредителями и болезнями приводят к падению плодородия почв, засорению посевов, распространению болезней и вредителей, что, в свою очередь, негативно влияет на конечные результаты хозяйствования. Исправить такое положение однобокими методами реформирования лишь отношений собственности не удастся. Нужно одновременно повысить технологический уровень всего аграрного производства, всячески развивать экономическую заинтересованность товаропроизводителей в высокопроизводительном труде, инвестиционной и инновационной активности.
Это касается и развития перерабатывающей промышленности — производства готовых продуктов питания и других товаров из сельскохозяйственного сырья. Технологическое отставание в этом отношении наших предприятий от западных конкурентов остается все еще существенным, и, чтобы его преодолеть, нужно шире привлекать средства иностранных инвесторов, внутренние накопления, кредитные ресурсы. Иначе украинские продукты питания не могут быть в широких масштабах экспортированы на зарубежные рынки. Придется наряду с разработкой новейших технологий на собственных машиностроительных предприятиях импортировать современные перерабатывающие технологии из западных стран. Без этого нам отставание быстро не преодолеть, а это крайне необходимо, чтобы иметь реальные источники поступления валютных ресурсов. Правда, следует отметить, что высокое качество украинских продуктов питания, несмотря на технологическое отставание в их изготовлении, приводит к тому, что в последнее время они успешно вытесняют с внутреннего рынка многие виды иностранного продовольствия. Покупатели с большим удовольствием покупают отечественные хлебобулочные и мясомолочные изделия, муку и крупы, продукты для детского питания, винно-водочные товары, животное и растительное масла, кондитерские и другие изделия. Есть реальные предпосылки к тому, что эта отрасль может выйти на уровень конкурентоспособности и на внешних рынках.
Не менее важное экономическое и социальное значение имеют проекты структурной и качественной модернизации и развития украинского топливно-энергетического комплекса. Речь идет об инновационной деятельности в сферах разведывания и добычи топливных ресурсов, реконструкции действующих ТЭС и АЭС, угольных шахт и других небезопасных объектов. Здесь особенно важно преодоление повышенных рисков, связанных с их экологической и технологической безопасностью, а также более эффективное использование топливно-энергетических ресурсов. К сожалению, до этого времени такие решающие для экономики Украины процессы модернизации и обновления происходили чрезвычайно медленно или вовсе не происходили. В результате возрастает число аварий с человеческими жертвами и разрушениями производственных систем. В программах действий предыдущих правительств они, на мой взгляд, не получали надлежащего отражения и немедленной практической реализации.
Проблему эффективных трансформационных процессов впредь придется решать на более фундаментальных научных основах и принципах.
Бывший премьер-министр Украины В.П. Пустовойтенко, выступая на сессии Верховного Совета Украины 16 июля 1997 г., которая тогда утвердила его назначение на эту высокую должность, выдвинул ключевые предпосылки активной деятельности, направленной на осуществление антикризисной государственной политики. Они были изложены с позиций конституционных полномочий кабинета министров как целостной и дееспособной системы управления с сохранением позитивных элементов прошлого опыта и творческим использованием современных разработок. Предусматривалось, что исполнительная власть будет действовать во взаимосвязи с властью законодательной, различными политическими силами и общественными организациями, регионами и профсоюзами в разрешении конкретных экономических задач в направлении хозяйственного развития на микроуровне наряду с углублением макроэкономической стабилизации. Было определено восемь ключевых предпосылок, охватывающих решающие сферы экономической стабилизации, оживления и роста, обеспечения чрезвычайного режима экономии и эффективного использования ресурсного потенциала страны, участие предпринимательских структур в социально-экономическом укреплении государства. Намечалось переводить экономику в русло эффективных созидательных трансформаций, без чего действия Правительства отнюдь не могут быть результативными. Все эти меры были декларативно правильными, но они потерпели фиаско вследствие практического их невыполнения. Правительство В. Пустовойтенко было отправлено в отставку. Вместо него очередным премьер-министром был назначен В.А. Ющенко с принципиально новыми взглядами на деятельность Правительства с банковских позиций. Однако и эта позиция не оказалась плодотворной для решения сложных стратегических и тактико-оперативных проблем исполнительной ветви государственной власти.