Поиски реальных источников прогресса
Рубрика: Экономика, статьиПо научным прогнозам, для ускорения достижения стабилизации и развития экономики Украины необходимо уже в ближайшее время по меньшей мере в 2,5-3 раза повысить темпы интенсификации воспроизводственных и обновляющих процессов при соответствующем инвестиционном и инновационном обеспечении. Нужно понять, что те мизерные объемы инноваций, которые сегодня направляются непосредственно в производственную сферу, никаких весомых сдвигов в ближайшем десятилетии не обещают. Тем более что они большей частью вообще минуют настоящий технологический прогресс — первоочередное развитие наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих производств, без которых нашим предпринимателям не добиться конкурентоспособности на товаронасыщенных международных рынках.
С этих позиций объемы как внутренних накоплений и кредитных ресурсов, так и действительного прилива иностранных инвестиций слишком малы для масштабов экономики Украины. Значительная часть иностранных кредитов направляется не на прямое производственное инвестирование и не на современное технологическое обновление, а на покупку необходимых энергоносителей, отдельных технических средств и других товаров на текущие потребности (включая подкуп кредиторами влиятельных кругов), что только увеличивает внешнюю задолженность страны без перспективы развития национального товаропроизводства и инфраструктуры.
Таким образом, влияние иностранного капитала на экономический рост государства и тем более на его технологическое обновление пока что остается очень незначительным. Если же учесть, что отлив национального капитала за границу составляет в среднем 3 млрд долл., т.е. существенно превышает прилив иностранного капитала, то становится понятно, насколько бесперспективным является ожидание «экономического чуда» за счет внешних источников. При том что за прошедшие 1991-1998 гг. Украинское государство практически не реализовало за иностранные кредиты достаточно весомых инвестиционных проектов, а его внешний долг достиг объема свыше 12,5 млрд долл., то на его обслуживание приходится ежегодно расходовать столько же конвертированной валюты, сколько поступает очередных кредитов. Поскольку точные бухгалтерские и статистические отчеты о том, куда же и с каким реальным эффектом расходуются иностранные кредиты, не предаются официальной огласке, то сделать достоверные выводы относительно их результативности нет возможности.
По существу сообщения по данному поводу Госкомстата Украины и других причастных к этому государственных органов ничего не раскрывают, как будто это большая государственная тайна, хотя за растранжиренную и присвоенную иностранную валюту государству приходится рассчитываться деньгами налогоплательщиков. Тем самым иностранная «помощь» с целью подъема уровня жизни украинского народа превращается в очередное бремя, которое усиливает его дальнейшее обеднение, причем не только нынешнего, но и будущих поколений. Бесспорно, Украине сегодня очень необходимы иностранные кредиты для структурного и качественного обновления и развития национального товаропроизводства, но при условии надлежащего контроля их использования по назначению — на эффективную реализацию инвестиционных и инновационных проектов, которые обеспечивали бы быструю отдачу и прирост эффекта. Если же этого нет, то, понятно, от таких инвестиций наше государство будет только беднеть.
В первую очередь, нужно «разморозить» собственную экономическую и банковско-финансовую активность, предпринимательские и трудовые интересы, катализировать ускорение процессов хозяйственного и общеэкономического кругооборота за счет подъема инвестиционной и инновационной деятельности на собственных накоплениях, увеличение емкости (покупательной способности) внутреннего рынка и расширение экспортных возможностей. Чем быстрее экономический оборот денег и ресурсов по всем стадиям оборотного цикла, тем эффективнее хозяйствование и выше темпы экономического роста. Рынок выступает здесь мощным катализатором активных действий юридических и физических лиц, с тем чтобы они могли побеждать в конкурентной борьбе за получение высоких конечных результатов — равных для собственного и общественного обогащения и обеспечения программируемых темпов экономического обновления и Роста.
В Украине пока что не сформированы такие надежные и стабильные экономические предпосылки для созидательной деятельности предпринимателей в производственных сферах. Kaк уже указывалось, ограниченность инвестиционных источников (в частности, обострение дефицита хозяйственных доходов и накоплений, бюджетных и кредитных ресурсов) обусловлена искусственным параличом платежеспособности внутренней рынка. К тому же он чем дальше, тем больше попадает в иностранных конкурентов, для чего они нередко используют непорядочные методы, не имеющие ничего общего со свободной рыночной конкуренцией. Тем самым неминуемо блокируются процессы изменения темпов и качественного обновления национального товаропроизводства.
В последнее время Украинское Правительство стало активнее, принимать меры по преодолению негативных тенденций, но если действия наталкиваются на сопротивление тех сил, которые не заинтересованы в экономической стабилизации, поскольку именно в коррумпированном и криминогенном обществе они находят источники для личного и группового обогащения. К сожалению, в борьбе с так называемой «пятой властью» и теневой] экономикой конституционно законная власть со всеми ее ветвями, экономическими и силовыми структурами пока что проигрывает, не справляясь с проявлениями экономического xaoca тормозящего прогрессивные сдвиги.
Вместе с тем отметим, что в ряде научно-технических и производственных сфер, в отдельных группах предприятий, имеющих стабильные заказы на выпуск продукции (особенно экспортной), наметились признаки экономической стабилизации и роста. Это касается отдельных металлургических, химических и машиностроительных предприятий. Есть сдвиги даже на некоторых предприятиях легкой и пищевой промышленности, которые стали технологически обновляться и за счет этого активнее конкурировать с иностранными партнерами.
В 1998 г. в промышленности страны комплексно механизировано и автоматизировано 102 цеха, участка и производства, что на 78% меньше, чем было в 1991 г., а также введено 174 механизированные поточные и автоматические линии, что соответственно на 79% меньше. Разумеется, что такое сокращение инноваций — явление негативное. И оно объясняется не только отсутствием средств на это, но и спадом новейших технологических разработок, которые с приростом реальных накоплений обеспечивали бы быструю отдачу. Однако даже тот воспроизводственный инновационный потенциал, который еще остался и действует, может не только возродить, но и быстро развить технологическое обновление на современной научной базе, если направить в этом направлении экономическую и научно-техническую политику государства. Ведь даже в эти довольно трудные времена экономического кризиса мы имеем собственный позитивный опыт.
Несмотря на тенденцию к общему сокращению производства, например, в металлургической промышленности удельный вес выпуска отдельных видов высококачественной продукции, которая пользуется спросом, сохраняется. Требования рынка подталкивают эти производства и обеспечению нужных стандартов качества. Или другой пример. В последнее время достигается повышение содержания питательных веществ в минеральных удобрениях, увеличивается удельный вес производства сложных и концентрированных минеральных удобрений, которые поставляются преимущественно на внешние рынки. В промышленности строительных материалов растет доля производства цемента из клинкера, полученного за счет энергосберегающих технологий. Ежегодное освоение производства новых видов продукции остается в Украине на уровне 10-13 тыс. наименований, и в том числе новых, прогрессивных технологических процессов около 3 тыс., что свидетельствует не о безнадежном положении с возможностями технологического и товарного обновления, а, наоборот, о том, что инновационная активность имеет под собой достаточно надежную научную почву, которую нужно умело использовать.
В энергетике, при общем сокращении производства электроэнергии происходит увеличение доли ее производства за счет АЭС: с 25,5% в 1990 г. до 43,5% в 1998 г. с тенденцией к дальнейшему повышению. Однако за этот же период другие электростанции сократили объемы производства электроэнергии, в частности тепловые — с 211,6 в 1990 г. до 81,7 млрд. кВт.ч в 1998 г., что [свидетельствует, с одной стороны, о технологическом их несовершенстве, высоком физическом и моральном износе оборудования ТЭС, а с другой — об ухудшении качества топлива, увеличении наживы на нем мафиозных структур. Учитывая остроту
дефицита топливных ресурсов, особенно важное экономическое значение имеет преодоление этой негативной тенденции. Речь идет не только о необходимости коренного технологического обновления генерирующих энергопроизводств, но и о создании, производстве и широком применении энергосберегающих технологий. С этой целью следует также прекратить политику поддержки устремлений коммерсантов топливного бизнеса к неэффективному его распылению в направлении спекулятивной деятельности с созданием соответствующих ей парцелярных форм хозяйствования. Сегодня такой бизнес отнюдь не содействует концентрации ресурсов на практическом решении проблемы энергосбережения. Государство не может стоять в стороне, когда прибыли от энергобизнеса, обходя государственный бюджет и инвестиции на развитие и обновление ТЭКа, по существу не снимают, а, напротив, обостряют проблему энергетической безопасности страны. Это общегосударственная проблема. Без кардинального ее решения не может быть успешного энергетического и экономического развития страны.
Безусловно, нужно значительно активизировать разработку и применение новейших технологий, и в первую очередь — в сферах, определенных как общегосударственные приоритеты. Для этого нужно направить фундаментальную и прикладную науку, научно-технологические комплексы и машиностроительную промышленность на создание именно таких конкурентоспособных технологий под заказ потребителей. В свое время были попытки переориентировать предприятия ВПК на создание новейших технологий для сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, а также на выпуск промышленных товаров широкого бытового потребления. Однако директорский корпус, инженерно-технические структуры этих предприятий (которые традиционно выполняли гарантированные государственные заказы на выпуск оружия, да еще и под завесой секретности, не считаясь с денежными расходами) так и не смогли своевременно трансформировать свой производственный потенциал в принципиально новом, рыночном направлении.
Конверсия военной промышленности почти не осуществилась. Государство вследствие обеднения уже не смогло выделять необходимые для этого средства на инвестиции. Собственных же (т.е. внутрихозяйственных) накоплений предприятия ВПК вообще никогда не имели, а кредитные источники для долгосрочных вложений по существу были «заморожены». К тому же первые образцы созданных ими новых технологий и видов продукции оказались неконкурентоспособными. И неудивительно, что с началом рыночных преобразований именно эти предприятия обанкротились первыми и большей частью почти прекратили свою производственную деятельность. Совершенно секретные новейшие технологические решения для военной техники, которые можно и нужно было широко и гибко использовать непосредственно в развитии обычных производственных сфер, в значительной степени утрачены. И на этом государство понесло огромные потери своего интеллектуального потенциала, а также готовых наукоемких технологий, которые растранжирены (включая безвозмездный или за взятки «побег» за границу).
В частности, это касается потери технологий для создания не только сугубо военной техники (наилучших танков, сверхмощных самолетов и ракетных систем различных классов и назначений), но и конкурентоспособных электротехнических изделий (например, высококачественных электродвигателей различных классов для подлодок), которые очень нужны и для гражданского производства. Для этого, безусловно, огромное значение имели бы также разнообразные материалы с заданными свойствами, созданные украинской наукой для военной промышленности.
Речь идет о высококачественных марках стали, сверхтвердых материалов и сплавов, об искусственных алмазах и других кристаллах, углекерамических изделиях, легких сплавах и т. п. Однако в советские времена эти материалы также не допускались к использованию при производстве необходимых товаров для широкого потребительского рынка. Новейшие технологические решения, на каких бы направлениях науки и техники они ни возникали, следует немедленно и надежно защищать патентами и поставлять на внутренний и внешние рынки. Реальный рыночный спрос на нововведения характеризует важный процесс экономического оживления и хозяйственного развития в конкурентной среде.
Для этого в первую очередь товаропроизводителям нужно законодательно создать надлежащие рыночные условия для доходного функционирования с формированием внутренних фондов потребления и накопления под собственную инвестиционную и инновационную активность. Иначе говоря, предприятия за счет высокоэффективной деятельности должны иметь надежные источники собственного инвестирования (и в частности, путем увеличения прибылей и амортизационных отчислений, а также привлечения кредитных источников). В свою очередь, государство должно за счет дисциплины и порядка поступления налогов и платежей в бюджеты всех уровней своевременно формировать и эффективно использовать фонды накопления и потребления для осуществления инвестиционной и социальной политики, реальной поддержки развития малого бизнеса, реализации государственных (приоритетных) программ научно-технического и социально-экономического развития страны.
Инфляционное обесценивание средств и стоимости всего совокупного капитала, с одной стороны, превращает их в форму легкой добычи за бесценок для так называемых «новых хозяев», которые преимущественно не умеют и не хотят хозяйствовать в невыгодном для них сегодня производственном бизнесе, а с другой — вызывает потерю соответствующей части амортизационных отчислений и прибылей — экономической основы технологического обновления производства. Отсюда возникает объективная необходимость осуществить в послеинфляционный период такую индексацию стоимости фондов и ресурсов, которая бы восстанавливала их действительную рыночную стоимость, позволяя тем самым вводить их в нормальный хозяйственный и рыночный кругооборот. При этом размеры амортизационных отчислений должны на здоровой экономической основе обеспечивать процесс своевременного капиталовоспроизводства, не допуская неоправданного (сверхнормативного) физического износа и морального старения технических средств. Одновременно следует повысить значимость внебюджетных инновационных и других фондов, которые функционируют ныне без надлежащего пополнения и используются не по назначению. К сожалению, их создание под лозунгами высокого государственного назначения оборачивается лишь соответствующим опустошением и без того пустой государственной казны.
Именно из внебюджетных фондов происходят бесконтрольное растранжиривание и использование государственных средств (точнее — средств налогоплательщиков) для собственной наживы определенных кругов многочисленного чиновничества и верхушки партократов, которые всячески поддерживают и «пробивают» в наивысших властных структурах образование денежных фондов с таким назначением. На этих же основаниях, только за счет доходов предприятий, создаются аналогичные фонды, и в том числе для содержания параллельных структур управления в форме различных союзов и ассоциаций. Дело доходит до того, что в отдельных производственных комплексах при общем сокращении товаропроизводства в 2-2,5 раза численность управленческого и обслуживающего персонала не только не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Вместо того чтобы финансовые и кредитные ресурсы концентрировались и направлялись в инвестиции, активизацию инновационной деятельности, осуществление эффективных рыночных и структурных преобразований, значительная часть и без того крайне ограниченных средств оседает в карманах политических авантюристов и коррумпированных элементов.