Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Поиски реальных источников прогресса

Рубрика: Экономика, статьи

По научным прогнозам, для ускорения достижения стабили­зации и развития экономики Украины необходимо уже в бли­жайшее время по меньшей мере в 2,5-3 раза повысить темпы интенсификации воспроизводственных и обновляющих процес­сов при соответствующем инвестиционном и инновационном обеспечении. Нужно понять, что те мизерные объемы иннова­ций, которые сегодня направляются непосредственно в произ­водственную сферу, никаких весомых сдвигов в ближайшем де­сятилетии не обещают. Тем более что они большей частью вооб­ще минуют настоящий технологический прогресс — первооче­редное развитие наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих производств, без которых нашим предпринимателям не добиться конкурентоспособности на товаронасыщенных международных рынках.

С этих позиций объемы как внутренних накоплений и кре­дитных ресурсов, так и действительного прилива иностранных инвестиций слишком малы для масштабов экономики Украины. Значительная часть иностранных кредитов направляется не на прямое производственное инвестирование и не на современное технологическое обновление, а на покупку необходимых энерго­носителей, отдельных технических средств и других товаров на текущие потребности (включая подкуп кредиторами влиятель­ных кругов), что только увеличивает внешнюю задолженность страны без перспективы развития национального товаропрои­зводства и инфраструктуры.

Таким образом, влияние иностранного капитала на экономи­ческий рост государства и тем более на его технологическое об­новление пока что остается очень незначительным. Если же учесть, что отлив национального капитала за границу составляет в среднем 3 млрд долл., т.е. существенно превышает прилив ино­странного капитала, то становится понятно, насколько беспер­спективным является ожидание «экономического чуда» за счет внешних источников. При том что за прошедшие 1991-1998 гг. Украинское государство практически не реализовало за ино­странные кредиты достаточно весомых инвестиционных проек­тов, а его внешний долг достиг объема свыше 12,5 млрд долл., то на его обслуживание приходится ежегодно расходовать столько же конвертированной валюты, сколько поступает очередных кредитов. Поскольку точные бухгалтерские и статистические от­четы о том, куда же и с каким реальным эффектом расходуются иностранные кредиты, не предаются официальной огласке, то сделать достоверные выводы относительно их результативности нет возможности.

По существу сообщения по данному поводу Госкомстата Ук­раины и других причастных к этому государственных органов ничего не раскрывают, как будто это большая государственная тайна, хотя за растранжиренную и присвоенную иностранную валюту государству приходится рассчитываться деньгами нало­гоплательщиков. Тем самым иностранная «помощь» с целью подъема уровня жизни украинского народа превращается в оче­редное бремя, которое усиливает его дальнейшее обеднение, при­чем не только нынешнего, но и будущих поколений. Бесспорно, Украине сегодня очень необходимы иностранные кредиты для структурного и качественного обновления и развития нацио­нального товаропроизводства, но при условии надлежащего кон­троля их использования по назначению — на эффективную реа­лизацию инвестиционных и инновационных проектов, которые обеспечивали бы быструю отдачу и прирост эффекта. Если же этого нет, то, понятно, от таких инвестиций наше государство будет только беднеть.

В первую очередь, нужно «разморозить» собственную эконо­мическую и банковско-финансовую активность, предпринима­тельские и трудовые интересы, катализировать ускорение про­цессов хозяйственного и общеэкономического кругооборота за счет подъема инвестиционной и инновационной деятельности на собственных накоплениях, увеличение емкости (покупательной способности) внутреннего рынка и расширение экспортных воз­можностей. Чем быстрее экономический оборот денег и ресурсов по всем стадиям оборотного цикла, тем эффективнее хозяйство­вание и выше темпы экономического роста. Рынок выступает здесь мощным катализатором активных действий юридических и физических лиц, с тем чтобы они могли побеждать в конку­рентной борьбе за получение высоких конечных результатов — равных для собственного и общественного обогащения и обеспе­чения программируемых темпов экономического обновления и Роста.

В Украине пока что не сформированы такие надежные и ста­бильные экономические предпосылки для созидательной дея­тельности предпринимателей в производственных сферах. Kaк уже указывалось, ограниченность инвестиционных источников (в частности, обострение дефицита хозяйственных доходов и накоплений, бюджетных и кредитных ресурсов) обусловлена искусственным параличом платежеспособности внутренней  рынка. К тому же он чем дальше, тем больше попадает в  иностранных конкурентов, для чего они нередко используют непорядочные методы, не имеющие ничего общего со свободной рыночной конкуренцией. Тем самым неминуемо блокируются процессы изменения темпов и качественного обновления национального товаропроизводства.

В последнее время Украинское Правительство стало активнее, принимать меры по преодолению негативных тенденций, но если действия наталкиваются на сопротивление тех сил, которые не заинтересованы в экономической стабилизации, поскольку именно в коррумпированном и криминогенном обществе они находят источники для личного и группового обогащения. К сожа­лению, в борьбе с так называемой «пятой властью» и теневой] экономикой конституционно законная власть со всеми ее ветвя­ми, экономическими и силовыми структурами пока что проигрывает, не справляясь с проявлениями экономического xaoca тормозящего прогрессивные сдвиги.

Вместе с тем отметим, что в ряде научно-технических и про­изводственных сфер, в отдельных группах предприятий, имеющих стабильные заказы на выпуск продукции (особенно экспортной), наметились признаки экономической стабилизации и роста. Это касается отдельных металлургических, химических и машиностроительных предприятий. Есть сдвиги даже на некоторых предприятиях легкой и пищевой промышленности, которые стали технологически обновляться и за счет этого активнее конкурировать с иностранными партнерами.

В 1998 г. в промышленности страны комплексно механизиро­вано и автоматизировано 102 цеха, участка и производства, что на 78% меньше, чем было в 1991 г., а также введено 174 механизированные поточные и автоматические линии, что соответственно на 79% меньше. Разумеется, что такое сокращение инноваций — явление негативное. И оно объясняется не только отсутствием средств на это, но и спадом новейших технологических разработок, которые с приростом реальных накоплений обеспе­чивали бы быструю отдачу. Однако даже тот воспроизводствен­ный инновационный потенциал, который еще остался и действует, может не только возродить, но и быстро развить технологи­ческое обновление на современной научной базе, если направить в этом направлении экономическую и научно-техническую по­литику государства. Ведь даже в эти довольно трудные времена экономического кризиса мы имеем собственный позитивный опыт.

Несмотря на тенденцию к общему сокращению производства, например, в металлургической промышленности удельный вес выпуска отдельных видов высококачественной продукции, кото­рая пользуется спросом, сохраняется. Требования рынка подтал­кивают эти производства и обеспечению нужных стандартов ка­чества. Или другой пример. В последнее время достигается по­вышение содержания питательных веществ в минеральных удоб­рениях, увеличивается удельный вес производства сложных и концентрированных минеральных удобрений, которые постав­ляются преимущественно на внешние рынки. В промышленнос­ти строительных материалов растет доля производства цемента из клинкера, полученного за счет энергосберегающих техноло­гий. Ежегодное освоение производства новых видов продукции остается в Украине на уровне 10-13 тыс. наименований, и в том числе новых, прогрессивных технологических процессов около 3 тыс., что свидетельствует не о безнадежном положении с возможностями технологического и товарного обновления, а, наоборот, о том, что инновационная активность имеет под собой достаточно надежную научную почву, которую нужно умело ис­пользовать.

В энергетике, при общем сокращении производства электро­энергии происходит увеличение доли ее производства за счет АЭС: с 25,5% в 1990 г. до 43,5% в 1998 г. с тенденцией к дальней­шему повышению. Однако за этот же период другие электростанции сократили объемы производства электроэнергии, в частнос­ти тепловые — с 211,6 в 1990 г. до 81,7 млрд. кВт.ч в 1998 г., что [свидетельствует, с одной стороны, о технологическом их несо­вершенстве, высоком физическом и моральном износе оборудо­вания ТЭС, а с другой — об ухудшении качества топлива, увели­чении наживы на нем мафиозных структур. Учитывая остроту

дефицита топливных ресурсов, особенно важное экономическое значение имеет преодоление этой негативной тенденции. Речь идет не только о необходимости коренного технологического об­новления генерирующих энергопроизводств, но и о создании, производстве и широком применении энергосберегающих техно­логий. С этой целью следует также прекратить политику под­держки устремлений коммерсантов топливного бизнеса к неэф­фективному его распылению в направлении спекулятивной дея­тельности с созданием соответствующих ей парцелярных форм хозяйствования. Сегодня такой бизнес отнюдь не содействует концентрации ресурсов на практическом решении проблемы энергосбережения. Государство не может стоять в стороне, когда прибыли от энергобизнеса, обходя государственный бюджет и инвестиции на развитие и обновление ТЭКа, по существу не сни­мают, а, напротив, обостряют проблему энергетической безопас­ности страны. Это общегосударственная проблема. Без карди­нального ее решения не может быть успешного энергетического и экономического развития страны.

Безусловно, нужно значительно активизировать разработку и применение новейших технологий, и в первую очередь — в сфе­рах, определенных как общегосударственные приоритеты. Для этого нужно направить фундаментальную и прикладную науку, научно-технологические комплексы и машиностроительную промышленность на создание именно таких конкурентоспособ­ных технологий под заказ потребителей. В свое время были по­пытки переориентировать предприятия ВПК на создание новей­ших технологий для сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, а также на выпуск про­мышленных товаров широкого бытового потребления. Однако директорский корпус, инженерно-технические структуры этих предприятий (которые традиционно выполняли гарантирован­ные государственные заказы на выпуск оружия, да еще и под завесой секретности, не считаясь с денежными расходами) так и не смогли своевременно трансформировать свой производствен­ный потенциал в принципиально новом, рыночном направлении.

Конверсия военной промышленности почти не осуществи­лась. Государство вследствие обеднения уже не смогло выделять необходимые для этого средства на инвестиции. Собственных же (т.е. внутрихозяйственных) накоплений предприятия ВПК вооб­ще никогда не имели, а кредитные источники для долгосрочных вложений по существу были «заморожены». К тому же первые образцы созданных ими новых технологий и видов продукции оказались неконкурентоспособными. И неудивительно, что с на­чалом рыночных преобразований именно эти предприятия обан­кротились первыми и большей частью почти прекратили свою производственную деятельность. Совершенно секретные новей­шие технологические решения для военной техники, которые можно и нужно было широко и гибко использовать непосредст­венно в развитии обычных производственных сфер, в значитель­ной степени утрачены. И на этом государство понесло огромные потери своего интеллектуального потенциала, а также готовых наукоемких технологий, которые растранжирены (включая без­возмездный или за взятки «побег» за границу).

В частности, это касается потери технологий для создания не только сугубо военной техники (наилучших танков, сверхмощ­ных самолетов и ракетных систем различных классов и назначе­ний), но и конкурентоспособных электротехнических изделий (например, высококачественных электродвигателей различных классов для подлодок), которые очень нужны и для гражданско­го производства. Для этого, безусловно, огромное значение имели бы также разнообразные материалы с заданными свойст­вами, созданные украинской наукой для военной промышлен­ности.

Речь идет о высококачественных марках стали, сверхтвердых материалов и сплавов, об искусственных алмазах и других крис­таллах, углекерамических изделиях, легких сплавах и т. п. Одна­ко в советские времена эти материалы также не допускались к использованию при производстве необходимых товаров для ши­рокого потребительского рынка. Новейшие технологические ре­шения, на каких бы направлениях науки и техники они ни возни­кали, следует немедленно и надежно защищать патентами и по­ставлять на внутренний и внешние рынки. Реальный рыночный спрос на нововведения характеризует важный процесс экономи­ческого оживления и хозяйственного развития в конкурентной среде.

Для этого в первую очередь товаропроизводителям нужно за­конодательно создать надлежащие рыночные условия для доход­ного функционирования с формированием внутренних фондов потребления и накопления под собственную инвестиционную и инновационную активность. Иначе говоря, предприятия за счет высокоэффективной деятельности должны иметь надежные ис­точники собственного инвестирования (и в частности, путем увеличения прибылей и амортизационных отчислений, а также привлечения кредитных источников). В свою очередь, государ­ство должно за счет дисциплины и порядка поступления налогов и платежей в бюджеты всех уровней своевременно формировать и эффективно использовать фонды накопления и потребления для осуществления инвестиционной и социальной политики, ре­альной поддержки развития малого бизнеса, реализации госу­дарственных (приоритетных) программ научно-технического и социально-экономического развития страны.

Инфляционное обесценивание средств и стоимости всего со­вокупного капитала, с одной стороны, превращает их в форму легкой добычи за бесценок для так называемых «новых хозяев», которые преимущественно не умеют и не хотят хозяйствовать в невыгодном для них сегодня производственном бизнесе, а с дру­гой — вызывает потерю соответствующей части амортизацион­ных отчислений и прибылей — экономической основы техноло­гического обновления производства. Отсюда возникает объек­тивная необходимость осуществить в послеинфляционный пери­од такую индексацию стоимости фондов и ресурсов, которая бы восстанавливала их действительную рыночную стоимость, по­зволяя тем самым вводить их в нормальный хозяйственный и рыночный кругооборот. При этом размеры амортизационных от­числений должны на здоровой экономической основе обеспечи­вать процесс своевременного капиталовоспроизводства, не до­пуская неоправданного (сверхнормативного) физического изно­са и морального старения технических средств. Одновременно следует повысить значимость внебюджетных инновационных и других фондов, которые функционируют ныне без надлежащего пополнения и используются не по назначению. К сожалению, их создание под лозунгами высокого государственного назначения оборачивается лишь соответствующим опустошением и без того пустой государственной казны.

Именно из внебюджетных фондов происходят бесконтроль­ное растранжиривание и использование государственных средств (точнее — средств налогоплательщиков) для собствен­ной наживы определенных кругов многочисленного чиновниче­ства и верхушки партократов, которые всячески поддерживают и «пробивают» в наивысших властных структурах образование де­нежных фондов с таким назначением. На этих же основаниях, только за счет доходов предприятий, создаются аналогичные фонды, и в том числе для содержания параллельных структур управления в форме различных союзов и ассоциаций. Дело дохо­дит до того, что в отдельных производственных комплексах при общем сокращении товаропроизводства в 2-2,5 раза числен­ность управленческого и обслуживающего персонала не только не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Вместо того чтобы фи­нансовые и кредитные ресурсы концентрировались и направля­лись в инвестиции, активизацию инновационной деятельности, осуществление эффективных рыночных и структурных преобра­зований, значительная часть и без того крайне ограниченных средств оседает в карманах политических авантюристов и кор­румпированных элементов.





Метка: