Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Рубрика: Расчеты и платежи

Принципы организации расчетов — основополагающие начала их проведения.

Первый принцип — правовой режим осуществления расчетов и пла­тежей — обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных вза­имоотношений предопределяют необходимость установления единооб­разия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений пра­вительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов.

Главный регулирующий орган платежной системы — Банк России. Среди трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регули­рование и лицензирование организации расчетных, в том числе кли­ринговых, систем. Порядок безналичных расчетов в народном хозяй­стве определен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 14 с последующими изменениями.

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловле­на и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковс­кими обычаями в использовании различных элементов платежной сис­темы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается де­бетовым переводам; в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Япо­нии — кредитовым. В России до революции было широко развито век­сельное обращение.

В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них Унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов согласно утвержденным стандар­там. Расчетные документы действительны в течение 10 календарных Дней, не считая дня их выписки.

Второй принцип организации расчетов — осуществление их преиму­щественно по счетам кредитных организаций. Наличие последних как у получателя, так и плательщика — необходимая предпосылка таких расчетов. Безналичные расчеты проводятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается до­говор банковского счета — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприя­тий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельнос­ти» (ст. 30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, вклю­чая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществле­ния платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количе­ство расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов меж­ду собой открывают корреспондентские счета — друг у друга (заключа­ется договор корреспондентского счета), в обязательном порядке — в учреждениях Банка России.

Третий принцип — поддержание ликвидности на уровне, обеспечи­вающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа — залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т. п.) должны планировать поступ­ления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать не­достающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип — наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж: реализуется применением соответствующего платежного инст­румента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельству­ющего о распоряжении владельца на списание средств, или специально­го акцепта документов, выписанных получателями средств (платежного требования, переводного векселя).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам; на основе исполнительных листов, выданных судами; некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей др., а также безакцептного списания: за тепло- и электроэнергию, ком­мунальные и другие услуги.

Принцип срочности платежа вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части ГК РФ (ст. 190-195).

Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно рас­ходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Согласно Положению о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996 г. № 244) стали указываться реквизиты расчетных документов: срок и очередность платежа.

Важнейший принцип организации безналичных расчетов — контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со сто­роны предприятий и банков. Каждое предприятие является одновре­менно покупателем и продавцом. Выступая покупателем (сырья, мате­риалов и других материальных ресурсов для осуществления про­изводства), оно контролирует своевременность и правильность испол­нения своих обязательств перед кредиторами в соответствии с догово­рами с тем, чтобы обеспечить нормальные хозяйственные связи со сво­ими контрагентами. Выступая кредитором, т.е. поставщиком своей продукции, предприятие в целях увеличения своей выручки проводит кредитный контроль за повышением уровня инкассации счетов деби­торов, предотвращением внеплановых отсрочек платежей, безвозврат­ных долгов, потерь крупных сумм.

Банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фон­дами, осуществляют контроль за соблюдением ими установленных пра­вил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособно­сти фирм, банки нередко, в частности на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. Например, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный кон­троль за движением средств и размещение на рынке свободных ресур­сов. Специфический характер носит контроль банков за проведением Расчетов между банками.

Однако, как показывает практика, все виды контроля (предваритель­ный, текущий, последующий, внешний, внутренний) участников рыноч­ных отношений за выполнением договорных обязательств в силу не­развитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажены. Не отрегулирован механизм и правового конт­роля со стороны государства за соблюдением правил игры предприя­тиями различных форм собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

С изложенным принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан принцип их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том числе нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков» уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обя­зательств, как своих, так и контрагентов, а если оно наступило со сто­роны последних — практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию за­конодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с реформами в России, пожалуй, ни в одной сфере экономи­ческих отношений, за исключением налоговых, не было принято столько законных и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотно­шений. Основное место среди них занимают акты по усилению имуще­ственной ответственности за нарушение обязательств при осуществле­нии расчетов.

В ГК РФ (часть первая, ст. 395) значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обязательства. Дальнейшее развитие полу­чило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по нало­гам и другим обязательным платежам, в том числе в государственные внебюджетные фонды. Вместе с тем в связи с неплатежеспособностью многих банков после августовского (1998 г.) кризиса и невозможнос­тью по этой, не зависящей от клиентов причине осуществления ими пла­тежей, включая платежи по налогам в бюджет, было принято поста­новление Конституционного суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П о том, что обязанность юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитным учреждением плате­жа с расчетного счета плательщика независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет.

В целях обеспечения своевременного поступления средств в бюдже­ты всех уровней и государственные внебюджетные фонды Банк России письмом от 18 июня 1999 г. № 182-Т предусмотрел следующее. К кредит­ным организациям, не обеспечивающим по поручению налогоплатель­щиков своевременное перечисление средств по указанному назначению и имеющим непрерывно в течение 3 и более рабочих дней картотеку к внебалансовому счету № 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации территориальные учреждения Банка России за нарушения кредитными организациями сроков осуществления безналичных расче­тов, установленных ст. 80 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», применяют меру воздействия в виде ограничения на проведение расчетов по поручению юридически лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до 6 месяцев в порядке предусмотренном инструкцией Банка России от 31 марта 1997 г. № 59.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учрежде­ний. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых опе­раций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживаю­щий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.

Несмотря на предпринимаемые меры, проблема укрепления прин­ципа имущественной ответственности в процессе организации расче­тов осталась одной из трудноразрешимых. Как свидетельствует прак­тика работы арбитражных судов, функционирующих в России с 1993 г., самые болезненные дела связаны с расчетами.

Наибольшее количество претензий и исков, предъявляемых в связи с неисполнением обязательств по договорам, связано с ненадлежащим исполнением или неисполнением условий расчетов за товар. Недоста­точная ответственность недобросовестных получателей продукции ста­ла одной из причин массового характера несвоевременных платежей.

Подытоживая изложение двух последних взаимосвязанных между собой принципов организации безналичных расчетов, следует отметить, что пока еще не налажена целостная система контроля за сферой расче­тов со стороны органов, призванных его осуществлять: коммерческих банков и ЦБ РФ, Минфина РФ, Министерства РФ по налогам и сбо­рам, Федеральной службы налоговой полиции РФ, прокуратуры, ар­битражных, третейских судов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к ры­ночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы.





Метка: