Причины неудач трансформации на начальных этапах
Рубрика: Экономика, статьиКак только государство теряет свои регулирующие функции и контроль за процессами реформирования созидательного направления, в силу вступает рыночная анархия с господством криминогенных и коррумпированных структур, грабящих ранее накопленные богатства, создающих фиктивный капитал и быстро разваливающих экономику государства. При этом никаких прогрессивных сдвигов в создании новых, более эффективных хозяйственных и рыночных структур не происходит. Вследствие этого национальное товаропроизводство подрывается изнутри. В дополнение к этому рыночный шок, привнесенный извне, резко ведет к наиболее разрушительным стадиям кризиса — гиперинфляции и гиперстагфляции (1992-1993 гг.). Одновременно идет товарная экспансия со стороны иностранных государств на наши внутренние рынки.
Постсоциалистические страны в этой ситуации неминуемо превращаются в экономически зависимые сырьевые придатки экономически развитых стран. Их внутренние национальные рынки обречены на сбыт залежалых иностранных товаров. А это, в свою очередь, является одной из немаловажных причин дальнейшего упадка национального товаропроизводства, остановки работы не только отдельных промышленных предприятий, но и целых отраслей, жизненно важных производственных, рыночных, транспортных и других комплексов. Следует отметить, что на потере собственных рынков сбыта и развале с начала реформ национальных финансово-кредитных систем пострадали почти все те страны, которые без учета местных особенностей и условий активно применяли «рыночный шок».
Недальновидные политические силы этих стран, пришедшие к власти на волнах рыночной эйфории, всерьез поверили в истинность подброшенных им примитивных постулатов относительно «неограниченных» возможностей регулирующих функций конъюнктурных соотношений спроса и предложения на свободных рынках (точнее — неорганизованных базарах). В демократическом обществе, утверждали некоторые влиятельные политики, а следом за ними государственные чиновники, регулирующие функции государства вообще не нужны. Бывший Президент России Борис Ельцин высказал свое особое понимание демократических свобод: «Берите свободы столько, сколько вам требуется!» Общеизвестно, какие острые межнациональные конфликты это вызвало, сколько пролито крови и уничтожено материальных ценностей. Сейчас, по-видимому, для каждого понятно, какой бедой оборачиваются ошибки государственных лидеров и той политики, которую они осуществляют.
Нельзя базировать государственную экономическую политику, тем более на переломе двух эпох с бурными темпами научно-технического прогресса, на открытиях экономической науки 250-летней, так же как и вековой давности. Позитивных сдвигов в XXI в. они не обещают. Для этого создаются новейшие экономические теории, концепции и модели производственного, рыночного, денежного, банковско-кредитного и финансового обновления, стабилизации и прогрессивного развития, которые должны отвечать динамизму внутренних и внешних условий каждой страны, прогнозному мониторингу событий, функциональным особенностям управления и регулирования социально-экономических и духовных процессов, общей трансформации общественного и государственного устройства. Воспроизводственные процессы, долгосрочные и краткосрочные циклы неминуемо трансформируются под влиянием новых научных открытий, технологических, экономических и организационно-управленческих преобразований, которые, в свою очередь, подталкивают развитие экономической теории как фундаментальной основы человеческого прогресса в пространстве и времени.
По экономическим теориям, отжившим свой век, можно двигаться не вперед, а назад, разрушая революционно-взрывными методами действующие хозяйственные системы и их структуры с полной инертностью в создании качественно новых, обеспечивающих прирост эффекта и конкурентоспособность на современных и будущих рынках. Именно по такому, достаточно странному методу опережающего разрушения, как уже отмечалось раньше, и начали переход к рыночной экономике неизвестно какой стадии ее развития бывшие «социалистические» страны. Прежде всего новая, еще далеко не демократическая власть дискредитировала и отбросила прочь созидательные и контролирующие функции государства, чтобы легче было под видом демократизации и первичного накопления капитала растранжиривать государственные товарные ресурсы, вывозить их (часто за бесценок) за границу, оставляя там же валюту на собственных счетах. Одним из главных источников наживы был экспорт и реэкспорт нефти и газа, электрической энергии, металла и минеральных удобрений.
Таким образом, процесс рыночного реформирования на начальных этапах сводился к созданию ситуации государственного безвластия и рыночной анархии, в которой обогащались бывшая номенклатура, руководство государственных структур, торговые работники, новые политические функционеры, сотрудники банковско-финансовых систем, которые рождались и трансформировались. Методы мягкого экономического развала были тщательно отработаны и осуществлены под давлением зарубежных политиков, советников и консультантов. По существу ими были заменены всемирно известные национальные научные центры и их ученые. Они были «консерваторами», якобы неспособными к созданию научных основ быстрого рыночного реформирования. В то же время уже с первых шагов (1991-1994 гг.) разрушительных преобразований, называемых западной пропагандой безальтернативными, новые евроазиатские страны катастрофически обеднели. Одновременно в них неслыханно обогатились социальные группы, вышедшие из уголовных кругов, партноменклатуры и подкупленных функционеров. Основная же масса населения осталась в бедности. За границу из этих стран уплывало финансового капитала намного (примерно в 3-4 раза) больше, чем было получено иностранных кредитов под проекты производственных инвестиций.
Как свидетельствует сравнительный анализ, особенно выразительно эти катаклизмы проявились сначала в центре, а потом и на периферии Российской Федерации, в Украине, Беларуси, Казахстане, перекинувшись одновременно и на все другие республики бывшего СССР. Несмотря на то что Украина среди них была республикой экономически более развитой, именно она вследствие дезинтеграции попала в наиболее сложное положение. Дело в том, что ее природные ресурсы — топливно-энергетические, а также частично минерально-сырьевые — были в свое время исчерпаны на развитие единого народнохозяйственного комплекса.
Страна осталась в ситуации острых дефицитов нефти и газа, многих цветных металлов, лесных ресурсов. Слабо развитой осталась здесь и угольная промышленность, ибо инвестиции на развитие Донецкого угольного бассейна, считавшегося неперспективным, из союзного бюджета почти не выделялись. Основное внимание в структуре энергетического баланса было перенесено на развитие атомной энергетики, хотя она, как показала чернобыльская трагедия, не была еще достаточно надежной.
После развала СССР, массового хищения и вывоза за границу капитала при отсутствии обратного его ввоза, после гиперинфляционного шока Украина оказалась в состоянии острого кризиса платежного баланса и государственного бюджета. Неслучайно усилилось социальное напряжение, вызванное упадком национального производства, небывалым разрывом в уровнях жизни между богатыми и бедными, резким падением реальной заработной платы основной массы трудоспособного населения, а также мизерным социальным обеспечением пенсионеров, инвалидов и неработоспособной молодежи. К тому же существенно ускорился рост безработицы, особенно скрытой. Больших размеров достигли межхозяйственные и бюджетные неплатежи, невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий и прочих видов бюджетных задолженностей. Именно действие этих факторов подрывает доверие народа к государственным властным структурам и осуществляемым ими социально-экономическим преобразованиям, которые в общественном сознании ассоциируются с антинародной политикой.
Шоковая терапия отнюдь не повысила заинтересованности людей в развитии настоящего предпринимательства и высокопроизводительного труда. Напротив, она подорвала в этом их экономические интересы. Искусственно отгородив денежную и банковско-финансовую политику от общей государственной политики экономической стабилизации и роста, рыночный шок накрепко заморозил тем самым воспроизводственные процессы, инвестиционную и инновационную деятельность в обновлении и подъеме национального товаропроизводства. Вместе с шоком общество было расколото на разнообразные сегменты и отброшено от целеустремленной созидательной деятельности. Верх взяли силы и тенденции прямо противоположной направленности — растранжиривания ресурсного потенциала и богатства, накопленного раньше, развития противоправного бизнеса, мошенничества, взяточничества, формирования различного рода структур криминального типа, массового рэкета. Обогатившаяся верхушка начала сращиваться с коррумпированными властными структурами и правоохранительными органами.
Национальное производство промышленной продукции остается преимущественно в государственных и корпоративных (акционерных) промышленных комплексах, которые производят и экспортную продукцию, но они работают неритмично, далеко не на полную мощность, а их работники получают преимущественно низкую заработную плату и не стремятся к высокопроизводительному труду.
Разгосударствляемые предприятия, в свою очередь, большей частью попадают в руки тех обогатившихся кругов, которые, к сожалению, не заинтересованы и не умеют создавать современные высокопроизводительные и конкурентоспособные производства крупного бизнеса, поэтому не вкладывают в него необходимые капиталы. Они стремятся к более примитивной и легкой наживе за счет краткосрочного торгово-финансового оборота, используя для этого или депозитные счета хорошо им известных (беспроигрышных) коммерческих банков, точно зная, что они не обанкротятся, или различного рода спекулятивные акции: покупку за гривны СКВ и вклад ее под твердые проценты в иностранные банки.
По мнению таких бизнесменов, национальное товаропроизводство может подождать до лучших времен. Государственные интересы привлекают их настолько, насколько обещают прирост дополнительной прибыли на личные потребности, а не на производственные накопления. Иностранные же инвестиции для обедневших и разрушенных хозяйственных структур независимо от форм собственности сводятся на нет. В агропродовольственном секторе, несмотря на интересы и активность крестьян в развитии производства, рыночный шок также не принес прироста эффекта и сбалансированности продовольственного рынка. Сельскохозяйственные товаропроизводители превращаются в банкротов, а животноводческие фермы большей частью уже полностью обанкротились. Продолжение такой губительной политики «шоков» угрожает потерей безопасности своего государства и жизни его народа.
Глубокий и затяжной кризис, безусловно, не вызывает удовлетворения и спокойствия в обществе. Все чаще возникают конфликтные ситуации то в одних, то в других сферах жизнедеятельности, охватывая отдельные отрасли, регионы, трудовые коллективы или даже страну в целом. Конфликты выливаются в формы митингов, протестов, забастовок, голодовок, неповиновения органам власти, столкновений бастующих с милицией и т. п. С обострением ситуации Парламент (Верховна Рада) начинает быстрее менять правительства. Президент и его администрация — искать пути досрочного роспуска Парламента. А когда все это не помогает, становится понятным, что причины негативных явлений лежат глубже, чем их поверхностные проявления. Новообразованному правительству ничего не остается, как разрабатывать очередную программу выхода из кризиса, обещать парламентариям и народу быстро изменить ситуацию к лучшему. Парламент, в свою очередь, ведет маневренную борьбу за усиление своей власти.
Однако новые правительственные программы и новые перестановки руководящих кресел в Парламенте сами по себе ничего не решают. Они требуют принципиально новых подходов к решению острых социально-экономических проблем. Если же сохраняются прежние концепции стратегии и тактики, формируемые теми же иностранными и своими подкупленными консультантами и советниками, то никаких прогрессивных сдвигов не происходит. Безответственные и безосновательные обещания на высшем государственном уровне очень напоминают сюжет сказки Андерсена о голом короле. Не хватает лишь ребенка, который бы убедительно раскрыл всем на это глаза.
Формирование и развитие прогрессивных рыночных отношений оборачиваются пока что массовым появлением различного рода таких их суррогатов, как бартерные обмены, деятельность ничем не подкрепленных так называемых челноков, искусственный дефицит в обращении денежной массы, несбалансированной с обращением товаров и услуг, сведение на нет платежеспособности внутреннего рынка, выпуск в обращение ценных бумаг и т. п. Тем самым дискредитируется сама рыночная экономика. Бездумной экономической политикой из нее уже сделано в глазах народа настоящее пугало.
В том же направлении осуществляется и несовершенная внешнеэкономическая деятельность. На разнице между демпинговыми ценами, объемами и структурой собственного экспорта, с одной стороны, и повышенными ценами, объемами и структурой дефицитного импорта, с другой, страна ежегодно теряет немалую сумму собственного финансового капитала, одновременно выпрашивая в международных финансовых кругах кредитные ресурсы, так необходимые для структурной перестройки и качественного обновления отечественного товаропроизводства. Если же учесть отток собственной валюты без уплаты государству налогов и сборов за границу опережающими темпами по сравнению со значительно меньшим приливом платных кредитных ресурсов, то становится понятным, что это также не добавляет энтузиазма в такого рода неэквивалентных рыночных преобразованиях. Они выгодны только иностранным партнерам и узкому кругу наших влиятельных граждан, имеющих личную выгоду от этих внешнеэкономических операций.
Даже при условии 100%-ного выполнения составных рыночных реформ, предложенных МВФ, прогрессивных сдвигов к экономическому оживлению и росту не произойдет. Об этом свидетельствуют, в частности, факты деятельности сферы малого бизнеса, где уже произошли процессы приватизации, либерализации цен, получены права свободного выбора хозяевами форм своей деятельности, рынков приобретения производственных ресурсов и сбыта готовой продукции.
Но ведь конечная результативность реформирования остается негативной. Так что прирост эффекта зависит не от формального выполнения жестких монетарных требований МВФ, которые только тормозят воспроизводственный процесс и хозяйственное развитие. Должен сработать комплекс совокупных факторов производственного и рыночного регулирования и управления, инициатива и целеустремленная трудовая активность в достижении результатов реализации государственных и региональных программ и конкретных инженерно-экономических проектов реформирования каждого объекта.