Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

ПРОЦЕНТНАЯ МАРЖА БАНКОВ

Рубрика: Доходы и расходы банка

Процентная маржа — разница между процентным доходом и расхо­дом коммерческого банка, между процентами полученными и уплачен­ными. Она является основным источником прибыли банка и призвана покрывать налоги, убытки от спекулятивных операций и так называе­мое «бремя» — превышение беспроцентного дохода над беспроцентным расходом, а также банковские риски.

Размер маржи может характеризоваться абсолютной величиной в рублях и рядом финансовых коэффициентов.

Абсолютная величина маржи может рассчитываться как разница между общей величиной процентного дохода и расхода банка, а также между процентным доходом по отдельным видам активных операций и процентным расходом, связанным с ресурсами, которые использова­ны для этих операций. Например, между процентными платежами по ссудам и процентным расходом по кредитным ресурсам.

Динамика абсолютной величины процентной маржи определяется несколькими факторами:

  • объемом кредитных вложений и других активных операций, при­носящих процентный доход;
    • процентной ставкой по активным операциям банка;
    • процентной ставкой по пассивным операциям банка;
    • разницей между процентными ставками по активным и пассив­ным операциям (спрэд);
      • долей беспроцентных ссуд в кредитном портфеле банка;
      • долей рисковых активных операций, приносящих процентный доход;
      • соотношение между собственным капиталом и привлеченными ресурсами;
        • структурой привлеченных ресурсов;
        • способом начисления и взыскания процента;
        • системой формирования и учета доходов и расходов;
        • темпами инфляции.

Имеются различия между отечественными и зарубежными стандар­тами учета процентных доходов и расходов банка, которые влияют на размер процентной маржи.

Различаются два метода учета операций, связанных с отнесением сУмм начисленных процентов по привлеченным и размещенным денеж­ным средствам на счета расходов и доходов банка: кассовый метод и метод «начислений» («наращивания»).

При кассовом методе начисленные банком-кредитором проценты относятся на доходные счета только при реальном поступлении средств, те— на дату зачисления на корсчет средств, списанных со счета платель­щика, или поступления средств в кассу. Отнесение банком-заемщиком начисленных по привлеченным ресурсам процентов на его расходные счета производится на дату их уплаты. Под уплатой понимается списа­ние средств с корреспондентского счета банка и зачисление их на счет клиента или выдача ему наличных из кассы. Проценты начисленные, но не полученные или не уплаченные банком учитываются на счетах доходов или расходов будущих периодов.

Метод «начислений» заключается в том, что все начисленные в те­кущем месяце проценты относятся на доходы или расходы банка неза­висимо от того, списаны ли они со счета клиента или зачислены на него.

Практика формирования процентного дохода и расхода зарубеж­ных коммерческих банков основывается на методе «начислений».

В российской банковской практике до 1998 года применялся только кассовый метод учета начисленных процентов. В настоящее время пре­дусмотрено применение обоих методов после указаний ЦБ РФ. Метод начислений не разрешено применять к порядку отражения в учете начис­ленных процентов: 1) по ссудам, отнесенным ко 2-й, 3-й и 4-й группам риска; 2) по просроченному основному долгу по ссуде; 3) по размещен­ным средствам, если на последний рабочий день месяца по данному до­говору были просрочены процентные платежи.

При кассовом методе всегда есть переходящие суммы процентов. Например, российский коммерческий банк производит начисление про­центов в свою пользу или в пользу клиента 28-го числа каждого месяца. При кассовом методе учета в доходы и расходы банка за май войдут проценты, начисленные за период с 28 апреля по 28 мая. В результате майская прибыль будет сформирована частично за счет процентного дохода и расхода, относящегося к апрелю (с 28 по 30 апреля).

При методе «начислений» в майскую отчетность войдут процент­ные доходы и расходы, относящиеся только к маю. Они будут склады­ваться из процентных доходов за 1-27 мая, зачисленных на счет банка и доходов за 28-31 мая, на которые банк имеет право, но еще не посту­пившие на счет банка. Аналогично будет определяться структура рас­ходов за май. Доходы и расходы, относящиеся к данному отчетному периоду, но не полученные или не выплаченные до конца отчетного периода, называются наращенными. Размер наращенных процентов оп­ределяется следующим образом:

((Процентная ставка годовая х Период наращивания )/360) х (Остаток ссудной задолженности или депозита)

В нашем примере период наращивания — с 28-го числа и до конца месяца.

Изложенное содержание кассового метода и метода «начислений» учета начисленных процентов показывает, что они оказывают прямое влияние на размер процентной маржи.

Наращенные проценты не могут рассматриваться как реальный до­ход или расход банка. Это только право на доход или обязательство по уплате средств в пользу другого лица. Поэтому рост процентной мар­жи за счет наращенных процентов не может рассматриваться как по­ложительное явление. Требуется тщательный критический анализ форм организации кредитных отношений, приводящих к значительному раз­меру наращенных процентов. В зарубежной практике при просроченой более 90 дней задолженности по процентным платежам наращива­ние процентов прекращается. В нашей практике на размер наращенных процентов влияет просроченная задолженность, пролонгация долга банку (основного и процентных платежей), взыскание процентов в конце срока пользования ссудой.

Коэффициенты процентной маржи могут показывать ее фактичес­кий и достаточный уровень у данного банка. Коэффициент фактичес­кой процентной маржи характеризует относительную фактическую ве­личину процентного источника прибыли банка. Он рассчитывается следующим образом:

I вариант

Кфакт.процентной маржи = (Проценты, полученные в периоде (факт) — Проценты, уплаченные за период (факт)) / (Средний остаток в периоде активов, приносящих доход)

Активы, приносящие доход, — все виды кредитов юридическим и физическим лицам, банкам, вложение средств в ценные бумаги, в фак­торинговые и лизинговые операции, в другие предприятия.

II вариант

Кфакт.процентной маржи = (Проценты, полученные в периоде (факт) — Проценты, уплаченные за период (факт)) / (Средний остаток в периоде активов)

Активы — итог актива баланса банка, очищенный от регулирующих статей (см. Инструкцию № 1 ЦБ РФ).

III вариант

Кфакт.процентной маржи = (Проценты, полученные по ссудам — Проценты, уплаченные за кредитные ресурсы) / (Средний остаток ссудной задолженности в периоде)

Аналогично рассчитывается коэффициент процентной маржи по кре­дитным операциям на межбанковском рынке (валютном и рублевом), Рынке ценных бумаг. Приведенный вариант III расчета предполагает выбор принципа распределения ресурсов между активными операциями банка. У крупных и средних банков это могут быть: 1) принцип общего «котла» ресурсов и 2) принцип, основанный на реструктуризации балан­са с учетом ликвидности активов и востребуемости пассивов.

Коэффициент достаточной процентной маржи (Мд) показывает ее минимально необходимый для банка уровень. Расчет этого коэффици­ента вытекает из основного назначения маржи — покрытие издержек банка.

(Расходы банка — Проценты уплаченные) — Прочие доходы х 100

Мп =————————————————————————— .

Средний остаток активов, приносящих доход

Прочие доходы — это комиссионный доход от услуг банка некредит­ного характера, т.е. плата за расчетно-кассовое обслуживание, инкас­сацию, информационные и консультационные услуги банка, за прочие услуги, возмещение клиентам почтовых, телеграфных и других расхо­дов банка, процент и комиссия, дополученные за прошлые периоды, штрафы, пени, неустойки.

Достаточная маржа может рассчитываться на основе фактических данных за истекшие периоды и прогнозных величин на планируемый период.

До последнего времени достаточная маржа у крупных и средних бан­ков незначительно превышала нулевую отметку. Это означало, что мно­гие кредитные учреждения могли безубыточно функционировать при очень низком процентном доходе, не особенно беспокоиться о возврат­ном движении ссуд, качестве кредитного портфеля. Такая ситуация объяснялась плохой материально-технической базой, низкими расхо­дами на охрану банка, обучение персонала, высокими валютными до­ходами инфляционного характера, низким качеством обслуживания клиентов. Развитие рыночных отношений, борьба за клиента, крими­ногенная ситуация, введение валютного коридора изменили размер тре­буемой процентной маржи.

Сравнение достаточной маржи, рассчитанной на основе отчетных данных, и фактически полученной маржи за этот период в целом по банковским операциям или отдельным их видам позволяет оценить управление доходом и выявить тенденции, характеризующие финансо­вую устойчивость банка. Тенденция падения фактической маржи, со­кращения разницы между ней и маржей достаточной является тревож­ным сигналом («критическим» фактором).

Расчет прогнозной достаточной маржи необходим прежде всего для формирования договорной процентной ставки на предстоящий пери­од. Минимально необходимый банку процент по активным операциям складывается из реальной стоимости ресурсов, маржи достаточной и поправки на ожидаемые темпы инфляции.

Сравнение коэффициента фактической маржи по отдельным актив­ным операциям (ссудным, на рынке межбанковских кредитов (МБК) и ценных бумаг) позволяет оценить рентабельность направлений работы коммерческого банка.





Метка: