Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Рубрика: Валютные операции

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — деятельность государства, направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сде­лок с валютными ценностями. Страны с помощью валютного регулиро­вания стремятся поставить под контроль государства валютные операции, предоставление иностранным юридическим и физическим лицам креди­тов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу и тем самым под­держать равновесие платежного баланса и устойчивости валюты.

По мере углубления кризисных явлений наблюдается тенденция рас­ширения сферы валютного регулирования. Во многих странах установ­лены лимиты вывоза валюты за границу, введена специальная система разрешений на предоставление кредитов иностранным юридическим лицам и т.д. Валютное регулирование является преимущественно нор­мативным, т.е. осуществляется главным образом путем заключения меж­дународных валютных соглашений и издания нормативных актов. Боль­шинство стран обязывает экспортеров своей страны сдавать вырученные ими суммы в иностранной валюте или депонировать ее в определенных банках. Валютное законодательство многих западноевропейских госу­дарств устанавливает регламентацию национальных валютных рынков. Банки этих государств обязаны испрашивать специальные разрешения на предоставление иностранным заемщикам долгосрочных или сред­несрочных валютных средств в национальных валютах. Во многих стра­нах валютное законодательство периодически предусматривает уста­новление режима валютных счетов, лимиты вывоза валюты.

Необходимость валютного регулирования заключается в стремле­нии стран и банков минимизировать валютные риски. Так, в январе 1996 г. Базельский Комитет по банковскому надзору выработал новую методику расчетов валютного риска по каждой валюте в отдельности и валютного риска в смешанном портфеле по валюте и золоту.

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ — это законодательное или админи­стративное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, валютные ограничения — одна из форм валютной политики. Они закреп­ится валютным законодательством страны, являются объектом межгосударственного регулирования, главным образом через МВФ.

Валютные ограничения преследуют разнообразные цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных текущих стратегических задач.

Содержание валютных ограничений определяется их основными принципами: централизация валютных операций в центральном и упол­номоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций требование предварительного разрешения органа валютного контро­ля для приобретения иностранной валюты; блокирование и введение разных категорий валютных счетов — блокированных, внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых и т.д.- ограничение конвертируемости валюты.

В России новое валютное законодательство находится в стадии ста­новления.

Основой валютного законодательства РФ является Закон «О валют­ном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. В законе определены принципы осуществления валютных операций в РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владе­ния, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответствен­ность за нарушение валютного законодательства.

Однако закон о валютном регулировании РФ определяет лишь ос­новные положения регулирования валютной сферы. В этой связи боль­шое значение имеют нормативные акты в области валютного регули­рования, разрабатываемые ЦБ РФ.

Согласно действующему на территории Российской Федерации за­конодательству, все валютные операции должны осуществляться толь­ко через ЦБ РФ или уполномоченные банки — банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. Операции по купле-продаже валюты, осуществляемые рос­сийскими организациями не через вышеназванные банки, считаются противозаконными. Все резиденты независимо от формы собствен­ности обязаны зачислять полученную в результате внешнеэкономи­ческой деятельности иностранную валюту на счета уполномоченных банков.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностран­ной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валют­ные операции, связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям относятся:

  • переводы в РФ и из страны иностранной валюты для осуществле­ния расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, ра­бот, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитовани­ем экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
  • получение и предоставление финансовых кредитов на срок не бо­лее 180 дней;

переводы в РФ и из страны процентов, дивидендов и иных дохо­дов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связан­ным с движением капитала;

•    переводы неторгового характера в РФ и из страны, включая пере­
воды сумм, заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т.д.

Валютные операции, связанные с движением капитала, включают:

  • прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприя­тия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управле­нии предприятием;
  • портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
  • переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законода­тельству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
  • предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
  • предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
  • все иные валютные операции, не являющиеся текущими.

Валютное законодательство позволяет резидентам осуществлять те­кущие операции без ограничений, между тем как операции, связанные с движением капитала, согласно установленному ЦБ РФ порядку, толь­ко при наличии его специального разрешения.

В свою очередь нерезиденты могут иметь счета в иностранной ва­люте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках; пра­во без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценно­сти в РФ при соблюдении таможенных правил; продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ; имеют право переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные цен­ности при соблюдении таможенных правил, если эти ценности были ранее перевезены в РФ или приобретены в РФ в соответствии с законо­дательством РФ.

Органами валютного контроля (ЦБ РФ и Правительством Российс­кой Федерации) и их агентами (уполномоченными банками) осуществ­ляется валютный контроль с целью обеспечения соблюдения валютно­го законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций дей­ствующему законодательству и наличие необходимых для них лицен­зий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной ва­люте перед государством, а также обязательств по продаже иностран­ной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валют­ным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Основным органом валютного контроля в РФ является ЦБ РФ. который:

•       определяет сферу и порядок обращения в России иностранной ва­люты и ценных бумаг в иностранной валюте;

  • издает нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами;
  • проводит все виды валютных операций;
  • устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иност­ранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ опе­раций с валютой РФ;
  • устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и вы­дает такие лицензии;
  • устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченным банкам а также порядок и сроки их предоставления;
  • выполняет другие функции.

Либерализация валютного и внешнеторгового режима при отсут­ствии системы действительного валютного контроля способствовала ухудшению валютного положения страны. В результате усилилась утеч­ка капиталов из России. Стремительное падение валютного курса руб­ля углубило инфляционные процессы.

Анализ данных, полученных на основе отчетности 1024 уполномо­ченных банков, показал, что с ноября 1996 г. по декабрь 1997 г. про­изошло резкое увеличение всех показателей движения наличной иност­ранной валюты через уполномоченные банки. Прежде всего это касается объемов ввоза и продаж наличной иностранной валюты физическим лицам (табл. 17.1).

Это связано не только с увеличением свободных денежных средств, получаемых населением в виде вознаграждений за год и других вып­лат по итогам года, но и с сохраняющимся интересом к наличной ино­странной валюте как абсолютно ликвидной и надежной форме сбере­жений.

В декабре 1997 г. в Российскую Федерацию уполномоченными бан­ками было ввезено 4576,7 млн долл. При этом операции по ввозу на­личной иностранной валюты активизировали не только уполномочен­ные банки, являющиеся основными операторами на этом сегменте валютного рынка. В целом за 1997 г. ввоз наличной иностранной валю­ты составил 11 192,5 млрд долл.

Объем продаж уполномоченными банками наличной иностранной валюты в декабре 1997 г, достиг 11 469 млн долл.

Однако с августа 1998 г., в связи с разразившимся кризисом наблю­дается резкое падение поступлений и продажи наличной иностран­ной валюты до 2250,0 млн долл. США к декабрю 1998 г., или почти в 5 раз.

Прямым следствием происшедшего в августе 1998 г. изменения спро­са и предложения со стороны физических лиц на рынке наличной инос­транной валюты стало резкое уменьшение ее оборота через обменные пункты уполномоченных банков (табл. 17.1).

banktab17_1

Продолжение
В том числе: Остаток наличной
Израсхо­довано наличной вывезено выдано физическим выдано иностранной
банками продано продано лицам (резидентам юридическим валюты
иностранной валюты, всего (списано банкам- физическим и нерезидентам)

лицам с их

прочее6

в кассах
со счета «касса») резидентам лицам4 с их валютных валютных на конец
из РФ счетов счетов5 отчетного периода
1997 год
январь 8 851,2 32 4 2 604,1 5 300,2

652,1

48,8

213,3

836,6
февраль 6 934,9 22,8 1 600,7 4 406,8

560,1

46,2

298,3

799,4
март 8 280,9 29,7 2 033,8 5 222,2

668,7

48,4

278,2

830,4
апрель 8 436,1 31,4 1 950,2 5 328,4

725,3

58,4

342,4

846,5
май 7 047,2 19,9 1 575,1 4626,2

624,6

46,1

155,1

828,7
июнь 7971,5 23,9 1 898,9 5 097,8

682,0

61,6

207,1

782,9
июль 8 967,4 33,4 2 355,3 5 513,9

820,6

55,5

188,8

767,8
август 9 314,6 21,6 3 111,2 4708,3

1 277,8

42,6

153,0

945,7
сентябрь 9 163,9 37,0 3 056,1 4190,6

1 678,8

39,8

161,5

801,4
октябрь 9 079,1 37,3 2 781,6 3 840,0

2 261,0

48,0

111,2

856,9
ноябрь 8 747,4 25,5 2 508,7 3 616,5

2 455,7

43,7

97,4

898,4
декабрь 11 446,9 40,8 3 502,5 4 323,1

3 407,0

58,0

115,5

649,1
1998 год
январь 5 805,1 24,7 1 6043,4 2 207,0

1 856,6

24,3

88,2

1 043,2
февраль 4 657,1 35,9 979,1 1 858,8

1 656,5

29.8

97,0

889,6
март 5 298,1 39,3 1 122,5 2 056,3

1 932,6

37,6

109,8

857,9
апрель 5 258,8 53,2 1 066,9 1 979,6

2 017,0

35,8

106,3

796,8
май 4 818,8 40,2 948,6 1 866,9

1 840,0

34,3

88,6

642,2
июнь 6 337,8 33,0 1 568,5 2 250,6

2 331,9

38,7

115,0

629,7
июль 7 603,5 38,8 1 968,6 2 592,8

2 848,3

36,4

118,7

802,0
август 5 398,7 24,1 1 027,7 1 758,2

2 430,9

29,2

128,7

541,4
сентябрь 2 791,9 12,4 331.8 751,2

1 571,4

33,5

91,6

693,3
октябрь 2 026,6 38,1 206,9 789,1

882,2

31,4

78,9

506,3
ноябрь 2 280,7 15,8 443,8 790,4

932,4

44,0

54,2

475,7
у резидентов и нерезидентов.
‘ Покупка наличной валюты
2 Включая возврат неиспользованных командировочных среде гв и зачисления на основании разрешений Банка России
3 Исключая поступлении по межфилиальному обороту.
4 Продажа наличной валюты резидентам и нерезидентам.
5 Включая выдачу командировочных средств и средств на основании разрешений Банка России.
«Исключая выдачу по межфилиалькому обороту.

Таким образом, к концу 1998 г. сложилась следующая структура ис­точников поступления и направления расходования наличной иност­ранной валюты.

Ввезено банками (зачислено на счет «касса») в РФ 21,48%

Куплено у банков-резидентов                                                20,02%

Куплено у физических лиц и принято для конверсии           30,75%

Принято от физических лиц (резидентов и нерезидентов)

для зачисления на их валютные счета                                   23,38%

Принято от юридических лиц для зачисления

на их валютные счета                                                             0,66%

Прочие поступления                                                               3,71%

Вывезено банками (списано со счета «касса») из РФ 0,69%

Продано банкам-резидентам                                                 19,46%

Продано физическим лицам                                                  34,66%

Выдано физическим лицам (резидентам и нерезидентам)

с их валютных счетов                                                             40,88%

Выдано юридическим лицам с их валютных счетов             1,93%

Израсходовано прочее                                                           2,38%

Неоправданно большие потери возникли в связи с возникновением и развитием бартерных операций как форм уклонения от валютного контроля.

Необходимо принять дополнительные меры по налаживанию дей­ственного валютного контроля в РФ в целях пресечения сокрытия ва­лютной выручки и незаконного вывоза валюты за границу. ЦБ РФ счи­тает необходимым создание Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, а также осуществление более эффективного контроля за движением средств на корреспондентских счетах российс­ких коммерческих банков в зарубежных банках.

Следует усилить от­ветственность за нарушение валютного и таможенного законодатель­ства. В настоящее время Банком России и ГКТ России разработана и действует с изменениями и дополнениями Инструкция от 26 июля 1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью пла­тежей в иностранной валюте за импортируемые товары».

Подготавли­ваются другие нормативные материалы.

После присоединения России к Международному валютному фон­ду произведены дальнейшие меры по либерализации порядка вывоза и пересылки из страны и ввоза и пересылки в страну валюты России, а также по установлению лимитов открытой валютной позиции и конт­роля за их соблюдением уполномоченными банками Российской Феде­рации (Инструкция ЦБ РФ от 22 мая 1996 г. № 42); изменен порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте России (Приказ ЦБ РФ от 28 мая 1996 г. № 196); введена новая отчетность по конверсионным операциям уполномоченных банков, являющихся ведущими операторами межбанковского валютного рын­ка (Инструкция ЦБ РФ от 22 мая 1996 г. № 42).

В настоящее время (как следствие августовского кризиса) практи­чески завершился процесс перемещения операций с безналичными дол­ларами с межбанковского на биржевой сектор рынка, т.е. можно констатировать, что все конверсионные операции проходят в той или иной степени через биржевой валютный рынок, и это несмотря на то что еще год назад 95% объема торговли валютой происходило на меж­банковском рынке. Таким образом, как это ни парадоксально, финан­совый кризис, на наш взгляд, инициировал качественный переход в торговле иностранной валюты, что объясняется следующими причи­нами:

1) как правило, биржевая практика проведения расчетов основана на принципе «поставка против платежа», исключающем возможность отправки средств контрагенту в случае невыполнения обязательств с его стороны; с другой стороны, биржа выполняет обязательства перед участником торгов в любом случае, таким образом, включение такого посредника в межбанковский рынок позволяет минимизировать систем­ный риск;

2) переход на осуществление операций на бирже через систему элек­тронных лотовых торгов (СЭЛТ), являющуюся многосторонней систе­мой, при которой становится возможным одновременное заключение сделок с несколькими контрагентами и доступ к принципиально более широкому информационному пространству, в результате чего валют­ный рынок стал более ликвиден.

Важным шагом в реорганизации деятельности бирж стало проведе­ние двухсекционных торгов иностранной валютой на ММВБ, введен­ное Положением ЦБ РФ «О порядке и условиях проведения торгов по дол­ларам США за российские рубли на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж» от 28 сентября 1998 г. № 57-П, со­гласно которому реализация экспортной выручки в долларах США в части ее обязательной продажи осуществляется исключительно на спе­циальных торговых сессиях. В результате «объем ежедневной продажи на специальных торговых сессиях ММВБ валюты увеличился с первой половины октября ко второй половине ноября почти вдвое и составил в среднем 110-115 млн долл., объемы торгов в течение этих двух меся­цев на специальных торговых сессиях почти в 2 раза превышали объе­мы, зафиксированные на дневных сессиях». При этом, упреждая воз­можные негативные последствия в случае «всплеска» спроса на иностранную валюту, ЦБ РФ Указанием «О порядке проведения опера­ций на внутреннем валютном рынке РФ» от 12 ноября 1998 г. № 409-У запретил на специальных торговых сессиях покупку банками иностран­ной валюты по поручению клиентов для оплаты импорта работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, а также в целях укреп­ления курса национальной валюты и стабилизации внутреннего валют­ного рынка ввел в действие Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г, № 334 «Об изменении порядка обязательной продажи валютной выруЧ’ ки», в котором говорится об увеличении размера обязательной прода­жи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке с 50 Д° 75% и сокращении сроков ее продажи с 14 до 7 дней.





Метка: