РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА ОЦЕНКИ ЛИКВИДНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ДО 1991 г.
Рубрика: Регулирование деятельности банковФормирование механизма оценки ликвидности коммерческих банков России постсоветского периода началось сразу после возникновения двухуровневой структуры банковских учреждений.
Разграничение функций между ЦБ РФ и банками, занимающимися кредитно-расчетным обслуживанием юридических и физических лиц, определило необходимость государственного регулирования ликвидности вновь созданных банков для обеспечения доверия к банковской системе. Уже в 1989 г. Государственный банк СССР установил для коммерческих и кооперативных банков ряд нормативных показателей, обязательных к выполнению.
К числу этих показателей относились: ограничение обязательств банка (К1), ограничение вкладов граждан (К2), коэффициент текущей ликвидности баланса банка (К4), коэффициент среднесрочной ликвидности баланса банка (К5), максимальный размер риска на одного заемщика (К3).
Ограничение обязательств банка (К1) предполагало установление зависимости между суммой всех обязательств банка и величиной его собственных средств. Установление указанной зависимости означало, что банк не может безгранично увеличивать свои обязательства, так как он должен ориентироваться постоянно на объем собственных средств, являющихся своеобразным гарантом выполнения этих обязательств.
Показатель К1, (ограничение обязательств банка) рассчитывался в виде соотношения общей суммы обязательств банка к объему его собственных средств.
В обязательства банка включались: остатки средств на расчетных и текущих счетах предприятий, организаций, учреждений, в тем числе общественных организаций; вклады и депозиты юридических лиц; вклады населения; средства в расчетах; займы у других банков; 50% гарантий и поручительств.
Собственные средства банка исчислялись как сумма средств уставного, резервного и других фондов банка, а также нераспределенной прибыли за вычетом отвлечения средств из прибыли, стоимости зданий и сооружений, дебиторской задолженности, долевого участия в других предприятиях.
Нормативный уровень К1, дифференцировался по разным типам банков. Для коммерческих банков его величина не могла быть менее 1/20, для кооперативных банков — не менее 1/12.
Показатель К2: также вводил определенные ограничения обязательств банка, но по отношению к вкладам граждан. Этот показатель исчислялся как отношение вкладов граждан к объему собственных средств банка. Нормативное значение данного показателя для всех типов банков было установлено в пределах 1 (единицы), т.е. любой банк мог привлекать вклады от населения лишь в пределах величины собственных средств банка.
Два последующих показателя (К4 и К5) предназначались для регулирования текущей и среднесрочной ликвидности на основе сопоставления обязательств и активов, классифицированных по срокам.
Показатель К4 рассчитывался как отношение ликвидных активов к обязательствам банка со сроками в пределах 30 дней. В ликвидные активы включались денежные средства в кассе банка и в пути, остатки средств на счетах по расчетам с кредитными учреждениями, вложения банка в облигации государственных займов, ссуды сроком до 30 дней.
Текущие обязательства складывались из депозитов до востребования, вкладов граждан и срочных депозитов со сроками погашения до 30 дней, гарантий и поручительств, выданных банком со сроком исполнения в течение 30 дней.
Нормативное значение этого показателя не могло быть ниже 0,3. В соответствии с указанным нормативом каждый банк для обеспечения текущих платежей должен был иметь ликвидные активы в размере не менее 30% суммы краткосрочных обязательств.
Показатель К5 рассчитывался как отношение активов сроком свыше одного года к обязательствам с таким же сроком. Госбанк СССР требовал от банков полного соответствия между указанными частями активов и Пассивов, т.е. банки не могли иметь значение показателя К5 больше 1.
В этот же период регулирование ликвидности коммерческих банков осуществлялось посредством ограничения максимального риска на одного заемщика.
Показатель К3 представлял собой отношение совокупной задолженности по ссудам одного заемщика (с учетом 50% забалансовых обязательств, выданных относительно этого заемщика) к собственным средствам банка. Предельная величина этого коэффициента не должна была превышать 0,5.
Сумма всех выданных банком «крупных» кредитов (т.е. кредитов, величина которых превышала 15% собственных средств банка) не должна была превышать более чем в 8 раз объем собственных средств банка. Сумма самых крупных пяти кредитов с учетом забалансовых операций не могла превышать более чем в 3 раза объем собственных средств банка.
С принятием в 1990 г. Закона РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России) » Банк России пересмотрел существовавшую до этого времени систему экономических нормативов. В соответствии с Законом Банк России расширил круг экономических нормативов, ввел деление их на основные (обязательные для выполнения) и оценочные (ориентировочные), установил дифференцированные уровни предельных значений этих показателей в зависимости от типа, порядка и года создания банка.