Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Торможение перехода к цивилизованному рынку и развитию перерабатывающей промышленности

Рубрика: Экономика, статьи

Вследствие отсутствия развитой рыночной инфраструктуры и необходимой правовой защиты, бездеятельности властных структур на местах и взяточничества, которое процветает на многих уровнях управления, на арену вышла многочисленная армия посредников. Пользуясь отсутствием цивилизованного рынка и сдерживающих правовых норм, своевременных расчетов за проданную продукцию государственными заказчиками, неос­ведомленностью крестьян в сфере конъюнктуры аграрных рын­ков, под видом свободного предпринимательства (бизнеса) многочисленные фирмы, в том числе иностранные, начали мас­сово скупать сельскохозяйственную продукцию за бесценок, перевозить ее через границу и продавать вдвое-трое дороже, на­живая на этом немалый спекулятивный капитал.

Так, например, процветает теневой бизнес на семенах подсол­нечника, который к тому же перерабатывается на масло, упако­вывается в полиэтиленовые пакеты с яркими рекламными эти­кетками и продается на многих рынках, возвращаясь и на наш внутренний рынок по ценам значительно более высоким, чем цены на масло, которое производится на собственных немодернизованных маслозаводах. Если учесть высокоценный шрот, ко­торый идет в качестве существенных белковых добавок к комби­кормам, то выгода от такого бизнеса очень весомая. Скупается непосредственно в хозяйствах продовольственное и фуражное зерно. За треть цены продаются и вывозятся за границу сырые кожи, которые после их выделки и пошива модельной обуви воз­вращаются на наш рынок с доходом на порядок выше. Или чего стоит массовая скупка скота на забой для говядины и вывоз ее в страны ближнего Востока. Как ни удивительно, но факт, что по конфиденциальным сообщениям близких к этому бизнесу лиц, такие операции осуществляются в большинстве случаев без уп­латы государству налогов.

Вследствие такого архилиберального рынка, граничащего с контрабандой, Украине наносятся огромные убытки в СКВ, ко­торой так недостает нам на осуществление эффективных рыноч­ных реформ. К тому же продолжают развиваться бартерные опе­рации, ничего общего с настоящим рынком не имеющие. Начало зарождения и действий аграрных бирж в таком виде, как они складываются сейчас, мало чем отличается от обычных посред­ников. Безусловно, их нужно развивать, но по принципу выгоды для крестьян. Их нужно экономически заинтересовать в бирже­вой торговле, исключив тем самым контрабандных посредников. Для этого биржи должны устанавливать стартовые цены не ниже уровня цен поддержки, которые обеспечивают надлежащую при­быльность товаропроизводителям.

С другой стороны, некоторые межгосударственные соглаше­ния Украины, в частности с Европейским союзом, предусматри­вают неравноправные условия внешней торговли — полную ли­берализацию импорта и жесткие ограничения экспорта, что также приводит к валютным потерям страны. Я уже не говорю о прямых уголовных преступлениях, когда товарные ресурсы госу­дарства оформляют на экспорт по искусственно заниженным ценам, а фактически продают по уровню цен мировых, оставляя разницу в заграничных банках на собственных счетах. Такие слу­чаи далеко не единичны, и именно на них сделали свой бизнес представители бывших властных и хозяйственных структур. По­добная порочная практика продолжается и поныне. Это также один из немаловажных факторов дефицита платежного баланса и валютных потерь государства. Известно, что вывезенная за гра­ницу валюта работает на пользу экономически развитых стран, а собственное государство продолжает бедствовать и унизительно просить у международных финансовых структур и банков ка­бальные кредиты.

Между тем резкое сокращение за 1991-1998 гг. объемов про­изводства сельскохозяйственной продукции, в том числе особен­но значительные потери зерна, сахарной свеклы, льна-долгунца и кормов повлекли за собой еще большие потери производства животноводческой продукции. Упорядочение объемов произ­водства и сбыта до уровня хотя бы 1990 г. могло бы дать стране возможность существенно увеличить экспорт и сократить им­порт, в частности, продовольственных товаров, уменьшить на здоровой экономической основе дефицит государственного бюд­жета и платежного баланса. Проведенные расчеты свидетельст­вуют, однако, что до 2005 г. Украина не сможет достичь объема аграрного производства уровня 1990 г. Это и есть та слишком высокая цена глубоко не продуманных реформ в аграрной сфере.

Но дело не только в этом. Спад производства в аграрном сек­торе привел к еще большему кризисному состоянию перерабаты­вающей промышленности. Она потеряла значительную часть сырья. И этот процесс продолжается. Вызван он тем, что, с одной стороны, в ходе реформ эта сфера осталась не интегрированной с сельскохозяйственными товаропроизводителями, а с другой — она по инерции продолжает недоплачивать им до уровня рыноч­ных цен, что отталкивает крестьян, создает невыгодные условия для заключения контрактов. К тому же перерабатывающие пред­приятия нередко также своевременно не рассчитываются с по­ставщиками сырья. Поэтому крестьяне стремятся найти другие варианты рыночных отношений — продавать, как сказано выше, ту продукцию, на которую есть спрос, не перерабатывающим предприятиям, а непосредственно коммерсантам, если те платят наличными и дороже, или создавать собственные перерабаты­вающие цеха и поставлять на рынок конечные продукты пита­ния.

Напомним также, что большинство украинских перерабаты­вающих предприятий отстало в технологическом отношении на десятилетия от западных конкурентов и продолжает пока еще выпускать многие неконкурентоспособные продукты питания в невзрачной упаковке и бедном ассортименте. У пищевой про­мышленности, по сути, нет современных баз хранения сырья и готовой продукции с целью доведения до оптимальных сроков процессов переработки, хранения и обеспечения равномерной поставки готовых продуктов на непосредственно розничные рынки. Все это ставит под угрозу существование действующих предприятий. Они просто не выдержат конкуренции с западны­ми фирмами.

Однако следует отметить, что в последнее время некоторые перерабатывающие предприятия Украины стали выпускать все более качественные продукты питания и на внутреннем рынке потеснили импортные аналоги. Это весьма важная положитель­ная тенденция в конъюнктуре внутренних отечественных рын­ков продовольствия. И эти первые шаги весьма обнадеживают. Они затронули хлеб и хлебобулочные изделия, мясопродукты, молочные продукты, кондитерские изделия и некоторые другие.

Тем не менее, если производство сельскохозяйственной про­дукции сократилось более чем на половину (1998 г. по отноше­нию к 1990 г.), то объем производства конечных продуктов пита­ния (в отпускных ценах 1994 г.) уменьшился на 62%, что свиде­тельствует об отставании этой сферы (см. табл. 21). Особенно резко сокращен выпуск продуктов детского питания. Их почти полностью вытесняет с прилавков украинских магазинов им­порт. Из всего комбинированного набора основных продуктов питания увеличен только выпуск этилового спирта (на 14,5%), что не лучшим образом характеризует наши сдвиги в структуре потребления. Здесь действует оценочный критерий пополнения бюджетных доходов, но и он не достигает цели, поскольку этот рынок захватили мафиози и спекулянты, которые превращают его в грязный бизнес, хорошо умеют обходить законы и укло­няться от уплаты налогов.

economictab21

Выпуск всех других продуктов питания также имеет тенден­цию к сокращению, особенно мясных и молочных изделий и даже некоторых видов хлебопродуктов, консервов и др. И это не потому, что полностью насыщен рынок. Не покупают достаточ­ного количества и качественных продуктов питания, потому что подавляющее большинство социальных слоев населения не имеет достаточных личных доходов и обходится минимумом наиболее необходимого. Отсюда емкость внутреннего продо­вольственного рынка остается низкой, а цены продовольствен­ных товаров — относительно высокими по сравнению с личными доходами средне- и низкодоходных групп граждан. В результате непомерно растет удельный вес расходов на питание в семейных бюджетах, что является характерной особенностью уровня и ка­чества жизни экономически отсталых стран африканского кон­тинента.

Прогнозные расчеты свидетельствуют, что Украина сможет до 2005 г. увеличить производство конечных продуктов питания на 84,1 % по сравнению с уровнем 1998 г. Но достичь такого уров­ня их производства, как в 1990 г., не удастся. Ограниченность инвестиций и сырья, новых технологий, слабость продовольст­венного рынка с его искусственно замороженным спросом не по­зволяют сейчас рассчитывать на лучшие показатели. Нужно еще в эти годы упорядочить организационные формы и ввести совре­менный менеджмент, развивать новейшую инфраструктуру про­довольственного рынка.

Именно агропродовольственная сфера с достаточно быстры­ми темпами оборота капитала и текущих производственных за­трат имеет огромные шансы на выдающиеся успехи. Она являет­ся наиболее надежным источником бюджетных и хозяйственных поступлений, наращивания внутренних инвестиционных накоп­лений и привлечения иностранных инвесторов. Каждый человек имеет потребность нормально питаться трижды в день. Это при­влекает в товарно-денежное обращение соответствующие объе­мы продуктов и денежных средств. И этим нужно умело пользо­ваться в экономической политике государственного регулирова­ния.

Есть достаточно весомый смысл направлять на первых порах именно сюда даже крайне ограниченные инвестиционные ресур­сы и новейшие технологии. Они окупаются довольно быстро, не превышая при нормальных экономических и рыночных услови­ях одного-двух лет в зависимости от масштабов производства, объемов и сроков вложений, технологического совершенства воспроизводственных циклов, а также платежеспособного ры­ночного спроса. Продовольственный бизнес в этом отношении в современной мировой экономике во многом напоминает даже мощный нефтебизнес.





Метка: