Управление экономическими реформами
Рубрика: Экономика, статьиОпыт последних лет показывает, что Украина имела незначительные поступления инвестиционных капиталов извне. Как уже отмечалось, отток СКВ за границу существенно превышал ее приток, что только ухудшало экономическое положение страны. Рассчитывать всерьез на этот источник инвестиционного обеспечения нет смысла. Для масштабов экономики Украины, даже если бы объемы ежегодных инвестиций из-за рубежа составляли, скажем, не 300-400 млн, а 2-3 млрд долл., этого недостаточно для ощутимого ускорения темпов структурного обновления и экономического развития. Как уже отмечалось выше, только для начального этапа на это нужно около 100 млрд долл. Никто нам таких денег давать в кредит не собирается, а если бы и давал, то сие практически означало бы полную зависимость страны от иностранного капитала. Именно поэтому политика правительства призвана сосредоточиваться на поисках и использовании собственных инвестиционных возможностей, выборе приоритетных сфер развития с быстрыми темпами экономического оборота и прироста внутренних накоплений. На законодательной основе следовало бы нынче направить усилия на развитие высокодоходных и конкурентоспособных производств, среднего и малого бизнеса, новых предпринимательских структур, в том числе и сферы так называемой «теневой экономики», где, по экспертным оценкам, сконцентрировано около половины общегосударственного денежного обращения. И объективно приходится сейчас концентрировать крайне ограниченные инвестиционные ресурсы на развитие энергетики, решающих отраслей машиностроения и агропромышленного комплекса.
При этом банковско-финансовый капитал должен функционировать сугубо в интересах стабилизации развития конкурентоспособной национальной экономики и социального обеспечения достойной жизни украинского народа, а не прятаться в теневом обороте и в зарубежных банках, где он работает на экономику других стран. Осуществление вслед за денежной реформой соответствующей реформы банковско-финансовой системы должно происходить в направлении разрешения главной проблемы — обеспечения ее стабильного рыночного функционирования, жесткого законодательного контроля за денежно-кредитным обращением, эмиссией денег и ценных бумаг, органической увязки их объема с объемом и движением ВНП и НД, товаров и услуг, не допуская основных диспропорций в структуре товарно-денежного обращения, разрушительной инфляции, падения курса национальной денежной единицы относительно иностранных валют.
Господство доллара, так же как и евро или какой-либо другой иностранной денежной единицы на внутреннем рынке государства, означает не что иное, как соответствующую дискредитацию национальной денежной единицы, падение ее престижа и неизбежное последующее отмирание со всеми вытекающими отсюда последствиями. Неслучайно все уважающие свое национальное достоинство государства исключают из непосредственного товарно-денежного оборота на внутренних рынках иностранные валюты, сохраняя на них лишь валюту национальную. И дело тут не только в привычках, традициях и удобствах пользования своими деньгами в национальном их художественном оформлении, но и в стремлении правительств и народов, их общественно-интеллектуальных слоев к сохранению и приумножению связанных с ними социально-экономических интересов. Сама сфера производства и обращения бумажных денег и ценных бумаг является весьма важной, доходной и выгодной стороной хозяйственной деятельностью. Она в расчете на единицу затраченного труда и капитала при умелой организации и четкой системе управления весьма сложным, интеллектуально и технологически совершенным делом бумажно-денежного воспроизводства и кругооборота вовлекаемых в него ресурсов приносит ощутимые доходы государству, высококвалифицированным специалистам и менеджерам, занятым в этой специфической сфере трудовой деятельности. Поэтому в современных условиях проявления новейших тенденций к глобализации мировой экономики, формированию экономически могущественных хозяйственных структур и крупномасштабных рыночных территорий с размещением на них нескольких, а иногда и многих стран разной степени интегрированное™ отдельные из них, особенно их политические, экономические и государственные структуры, отнюдь не в восторге от введения единых денежно-финансовых и банковско-кредитных систем в масштабах формирующихся рыночных регионов. Более того, они нередко активно протестуют против такого нововведения, усматривая в нем прямое ущемление национальных и экономических интересов отдельно взятых государств и их народов.
Новейшая банковско-финансовая система экономически развитых стран характеризуется весьма высокой степенью технологического совершенства, точности и оперативности своих действий, жесткости и в то же время гибкости организации, жесткости дисциплины и порядка, усилением контроля за выполнением вмененных ей функций — поддержания оптимальных объемов, структуры и качества денежной массы и ценных бумаг в обращении, обслуживающем денежно-стоимостный оборот готовых товаров, услуг, сырьевых ресурсов и многих других элементов. В своей совокупности они формируют созидательную основу кругооборота денежно-стоимостных, материально-вещественных, интеллектуально-духовных и гуманитарных звеньев воспроизводства всего общественного организма. Однако созидательной основе кругооборота в переходном периоде противостоит и прямо противоположное, зеркальное его отображение, т.е. действие факторов и сил разрушительных, сдерживающих и даже парализующих прогрессивные сдвиги. В эту как бы теневую полусферу кругооборота входят кризисные явления дезорганизации и диспропорции примитивного рыночного товарообмена, неуправляемости системы, обострения ресурсной (стоимостной и вещественной) дефицитности, проявление крайностей — от дефицитности товаров к дефициту денег, противоборствующих сил добра и зла — гуманности и бесчеловечности, бескорыстия и массовой коррупции, законопослушания и неприятия законности и проч. В обществе, стремящемся к демократическому устройству, создалась парадоксальная ситуация небывалого всплеска преступности — воровства, взяточничества, мошенничества, насилия, убийства и прочих антигуманных проявлений, с которыми предстоит длительная и упорная борьба всеми законодательно предусмотренными методами, чтобы искоренить преступность в любых ее проявлениях. Без этого жизнь общества не может быть введена в нормальное русло социально-экономического и духовного развития.
Что касается банковско-финансовой сферы Украины, то приходится признать, что она пока еще остается несовершенной, в значительной мере оторванной от реального сектора экономики, без которого, разумеется, немыслима устойчивость, надежность и высокая эффективность самой банковско-финансовой деятельности. Остаются нерешенными проблемы культуры и надежности банковского обслуживания клиентов, эффективной процентной политики. Предстоит сконцентрировать направление кредитных ресурсов на развитии наиболее важных сфер созидательной деятельности, в первую очередь высокодоходных товаропроизводств. В то же время нуждаются в более точном и более четком определении законодательством функции Национального банка, отношения его с коммерческими банками, выполнение контрольных функций за их деятельностью, процессами общегосударственного денежного обращения, осуществлением антиинфляционной и курсовой политики, формированием и использованием резервных фондов ее стабилизации, эмиссией и введением в обращение денег и ценных бумаг в сбалансированной их структурной комбинации.
Это же касается и необходимости более точного законодательного определения функций коммерческих банков: с одной стороны, отношений их с Национальным банком, а с другой — с многомиллионными их клиентами: юридическими и физическими лицами, которых обслуживают коммерческие банки. Должны быть исключены любые проявления субъективизма и своеволия в этих отношениях. Банковская и финансовая системы — это наиболее разветвленные, жизненно важные и массовые обслуживающие сферы. От степени их активности, качества и точности работы, культуры обслуживания, отсутствия уголовных элементов и действий в банковско-финансовых структурах, которые под видом рыночных реформ стремятся обогатиться за счет своих клиентов, зависит и уровень доверия народа не только к ним, но и к государственной власти вообще.
Проблему законодательного регулирования деятельности банков, сберегательных учреждений и финансовых органов, а также их иерархических структур нужно решать фундаментально, соответственно повысив их правовую ответственность за преодоление кризиса платежей, формирование и использование кредитных ресурсов, бюджетных средств, оперативное обслуживание товаропроизводителей. При этом необходим постоянный жесткий контроль за денежным обращением, вовлечением в контретируемый оборот всей денежной массы, за сохранением научно обоснованного стоимостного содержания национальной денежной единицы и ценных бумаг, устранением из денежного национального оборота иностранных валют. Если этого не будет сделано, то провал рыночных реформ неминуем. По опыту экономически развитых стран наша банковская и финансовая системы должны быть введены в цивилизованное русло созидательной деятельности. Их действия, безусловно, должны быть подконтрольными государству, его законам и находиться под бдительным общественным контролем, как это делается в лидирующих странах с высокоразвитым законодательством.
Было бы наивно думать, что когда свыше половины эмитированной денежной массы оборачивается «в тени», минуя банковский учет и контроль, когда долларовый оборот последовательно вытесняет оборот гривны на внутреннем рынке, когда банковский процент вздут до уровня почти полного вытеснения долгосрочных кредитов из инвестиционно-инновационного обращения в реальном секторе экономики, когда доходность банковской системы неизменно и многократно превышает мизерный (не говоря уже о массовой убыточности) уровень доходности с тенденцией к его последовательному снижению у большинства отраслей национального товаропроизводства, когда резервный валютный фонд государства по отношению к его масштабам минимальный, а точнее — почти отсутствует, то расчет на мнимое искусство Национального банка Украины удерживать длительное время национальную валюту от очередных инфляционных витков попросту нереален.
К тому же следует учитывать и тот факт, что отток СКВ из Украины на протяжении нескольких предыдущих лет примерно в 2-4 раза превышал ее приток, включая и целевые кредиты, которые выделяли нам международные финансовые и банковские структуры. Невзирая на крайне ограниченные размеры этих кредитов, механизм их выдачи и погашения построен таким образом, что обедневшее государство быстро попадает в «долговую яму», экономическую зависимость от кредитов. Выйти из этой сложной ситуации весьма трудно, а подчас и невозможно, если не сделать качественно новый научно-технологический прорыв в знаниях и открытиях, умениях быстрой организации выпуска необходимых объемов конкурентоспособных товаров или же добычи высокодефицитных энергоносителей и сырьевых ресурсов; возможны и более выгодные альтернативы новых более богатых кредиторов, поставщиков и покупателей топливных и минерально-сырьевых ресурсов, биотехнологий, новых химических продуктов и проч.
В каждой хозяйственной системе независимо от формы собственности и хозяйствования должна действовать современная система менеджмента. Следует обучать профессиональных менеджеров и специалистов. На законодательной основе должна быть налажена во всех хозяйственных структурах независимо от форм собственности четкая система учета и отчетности как основа принятия и осуществления верных управленческих решений, планирования и прогнозирования развития, полной и своевременной уплаты налогов и платежей. Особенно остро стоит этот вопрос в сферах действия частных и кооперативных форм, предприятий с ограниченной ответственностью, где учет большей частью или искусственно запутывается, или даже совсем не ведется во избежание уплаты налогов. В налоговой системе пока что нет определенного опыта, ее работники не научились своевременно выявлять и наказывать нарушителей налогового законодательства. Вследствие этого государственный и местные бюджеты из года в год не получают огромных сумм денежных поступлений. Так называемая «теневая экономика» вообще чаще всего не принимает участия в формировании доходов бюджета, что в правовом государстве отнюдь нельзя считать нормальным явлением.
Система управления в банковской и финансовой сферах имеет свою специфику. В экономически развитых странах она базируется исключительно на современных средствах быстродействующих информационных систем с точным учетом, необходимой проработкой и своевременной передачей нужной информации по назначению, обслуживая клиентов с максимальным удобством и минимальной потерей времени. Эти системы должны действовать по компьютерным программам с высокой степенью точности и оперативности. К сожалению, большинство украинских банков и финансовых структур работать в таком режиме еще не научились и не имеют для этого необходимых методик технического оборудования. Об этом свидетельствуют и острый платежный кризис, и проявления финансовых махинаций, и несвоевременность взаиморасчетов с клиентами, и даже искусственное создание безвыходных ситуаций, которые вообще замораживают активную экономическую деятельность. Поэтому проблема реформирования этих систем связана с радикальной перестройкой управления и контроля, подготовки и переподготовки банковских и финансовых специалистов, отбора их по критериям высших человеческих качеств. На это, безусловно, также нужно время и соответствующие расходы средств банковско-финансовых структур.