Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Характер и причины кризисных явлений

Рубрика: Экономика, статьи

Переходный период во всех «постсоциалистических» стра­нах, трансформирующих свои экономические системы в рыноч­ном направлении по единому сценарию и рецептам МВФ, начал­ся для них бурным экономическим развалом. Он был вызван подрывом регулирующих и контролирующих функций государ­ства и действием так называемого «инфляционного (рыночно­го)» шока. Изменение власти в начале 90-х годов сопровожда­лось острым политическим кризисом, господством безвластия и бесправия с одновременным ограблением и распродажей госу­дарственных ресурсов теми социальными кругами, которые ими распоряжались вместе с лицами, пришедшими к новой власти. Именно они на начальных этапах реформ небывало обогатились, большей частью на криминогенной почве, а точнее — на почве катастрофического обеднения основной массы населения стра­ны. Острый денежно-финансовый и общеэкономический кризис, довольно быстро поразивший почти все отмеченные страны, имеет под собой не только глубокие исторические корни, остав­ленные обществу тоталитаризмом, на что только и ссылаются действующие органы власти, забывая при этом о грубых просче­тах и ошибках, допущенных в начале трансформационных про­цессов. Экономический кризис в этих странах характеризуется такими общими чертами.

Во-первых, у всех у них в 1991-1998 гг. имел место более или менее существенный спад производства валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) при общем паде­нии физического объема товарной продукции и услуг, остаю­щихся к тому же неконкурентоспособными. В условиях парали­ча доходности и накоплений товаропроизводителей парализуют­ся воспроизводственные процессы и экономический рост.

Во-вторых, в каждой из этих стран с той или иной силой про­являлись то разрушительные инфляционные процессы, то ост­рейшие кризисы платежей, вызванные деформацией националь­ных систем денежного и кредитного обращения, подрывая общую валютно-финансовую и экономическую стабильность го­сударств.

В-третьих, как это ни парадоксально, но, несмотря на перио­дическое накачивание их денежного обращения на начальных этапах реформ эмиссионной денежной массой и архилибераль­ное отношение к широкому хождению иностранных валют на внутренних рынках, емкость последних искусственно сужалась необдуманным сжатием национальной денежной массы в обра­щении, ограничением доходов большинства юридических и фи­зических лиц. Происходило это в условиях опережающих темпов спада национального товаропроизводства, слабых экспортно-им­портных возможностей, несовершенства государственной поли­тики регулирования рыночного равновесия и деятельности бан­ковских и финансово-кредитных систем. Отсюда кризис плате­жеспособности, массовое появление искусственных излишков тех или иных товаров и услуг при остром дефиците потребнос­тей в них у многих социальных слоев населения.

В-четвертых, в этих государствах усиливались бюджетные де­фициты и дефициты платежных балансов. Много банковских систем (особенно в странах СНГ) превратились в катализаторы инфляционных процессов. Нередко именно они искусственно задерживали взаиморасчеты между поставщиками и потребите­лями, накапливали наличность и обращали растущую массу денег из «воздуха» на депозитных счетах, направляя ее в очеред­ной рост через краткосрочное кредитование с грабительскими процентными ставками, осуществляли ничем не оправданную эмиссию денег, манипулировали биржевым валютным курсом. Тем самым они искусственно вздували размеры банковских до­ходов, минуя наиболее сложный и результативный производст­венный оборот. Собственное товарное производство этих стран приходило в упадок, а его структурные и качественные преобра­зования оставались неосуществимой мечтой. Преобладающая масса кредитных ресурсов направлялась в краткосрочное креди­тование, «замораживая» инвестиционную и инновационную дея­тельность. Как следствие структура экономики продолжала де­формироваться, отдаляясь от ее новейшей рыночной модели.

В-пятых, всем странам с разваленной «шоковой терапией» экономикой присущи процессы бурного социального расслоения населения, обнищания его основной части, имеющей низкие и средние среднедушевые доходы, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Макро- и микроэкономические хозяйственные структуры продолжали катастрофически устаревать морально и физически. На многих промышленных предприятиях и в объединениях износ производственных фондов и устаревание технологий до­стигали более 70%. В связи с ограниченностью источников на­копления и инвестиций отсутствовали реальные перспективы осуществления их радикального обновления, замены на новей­шие, конкурентоспособные. Приватизация, проводящаяся на формально-бюрократических принципах «ценнобумажной че­харды», фактической «прихватизации» и растранжиривания гос­имущества мафиозно-спекулятивными структурами, никакого экономического оживления не принесла. Общеэкономический спад и структурная деформация экономики, огромные масштабы скрытой безработицы являются очевидным фактом для боль­шинства стран СНГ.

Упадок хозяйственной деятельности в материальном произ­водстве характеризовался сокращением выпуска валового внут­реннего продукта в большинстве стран СНГ. В 1998 г. по сравне­нию с 1997 г. этот важный показатель несколько увеличился только в четырех из 12 этих стран: в Азербайджане — на 4,2%, в Армении — на 4,1, в Таджикистане — на 3,6 и в Украине — на 1,5%. Этому способствовало то обстоятельство, что в них было не полностью утрачено государственное управление социально-экономическими процессами. Процессы регулирования осущест­вляются в оптимальном сочетании государственных и рыночных механизмов. В остальных же странах СНГ — Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, России, Туркменистане и Узбе­кистане произошло снижение ВВП на величину от 0,8 до 9,9%

Воспользовавшись такой глубокой и очень затяжной рецес­сией, вызванной в том числе и неумелой и непоследовательной экономической политикой новых государств, западные конку­ренты существенно потеснили и продолжают теснить местных производителей с внутренних рынков, не говоря уже о каком-ни­будь серьезном выходе на внешние рынки. Наиболее престиж­ные торговые площади магазинов Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, столиц других постсоциалистических стран, автономных республик и областей уже в значительной степени заполнены иностранными товарами (включая продовольственные) совсем не лучшего качества и по более высоким ценам по сравнению как с ценами аналогичных собственных товаров, так и с ценами, по которым их можно купить в магазинах стран-поставщиков. Тем временем эффективных защитных мер и государственной под­держки своих производителей нет. Правительства, очевидно, считают, что наши производители сами обязаны выживать в ост­рой конкурентной борьбе, имея для этого морально и физически устаревшие технологические системы против новейших у зару­бежных конкурентов.

Нельзя не учитывать и того очевидного факта, что нынешним кризисом в большинстве стран СНГ оказались охвачены почти все сферы человеческой деятельности: с одной стороны, произ­водство товаров и услуг, инфраструктура и рынки, валютно-финансовая и банковская системы, а с другой — культура, наука, образование, здравоохранение, повседневный быт. Утрачивают­ся многие духовные ценности, разрушаются нормальные челове­ческие отношения. К тому же экономический кризис усиливает­ся политическим и социальным, разжиганием межнациональной вражды и вооруженных конфликтов то в одних, то в других реги­онах.

Последствия этих и других конфронтации сопровождаются не только гибелью ни в чем не повинных людей, разрушением производственных и жилых объектов, уничтожением материаль­ных ценностей и другого имущества, но и последующими демо­графическими кризисами, явлениями депопуляции, массовыми миграционными потоками, прежде всего ограбленных и обездо­ленных беженцев, ищущих пристанища на территориях других государств. Характерно, что во всех анализируемых странах на­блюдается небывалый всплеск коррупции, мошенничества, бан­дитизма и других преступлений, а также активности мафиозно-спекулятивных структур, что привело к невиданному обостре­нию криминогенной обстановки, стихийному созданию, наряду с государственными силовыми структурами вооруженных группи­ровок разнообразнейших целевых назначений.

Все это органически взаимосвязанные причины и следствия проявлений общественной деградации, вызванной отсутствием надежной и действенной системы правопорядка, четкого законо­дательства и государственного управления, углублением общего кризиса всей жизнедеятельности человека и общества. Транс­формационные процессы пока что не снимают этих негативных, разрушительных в своей основе тенденций. В той или иной сте­пени они присущи многим странам Центральной и Восточной Европы. Так, Венгрия оценивается экспертами МВФ как страна, где рыночные реформы проводятся лучше всего. Тем временем темпы падения промышленного и сельскохозяйственного произ­водства в этой стране являются почти аналогичными украин­ским. Разница лишь в том, что Венгрия при 10 млн человек насе­ления в 1995 г. имела внешнюю задолженность более 26 млрд долл. Только для обслуживания этого долга венграм приходи­лось ежегодно платить 3 млрд долл. Значительно сократив про­изводство сельскохозяйственной продукции, Венгрия из ее экс­портера превращается в импортера. Квоты на экспорт венгерско­го продовольствия в страны ЕС по тем или другим причинам не используются полностью, а конкуренты из этих стран явно вы­тесняют венгерских товаропроизводителей с внутреннего рынка. Такова реальность, а не иллюзорные оценки недостаточно осве­домленных экспертов. Наряду со структурными деформациями, снижением ВВП и НД рост внешней задолженности является характерным и для многих других государств Центральной и Восточной Европы.

В отличие от них Украина при 51,3 млн населения пока что (в 1996 г.) имела суммарную внешнюю задолженность около 10,5 млрд долл. Но зато она в свое время (до 1995 г.) «побила все рекорды» по темпам гиперинфляционного шока, ослабления мо­тивации к производительному труду и творческому предприни­мательству, а также по падению уровня жизни большинства своего населения. Все это только подтверждает несовершенство принятой методологии и практики осуществления рыночных ре­форм односторонними монетаристскими методами, подрываю­щими основы эффективного ведения хозяйства, наращивания и удешевления товарного выпуска под рыночный спрос потребите­лей. Иначе говоря, экономика стран СНГ оказалась втянутой не в созидательное, а в очередное революционно-разрушительное реформирование.





Метка: