Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Ценовая политика и законы рыночной среды

Рубрика: Экономика, статьи

Чтобы достоверно «поставить диагноз» больной экономике и подобрать эффективные лекарства для нее, надо понять, что кри­зис в большинстве случаев вызывается сложной совокупностью причин и действием факторов глобального и локального харак­тера. Они имеют корни исторические и политические, внутрен­ние и внешние, экономические и социальные, правовые и орга­низационно-управленческие, технологические и экологические. Только учет этих факторов, а также изучение опыта преодоления кризисных ситуаций, накопленного в мире, помогают осущест­влять необходимые структурные преобразования в экономике, проводить эффективную экономическую и социальную политику.

Ценовой механизм выполняет одну из решающих функций в воспроизводственных процессах макро- и микроэкономических уровней, в достижении эффективного структурного равновесия и сбалансированного потребительского рынка. Конъюнктура рынка, степень его товарной насыщенности и конкурентоспособ­ности, соотношения спроса и предложения зависят, с одной сто­роны, от уровня платежеспособности потребителей, а с другой — от возможностей его товарного покрытия за счет собственного (внутреннего) производства и импорта, т.е. рыночной конкурен­ции внутренних и внешних товаропроизводителей и поставщи­ков. Каждый из них, будучи одновременно и производителем, и потребителем, действует в рыночной среде с двух прямо проти­воположных позиций и интересов. Как производитель и постав­щик он стремится продавать собственную продукцию или услуги дороже, а как потребитель необходимой ему продукции — поку­пать ее дешевле. Противоречие это решается на рынке догово­ренностью между продавцом и покупателем.

Чем больше объем предложения, чем лучше и дешевле товары или услуги, тем, при условиях одинаковой платежеспособности, выше на них спрос и шире круг потребителей, а общая масса дохода производителей становится большей, невзирая на более низкие цены. Современный высокообразованный предпринима­тель (товаропроизводитель) стремится увеличивать свои доходы не за счет искусственного завышения цен на свою продукцию с ограниченным выпуском, а, наоборот, за счет увеличения и уде­шевления товарной массы, которая становится конкурентоспо­собной на все больших рыночных пространствах и удовлетворя­ет все больший круг потребителей.

Ценовая политика государственного влияния на эти процес­сы сводится к тому, чтобы создавать надлежащие экономические условия развития конкурентного предпринимательства, сделав невыгодным для товаропроизводителей получение сверхприбы­лей за счет вздувания уровня цен сверх реальной стоимости ог­раниченного монополистическим эгоизмом объема и ассорти­мента товаров или услуг. Меняющийся рыночный спрос должен удовлетворяться путем обеспечения соответствующей гибкости производства, возможностей его переориентации в борьбе за по­требителей на выпуск более качественной и дешевой товарной массы. Исходя именно из этого решающего критерия оценки конкурентоспособности, каждый товаропроизводитель и прода­вец должен сам выбирать необходимые средства и действия от­носительно достижения своей цели. Одно дело, когда они идут путем использования временной рыночной конъюнктуры, бур­ного роста цен и темпов разрушительной инфляции, совсем дру­гое, когда по-настоящему наращивают и обновляют производст­венный потенциал, изучают и прогнозируют спрос на внутрен­нем и внешних рынках и на этих основаниях насыщают их ем­кость, обеспечивая рыночное равновесие на здоровой экономической базе.

С помощью всесторонне взвешенного законодательства, регу­лирующего внешнеэкономическую и хозяйственную деятель­ность, валютно-финансовых, налоговых, кредитных, инвестици­онно-структурных и других рычагов в современной рыночной экономике государство имеет огромные возможности влияния на процессы ценового регулирования и контроля за движением уровней и структуры цен, за действием всего ценового механиз­ма в направлении достижения эквивалентности товарно-денеж­ного обмена и ценовых паритетов. Ныне во всех высокоразвитых странах мира цены в той или иной степени находятся под регу­лирующим влиянием не только рынка, но и государства.

Только из-за элементарной неосведомленности или созна­тельного искажения и игнорирования фактов в парламентских дискуссиях и в некоторых средствах массовой информации рас­пространяются ошибочные утверждения и даже требования не­медленно отлучить государство от макроэкономического регули­рования вообще и ценового в частности. Все эти функции якобы должен выполнять исключительно так называемый «свободный рынок», который, кстати, господствовал в давнюю эпоху зарож­дения товарно-денежных отношений, когда экономическое со­стояние человечества находилось на низкой ступени прогресса. Современный цивилизованный рынок и уровень экономическо­го развития ничего общего с уровнем того времени не имеют. И возвращаться к тому периоду было бы бессмысленно. Реформа­ция предусматривает переход к современной рыночной экономи­ке со всеми ее сложными регуляторами.

Без этого невозможно быстро преодолеть острый валютно-финансовый и общеэкономический кризис. При нормальных ус­ловиях выход из него характеризуется подъемом трудовой и ры­ночной активности, производительности труда и его оплаты, увеличением душевых доходов и емкости рынка. В стадии эконо­мического оживления и роста преимущественно эффективно проводятся и денежные реформы. Соответственно изменяется потребительский спрос, подталкивая также рост инвестицион­ной активности в развитии товарного производства, структурно­го и качественного его обновления, подъема производственной и рыночной инфраструктуры. При этом цены стабилизируются, а в сферах с наиболее быстрым обращением и обновлением начи­нают снижаться. Ценовой механизм в таком варианте выхода из кризиса выступает своего рода катализатором стабилизации всей валютно-финансовой системы, преодоления разрушитель­ных инфляционных процессов.

Однако в Украине, к сожалению, совсем другие характер и цикличность течения кризиса. В остром кризисе оказались все сферы человеческой деятельности — валютно-финансовая, про­изводственная и рыночная, социальная и духовная. В период господства командно-административной системы хозяйствова­ния государство волевым методом удерживало стабильными оп­товые и розничные цены на промышленные и сельскохозяйст­венные товары, тарифы на услуги в государственном и коопера­тивном секторах экономики. В то же время жестко контролиро­вались уровни заработной платы и других личных доходов населения. Централизованная инвестиционная и социальная по­литика строилась на сосредоточении подавляющей части фондов накопления и фондов потребления в государственном бюджете и их административном распределении под государственный план развития народного хозяйства.

Все это порождало проявления так называемой теневой эко­номики, спекулятивные тенденции с неконтролированным рос­том цен на «свободных» рынках. Однако государственные цены не выполняли стимулирующих функций. Они время от времени пересматривались, преимущественно в направлении их повыше­ния, возбуждая соответствующие инфляционные волны. Денеж­ная эмиссия выходила за пределы действительной потребности в денежной массе для обеспечения нормального (сбалансирован­ного) товарно-денежного обращения и платы за ресурсы, кото­рые централизованно распределялись. Иначе говоря, преодолеть процессы инфляции жестким административным контролем в условиях постоянных товарных дефицитов не удалось, хотя они и удерживались в пределах умеренной их фазы.

Последним годом с низкоинфляционным порогом прироста национального продукта и дохода для Украины был 1989 г. Про­цесс падения начался с 1990 г.: валовой общественный продукт сократился на 2,4% и национальный доход — на 3,6% по сравне­нию с 1989 г., а в 1991 г. соответственно на 11,3 и 11,2% по срав­нению с 1990 г.1 В последующие годы вследствие неудачной валютно-финансовой и экономической политики процесс падения ускорился. В частности, в 1992 г. валовой общественный и внут­ренний продукт сократился еще на 14%, а произведенный нацио­нальный доход на 16% к уровню 1991 г.2 В последующие годы экономическая ситуация значительно ухудшилась, а инфляция вступила в наивысшую фазу гиперинфляции и гиперстагфляции (1993-1995 гг.).

Острый экономический кризис (1992-1998 гг.) далеко не вне­запное и не однозначное явление. Начиная с зародыша, кризис­ные явления вызревали постепенно до разрушительного взрыва, который начался с момента, когда государство по существу пре­кратило должное регулирование и контроль за действием цено­вого, валютно-финансового и кредитного механизмов, с одной стороны, и процессами денежной эмиссии и денежного обраще­ния — с другой.

Процессы галопирующего роста цен быстро перешли в ста­дию неконтролируемой гиперинфляции, сопровождаясь парали­чом и разрушением экономики. Возник общий кризис платеже­способности, усилились товарный и бюджетный дефициты, де­фицит платежного баланса с одновременным падением валового национального продукта и дохода, жизненного уровня все более широкого круга социальных слоев населения. При искусственно вздутых ценах душевые доходы пенсионеров и низкооплачивае­мых слоев населения не дают им возможности покупать даже минимальнейший набор «потребительской корзины», в которой затраты на питание доходят иногда до 90%. Инфляция проявля­ется также в бурном обесценивании текущих расходов и инвес­тиций, деформации общего денежного обращения и периодичес­ких эмиссионных взрывах.

Мы не рассматриваем здесь неоклассическую теорию «пре­дельной полезности», а также «дополнительной выгоды произ­водителей и потребителей» в различных вариантах изменений производственной и рыночной ситуации. Это тема специального исследования и освещения. Для условий стран с высокоразвитой рыночной экономикой теория «предельной полезности» разра­ботана довольно фундаментально. Считается доказанным, что с ростом уровня потребления предельная полезность уменьшает­ся, т.е. каждая дополнительная единица прироста этого показате­ля приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущая, и в ко­нечном счете может быть сведена к нулю и даже отрицательной величине, когда достигается полная насыщенность высокоразви­того потребительского спроса. В связи с этим цены могут соот­ветственно снижаться, исходя из закономерности формирования доходов потребителей, движения рыночных спроса и предложе­ния, которые определяют ценовую конъюнктуру. Построение моделей оптимальных соотношений между спросом и предложе­нием дает возможность прогнозировать конъюнктурные измене­ния и искать соответствующие регулирующие механизмы дости­жения ценового равновесия.





Метка: