Ценовая политика и законы рыночной среды
Рубрика: Экономика, статьиЧтобы достоверно «поставить диагноз» больной экономике и подобрать эффективные лекарства для нее, надо понять, что кризис в большинстве случаев вызывается сложной совокупностью причин и действием факторов глобального и локального характера. Они имеют корни исторические и политические, внутренние и внешние, экономические и социальные, правовые и организационно-управленческие, технологические и экологические. Только учет этих факторов, а также изучение опыта преодоления кризисных ситуаций, накопленного в мире, помогают осуществлять необходимые структурные преобразования в экономике, проводить эффективную экономическую и социальную политику.
Ценовой механизм выполняет одну из решающих функций в воспроизводственных процессах макро- и микроэкономических уровней, в достижении эффективного структурного равновесия и сбалансированного потребительского рынка. Конъюнктура рынка, степень его товарной насыщенности и конкурентоспособности, соотношения спроса и предложения зависят, с одной стороны, от уровня платежеспособности потребителей, а с другой — от возможностей его товарного покрытия за счет собственного (внутреннего) производства и импорта, т.е. рыночной конкуренции внутренних и внешних товаропроизводителей и поставщиков. Каждый из них, будучи одновременно и производителем, и потребителем, действует в рыночной среде с двух прямо противоположных позиций и интересов. Как производитель и поставщик он стремится продавать собственную продукцию или услуги дороже, а как потребитель необходимой ему продукции — покупать ее дешевле. Противоречие это решается на рынке договоренностью между продавцом и покупателем.
Чем больше объем предложения, чем лучше и дешевле товары или услуги, тем, при условиях одинаковой платежеспособности, выше на них спрос и шире круг потребителей, а общая масса дохода производителей становится большей, невзирая на более низкие цены. Современный высокообразованный предприниматель (товаропроизводитель) стремится увеличивать свои доходы не за счет искусственного завышения цен на свою продукцию с ограниченным выпуском, а, наоборот, за счет увеличения и удешевления товарной массы, которая становится конкурентоспособной на все больших рыночных пространствах и удовлетворяет все больший круг потребителей.
Ценовая политика государственного влияния на эти процессы сводится к тому, чтобы создавать надлежащие экономические условия развития конкурентного предпринимательства, сделав невыгодным для товаропроизводителей получение сверхприбылей за счет вздувания уровня цен сверх реальной стоимости ограниченного монополистическим эгоизмом объема и ассортимента товаров или услуг. Меняющийся рыночный спрос должен удовлетворяться путем обеспечения соответствующей гибкости производства, возможностей его переориентации в борьбе за потребителей на выпуск более качественной и дешевой товарной массы. Исходя именно из этого решающего критерия оценки конкурентоспособности, каждый товаропроизводитель и продавец должен сам выбирать необходимые средства и действия относительно достижения своей цели. Одно дело, когда они идут путем использования временной рыночной конъюнктуры, бурного роста цен и темпов разрушительной инфляции, совсем другое, когда по-настоящему наращивают и обновляют производственный потенциал, изучают и прогнозируют спрос на внутреннем и внешних рынках и на этих основаниях насыщают их емкость, обеспечивая рыночное равновесие на здоровой экономической базе.
С помощью всесторонне взвешенного законодательства, регулирующего внешнеэкономическую и хозяйственную деятельность, валютно-финансовых, налоговых, кредитных, инвестиционно-структурных и других рычагов в современной рыночной экономике государство имеет огромные возможности влияния на процессы ценового регулирования и контроля за движением уровней и структуры цен, за действием всего ценового механизма в направлении достижения эквивалентности товарно-денежного обмена и ценовых паритетов. Ныне во всех высокоразвитых странах мира цены в той или иной степени находятся под регулирующим влиянием не только рынка, но и государства.
Только из-за элементарной неосведомленности или сознательного искажения и игнорирования фактов в парламентских дискуссиях и в некоторых средствах массовой информации распространяются ошибочные утверждения и даже требования немедленно отлучить государство от макроэкономического регулирования вообще и ценового в частности. Все эти функции якобы должен выполнять исключительно так называемый «свободный рынок», который, кстати, господствовал в давнюю эпоху зарождения товарно-денежных отношений, когда экономическое состояние человечества находилось на низкой ступени прогресса. Современный цивилизованный рынок и уровень экономического развития ничего общего с уровнем того времени не имеют. И возвращаться к тому периоду было бы бессмысленно. Реформация предусматривает переход к современной рыночной экономике со всеми ее сложными регуляторами.
Без этого невозможно быстро преодолеть острый валютно-финансовый и общеэкономический кризис. При нормальных условиях выход из него характеризуется подъемом трудовой и рыночной активности, производительности труда и его оплаты, увеличением душевых доходов и емкости рынка. В стадии экономического оживления и роста преимущественно эффективно проводятся и денежные реформы. Соответственно изменяется потребительский спрос, подталкивая также рост инвестиционной активности в развитии товарного производства, структурного и качественного его обновления, подъема производственной и рыночной инфраструктуры. При этом цены стабилизируются, а в сферах с наиболее быстрым обращением и обновлением начинают снижаться. Ценовой механизм в таком варианте выхода из кризиса выступает своего рода катализатором стабилизации всей валютно-финансовой системы, преодоления разрушительных инфляционных процессов.
Однако в Украине, к сожалению, совсем другие характер и цикличность течения кризиса. В остром кризисе оказались все сферы человеческой деятельности — валютно-финансовая, производственная и рыночная, социальная и духовная. В период господства командно-административной системы хозяйствования государство волевым методом удерживало стабильными оптовые и розничные цены на промышленные и сельскохозяйственные товары, тарифы на услуги в государственном и кооперативном секторах экономики. В то же время жестко контролировались уровни заработной платы и других личных доходов населения. Централизованная инвестиционная и социальная политика строилась на сосредоточении подавляющей части фондов накопления и фондов потребления в государственном бюджете и их административном распределении под государственный план развития народного хозяйства.
Все это порождало проявления так называемой теневой экономики, спекулятивные тенденции с неконтролированным ростом цен на «свободных» рынках. Однако государственные цены не выполняли стимулирующих функций. Они время от времени пересматривались, преимущественно в направлении их повышения, возбуждая соответствующие инфляционные волны. Денежная эмиссия выходила за пределы действительной потребности в денежной массе для обеспечения нормального (сбалансированного) товарно-денежного обращения и платы за ресурсы, которые централизованно распределялись. Иначе говоря, преодолеть процессы инфляции жестким административным контролем в условиях постоянных товарных дефицитов не удалось, хотя они и удерживались в пределах умеренной их фазы.
Последним годом с низкоинфляционным порогом прироста национального продукта и дохода для Украины был 1989 г. Процесс падения начался с 1990 г.: валовой общественный продукт сократился на 2,4% и национальный доход — на 3,6% по сравнению с 1989 г., а в 1991 г. соответственно на 11,3 и 11,2% по сравнению с 1990 г.1 В последующие годы вследствие неудачной валютно-финансовой и экономической политики процесс падения ускорился. В частности, в 1992 г. валовой общественный и внутренний продукт сократился еще на 14%, а произведенный национальный доход на 16% к уровню 1991 г.2 В последующие годы экономическая ситуация значительно ухудшилась, а инфляция вступила в наивысшую фазу гиперинфляции и гиперстагфляции (1993-1995 гг.).
Острый экономический кризис (1992-1998 гг.) далеко не внезапное и не однозначное явление. Начиная с зародыша, кризисные явления вызревали постепенно до разрушительного взрыва, который начался с момента, когда государство по существу прекратило должное регулирование и контроль за действием ценового, валютно-финансового и кредитного механизмов, с одной стороны, и процессами денежной эмиссии и денежного обращения — с другой.
Процессы галопирующего роста цен быстро перешли в стадию неконтролируемой гиперинфляции, сопровождаясь параличом и разрушением экономики. Возник общий кризис платежеспособности, усилились товарный и бюджетный дефициты, дефицит платежного баланса с одновременным падением валового национального продукта и дохода, жизненного уровня все более широкого круга социальных слоев населения. При искусственно вздутых ценах душевые доходы пенсионеров и низкооплачиваемых слоев населения не дают им возможности покупать даже минимальнейший набор «потребительской корзины», в которой затраты на питание доходят иногда до 90%. Инфляция проявляется также в бурном обесценивании текущих расходов и инвестиций, деформации общего денежного обращения и периодических эмиссионных взрывах.
Мы не рассматриваем здесь неоклассическую теорию «предельной полезности», а также «дополнительной выгоды производителей и потребителей» в различных вариантах изменений производственной и рыночной ситуации. Это тема специального исследования и освещения. Для условий стран с высокоразвитой рыночной экономикой теория «предельной полезности» разработана довольно фундаментально. Считается доказанным, что с ростом уровня потребления предельная полезность уменьшается, т.е. каждая дополнительная единица прироста этого показателя приносит меньшее удовлетворение, чем предыдущая, и в конечном счете может быть сведена к нулю и даже отрицательной величине, когда достигается полная насыщенность высокоразвитого потребительского спроса. В связи с этим цены могут соответственно снижаться, исходя из закономерности формирования доходов потребителей, движения рыночных спроса и предложения, которые определяют ценовую конъюнктуру. Построение моделей оптимальных соотношений между спросом и предложением дает возможность прогнозировать конъюнктурные изменения и искать соответствующие регулирующие механизмы достижения ценового равновесия.