Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Что в современную эпоху регулирует рынок и что государство

Рубрика: Экономика, статьи

Рынок, несомненно, является мощным средством стимулиро­вания развития товаропроизводства, научно-технического и эко­номического прогресса. Он представляет собой начальную и за­ключительную фазы воспроизводственного цикла, а также обес­печивает общий товарно-денежный кругооборот. Без покупки необходимых ресурсов для производства тех или других товаров или услуг никакой производственный процесс не начинается, так же как и без своевременной продажи готовой продукции с восстановлением ее стоимости в денежном выражении для по­купки новой порции ресурсов в очередной производственный цикл или перехода в другие формы капиталообразования. Без рыночной стадии вообще немыслимы воспроизводственные про­цессы. Но дело ими не ограничивается. Рынок выступает мощ­ным катализатором последовательных обновляющих процессов. Рыночная конкуренция подталкивает предпринимателей расши­рять и обновлять товарный ассортимент, создавать все более гибкие производственные системы с приспособлением их к ме­няющемуся потребительскому спросу.

Потеря платежеспособного рынка товаров и услуг любых форм их производства, если своевременно не принимать мер по воспроизводству потребительской платежеспособности, по­вышению качества и удешевлению производства, неминуемо ведет производителя к банкротству и гибели. Более знающие и умелые конкуренты выталкивают его с рынка. В этом, собствен­но, и состоит одна из важнейших регулирующих функций рынка. Вторая его функция связана со стимулированием темпов, объема и структуры воспроизводства, его интенсивности. От того, на­сколько конъюнктура потребительского рынка позволяет обес­печивать спрос на прирост товара, скорость и полноту восстанов­ления его денежной стоимости, зависит возможность расширен­ного, простого или даже суженного воспроизводства.

Если доходы от продажи товара полностью покрывают сово­купные затраты производства и обращения, уплату налогов и платежей, возвращение задолженности (если она была) и даже приносят прибыль на прирост фондов накопления и потребле­ния, товаропроизводитель имеет полную возможность за счет внутренних источников осуществлять очередной процесс вос­производства и его структурным и качественным обновлением или начинать другие направления капиталообразования. Иначе говоря, если благоприятная конъюнктура рынка обеспечивает товаропроизводителю доходы с прибылью, планомерность его экономического роста гарантируется. И чем выше прибыль, тем более результативен бизнес и больше возможностей для по­вышения темпов дальнейшего экономического развития. Это об­щеизвестно. Однако далеко не всегда известно, какими метода­ми, средствами и путями достигать такой наиболее благоприят­ной ситуации.

Именно в этом секрет — искусство высокоэффективного хо­зяйствования, знание и умение управлять и четко организовы­вать воспроизводственные процессы с последовательно совер­шенствующейся структурой, включая рыночную инфраструкту­ру. В основе успеха лежит детальное изучение при помощи со­временных методов и средств информатики и вычислительной техники маркетинга — поиск наилучших вариантов использова­ния внутренних и внешних рынков покупки по самым низким ценам нужных ресурсов и сбыта по наивысшим ценам готовых товаров с одновременной минимизацией оборотных средств. Именно так на здоровой экономической основе достигается кон­курентоспособность.

Это, понятно, ничего общего не имеет с уголовной рыночной экономикой и уголовным бизнесом, которые господствуют те­перь во многих странах с переходной экономикой. Обогатились и обогащаются здесь преимущественно те социальные прослой­ки, которые научились воровству, взяточничеству, противоправ­ному захвату и распределению между собой богатства, приобре­тенного общественным трудом предыдущих поколений, спекуля­цией национальными ресурсами, деньгами и ценными бумагами. К этим же операциям под видом свободной торговли присоеди­нилось также значительное количество иностранных фирм, ко­торые на бесценок скупают и вывозят за границу наиболее цен­ное украинское сырье. Сосредоточив в своих руках весомые фи­нансовые ресурсы, отечественные «бизнесмены» отнюдь не заин­тересованы в развитии национального товаропроизводства. Они преимущественно не знают и часто не умеют профессионально и на законных основаниях развивать крупный бизнес.

Накопленные преступным путем средства приумножаются наиболее легким краткосрочным (спекулятивным) их обращени­ем, минуя непосредственно производственную сферу, играя на искусственно вздутых депозитных ставках коммерческих банков и других сугубо бумажных операциях на рынке ценных бумаг. Соответственно нарастает и бумажный капитал из «воздуха», без прироста в обороте внутреннего рынка собственных товаров и услуг. Полученные таким своеобразным способом деньги кон­вертируются в СКВ и уплывают за границу для вкладов под до­статочно низкие (но стабильные) проценты в банки других стран. Таким образом, национальная валюта работает на эконо­мику развитых стран. Парадокс, но факт. Обедневшая Украина, находясь в острокризисном состоянии, выступает финансовым донором экономически мощных государств. В то же время она вынуждена настойчиво искать иностранных инвесторов для подъема своей экономики.

На такие достаточно странные и непредвиденные парадоксы рыночного регулирования натолкнулась экономика стран в пере­ходном периоде. Для современной эпохи характерными особен­ностями регулирующего механизма являются проявления наря­ду с рыночными совсем иных регуляторов, чем это было во вре­мена господства исключительно свободной рыночной конкурен­ции с действием «невидимой руки». В условиях бурного научно-технического прогресса, его активного влияния на вос­производственные процессы, их интенсивность и возможность точного прогнозного предвидения, быстрого реагирования на разработку, принятие и осуществление сознательных управлен­ческих решений государства с выбором наиболее эффективных вариантов «невидимый» рыночный регулятор в значительной степени потерял свою решающую роль.

Страны с высокоразвитой рыночной экономикой накопили огромный опыт формирования и функционирования новой, более сложной и эффективной системы государственного регу­лирования, используя одновременно и трансформированный рыночный механизм. Государственная экономическая политика базируется на органическом сочетании и оптимизации государ­ственных и рыночных регуляторов. При этом капиталистические страны многое позаимствовали из методов социалистического прогнозирования и планирования, выбора общегосударственных макроприоритетов, концентрации ресурсов на разрешении пер­воочередных задач, разработке на микроуровне всесторонне обо­снованных бизнес-планов.

Сейчас сложилась и активно действует достаточно жесткая система государственной политики регулирования банковско-финансовой деятельности — эмиссии и обращения денег, форми­рования и использования государственного бюджета, деятельнос­ти налоговой, кредитной и страховой систем, активного влияния на курс денег, ценных бумаг, кредитного процента, на конъюнктуру рыночных цен, движение доходности товаропроизводителей и потребителей. По существу во многих странах государство берет на себя регулирующую функцию сложных социальных процес­сов, влияния на уровень и качество жизни различных социаль­ных групп населения. Для этого используется политика регули­рования занятости и заработной платы, определения уровней пенсий, стипендий, различного рода адресной социальной помо­щи малоимущим и неимущим гражданам.

Таким образом, государственное влияние на социально-эко­номическое развитие стран с современной рыночной экономи­кой имеет решающее значение, а «невидимые» рыночные регуля­торы далекого прошлого трансформировались в качественно новый механизм сознательного современного управления — на­учного менеджмента с использованием новейших информацион­но-аналитических и вычислительных электронных систем, спо­собных предусмотреть конъюнктуру рынков, упреждать соответ­ствующие предпринимательские действия, синхронизируя хо­зяйственно-оборотные (рыночные) процессы в интересах прогрессивного (бескризисного) экономического развития. И это отнюдь не противоречит и не умаляет, а, наоборот, повышает роль рынка и рыночных отношений, влияния его регулирующих функций на прогрессивные экономические сдвиги в структуре и качестве товаропроизводства и обращения. Он был, есть и будет главным катализатором не только макро- и микроэкономическо­го развития каждой страны, но и общечеловеческого прогресса.

Государственное прогнозирование и регулирование широко используются в экономически развитых странах мира, а также в развивающихся странах. Созданы крупноразмерные модели гло­бального экономического моделирования, позволяющие прора­батывать различные сценарии прогнозов, выбирая из них наи­лучшие по критерию ускорения научно-технического и экономи­ческого прогресса при максимально эффективном использова­нии ресурсного потенциала. Это позволяет более достоверно по­смотреть в будущее с позиций реальных расчетов и экспертных оценок относительно социально-экономических сдвигов не толь­ко количественных, но и качественных, включая трансформации общественных государственных устройств, систем управления и регулирования институциональных форм хозяйствования, структурных, демографических, технологических тенденций и т.п. под влиянием новейших научных открытий и разработок, организационно-технологических достижений, общего развития человеческого интеллекта. Например, была обнародована такая долгосрочная программа развития Японии с претензией на ее выход в лидеры мирового экономического развития.

При этом никакого саморегулирующего рыночного хаоса в перспективе общечеловеческого прогресса не просматривается. Только четкая система управления и регулирования, активного государственного влияния на трансформационные процессы, структурные и качественные сдвиги обещает реальные успехи в ускорении темпов прогресса. Это уже доказано и практическим опытом экономического развития великого Китая и ряда других стран Тихоокеанского региона. Производство и рынок развива­ются в органической взаимосвязи и взаимодействии, требуя со­ответствующей синхронизации, фундаментальных научных и проектно-конструкторских разработок, инвестиций в модерни­зацию действующих и создание качественно новых высокоэф­фективных систем будущего.





Метка: