Что в современную эпоху регулирует рынок и что государство
Рубрика: Экономика, статьиРынок, несомненно, является мощным средством стимулирования развития товаропроизводства, научно-технического и экономического прогресса. Он представляет собой начальную и заключительную фазы воспроизводственного цикла, а также обеспечивает общий товарно-денежный кругооборот. Без покупки необходимых ресурсов для производства тех или других товаров или услуг никакой производственный процесс не начинается, так же как и без своевременной продажи готовой продукции с восстановлением ее стоимости в денежном выражении для покупки новой порции ресурсов в очередной производственный цикл или перехода в другие формы капиталообразования. Без рыночной стадии вообще немыслимы воспроизводственные процессы. Но дело ими не ограничивается. Рынок выступает мощным катализатором последовательных обновляющих процессов. Рыночная конкуренция подталкивает предпринимателей расширять и обновлять товарный ассортимент, создавать все более гибкие производственные системы с приспособлением их к меняющемуся потребительскому спросу.
Потеря платежеспособного рынка товаров и услуг любых форм их производства, если своевременно не принимать мер по воспроизводству потребительской платежеспособности, повышению качества и удешевлению производства, неминуемо ведет производителя к банкротству и гибели. Более знающие и умелые конкуренты выталкивают его с рынка. В этом, собственно, и состоит одна из важнейших регулирующих функций рынка. Вторая его функция связана со стимулированием темпов, объема и структуры воспроизводства, его интенсивности. От того, насколько конъюнктура потребительского рынка позволяет обеспечивать спрос на прирост товара, скорость и полноту восстановления его денежной стоимости, зависит возможность расширенного, простого или даже суженного воспроизводства.
Если доходы от продажи товара полностью покрывают совокупные затраты производства и обращения, уплату налогов и платежей, возвращение задолженности (если она была) и даже приносят прибыль на прирост фондов накопления и потребления, товаропроизводитель имеет полную возможность за счет внутренних источников осуществлять очередной процесс воспроизводства и его структурным и качественным обновлением или начинать другие направления капиталообразования. Иначе говоря, если благоприятная конъюнктура рынка обеспечивает товаропроизводителю доходы с прибылью, планомерность его экономического роста гарантируется. И чем выше прибыль, тем более результативен бизнес и больше возможностей для повышения темпов дальнейшего экономического развития. Это общеизвестно. Однако далеко не всегда известно, какими методами, средствами и путями достигать такой наиболее благоприятной ситуации.
Именно в этом секрет — искусство высокоэффективного хозяйствования, знание и умение управлять и четко организовывать воспроизводственные процессы с последовательно совершенствующейся структурой, включая рыночную инфраструктуру. В основе успеха лежит детальное изучение при помощи современных методов и средств информатики и вычислительной техники маркетинга — поиск наилучших вариантов использования внутренних и внешних рынков покупки по самым низким ценам нужных ресурсов и сбыта по наивысшим ценам готовых товаров с одновременной минимизацией оборотных средств. Именно так на здоровой экономической основе достигается конкурентоспособность.
Это, понятно, ничего общего не имеет с уголовной рыночной экономикой и уголовным бизнесом, которые господствуют теперь во многих странах с переходной экономикой. Обогатились и обогащаются здесь преимущественно те социальные прослойки, которые научились воровству, взяточничеству, противоправному захвату и распределению между собой богатства, приобретенного общественным трудом предыдущих поколений, спекуляцией национальными ресурсами, деньгами и ценными бумагами. К этим же операциям под видом свободной торговли присоединилось также значительное количество иностранных фирм, которые на бесценок скупают и вывозят за границу наиболее ценное украинское сырье. Сосредоточив в своих руках весомые финансовые ресурсы, отечественные «бизнесмены» отнюдь не заинтересованы в развитии национального товаропроизводства. Они преимущественно не знают и часто не умеют профессионально и на законных основаниях развивать крупный бизнес.
Накопленные преступным путем средства приумножаются наиболее легким краткосрочным (спекулятивным) их обращением, минуя непосредственно производственную сферу, играя на искусственно вздутых депозитных ставках коммерческих банков и других сугубо бумажных операциях на рынке ценных бумаг. Соответственно нарастает и бумажный капитал из «воздуха», без прироста в обороте внутреннего рынка собственных товаров и услуг. Полученные таким своеобразным способом деньги конвертируются в СКВ и уплывают за границу для вкладов под достаточно низкие (но стабильные) проценты в банки других стран. Таким образом, национальная валюта работает на экономику развитых стран. Парадокс, но факт. Обедневшая Украина, находясь в острокризисном состоянии, выступает финансовым донором экономически мощных государств. В то же время она вынуждена настойчиво искать иностранных инвесторов для подъема своей экономики.
На такие достаточно странные и непредвиденные парадоксы рыночного регулирования натолкнулась экономика стран в переходном периоде. Для современной эпохи характерными особенностями регулирующего механизма являются проявления наряду с рыночными совсем иных регуляторов, чем это было во времена господства исключительно свободной рыночной конкуренции с действием «невидимой руки». В условиях бурного научно-технического прогресса, его активного влияния на воспроизводственные процессы, их интенсивность и возможность точного прогнозного предвидения, быстрого реагирования на разработку, принятие и осуществление сознательных управленческих решений государства с выбором наиболее эффективных вариантов «невидимый» рыночный регулятор в значительной степени потерял свою решающую роль.
Страны с высокоразвитой рыночной экономикой накопили огромный опыт формирования и функционирования новой, более сложной и эффективной системы государственного регулирования, используя одновременно и трансформированный рыночный механизм. Государственная экономическая политика базируется на органическом сочетании и оптимизации государственных и рыночных регуляторов. При этом капиталистические страны многое позаимствовали из методов социалистического прогнозирования и планирования, выбора общегосударственных макроприоритетов, концентрации ресурсов на разрешении первоочередных задач, разработке на микроуровне всесторонне обоснованных бизнес-планов.
Сейчас сложилась и активно действует достаточно жесткая система государственной политики регулирования банковско-финансовой деятельности — эмиссии и обращения денег, формирования и использования государственного бюджета, деятельности налоговой, кредитной и страховой систем, активного влияния на курс денег, ценных бумаг, кредитного процента, на конъюнктуру рыночных цен, движение доходности товаропроизводителей и потребителей. По существу во многих странах государство берет на себя регулирующую функцию сложных социальных процессов, влияния на уровень и качество жизни различных социальных групп населения. Для этого используется политика регулирования занятости и заработной платы, определения уровней пенсий, стипендий, различного рода адресной социальной помощи малоимущим и неимущим гражданам.
Таким образом, государственное влияние на социально-экономическое развитие стран с современной рыночной экономикой имеет решающее значение, а «невидимые» рыночные регуляторы далекого прошлого трансформировались в качественно новый механизм сознательного современного управления — научного менеджмента с использованием новейших информационно-аналитических и вычислительных электронных систем, способных предусмотреть конъюнктуру рынков, упреждать соответствующие предпринимательские действия, синхронизируя хозяйственно-оборотные (рыночные) процессы в интересах прогрессивного (бескризисного) экономического развития. И это отнюдь не противоречит и не умаляет, а, наоборот, повышает роль рынка и рыночных отношений, влияния его регулирующих функций на прогрессивные экономические сдвиги в структуре и качестве товаропроизводства и обращения. Он был, есть и будет главным катализатором не только макро- и микроэкономического развития каждой страны, но и общечеловеческого прогресса.
Государственное прогнозирование и регулирование широко используются в экономически развитых странах мира, а также в развивающихся странах. Созданы крупноразмерные модели глобального экономического моделирования, позволяющие прорабатывать различные сценарии прогнозов, выбирая из них наилучшие по критерию ускорения научно-технического и экономического прогресса при максимально эффективном использовании ресурсного потенциала. Это позволяет более достоверно посмотреть в будущее с позиций реальных расчетов и экспертных оценок относительно социально-экономических сдвигов не только количественных, но и качественных, включая трансформации общественных государственных устройств, систем управления и регулирования институциональных форм хозяйствования, структурных, демографических, технологических тенденций и т.п. под влиянием новейших научных открытий и разработок, организационно-технологических достижений, общего развития человеческого интеллекта. Например, была обнародована такая долгосрочная программа развития Японии с претензией на ее выход в лидеры мирового экономического развития.
При этом никакого саморегулирующего рыночного хаоса в перспективе общечеловеческого прогресса не просматривается. Только четкая система управления и регулирования, активного государственного влияния на трансформационные процессы, структурные и качественные сдвиги обещает реальные успехи в ускорении темпов прогресса. Это уже доказано и практическим опытом экономического развития великого Китая и ряда других стран Тихоокеанского региона. Производство и рынок развиваются в органической взаимосвязи и взаимодействии, требуя соответствующей синхронизации, фундаментальных научных и проектно-конструкторских разработок, инвестиций в модернизацию действующих и создание качественно новых высокоэффективных систем будущего.