Банковское дело

Банковское дело

о банках, о кредитах, о процентах, о деньгах и финансах

Банковское дело

Экономическое содержание модели переходного периода

Рубрика: Экономика, статьи

Преодоление кризисных явлений быстро происходит в анти­инфляционно-созидательной модели переходного периода. Вы­полняя рыночные функции, она исключает экономический хаос и авантюристический развал действующих хозяйственных структур без создания более эффективных новых. Под влиянием рыночной конкуренции устарелые производства или постепенно модернизируются, или вместо них возникнут новые, более про­изводительные и конкурентоспособные, которые не только ком­пенсируют потери товарного продукта и дохода, но и обеспечат прирост дополнительного эффекта. Собственно так и преодоле­вается кризис дефицитности с одновременным наращиванием товаропроизводства, ВВП и НД.

Это главные оценочные критерии результативности рыноч­ных реформ. Игнорируя их, почти аналогично в свое время раз­воровывались и громились «капиталистические» хозяйственные структуры, помещичьи и кулацкие хозяйства.

К сожалению, грустные уроки истории не идут нам на пользу. Оценивать результативность рыночных реформ по количеству и удельному весу внешне якобы реформированных, а по существу работающих значительно хуже или же вовсе не работающих объ­ектов (независимо от того, каково их назначение — производст­венное, социальное, рыночное или иное) просто бессмысленно.

Дезорганизация производства, национальной денежной, ва­лютно-финансовой и кредитной системы, отсутствие жесткого менеджмента неминуемо ведут к экономическому упадку. Изу­чение современного мирового опыта однозначно свидетельству­ет, что ни одна экономически развитая страна мира конца XX — начала XXI в. не имеет модели стихийной рыночной экономики и даже так называемого «свободного рынка». И это закономер­ное и прогрессивное явление. Система рыночных отношений на­ходится под непосредственным влиянием государственной эко­номической политики и механизма чувствительных регуляторов действия макро- и микроэкономических структур в условиях бурного развития рынков.

Более того, высокоразвитая их система функционирует в пра­вовом поле и под контролем государственных и надгосударственных (международных) структур, регулируется и контролиру­ется не только система валютно-финансового и кредитного обра­щения, курсовая и процентная, налоговая, страховая и эмиссион­ная политика, но и ценовая политика, политика товарных квоти­рований объемов рыночных предложений, особенно высокоде­фицитных ресурсов. И это отнюдь не противоречит, а, напротив, содействует свободному развитию конкурентоспособного това­ропроизводства. Фермерские цены, например, непосредственно устанавливаются государственными органами власти для всех стран ЕС с огромными объемами на это бюджетных дотаций. Процесс государственного регулирования фермерских цен про­исходит в США и Японии. Действуют четкое антимонопольное законодательство, жесткие конъюнктурные ограничения, запре­ты на либерализацию рынков некоторых товаров, создаются зам­кнутые региональные рынки и т. п.

Никаких иллюзий по этому поводу у наших политиков и в государственном руководстве не должно быть. Как это ни пара­доксально, но факт, что вместе с правовым актом огромного ис­торического значения — получением Украиной государственной независимости она оказалась в ситуации собственного экономи­ческого безвластия. Результат — объем ВВП сократился в 2,3 раза, промышленной продукции более чем вдвое, а сельскохозяйст­венной на треть. Номинальные доходы населения за счет колос­сальной эмиссии денег с началом «либерализации», без какой бы то ни было связи с движением ВВП и НД возросли в 4,9 тыс. раз, реальные же по сравнению с базовым (1991 г.) уровнем значи­тельно упали.

Сформированная под активным влиянием извне политика «гиперинфляционного шока» имела своей целью, с одной сторо­ны, подстегнуть экономический спад, а с другой — немедленно обогатить господствующее меньшинство как крепкую опору но­вого строя и порядка. И эти цели были довольно быстро и ус­пешно достигнуты. Они создали также новую сферу кримино­генной, теневой экономики, которую справедливо Президент страны Л.Д. Кучма назвал «пятой властью». Эта политика ни на шаг не приблизила нас к современной рыночной экономике раз­витых стран, а, наоборот, как уже отмечалось, существенно отда­лила от нее.

Президентской ветви власти пришлось начинать разработку и осуществление социально-экономической стратегии рыночных преобразований со слишком трудного старта. Неслучайно на одно из первых мест Л.Д. Кучмой была выдвинута проблема власти, ибо, не преодолев экономического безвластия, достичь позитивных сдвигов невозможно. И это не противоречит демо­кратическому укладу общества и государства. Анархия никогда не была и не будет качественным признаком оценки демократи­ческого общественного устройства. Поэтому усилия Президента ввести рыночные реформы в управляемое и созидательное русло является шагом очень важным, а в условиях разгула преступнос­ти и мужественным.

Относительно путей и методов рыночных преобразований, которыми государство шло, в частности в 1991-1994 гг., у меня нет сомнения, что именно они завели в тупик и создали опасные условия для будущего Украины. С точки зрения фундаменталь­ной экономической теории идеальная модель прогрессивного на­учно-технического, социально-экономического и духовного раз­вития является моделью последовательного и планомерного вос­хождения от низших к высшим горизонтам прогресса, исключая вообще переходные периоды с преобладанием разрушений, от­брасывающих страны и их народы назад, неминуемо требуя до­полнительного времени и инвестиций на восстановление утра­ченного. Нужно стремиться к тому, чтобы Украина как можно быстрее пережила этот переходный период как последний, с вы­ходом в будущем на стабильное экономическое развитие с после­довательным обновлением и наращиванием своего производст­венно-рыночного потенциала и реального эффекта.

Благодаря осуществлению более активной стабилизационной политики государственной власти и сокращению глубины ко­нечного падения (с исходной до нулевой отметки) в течение 1995-1998 гг. темпы спада замедлились. Есть даже ряд позитив­ных признаков стабилизации. Однако желаемые результаты еще не достигнуты. Негативные тенденции предыдущего экономи­ческого курса раскрутили маховик разрушения настолько, что остановить его инерцию оказалось делом весьма трудным.

Государственная политика эффективных реформ должна опираться на высокий профессионализм интеллектуального по­тенциала нации, обеспечение современного уровня управления и организации производства с использованием новейших техноло­гий, открытием новых рабочих мест, знанием рыночной конъ­юнктуры, действий банковско-финансовой и страховой систем, взаимовыгодных отношений отечественных и иностранных партнеров, широкого развития внешнеэкономических торговых взаимосвязей.

Десятилетний опыт рыночной трансфомации на Украине (1991-2000 гг.) свидетельствует, что рассчитывать на большой приток иностранных инвестиций в страну нереально. Для мас­штабов Украины зарубежные кредиты в инвестиции были ми­зерными. Более того, судя по экспертным оценкам, ежегодный приток иностранной валюты в страну был примерно втрое мень­шим, чем ее отток. Государство соответственно беднело по этому оценочному критерию. К тому же значительная часть кредитных траншей не доходила до реального инвестирования в конкрет­ные проекты. Можно привести такой пример: правительство ФРГ начиная с 1992 г. для интеграции бывшей ГДР, которая примерно втрое меньше Украины, в западную рыночную эконо­мику ежегодно вкладывало 150 млрд немецких марок. Кроме того, в 1995 г. Восточная Германия получила еще от ЕС 7 млрд долл. (до 1996 г. общая сумма этих огромных финансовых инъекций достигла 840 млрд марок. И эта программа была рассчитана на многие годы. Огромные суммы финансовой помощи от западных стран получили Польша и Венгрия.

По нашим подсчетам, для быстрой переструктуризации экономики Украины необходимо инвестировать ежегодно около 100 млрд долл., которых никто нам выделять не собирается. Суммы кредитов даже в 2-3 млрд долл. почти не ощутимы. Учи­тывая высокие суммы ежегодной утечки украинских капиталов за рубеж, Украина, как это ни парадоксально, выступает пока что инвестиционным донором экономически развитых стран. В переходной же модели на рыночные отношения приходится рас­считывать в основном на внутренние накопления.

Сейчас государству предстоит четко определиться, к какому же типу рыночной экономики мы стремимся. Как уже отмеча­лось, именно понятие «рыночная экономика» весьма расплывча­то и не отражает качественных особенностей того или иного спо­соба социально-экономического и государственного строя. Од­нако без рынка, без сбыта готового товара, возобновления его стоимости (совокупных затрат и прибыли), покупки нужных производственных ресурсов не могут вообще происходить не­прерывные воспроизводственные циклы, общий экономический оборот и развитие. Поэтому безальтернативность рыночных от­ношений с этой точки зрения очевидна.

Торговля свойственна любому обществу. Даже деформиро­ванная система социализма не могла существовать без рынка, невзирая на попытки его искусственного свертывания силой ад­министративной власти. Можно также вспомнить и историю рынков работорговли или купли-продажи крепостных крестьян в Украине, где были и свои мошенники типа Чичикова, торговав­шие мертвыми душами.

Ученые уже давно пришли к однозначному выводу, что ры­ночная реформация в Украине после преодоления кризиса долж­на опираться на модель высокоразвитой, социально ориентиро­ванной экономики, эффективно функционирующей под регули­рующим влиянием государства и стимулирующим действием рыночной конъюнктуры. Все составляющие этой модели в наших условиях, без большого влияния иностранного капитала требуют особенно высокой степени четкости макро- и микроэко­номического управления, экономического регулирования и кон­троля со стороны государства, высокой культуры, организации и дисциплины в каждой сфере созидательной деятельности неза­висимо от форм собственности и хозяйствования в едином пра­вовом поле.

Модели «рыночной экономики» в современном мире доста­точно разнообразны. Они не ограничиваются тем «прокрусто­вым ложем», в которое стремятся искусственно уложить все постсоциалистические страны. Скажем, во французской модели очень большую роль в управлении экономикой, включая произ­водство и перераспределение ВНП, играет государство. В швед­ской, наоборот, минимально влияние государства в сфере произ­водства, но огромно — в сфере перераспределения доходов, имеющего по-настоящему социалистический характер.

Япония отличается многовековыми традициями совместной групповой деятельности с высокой степенью организации и дис­циплины в каждом коллективе. При относительно незначитель­ном централизованном перераспределении и финансировании это государство довольно жестко и четко управляет всем слож­ным экономическим организмом. Американская модель, хотя внешне и наиболее либерализована, имеет могущественное госу­дарственное влияние не только на внутреннюю, но и на всю ми­ровую экономику при помощи валютно-финансовых и банковско-кредитных регуляторов.

Вполне закономерно, что и Украина может и должна вырабо­тать свою специфическую модель послекризисного экономичес­кого развития. Переходный процесс из стадии упадка и стагна­ции должен перерасти в стадию ускорения темпов роста и разви­тия на здоровой экономической основе необходимо добиться увеличения доходов и накоплений в инвестиции, формирования принципиально новой рыночной модели. Ее содержание охваты­вает:

• во-первых, четкую систему макроэкономического и хозяйст­венного управления, экономического, валютно-финансового и кредитного регулирования в жестких правовых границах при свободной рыночной конъюнктуре;

• во-вторых, опору на научно-технический прогресс и интел­лектуальный потенциал государства;

• в-третьих, взаимовыгодную и паритетную взаимосвязь в системе мирового содружества с определением собственной ниши в конкурентной борьбе на международных рынках;

• в-четвертых, социальную ориентацию экономического раз­вития на обеспечение достойной жизни человека и общества, нормального процесса демовоспроизводства;

• в-пятых, структурную и качественную сбалансированность рыночного спроса и предложения в широком понимании функ­ционирования всех видов развитых рынков.

Важной составляющей является разгосударствление и прива­тизация собственности, формирование настоящего хозяина и более эффективного уровня хозяйствования. Хотя эти процессы значительно ускорены, однако разгосударствляемые объекты, часто уже имея преимущество в объеме и доле стоимости произ­водственных фондов, ощутимо уступают неприватизированным по показателям объема выпуска товарной продукции и конечных результатов, что не содействует преодолению кризиса. Поэтому ошибочно фетишизировать действие этого фактора как панацею

[ от всех экономических болезней. Одним правовым актом, безус­ловно, можно превратить всех людей в «бумажных» владельцев (собственников), но никакого дополнительного эффекта от этого не будет. Об этом свидетельствует, в частности, теперь уже многолетний опыт поверхностных трансформаций в большинстве постсоциалистических стран. Формирование более эффектив­ных хозяйственных систем — процесс постепенный, органически связанный с соответствующим наращиванием реального капитала и инвестиций в структурное и качественное обновление при­ватизированных объектов.

Экономическая наука, будучи одной из древнейших, дает че­ловечеству фундаментальные знания экономического прогресса. Именно они становятся научной базой эффективной государст­венной политики. Украинские ученые еще до начала рыночных реформ разработали и предложили антиинфляционно-созида­тельную модель перехода к рыночной экономике, соответствую­щую концепции стратегии экономического развития с объектив­ной оценкой и прогнозом изменений платежного баланса, с осу­ществлением взвешенной денежной реформы и увязкой струк­турной переориентации с реальными инвестиционными возможностями.

Однако Верховному Совету и Правительству Украины того времени была более по нраву заграничная модель «рыночного шока», исключившая вмешательство в рыночный хаос государст­ва. Это открыло неограниченные возможности для так называе­мой «прихватизации» имущества, хищений и спекуляции товар­ными ресурсами. Ученые довольно точно прогнозировали и те последствия, которые мы имели.

На вооружение экономической политики эпохи бурного про­гресса неразумно принимать как выдающиеся для своего време­ни классические теории двухсотлетней и даже полувековой дав­ности, так и — под видом новейших — примитивные концепции неомонетаристов, направленные на взрывной экономический развал. Имея огромные традиции фундаментальных исследова­ний и весомый вклад в мировую экономическую мысль, наши ученые способны создать собственный теоретический фунда­мент для современной национальной экономической политики.

В связи с этим, говоря о моделях переходного и послекризисного развития украинской экономики, нельзя обойти весьма бо­лезненной проблемы подведения научной базы под банковско-финансовую систему, чтобы перевести ее в цивилизованное русло надежного функционирования. Всем известно, что на се­годня стабильное финансовое и кредитное обеспечение эффек­тивных рыночных реформ отсутствует. Не урегулированы про­цессы кругооборота денег и ценных бумаг, их эмиссии и выпуска в обращение, выполнения ими решающих стимулирующих и воспроизводственных функций.

Поворот экономической политики государства к ускорению эффективных рыночных реформ несовместим как с прошлой банковской и финансовой политикой беспрецедентного наращи­вания в обращении денежной массы с соответствующим ее обес­цениванием, подстегиванием инфляционно-ценовых взрывов, так и с искусственным сжатием массы денег в обращении, их острым дефицитом, созданием всеохватывающего кризиса пла­тежей.

Ограничение доступа товаропроизводителей к кредитным ре­сурсам вообще парализует товаропроизводство. Чтобы повер­нуть финансовый капитал лицом к активизации промышленного предпринимательства, Президенту Украины пришлось издать специальный Указ о создании финансово-промышленных групп. И это очень важно. Однако дело движется медленно. Промыш­ленность же продолжает оставаться в состоянии своего рода рыночно-финансовой изоляции и налогового давления. Кабинет министров, поменяв название на «промышленно-финансовые группы», по существу пока что не активизировал их практичес­кое формирование и эффективное функционирование.

Анализ помесячного промышленного производства сотни ос­новных видов промышленной продукции свидетельствует, что по подавляющему большинству из них не наблюдается стабиль­ного наращивания выпуска, снижения себестоимости и оптовых цен. Наоборот, при общей аритмии производства не прекращает­ся тенденция к спаду с достаточно стабильным ростом себестои­мости и оптовых цен. Даже уже после денежной реформы (1996 г.) и стабилизации инфляционных процессов уровень себестоимос­ти и оптовых цен промышленной продукции продолжает расти, делая ее неконкурентоспособной.

Достаточно ощутимо сдерживают развитие аграрной сферы нарастающий диспаритет промышленных и сельскохозяйствен­ных цен, а также очевидные просчеты в кредитном обосновании и ограничении объемов кредитов и материальных ресурсов. И это, безусловно, блокирует проведение эффективных аграрных реформ. Поэтому соответствующие их коррекции крайне нужны. Государство вынуждено заботиться о недопущении массового вытеснения отечественных товаропроизводителей с собственных рынков, когда имеет место далеко не свободная рыночная конку­ренция, а элементарное взяточничество, коррупция и искусст­венное замораживание доходности сельских товаропроизводите­лей, которая к 2000 г. сведена к нулю при убыточности подавля­ющего большинства хозяйств.

Растущие цены и неплатежи, низкая платежеспособность сельских юридических и физических лиц лишают предпринима­телей заказов. Их отсутствие и невозможность сбыта парализуют производство. Активизация предпринимательской деятельнос­ти, как свидетельствует опыт некоторых предприятий, уже вы­шедших из кризисного состояния, упирается в емкость рынка. Нужно разорвать круг неплатежей и ценового беспредела.

Вместе с тем государство не может выпускать из поля зрения проблемы социальной жизни общества, и прежде всего крестьян: уровень душевой и семейной доходности различных социальных слоев населения, увеличение прямой и скрытой безработицы, не­гативных демографических тенденций. Улучшение демографи­ческих перспектив Украины нуждается в четкой концепции го­сударственной демографической политики, более пристальном внимании к проблемам воспроизводства населения, осознании их значения для общей стабилизации. Это требует создания со­ответствующей научной и экономической базы. Отмеченные проблемы активно разрабатываются учеными Национальной академии наук Украины. Их результаты вносятся на рассмотре­ние Правительства. Однако практическое решение острых соци­ально-демографических проблем наталкивается на слабую эко­номическую базу, чиновничий произвол и правовой беспредел, вызванный коррупцией, рэкетом, воровством, мошенничеством и прочими противоправными действиями незаконных формиро­ваний, «насевших» на беззащитное трудовое крестьянство. Это требует создания соответствующей научной и экономической базы. Отмеченные проблемы активно разрабатываются учеными Национальной академии наук Украины. Их результаты вносятся на рассмотрение Правительства. Однако практическое решение острых социально-демографических проблем наталкивается на слабую экономическую базу, чиновничий произвол и правовой беспредел, вызванный коррупцией, рэкетом, воровством, мошен­ничеством и прочими противоправными действиями незакон­ных формирований, «насевших» на беззащитное трудовое крес­тьянство.





Метка: