Выбор базовых продуктов для Рациональной линии
Рубрика: ПроизводствоОдно из первых решений, которое нужно принять на начальной стадии внедрения Рационального производства, — выбор товаров на уровне наименований готовой продукции, являющихся отдельными единицами хранения (Stock—Keeping Unit, SKCJ), которые будут производиться на Рациональной линии. Определение изделий-родителей (базовых продуктов) является критически важным, поскольку команде по внедрению необходимо знать, какие производственные процессы и материалы требуются для выпуска этих продуктов.
Обычно производители предлагают потребителям множество вариантов своей продукции. Их комбинации в итоге дают возрастание предложений товаров, каждый вид которых обладает своим особенным числом конечных изделий. Самый первый обзор всех предложений продукции мог бы выявить сотни или даже тысячи доступных продуктов. Производители часто заявляют, что возможность сложного конфигурирования товаров является тем, что делает их уникальными, отличными от конкурентов. Каким образом производитель (при выборе продукции для Рациональной линии на основе правила о 25 ее видах), выпускающий сотни или тысячи уникальных видов продукции, определяет масштаб своего проекта на таком уровне, чтобы сохранить его управляемость?
Ответ — нет нужды включать все виды продукции и их варианты в конечный проект Рациональной линии. На основе общего списка составляется краткий управляемый перечень базовых товаров, которые должны подвергаться тщательному анализу и представлять весь спектр выпускаемой продукции.
На рисунке 3.1 представлена кодированная числовая конфигурация базового продукта при производстве торговых автоматов по продаже прохладительных напитков. Рассмотрение этой конфигурации, обладающей скрытым объемом доступных опций, позволяет заключить, что число таких вариаций может быть бесконечным. Похоже, что компания за многие годы продала большое количество разновидностей этого изделия.
Однако даже из этого потенциально длинного списка продукции можно выделить репрезентативную группу. При проектировании Рациональной линии для сжатия этого списка в более короткий, который будет представлять всю гамму товаров, используются два важных метода.
Выполнение анализа Парето базируется на продаже этой продукции в течение многих лет. Вильфредо Парето, итальянский экономист, обнаружил, что небольшая доля совокупности (от 15 до 20%) обладает большей долей активности (от 80 до 85 %). Эта закономерность известна также как правило 80/20.
Его использование при выборе видов изделий для разработки Рациональной производственной линии часто открывает глаза руководителю предприятия на распределение его продукции. Сортировка выполняется с применением программы табличных вычислений посредством выбора команды «сортировка согласно убыванию сорта» в категории многолетних объемов продаж. Необходимо суммировать базовые продукты до тех пор, пока не будет достигнута величина 80% общего объема. На основании правила Парето можно утверждать, что 80% объема продаж приходится только на 20 % наименований всего количества хранимого товара. Поэтому, соответственно, остальные 80% наименований этого объема представляют только 20% общего объема продаж (рис. 3.2).
В соответствии с методологией Рационального производства каждый продукт является не более чем комбинацией трудозатрат и комплектующих изделий. Принимая это во внимание, для каждого продукта, избранного для производства на Рациональной линии, необходимо фиксировать все трудозатраты по его изготовлению. Важно, чтобы окончательный список выбранной продукции, представляющей весь спектр изделий производителя, включал в себя все производственные процессы. Составленный список должен быть последовательно рассмотрен с целью подтверждения, что продукты, определенные по правилу Парето,
включают все технологические процессы. Исключение следует сделать для мелкосерийной продукции, во время производства которой особые технологические процессы используются только изредка. В таком случае к совокупности кодов компонентов проекта Рациональной линии должны быть добавлены компоненты базовых продуктов, использующие эти процессы. Чрезвычайно важным является то, чтобы все технологические процессы были представлены в совокупности базовых продуктов.
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Процент наименований производимых конечных продуктов
Рисунок 3.2. Уровень продаж, удовлетворяющих имеющийся спрос, относительно хранимого набора продукции
На этапе выбора продукции для ее включения в совокупность изделий для Рациональной линии не следует принимать на рассмотрение производственные материалы. Внимание следует уделять только определению процессов. Целью выбора компонентов базовых продуктов для разработки линии является уточнение, определены ли все точки, в которых применяется труд. Позднее канбан-система материалов определит компоненты продукта.
Первые последовательности цифр в кодированной числовой конфигурации исходного продукта отражают информацию о производственных процессах, замыкающие последовательности — различия в компонентах. Применение этой простой условности поможет принятию исходной совокупности продуктов для проектирования линии. Рассматривая числовую конфигурацию (код) автомата по продаже прохладительных напитков в качестве примера (а также рис. 3.3), можно отметить, что:
► тип механизма 01С обозначает, что перед нами торговый автомат по продаже напитков в жестяных банках. Заказчик может выбрать автомат по продаже напитков в бутылках с обозначением 02С. Эти два варианта показывают, какие именно процессы необходимы для производства любого из типов автомата — как бутылочного, так и баночного;
►то же самое можно сказать и об обозначении модели 246. Все технологические процессы, необходимые для ее производства, одинаковы — как для бутылочного, так и для баночного вариантов;
►возможно, уровень модификации покажет другие процессы, подлежащие включению или удалению из списка.
В случае с вашей конфигурированной продукцией коды компонентов базовых товаров могут быть легко обозначены последовательностью цифр, определяющих только технологические процессы (то есть 01С-246В, 02С-246В и т. д.).
Баланс конфигурации кодов компонентов базовых продуктов начинает определять вариантность составляющих. Производство различных вариантов продукта требует рабочей силы для изготовления комплектующих. Места, где они производятся, называются фидерными процессами*. Данные процессы представляют собой места производства различных вариантов продукции и связаны с основной сборочной линией. Таким образом, фактическим источником вариантности изделий являются компоненты, потребляемые в фидерных процессах, а рабочая сила обладает универсальностью квалификации.
Для производства необходимого варианта продукта нужно сделать определенный выбор в отношении компонентов, что означает множество различных опций. В таком случае каждому автомату по продаже напитков необходима упаковка какого-либо вида, однако выбранный тип упаковки может состоять из широкого многообразия компонентов. Комплектующие взаимозаменяемы, обладают вариантностью своего применения, но работа по их монтажу остается одинаковой. При выборе взаимозаменяемых деталей расширяется возможность модификации модели. Даже если коды моделей отличаются, коды реальных технологических процессов, применяемых при их изготовлении, остаются относительно постоянными. На рисунке 3.4 показано, что:
► обозначение «вид отделки» отображает цвет покраски:
АС— красный, ВС— синий, AW— белый и т.д. Может меняться код компонента для покраски, но не сам процесс. В данном случае все автоматы должны быть покрашены. Время, необходимое на покраску автомата в красный цвет или в белый, одно и то же;
— дальнейшие цифровые последовательности могут также отражать возрастающую вариантность продукта. Каждый торговый автомат нуждается в установке панели управления. Заказчик может выбрать автомат с шести- или восьмикнопочной панелью. Шифры компонентов должны изменяться для отражения выбора заказчика. Для удовлетворения клиента необходимо производить два различных варианта панелей управления. Однако трудовые затраты на установку как шести-, так и восьмикнопочной панели одинаковы. Этот процесс называется «монтаж панели управления». С точки зрения производственного процесса разница между шести- и восьмикнопочным компонента ми невелика;
► когда вариантность продукта требует дополнительных рабочих и производственных ресурсов или необходимо отдельное физическое пространство (например, для изготовления варианта изделия нужен отдельный процесс предварительной сборки), код исходного продукта показывает, что вариант товара следует включить в совокупность компонентов с целью определения дополнительных процессов по его изготовлению. На данном этапе не требуется рассмотрения отдельных компонентов, используемых для производства отдельных моделей.
Если общее число кодов компонентов базовых продуктов небольшое, не требуется сокращать список базовых продуктов согласно правилу 80/20 (см. выше). В некоторых случаях объединение кодов компонентов базовых продуктов — очевидный процесс, и поэтому можно не использовать правило Парето. Однако применение этих двух методов поможет производителям с длинным списком конечных продуктов составить сжатый перечень кодов компонентов базовых продуктов, которые могут быть использованы для создания Рациональной производственной линии. Сжатый список выполняет две задачи:
►правильно отображает все процессы, участвующие в производстве всех продуктов, необходимых для выполнения потенциального заказа. При определении процессов выявляются все точки применения рабочей силы для выпуска изделий;
►ограничивает проект по осуществлению Рационального производства масштабами, в которых проект остается управляемым в достаточной степени для получения существенной прибыли от вложения в него ресурсов.