Практический менеджмент системы канбан
Рубрика: ПроизводствоДвухбункерная канбан-система управления материальными запасами — это прикладная система, требующая ответственного участия специалистов-профессионалов по операциям с материалами в разработке и обслуживании системы для обеспечения ее максимально эффективного функционирования. После разработки и внедрения проекта повседневное обслуживание системы канбан ограничивается изменениями номенклатуры и объема, интеграцией в систему инженерных разработок и физическим обслуживанием ярлыков, контейнеров и стеллажей для хранения. Этот необходимый сервис призван обеспечивать целостность системы.
Требования системы канбан к обслуживающему ее персоналу существенно отличаются от требований компьютерной системы планирования. Обслуживание компьютерной системы сосредоточено на контрольном экземпляре спецификации компонентов продукта и ВОМ. При его обновлении процесс взрыва планирования генерирует необходимую потребность в материалах и определяет длительность отдельных циклов при производстве продукта. Система канбан не полагается на результаты процесса планирования. При ее использовании человек должен вычислять идеальное количество для цепочки вытягивания, наполнять и маркировать контейнеры и подавать материал.
Кроме того, система канбан предусматривает назначение ответственных за обеспечение соответствия номеров компонентов текущему сочетанию номенклатуры и объема, а также за физическую работу по доставке деталей, контейнеров, ярлыков и размещению контейнеров в предназначенных для них местах. Для сегодняшнего поколения складского персонала, привыкшего предоставлять работу по материальному обеспечению системе проектирования и планирования, внезапное требование взять на себя практические обязанности по физической доставке и целостности производственных материалов придает новый смысл термину «управление материалами».
Практическое управление материалами в системе канбан особенно очевидно при первоначальном внедрении системы. Даже при рационализации выбора компонентов согласно правилу 80/20 в соответствии с предполагаемым объемом продаж в результате может получиться значительное количество отдельных компонентов. Для них всех необходимо принять ряд индивидуальных канбан-решений. Если окончательная совокупность компонентов канбан равняется 1000, это значит, что необходимо принять, по меньшей мере, 1000 индивидуальных решений.
Первое необходимое решение — включать ли компонент в систему канбан. Если нет, то какая альтернатива будет предложена для подачи этого компонента в точку потребления? Что будет служить сигналом к пополнению? Компоненты, намеренно не включаемые в систему канбан, называются компонентами однократного использования.
Обычный способ управления компонентами однократного использования — назначить им отдельный плановый код в контрольном экземпляре спецификации компонентов продукта и планировать операции с ними в обычном порядке, используя систему планирования. Когда система планирования выдает сообщение к действию, ответственный плановик закупает компонент в обычном порядке и уведомляет приемку. Это можно делать при помощи отдельного однократного канбан-сигнала или карточки. После потребления компонента на Рациональной линии карточка возвращается в распоряжение покупателя, который может использовать ее повторно, если соответствующий компонент потребуется в будущем, или уничтожить ее.
Следующее решение основывается на желаемом размере инвестиций в материальные запасы. На базе цены за единицу компонента необходимо задать для него наиболее уместную цепочку вытягивания, определяющую желаемое число дней, на которое должно хватать запасов. Если цена за единицу компонента низкая, можно задавать цепочку вытягивания с большим числом дней запасов. И наоборот, если цена за единицу компонента высокая, то можно задать цепочку вытягивания с меньшим числом дней запасов. При определении цепочек вытягивания для компонентов на основе желаемой величины вложений в запасы следует помнить, что чем меньшим будет число дней запасов, тем большим будет объем необходимых погрузочно-разгрузоч-ных работ.
Еще один важный фактор — размер компонента. Возможно ли поместить вычисленное количество канбан в контейнер? Если да, какого размера он должен быть? Большинство поставщиков предлагают контейнеры разных размеров и цветов из разных материалов. Если компоненты не вмещаются в контейнер, как они будут подаваться в точку потребления? Если размер и количество компонентов слишком велики для того, чтобы их можно было поместить в контейнер на рабочем месте, можно ли поставить контейнер на пол или на поддон на полу? Если контейнер будет стоять на полу, что будет служить сигналом к пополнению? Все компоненты, включенные в систему канбан, должны иметься в точке потребления в установленных количествах.
Каждое из этих решений необходимо принять для всех компонентов в системе канбан. Это требует практического подхода к управлению материалами. При использовании системы канбан функции принятия подобных решений необходимо четко делегировать в виде конкретной административной функции. Существуют способы уменьшить общее число решений, которые требуется принять. Обычно для этого используются группирование компонентов по категориям и выбор стратегии на основе предопределяемых критериев категории. К обычным категориям, используемым для принятия решений в системе канбан, относятся ЛВС-анализ, товарное кодирование и плановое кодирование.
Необходимость принятия индивидуальных решений по каждому компоненту, выбранному для участия в системе канбан, вводит совершенно новую парадигму управления производственными материалами.