Другие виды банковских операций, т.е. «прочие»
Рубрика: Прочие операции банковВ силу специфики банковской деятельности банки вовлечены в процесс осуществления платежей по поручению клиентов. Эти операции относятся к числу основных и приносят небольшой, но постоянный доход.
В условиях инфляции и экономической нестабильности клиенты заинтересованы в инвестировании свободных средств даже на сравнительно небольшой период времени, например, в операции «овернайт» или на время уик-эндов. Так возникли услуги по управлению наличностью, которые предоставляют большинство зарубежных банков своим клиентам. К этим операциям относятся следующие: распределение средств, поступающих от должников клиента, среди служащих, поставщиков, налоговых служб и акционеров таким образом, чтобы максимально использовать преимущества временного разрыва, избегая при этом штрафов за просрочку платежа; инвестирование любых временно возникающих избытков денежных средств во вклады, приносящие проценты или другие краткосрочные доходные операции; ведение учетной документации по всем денежным сделкам и управление взаимоотношениями клиента с другими банками; прогнозирование будущих потоков денежных средств и др.
Многие банки на Западе осуществляют определенную страховую политику в интересах своих клиентов. Этот вид страхования известен под названием страхование кредита. Во многих странах страховая и банковская деятельность разграничены, однако многие банки стремятся заниматься страховым бизнесом.
Например, в 1982 г. в США был принят закон о депозитных учреждениях, позволивший банковским учреждениям осуществлять страховые операции в отдаленных местностях, где населению недоступны услуги страховых компаний. Тем не менее напрямую закон запрещает банкам заниматься страхованием жизни, имущества.
Однако от включения банков в страховой бизнес существенно возрастают их выгоды. При расширении сферы деятельности банков за счет посредничества в операциях по страховым полисам могут ощутимо возрастать их доходы, а степень риска не увеличиваться. Исследования, проведенные западными специалистами, свидетельствуют о том, что банки и страховые компании могут быть хорошими союзниками. Страховые компании досконально изучили страховые операции и связанный с ними риск, банки же обладают широкой разветвленной сетью филиалов и могут стать удобной географической базой для продажи страховых полисов населению, хорошей репутацией.
Рассмотрим схему взаимодействия страховой компании и коммерческого банка (рис. 18.1).
Рис. 18.1. Схема взаимодействия страховой компании и коммерческого банка
Сотрудничество банка со страховой компанией имеет по крайней мере две выгоды. Во-первых, банк получает дополнительные кредитные ресурсы, поскольку перечисляет страховые взносы страховой организации не ежемесячно, а один раз в квартал. Во-вторых, банк получает комиссию от страховой компании за то, что поставляет ей клиентов. Страховая компания имеет приток постоянных клиентов, поставляемых ей банком. Кроме того, и банк и страховая компания имеют взаимную выгоду. Банк управляет страховыми резервами страховой компании, которая предоставляет денежные средства, аккумулированные в резервах, надежному партнеру и получает доход.